Не вызывает сомнения, что страну разъедают метастазы коррупции. Это в первую очередь обусловлено размахом коррупции в органах государственной власти и органах, их представляющих, в целом, и в полиции, в частности.
По нашему мнению, состояние и динамику коррупции в полиции необходимо рассматривать через призму общей коррумпированности в стране.
Неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру Трансперенси Интернешнл (Transparency International)1 начала рассчитывать Индекс восприятия коррупции для России с 1996 г. (см. прилож. 4: табл. 1; граф. 1).
В 1996 г. индекс рассчитывался для 54 стран. Для России его значение составило 2,6 балла (46-47 места). Такое же значение индекса было и у Индии.
В 1997 г. индекс рассчитывался для 52 стран. Значение индекса для России составило 2,3 балла (49 место).
В 1998 г. индекс был рассчитан для 85 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (76 место).
В 1999 г. индекс был рассчитан для 99 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (82 место). Такое же значение индекса было, например, и у Эквадора. [1] [2]
В 2000 г. индекс был рассчитан для 90 стран. Значение индекса для России составило 2,1 балла (82 место). Такое же значение индекса было у Кении.
В 2001 г. индекс был рассчитан для 91 страны. Значение индекса для России составило 2,3 балла (79 место). Такое же значение индекса было у Эквадора и Пакистана.
В 2002 г. индекс был рассчитан для 102 стран. Значение индекса для России составило 2,7 балла (86 место). Такое же значение индекса было у Кот д’Ивуара, Гондураса, Индии, Tанзании и Зимбабве. В своей речи, посвященной публикации Индекса восприятия коррупции 2002 г. председатель Трансперенси Интернешнл Питер Айген отметил, что: «Недавние шаги Президента Владимира Путина по проведению налоговой реформы и новых законов по борьбе с отмыванием денег демонстрируют возможность смягчения восприятия коррупции в России, но ИВК-2002 указывает, что России предстоит еще длинный путь, так как она по-прежнему остается сильно коррумпированной страной, получившей наравне с Узбекистаном, Грузией, Украиной, Казахстаном, Молдовой и Азербайджаном менее 3 баллов из 10»1.
В 2003 г. индекс был рассчитан для 133 стран. Значение индекса для России составило 2,7 балла (79 место). Такое же значение индекса было у Мозамбика.
В 2004 г. индекс был рассчитан для 146 стран. Значение индекса для России составило 2,8 балла (90 место). Такое же значение индекса было у Гамбии, Индии, Малави, Мозамбика, Непала, Танзании. По словам Питера Айгена, прокомментировавшего полученные результаты, Россия, как и другие страны, имеющие крупные запасы нефти набрала низкий балл. «В этих странах система заключения государственных контрактов, связанных с нефтедобычей, пронизана коррупцией, в результате чего львиная доля доходов от производства и продажи нефти оседает в карманах менеджмента западных нефтяных компаний, посредников и местных чиновников». В то время руководитель российского отделения организации Елена Панфилова отметила, что положение России в рейтинге остается стабильным с 2000 г. По ее словам, многочисленные реформы президента В.В. Путина никак не меняют мнения предпринимателей и экспертов о степени коррумпированности российской бюрократической системы управления страной.
В 2005 г. индекс был рассчитан для 159 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (126 место). Такое же значение индекса было у Албании, Нигера, Сьерра-Леоне. По высказанному тогда мнению Елены Панфиловой, такая позиция России в рейтинге - национальный позор России. Снижение рейтинга России она связывала с «огромным зазором между антикоррупционной риторикой на верхах и реальным положением бизнеса на местах»1.
В 2006 г. индекс был рассчитан для 163 стран. Значение индекса для России составило 2,4 балла (121 место). Такое же значение индекса имели Бенин, Г амбия, Гайана, Г ондурас, Непал, Филиппины, Руанда, Свазиленд.
В 2007 г. Трансперенси Интернешнл включила в свой рейтинг 180 стран. Значение индекса для России составило 2,3 балла (143 место). Такое же значение индекса имели Гамбия, Индонезия, Того. Елена Панфилова связала это тем, что в России существует «коррупционная стабилизация», вследствие чего позиции России в рейтинге не сильно меняются.
В 2008 г. индекс был вновь рассчитан для 180 стран. Значение индекса для России составило 2,1 балла (147 место). Такое же значение индекса было у Сирии, Бангладеш и Кении. В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» отмечалось, что Индекс 2.1 является самым низким показателем России в ИВК за последние восемь лет. Далее представители агентства утверждали, что ничего удивительного в этих данных нет, если учесть, что высочайший уровень
коррупции в стране признается как простыми россиянами, так и высшим руководством страны. Ситуация с коррупцией в России достигла угрожающих масштабов. И эта угрозу нарастает по всем фронтам: феномен коррупции поразил политическую, институциональную, экономическую, судебную, правоохранительную, образовательную и воспитательную сферы, сферу социальной защиты, медицинскую, инвестиционную сферы, сферу международной торговли и серьезно подрывает саму государственность России.
