По мнению специалистов[1] к признакам коррупционных преступлений относятся:
- непосредственное нанесение вреда авторитету государственной власти, государственной и муниципальной службы, а также службы в коммерческих и иных организациях;
- противоправный характер получаемых государственным (муниципальным) служащим или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо благ;
- использование виновным своего служебного положения вопреки интересам государства, общества или соответствующей службы;
- обладание совершившим коррупционное преступление признаками специального субъекта;
- наличие у виновного умысла на совершение действий (акта бездействия), объективно причиняющих ущерб интересам государственной власти, публичной или непубличной службы;
- наличие у виновного корыстной или иной заинтересованности.
- использование служебного положения в личных целях;
- участие в преступлении иных заинтересованных физических или юридических лиц;
- наличие в действиях сторон подкупа;
- получение или передача предмета подкупа.
Исходя из выше сказанного, можно предположить, что к признакам коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками полиции, относятся:
- обладание сотрудником полиции специальным статусом;
- причинение вреда авторитету государственной власти;
- противоправный характер получаемых сотрудником полиции дополнительных непредусмотренных установленными правилами благ;
- использование сотрудником полиции своего служебного положения вопреки интересам службы;
- наличие у сотрудника полиции корыстной или иной заинтересованности.
Учеными коррупционное поведение сотрудников полиции
подразделяется на следующие виды[2]:
гражданско-правовые коррупционные деликты - нарушение правил дарения.
В соответствии со ст. 575 ГК РФ запрещается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. К перечисленной категории лиц относятся и сотрудники полиции. Необходимо обратить внимание на то, что в указанном случае подарок принимается безвозмездно, т.е. без оказания каких-либо ответных услуг или иного ответного вознаграждения. В случае принятия подарка сотрудником полиции стоимостью хотя бы и меньше трех тысяч рублей за совершение каких-либо законных или незаконных действий, которые он может совершить в силу своего должностного положения, это поведение
будет являться коррупционным преступлением;
дисциплинарные коррупционные проступки - деяния, выражающиеся в использовании сотрудником полиции своего должностного положения с целью получения каких-либо благ, за которые предусмотрена дисциплинарная ответственность.
В соответствии со ст. 10 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации[3] (далее - Положение ОВД), сотруднику ОВД, в том числе полиции, запрещается заниматься предпринимательской деятельностью, а также работать по совместительству на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности, не входящих в систему МВД России, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Нарушение сотрудником полиции запрета, содержащегося в указанной статье, будет являться дисциплинарным коррупционным проступком;
административные коррупционные правонарушения - правонарушения, содержащие признаки коррупционного поведения, за совершение которых КоАП РФ установлена административная ответственность (ст.ст. 5.45, 5.47, 15.14);
коррупционные преступления - общественно опасные, виновные, противоправные деяния сотрудников полиции, непосредственно посягающие на авторитет и законные интересы службы, выражающиеся в незаконном получении каких-либо благ материального или нематериального характера, за которые в соответствии с УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Очевидно, что наиболее опасны для общества именно коррупционные преступления.
При этом ряд юристов подразделяют коррупционные преступления на публичные и непубличные1.
С нашей точки зрения, определение перечня коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками полиции, невозможно без знания общественно опасных деяний коррупционной направленности в целом. Однако до настоящего времени законодатель не счел возможным определить преступления, относимые к коррупционным.
Так, Федеральным законом «О противодействии коррупции» коррупция определяется как: злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (п. 1 ст. 1).
Однако в данном Законе не раскрыты ни понятие «коррупционные правонарушения», ни понятие «коррупционные преступления».
Исходя из законодательного определения коррупции, можно предположить, что к коррупционным преступлениям относятся:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- превышение должностных полномочий (ст. 286);
- дача взятки (ст. 290);
- получение взятки (ст. 291);
- злоупотребление полномочиями (ст. 201);
- коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ). [4] [5]
Кроме того в Законе о противодействии коррупции не раскрыто «иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения», что дает специалистам повод для свободной трактовки данного понятия.
Так, по мнению Д.Н. Каповича, эта часть определения вообще не относится к уголовно-правовой сфере, поскольку любые дефиниции и перечни в данной сфере подлежат расширительному толкованию, то есть законодатель имел в виду не преступления, а иные противоправные деяния: административные и служебные правонарушения. Например, к числу административных правонарушений коррупционной направленности относится незаконное вознаграждение от имени юридического лица (ст. 19.28 КоАП РФ), к числу служебных - нарушения профессиональных правил, закрепленных на ведомственном уровне1.
Еще более «размыто» понятие рассматриваемых преступлений в проекте Федерального закона «Основы антикоррупционной политики», несмотря на их конкретное указание и заявление, что указанный перечень исчерпывающий[6] [7] [8].
