Несмотря на многочисленные попытки анализа феномена коррупции, на сегодняшний день отсутствуют адекватные и объективные объяснения ее природы, а также причин и условий существования данного социального явления. Ряд исследователей рассматривают коррупцию как отражение извечных человеческих пороков, другие видят причину коррупции в неэффективных законах. Еще большее число ученых считает главной причиной коррупции - существование государства, с его многочисленным корпусом чиновничества, способствующего бюрократизации общественной жизни. При этом изучение причин коррупции сопряжено с рядом серьезных трудностей, главная из которых - очень высокая латентность коррупционных проявлений. Кроме того оценка степени коррумпированности общества значительно затруднена в связи с крайней ограниченностью показателей, которые могут быть использованы для их
характеристики. Помимо этого, коррупция определяется не каким-то отдельным фактором, а является следствием сложного комплекса причин1.
В соответствии с антикоррупционным законодательством к противодействию коррупции относится ее предупреждение, в том числе выявление и устранение ее причин (п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции). При этом к одной из законодательных мер по профилактике коррупции относится устранение причин коррупции (п. 2.1. ст. 6 Закона о противодействии коррупции). Одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является повышение ответственности должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за непринятие мер по устранению причин коррупции (п. 20 ст. 7 Закона о противодействии коррупции).
В развитие законодательства целью Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 , является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Прежде чем определить причины коррупции в полиции, по нашему мнению, необходимо рассмотреть причинность коррупции в целом.
По данным Всероссийского цента исследования общественного мнения (ВЦИОМ) главными причинами коррупции, как уже говорилось, являются жадность и аморальность российских чиновников и бизнесменов, а также несовершенство законов (39% и 35% соответственно) . [1] [2] [3]
Судьей Верховного Суда (в отставке), Н.А. Колоколовым в интервью журналу «Администратор суда»1 было высказано мнение, что коррупция является неотъемлемым качеством чиновничества. При этом он пояснил, что в отдельные периоды развития общества желание чиновника использовать служебное положение в личных целях резко возрастает. Основной причиной коррупции, по его мнению, является исповедуемая обществом система ценностей, так как в современной России «бедность - порок», престижно быть «успешным», иметь «набор материальных ценностей»: дорогой современный дом, автомобиль и т.п. Не обладающий «джентльменским» набором в общественном сознании, как и непьющий, - «либо хворый, либо подлюка». «Механизм получения ценностей» для чиновника - главное, а общество, пребывающее на этапе первичного накопления, его мало интересует. Причем данный стандарт присущ не только чиновничеству, не случайно выражение, «чтоб ты жил на одну зарплату» в России, - ругательство.
Не однозначно понимание причин коррупции среди ученых[4] [5].
По их мнению, основными причинами коррупционных проявлений являются:
- укорененность коррупции как «нормы жизни»;
- убежденность в том, что нормы закона в принципе не позволяют, например, вести нормальную предпринимательскую деятельность и, чтобы выжить, бизнесмены вынуждены вступать в коррупционные связи с чиновниками;
- отсутствие или низкое качество принятых антикоррупционных законов, а также подзаконных актов;
- низкий уровень подготовки (кадровой, технической и т.д.) правоохранительных органов;
- толерантность населения к проявлениям коррупции;
- низкая культура правосознания у граждан;
- отсутствие опасения потерять полученное незаконным способом благо в будущем при проверке оснований его приобретения;
- незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации.