В 2009 г. Россия занимала в рейтинге организации Трансперенси Интернешнл 146 место. При этом российский коррупционный рынок оценивался в $300 млрд.
В 2010 г. Россия заняла 154 место (всего исследованы 178 стран). В пресс-релизе Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р», в частности, утверждалось: «... никаких кардинальных изменений не произошло. С коррупцией в нашей стране все как было плохо, так плохо и осталось». Елена Панфилова заявила, что за год в России, фактически, ничего не поменялось, и добавила, что страны с рейтингом ниже трех баллов следует считать находящимися в зоне очень высокой коррупции.
В 2011 г. был составлен «Индекс взяткодателей», подготовленный Transparency International, согласно которому при зарубежных операциях российские компании являются самыми коррумпированными из 28 исследованных стран. В 2011 г. Россия заняла 143 место (всего исследованы 182 страны). Согласно данным британской аудиторской компании Ernst & Young, полученным в результате исследований, проведенных весной 2012 г., за 2011 г. коррупционные риски в России значительно снизились и по многим параметрам стали ниже среднемирового уровня. В исследовании Ernst & Young приняли участие свыше 1500 топ-менеджеров крупнейших компаний из 43 стран мира. Так, если в 2011 г. 39% опрошенных в России менеджеров заявляли о необходимости давать взятки наличными для защиты бизнеса или достижения корпоративных выгод, то в 2012 г. таких стало 16%.
В Индексе восприятия коррупции в 2012 г. Россия набрала 28 баллов и заняла 133 место из 176 возможных, расположившись между бывшими соседями по СССР - Казахстаном и Азербайджаном.
В 2013 г. в рейтинг вошли 177 стран. Как и в прошлом году, Россия получила 28 баллов, что соответствует 127 месту. Столько же получили Азербайджан, Пакистан, Никарагуа, Мали, Мадагаскар, Ливан, Гамбия и Коморские острова.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) три четверти россиян (74%) отмечает высокую или очень высокую степень распространения коррупции в обществе (30% - очень высокая, 44% - высокая). Только 19% респондентов посчитали ее «средней», лишь 1% - «низкой» и никто не сказал, что коррупции нет совсем1.
Статистика также подтверждает рост числа выявляемых фактов взяточничества, как основного преступления, составляющего стержень коррупции, в России. За последние десять лет этот показатель увеличился почти в полтора раза. Причем наблюдается определенная нестабильность данного показателя: год - скачок, а на следующий год - падение. Однако в целом фиксируется рост взяточничества: с 8928 фактов взяточничества в 2004 г. до 11521 - в 2013 г. (прилож. 4: табл. 2, граф. 2).
Можно утверждать, что последние 10 лет стабильно увеличивается количество случаев получения взятки: с 5273 в 2004 г. до 7687 в 2013 г. (прилож. 4: табл. 3, граф. 3). При этом увеличивается количество взяточников: с 1925 в 2004 г. до 2377 - в 2013 г. (прилож. 4: табл. 5, граф. 5).
Высокую степень коррумпированности в обществе чаще отмечают жители Северо-Западного (46%), Сибирского (43%) и Южного федеральных округов (41% соответственно). Причем, чем крупнее населенный пункт, тем более коррумпированы различные сферы и институты общества, по мнению
наших сограждан. Так, высокий уровень коррупции отмечают 42% жителей обеих столиц и только 21% сельских жителей.
По данным ВЦИОМ наиболее коррумпированными сферами и институтами общества считаются правоохранительные органы (ГАИ - 33% и полиция - 26%) и муниципальные органы власти (28%). Далее социологи выделяют следующие коррумпированные сферы: «все общество в целом» (23%), «сфера медицины» (16%) и «образование» (15%). Среди коррумпированных органов значатся: федеральные органы власти и судебная система в целом. Далее следуют представители крупного бизнеса с 13%. Затем в рейтинг коррумпированных структур попали работники военкоматов, артисты шоу-бизнеса, должностные лица Вооруженных сил и торговли (8%, 6%, 5%, 4% соответственно). На последнем месте: представители СМИ, политических партий России, а также депутаты Г осударственной Думы РФ (по 3%).