Особо необходимо остановиться на провокации взятки или коммерческого подкупа (ст. 304 УК). Это деяние в принципе не может быть коррупционным, так как оно как раз направлено на противодействие коррупции, другое дело, что незаконными способами. Поэтому, на наш взгляд, верно отнесение этого деяния к преступлениям против правосудия.
Не однозначны по этому вопросу и мнения ученых . Хотя большинство уверены, что к преступлениями коррупционного характера относятся предусмотренные уголовным законодательством общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет и законные интересы службы и выражающиеся в противоправном получении государственным, муниципальным служащим либо служащим коммерческой или иной организации каких-либо преимуществ (денег, имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении им таких преимуществ.
Причем к коррупционным, учеными отнесены преступления и против собственности, и в сфере экономической деятельности, и против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Хотя не всегда понятно почему те или иные деяния отнесены к коррупционным. Если выбор части преступлений против собственности логичен - они совершаются с использованием служебного положения, то большинство запрещенных деяний в сфере экономики вряд ли можно отнести к рассматриваемым преступлениям, если только они не совершаются должностными лицами. Но в этом случае, это будет либо совокупность преступлений, либо состав другого - должностного преступления. Кроме того, большинство деяний, указанных в перечне, совершаются служащими, к которым относятся не только должностные лица, но и служащие коммерческих и некоммерческих организаций[9] [10].
С точки зрения С.В. Максимова, под коррупционным преступлением понимается предусмотренное в УК РФ общественно опасное деяние, непосредственно посягающее на авторитет, и законные интересы государственной власти, государственной, муниципальной и иной службы и выражающееся в противоправном получении государственным, муниципальным или иным публичным служащим, либо служащим коммерческой или иной организации (в том числе, международной) каких- либо благ имущественного характера либо в предоставлении последним таких благ1.
Л.Д. Гаухман к преступлениям коррупционной направленности отнес общественно опасные деяния, субъектом которых являются должностные лица и которые совершаются посредством использования должностных полномочий из корыстной заинтересованности и в целях личного обогащения, указав только некоторые из них[11] [12] [13] [14]. При этом им к коррупционным деяниям выборочно отнесены преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина. Опять же не понятно, почему среди них нет, например, нарушения прав и свобод человека и гражданина и нарушение неприкосновенности жилища, совершенные лицами с использованием своего служебного положения (соответственно ч. 2 ст. 137 и ч. 3 ст. 139 УК). Кроме того, в его перечне почему-то отсутствует ст. 291 УК (дача взятки).
В докладе В.В. Лунеева на Международной научно-практической конференции (1999 г.) дан перечень коррупционных преступлений . Однако из данного перечня, не видно какие же именно преступления относятся к коррупционным.
Ю.М. Антоняном предложена следующая типология преступной
4
коррупции :
- коррупция в высших эшелонах власти в центре и на местах (часто связана с организованной преступностью, крупными хищениями, отмыванием «грязных» денег и т.д.);
- мелкие поборы с населения (сами по себе небольшие, в совокупности составляют огромные суммы);
- коррупция в правоохранительных органах (чрезвычайно опасный вид коррупции, одна из причин организованной преступности, крупных и сверхкрупных хищений, преступлений в сфере экономики; она же причина высокой латентности преступности в России);
- коммерческий подкуп организаторов и участников профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов;
- коммерческий подкуп в коммерческих и иных организациях;
- коррупция в средних и низших структурах исполнительной и законодательной власти;
- коррупция в средствах массовой информации (далее - СМИ);
- коррупция в образовании (в среднем и высшем, где процветают поборы в течение учебного года и взятки при поступлении в, так называемые, элитные вузы).
Г ипотетически можно предположить, что все выше указанные коррупционные общественно опасные деяния могут совершаться и сотрудниками полиции.
До настоящего времени не зафиксировано ни одного случая совершения сотрудником полиции следующих деяний: воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенные с подкупом; дачи незаконного вознаграждения лицам, обладающим коммерческой, налоговой и банковской тайной; подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов; коммерческого подкупа; подкуп свидетеля, потерпевшего в целях дачи ими ложных показаний либо эксперта, специалиста в целях дачи ими ложного заключения или ложных показаний, а равно переводчика с целью осуществления им неправильного перевода. Не вызывает сомнение, что в определенном случае сотрудник полиции может такие преступления совершить. Отсутствие регистрации этих преступлений не означает, что они не совершаются.
Следственной практикой подтверждается совершение сотрудниками полиции следующих общественно опасных деяний1:
- злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
- превышение должностных полномочий (ст. 286);
- получение взятки (ст. 290);
- дача взятки (ст. 291);
- посредничество во взяточничестве (ст. 291.1);
- служебный подлог (ст. 292);
- фальсификация доказательств (ст. 303).