Ю.М. Антоняном причины коррупции выделены в следующие группы[6]:
экономические:
- нестабильность в экономике, зависящая от внутренней политики и внешних влияний;
- инфляционные процессы;
- проникновение организованной преступности в легальный бизнес;
- материальная необеспеченность мелкого чиновника, идущего на поборы и взятки ради удовлетворения собственных нужд;
- появление богатых людей, имеющих возможность давать взятки, иногда огромные;
- процедура приватизации и непродуманное завышение ее темпов, отсутствие нужной для нее правовой базы;
- отсутствие эффективной рыночной конкуренции, что позволяет получать сверхдоходы, а также добиваться успеха не работой, а подкупом;
политические и организационные:
- отсутствие прозрачности действия властей, достаточно традиционное для России;
- возможность определять чиновниками в своих интересах особые правила отношений с населением и предпринимателями, в том числе из-за отсутствия контроля за ними со стороны общества;
- проникновение в государственные учреждения представителей преступных организаций;
- непомерное количество чиновников, что снижает возможность их высокой оплаты;
- отсутствие эффективных правовых механизмов смещения коррумпированных лиц, многие из которых, даже будучи уличены в получении взяток, все-таки избегают уголовного наказания;
- практическая неуязвимость для правосудия некоторых высших чиновников, обладающих, так называемыми, связями и богатством;
- коррупция в правоохранительных органах, отдельные представители которых не хотят, да и не могут бороться с коррупцией;
- отсутствие у некоторых представителей высшей власти желания действительно бороться с коррупцией;
- отсутствие единого учета лиц, которым запрещено занимать должности на государственной или муниципальной службе;
психологические:
- игровая мотивация: как показывают отдельные исследования, коррумпированными личностями может двигать не только корысть, но и бессознательное желание превратить свою работу в острую захватывающую игру;
отчуждение личности от государственной власти, в результате чего люди привыкли думать, что без подкупа нельзя ничего сделать, а контролировать чиновников невозможно;
- круговая порука среди коррупционеров, каждый из них помогает, даже спасает другого, тем самым поддерживая и защищая себя, сохраняя свой источник дохода, и обеспечивая собственную безопасность;
- многовековая история мздоимства, сделавшая коррупцию традицией, вписанной в образ жизни российского общества;
- традиционное отсутствие солидарности населения с законами, запрещающими коррупцию; существует ряд должностей и профессий, которые становятся вожделенными только потому, что открывают возможность для поборов и мздоимства, например, работа в правоохранительных органах, для некоторых людей весьма соблазнительна именно по этой причине;
- низкий уровень правовых знаний у населения, правосознания;
- психологическая готовность к подкупу;
- феномен обоюдной вины дающего и берущего взятку: поскольку каждый из них знает, что виноват и это снижает его ответственность перед самим собой, чувство вины исчезает, так как он может переложить вину и на другого; здесь имеет место рефлексивная игра, которую необходимо учитывать при расследовании коррупционных преступлений и рассмотрении их в суде.
В 2009 г. М.В. Шедий сформулировал следующий комплекс факторов причинности коррупции[7]:
природно-ресурсные факторы.
К числу природных факторов, в той или иной степени оказывающих влияние на уровень коррумпированности общества, может быть отнесена степень обеспеченности страны природными ресурсами (минеральными, лесными, водными, агроклиматическими и др.). Влияние данного фактора может быть расценено двояко. С одной стороны, наличие значительных природных ресурсов является базой для экономического развития страны, что, в свою очередь, может способствовать снижению коррупции. Но, при этом, природные богатства являются мощным стимулом, своего рода, провокационным фактором для коррупционного поведения. Кроме того, в обществе, изначально обладающим естественным богатством складывается особый «потребительский», «нехозяйский» тип взаимоотношений, что является благоприятной средой для развития коррупции;
социокультурные факторы.
Бесспорным является тот факт, что широкомасштабному распространению коррупции в России в немалой степени способствует несформированность гражданского общества с его потенциально высокими нравственными ценностными приоритетами. Кроме того, проникновению коррупции во все сферы жизни общества способствует пропаганда СМИ насилия и бездуховности, пренебрежительного отношения к нравственным принципам и традиционным российским ценностям - бескорыстному служению Отечеству, совести и справедливости, взаимопомощи и коллективизму;
социально-экономические факторы.
Значительное влияние на рост коррупции оказывают резкие изменения в худшую сторону степени поляризации общества по уровню доходов и уровню экономической нестабильности, прямо влияющие на возможности подкупаемого и подкупающего.