Не видят никакого результата в борьбе с коррупцией за последний год 43% россиян. Каждый третий респондент отмечает, что результаты есть, но они не слишком значительны (32%), а в 10% случаев наши сограждане склонны видеть скорее ухудшение ситуации и усиление коррупции. Лишь 7% россиян видят прогресс в борьбе с этим явлением. Такое же количество респондентов затруднились оценить результаты борьбы с коррупцией.
Более половины опрошенных (53%) считают, что материальное вознаграждение (в том числе подарки) за ту работу, которую люди различных профессий (врачи, учителя и т.д.) должны делать в силу исполнения ими своих функциональных обязанностей, столь же опасное явление, что и коррупция среди государственных чиновников органов власти.
Жадность, аморальность российских чиновников и бизнесменов, а также несовершенство законов - главные причины коррупции, по мнению наших сограждан (39% и 35% соответственно). Почти каждый пятый считает, что корень проблемы - в низком уровне правовой культуры и законопослушания у подавляющего большинства населения (21%).
В то же время каждый второй респондент (47%) отмечает, что ему никогда не приходилось давать деньги и подарки людям, от которых зависело решение проблем. Около трети россиян заявляют, что единичные случаи были (28%). 20% признают, что нередко прибегали к подобным действиям.
В России фиксируется самый низкий уровень доверия правоохранительным органам: только 40% опрошенных заявили о полном или частичном доверии к их представителям1 (прилож. 4: табл. 6, диагр. 1).
При этом, что примечательно, больше всего взяток дают именно представителям правоохранительных органов - 30% опрошенных. С 2007 г. число россиян, признавшихся, что за последний год хотя бы раз давали взятку, выросло с 17 до 29% от общего числа опрошенных, то есть почти в два раза. Число тех, кто подкупал сотрудников правоохранительных органов, выросло от трех до пяти раз[3] [4] [5].
По данным ВЦИОМ наиболее коррумпированными в полиции являются ГИБДД (33%) и другие наружные службы полиции (26%).
Согласно данным, полученным в результате анализа деятельности Верховного Суда РФ, 31% осужденных за взяточничество являются работниками полиции. Причем размер взятки в полиции составляет: 13,8% - до 500 руб.; 33% - от 500 руб. до 3 тыс. руб.; 23% - от 3 до 10 тыс. руб.; 12%
3
- от 10 до 30 тыс. руб.
В 2013 г. Следственным комитетом Российской Федерации в отношении сотрудников полиции были возбуждены уголовные дела по следующим составам преступлений1:
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285) и превышение должностных полномочий (ст. 286) - 1332;
получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1) - 649;
служебный подлог (ст. 292) - 497.
Службой собственной безопасности МВД России в 2012 г. задержаны за взятки 374 сотрудника полиции. При этом проведено 4824 проверки, по результатам которых в 1267 случаях изложенная информация о неправомерных действиях сотрудников полиции нашла свое подтверждение. На основании этих материалов органами СК России возбуждено 542 уголовных дела с привлечением 345 сотрудников к уголовной ответственности[6] [7].
Кроме того, при анализе состояния коррупции в полиции было установлено, что огромное количество преступлений укрывается. Заявления не принимаются, а если под давлением потерпевших их принимают, то они в дальнейшем не регистрируются. Назрела необходимость, по нашему мнению, УК РФ дополнить нормой, предусматривающей ответственность за укрытие преступлений.
Причем, по нашему мнению, ответственность за укрытие преступлений по степени общественной опасности должна соответствовать наказанию за совершение служебного подлога, то есть внесения должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, предусмотренного ст. 292 УК РФ. Однако считаем, что лишение свободы в данном случае не соизмеримо с опасностью деяния. Кроме того, условием наступления ответственности за укрытие преступлений должно быть, как и при совершении служебного подлога - совершение из корыстной или иной личной заинтересованности.
Таким образом, предлагается УК РФ дополнить нормой, предусматривающей ответственность за укрытие преступления, в виде ст. 292.2 «Укрытие преступлений» следующего содержания:
«Укрытие должностным лицом преступления, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности -
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев».
[1] http://ru.wikipedia.org/wiki/Transparency_International.
[2] Индекс оценивается по шкале от 0 до 10 баллов, где ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а десять - наименьший // http://ru.wikipedia.org.
[3] Уровень доверия к правоохранительным органам в разных странах // Власть:
аналитический еженедельник. 2010. № 32. С. 30.
[4]
Раздел 7 Доклада «О состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению за 2008 год».
[5] Евстифеев В.В. и др. Проблемы противодействия коррупции в системе государственной службы // Административное и муниципальное право. 2010. № 4. С. 32.
[6] Справка о результатах деятельности Следственного комитета Российской Федерации в
2013 г.
[7]
Чужие среди своих // Российская газета. 2012. 19 декабря.
|