Указанные преступления и будут в основном нами анализироваться и исследоваться. Не отрицая возможности отнесения к коррупционным преступлениям совершаемых полицейскими других преступлений, выбор данных преступлений обусловлен следующими обстоятельствами: 1) эти преступления, совершаемые полицейскими, представляют наибольшую общественную опасность; 2) эти преступления, к сожалению, традиционны для полицейских (не только для российских); 3) эти преступления в полиции наиболее распространены.
Последний тезис будет доказан нами в последующих главах работы.
В 2012 г., по данным Следственного комитета Российской Федерации, к уголовной ответственности больше всего привлекались сотрудники ОВД за дачу взятки (31,9%) и получение взятки (17,9%). Причем Следственным комитетом России отмечались и другие коррупционные преступления, совершаемые полицейскими: злоупотребление должностными полномочиями (11,8%), мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (11,1%), превышение должностных полномочий (9%), служебный подлог (5,3%) (наглядно эти данные представлены в приложении 4: табл. 7, диагр. 2). [15] [16]
В 2013 г. рассматриваемые должностные лица также больше всего привлекались за дачу взятки (32,6%) и получение взятки (18,8%). Среди других коррупционных преступлений, совершаемых ими можно назвать: злоупотребление должностными полномочиями (10,3%), мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (16,1%), превышение должностных полномочий (8,5%), служебный подлог (5,4%). Причем в эту категорию были добавлены присвоение и растрата с особо квалифицирующими составами (5,9)[17] (приложение 4: табл. 8, диагр. 3).
В качестве иллюстрации коррупции в существующей системе полиции можно привести факты взяточничества только за март 2012 г.:
- вынесен приговор начальнику отделения лицензионноразрешительной работы ОМВД РФ по Пушкинскому району Санкт- Петербурга за взятку;
- задержан начальник Преображенской полиции г. Москвы и по совместительству заместитель начальника ОМВД России по району при получении от частного предпринимателя взятки в размере 50 тысяч рублей.
- задержан заместитель начальника следственного отдела МВД России по району Алексеевский УВД по СВАО ГУ МВД по Москве, который за 200 тыс. рублей пообещал освободить гражданина от уголовной ответственности.
В апреле 2012 г. был арестован начальник ГИБДД Рязанской области, который организовал коррупционную сеть, принуждая подчиненных вымогать деньги с граждан за реальные и мнимые нарушения правил дорожного движения. По данным Следственного комитета, в течение короткого времени ему было передано около 900 тысяч рублей.
В середине мая того же года фигурантом уголовного дела стал начальник управления ГИБДД Тверской области, который обвинялся в организации следующей коррупционной схемы.
Главный региональный автоинспектор заставлял подчиненных ежедневно составлять протоколы о задержании машин за административные нарушения. При этом все документы передавались в распоряжение фирмы своей супруги, которой принадлежала штраф-стоянка, на которую доставлялись задержанные автомобили. По предварительным данным, сумма ущерба, причиненного таким способом, превысила 5 млн. руб.
[1] Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2008. С. 19; Гончаренко Г.С. Понятие, сущность и виды коррупции современной России // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. С. 61.
[2] Занина Т.М., Позднякова Е.В. К вопросу о коррупции в органах внутренних дел // Общество и право. 2009. № 3. С. 240.
[3] Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ред. от 21.11.2011, с изм. от 30.12.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 2. Ст. 70.
[4] Занина Т.М., Позднякова Е.В. Указ соч. С. 20-21.
[5] Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
[6] Капович Д.Н. Уголовно-правовое и уголовно-процессуальное обеспечение противодействия коррупции: международные стандарты и российское законодательство //
Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. № 1. С. 18.
[7]
Лопатин В.Н. О системном подходе в антикоррупционной политике // Государство и право. 2001. № 7. С. 23-36.
[8]
Волженкин Б.В. Коррупция: Серия «Современные стандарты в уголовном праве и уголовном процессе». СПб., 1998. С. 33; Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы (Тезисы доклада) // Государство и
право. 2000. № 4. С. 99-111; Кудашкин А.В., Козлов Т.Л. Еще раз о правовом понятии коррупции // Современное право. 2010. № 6. С. 7.
[10] См. подробно: Бычков В.В. К вопросу об относимости преступлений к коррупционным / Актуальные проблемы противодействия преступности: материалы международной научно-практической конференции (24-15.09.2009). Челябинск, 2009. С. 40-45.
[11] Максимов С.В. Коррупция. Закон. Ответственность. М., 2008. С. 19.
[12] Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. 2000. № 6. С. 2-6.
[13]
Лунеев В.В. Коррупция: политические, экономические, организационные и правовые проблемы (Тезисы доклада) // Государство и право. 2000. № 4. С. 99-111.
[14] Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 155.
[15] Справки по результатам деятельности Следственного комитета Российской Федерации за 2011-2013 гг. // Архив СК России.
[16] Справка о результатах деятельности Следственного комитета Российской Федерации в 2013 г. // Архив СК России.
[17] Справка о результатах деятельности Следственного комитета Российской Федерации в 2013 г. // Архив СК России.
|