К социально-экономических факторам относятся:
- критически высокий уровень поляризации населения по уровню дохода и возрастающая общая бедность;
- высокий удельный вес теневой экономики;
- широкое включение в экономический оборот практики «отмывания» доходов, полученных незаконным путем;
- чрезмерно высокие налоги для коммерческих организаций;
- перманентный, затянувшийся экономический кризис, неустойчивость экономической ситуации;
- административный разрешительно-принудительный принцип, охватывающий практически все сферы экономической активности.
политические факторы:
- неурегулированное политическими правилами переплетение власти и бизнеса;
- неразвитость института легального лоббирования экономических интересов;
- слабость гражданского контроля;
- отсутствие ясной и последовательной антикоррупционной политики;
- неготовность политических партий к отказу от использования коррупции как инструмента политической борьбы;
- неразвитость института коллективной и индивидуальной политической ответственности за последствия коррупционного поведения высших чиновников;
правовой фактор.
Правовой фактор с одной стороны отражает то, что главная проблема в сфере правового обеспечения противодействия коррупции - это отсутствие целенаправленного антикоррупционного законодательства, которое полностью определило бы порядок взаимодействий представителей власти и носителей экономических интересов, власти и гражданского общества, власти и граждан. С другой стороны, органы законодательной власти также являются объектами коррупционных интересов, а часть представляющих их законодателей различного уровня - активными участниками коррупционных действий.
Мы не можем согласиться с мнением выше озвученных специалистов по ряду высказанных ими положений.
Например, вызывает сомнение влияние на коррупцию природноресурсного фактора. В настоящее время глобальный финансовый кризис в России преодолен, и экономическая ситуация в стране относительно устойчивая, что, кстати, подтверждается экономистами. Кроме того, ни у кого не вызывает сомнения, что за последние годы обозначилась твердая государственная политика по борьбе с коррупцией, сформирован законодательный антикоррупционный пакет. Подтверждается вышесказанное и привлечением к уголовной ответственности чиновников различного уровня и статуса, например, арестованы мэры Махачкалы и Астрахани.
Исходя из общей причинности, рассмотрим основные причины коррупции в полиции.
В юридической литературе[8] в качестве основных причин коррупции в полиции называются:
- низкая заработная плата;
- отсутствие должного контроля со стороны органов, надзирающих за деятельностью полиции и органов собственной безопасности;
- отсутствие должного уровня правового сознания у значительной части граждан;
- низкий уровень материально-технического обеспечения полиции;
- влияние преступной среды, представители которой постоянно пытаются перетянуть на свою сторону сотрудников полиции с целью получения от них упреждающей информации, и др.
Мы не можем согласиться с данными положениями о причинности коррупции в полиции, так как в настоящее время реформы в МВД России уже дали определенные положительные результаты:
- резко выросла заработная плата сотрудников полиции.
Правда, в связи с сокращением штатов, увеличилась и служебная нагрузка;
- службой безопасности МВД России, на почве антикоррупционной политики, усилено выявление и предупреждение коррупционных деяний в полиции.
Кроме того, в апреле 2012 г. в Следственном комитете России создано специализированное подразделение, расследующее преступления, в том числе коррупционные, совершаемые сотрудниками полиции.
- укрепляется материально-техническое обеспечение полиции.
По нашему мнению, причинность коррупции в полиции можно классифицировать в зависимости от сфер ее проявления:
в политической сфере - отсутствие долгосрочных антикоррупционных программ, как на федеральном, так и муниципальном уровнях власти;
в правовой сфере:
- отсутствие нормативных актов, регламентирующих выявление и предупреждение коррупции в полиции;
- отсутствие специальных нормативных актов, регламентирующих служебную деятельность сотрудников в полиции, например, по вопросам: ротации кадров; функционирования «телефона доверия»; приемки, регистрации и разрешения сообщений о коррупционном деянии сотрудника полиции; проверки сотрудников полиции на полиграфе и др.;
- несовершенство действующего законодательства, в частности, федеральных законов о службе в полиции и о полиции, в части противодействия коррупции среди сотрудников полиции;
во внутрислужебной сфере:
- несовершенство кадрового подбора и расстановки кадров в полиции;
- попустительство руководящего состава полиции в отношении подчиненных сотрудников, подозреваемых в коррупционных деяниях;
- волокита при проверках сообщений о коррупционных деяниях сотрудников полиции;
- отсутствие ротации руководящего состава на всех уровнях в полиции;
- отсутствие действенного запрета на перевод на другое место работы и прямого указания в законе на неизбежное увольнение сотрудника полиции, совершившего коррупционное преступление;
- наличие «землячества», «местничества», «кумовства» в полиции, что можно объединить единым термином - непотизм (от лат. nepotis - внук, племянник);
- отсутствие общественного контроля за служебной деятельностью полицейских;
в социальной сфере:
- отсутствие дифференцированного денежного вознаграждения;
- проблемы с обеспечением жильем;
- отсутствие равнозначной компенсации за сверхурочную службу;
- проблемы с обеспеченностью дошкольными учреждениями детей сотрудников полиции;
в идеологической сфере:
- отсутствие правового, в том числе антикоррупционного, обучения и воспитания сотрудников полиции;
- низкий престиж службы в полиции, как результат компрометации их деятельности политическими и общественными деятелями, а также СМИ.
Немаловажным фактором роста коррупции как в целом в стране, так и в полиции, в частности, являются обстоятельства, способствующие ей, или условия ее возникновения и распространения.
По данным Всероссийского цента исследования общественного мнения (ВЦИОМ) почти каждый пятый считает, что корень проблем, связанных с коррупцией, - в низком уровне правовой культуры и законопослушания у подавляющего большинства населения (21%)1.
Неоднозначно и мнение ученых в отношении условий коррупции[9] [10].
К основным условиям коррумпированности отнесены:
- изначальная настроенность служащих на использование своей работы в личных корыстных интересах;
- наличие в их среде лиц с высоким уровнем материального благосостояния, достигнутого за счет незаконной деятельности;
- ориентированность на высокие стандарты жизни, достигнутые знакомыми, без должного материального их обеспечения;
- множественность и разнородность нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с преступностью.
По мнению А.Н. Чащина, уровень коррупции изменяется под влиянием ряда факторов внешней и внутренней среды[11].
К внешним факторам, влияющим на уровень коррупции в государственных органах, относятся:
- противоправная экономическая деятельность юридических и физических лиц, наносящая ущерб экономическим интересам РФ;
- стремления международных и российских преступных формирований, а также отдельных лиц с противоправными намерениями к подкупу сотрудников государственных органов в целях создания благоприятных условий для совершения преступлений;
- слабая материальная обеспеченность, моральная защищенность и правовая защищенность сотрудников государственных органов, а также лиц, оказывающих содействие правоохранительным органам;
- нарушение иерархии нормативных правовых актов.
К внутренним факторам, влияющим на уровень коррупции в государственных органах, относятся:
- низкая эффективность контроля за повседневной деятельностью государственных и муниципальных служащих со стороны руководителей различных уровней, создающая условия и предпосылки к злоупотреблению служебным положением и нарушениям требований закона некоторыми чиновниками;
- упущения в управленческом и воспитательном процессе в коллективах, порождающие нарушения трудовой и служебной дисциплины;
- отклонения от действующих технологий при осуществлении основной деятельности;
- нарушения трудового законодательства, принципа справедливости в решении кадровых, социальных и бытовых вопросов, допускаемые некоторыми руководителями государственных и муниципальных органов;
- недостатки в подборе и расстановке кадров, изъяны в моральнопсихологическом климате в некоторых коллективах государственных органов;
- отсутствие порядка информационного взаимодействия представителей государственных органов с гражданами и организациями;
- расширительное толкование компетенции государственных органов;
- нечеткое определение сферы деятельности государственных органов;
- отсутствие связи между предоставленными представителю государственного органа правами и его обязанностями.
Другие ученые условия коррупции рассматривают применительно к экономическим, политическим, психологическим и организационным блокам[12].
К числу основных экономических условий коррупции относятся:
- экономическая нестабильность, проявляющаяся, прежде всего, в неконтролируемых инфляционных скачках, стандартным следствием которых является внезапное обесценивание денежного содержания государственных служащих, провоцирующее их искать незаконные источники компенсации потерянных денежных средств;
- формирование социального слоя, имеющего сверхвысокие доходы и, следовательно, свободные деньги которых могут широко использоваться для подкупа чиновников;
- традиция уравнительного подхода к оплате труда государственных служащих, провоцирующая стремление некоторых чиновников к незаконным средствам получения компенсации их дополнительных затрат.
Политические условия коррупционной преступности:
- фактическое отчуждение большей части населения от власти, в частности, от управления имуществом, от правотворчества и правоприменения, которое уже само по себе постоянно воспроизводит основания постоянной зависимости гражданина от чиновника;
- монопольный контроль чиновничества за процессом разгосударствления, при котором относительно легко можно присвоить значительную часть стоимости трансформированной собственности;
- отсутствие эффективного политического механизма, обеспечивающего быстрое лишение полномочий государственных и муниципальных служащих, скомпрометировавших себя в глазах населения действиями, которые традиционно воспринимаются как коррупция (получение дорогих подарков, систематическое присутствие на банкетах, устраиваемых представителями крупного бизнеса, устройство близких на высокооплачиваемую работу в подконтрольных коммерческих организациях и др.);
- недостаточно эффективный парламентский контроль за высшими должностными лицами государства;
- нестабильность существующих форм политического устройства общества на всех уровнях, провоцирующая пренебрежительное отношение государственных и муниципальных служащих к своим обязанностям;
- использование идеи борьбы с коррупцией исключительно в качестве лозунга политической конъюнктуры после победы, в которой обычно этот лозунг предается забвению;
- сформировавшаяся традиция борьбы за власть с целью получения личных преимуществ;
- расширяющееся проникновение в государственные органы власти представителей организованных преступных групп и преступных сообществ;
- ничем не компенсированное разрушение старой системы негосударственного контроля над деятельностью должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления.
Правовые условия коррупционной преступности:
- дискредитация права, как основного инструмента регулирования жизни личности, общества и государства;
- отсутствие законодательного определения коррупционного
преступления;
- недостаток общих административно-правовых запретов за различные виды коррумпированного поведения, которые могли бы выполнять функции мер ранней профилактики коррупционных преступлений;
- многочисленные пробелы в законодательстве, регламентирующие налогообложение государственных служащих;
- неоправданно высокий уровень неопределенности норм многих отраслей и институтов законодательства, создающий объективную основу для неконтролируемого произвола правоприменителями.
Психологические условия коррупционной преступности:
- в общественном сознании сформировано представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед чиновниками;
- многовековые традиции получения незаконного вознаграждения на государственной службе;
- традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп;
- некоторая гиперболизация в общественном сознании тотальной коррумпированности государственного аппарата;
- правовая пассивность и невежество значительной части взрослого населения.
Условия коррупционной преступности организационного характера:
- укрепление организованной преступности, ее сращивание с коррумпированными служащими;
- крайне низкий уровень фактической раскрываемости преступлений;
- структурная неадекватность правоохранительной системы целям борьбы с коррупцией;
- низкий уровень информационного, научного и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупционной преступностью;
- малоэффективный механизм взаимодействия различных правоохранительных органов по вопросам борьбы с коррупционной преступностью (прежде всего, на местном и региональном уровнях).
Специалистами выделяется ряд правонарушений, создающих условия для возникновения коррупции в полиции [13]:
- использование своего статуса, а также основанных на нем авторитета занимаемой должности и возможностей для вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов, особенно если это не входит в круг полномочий соответствующих сотрудников и не предусмотрено законодательством;
- использование сотрудниками полиции в личных или групповых интересах служебной и иной информации, полученной при выполнении служебных полномочий, если такая информация в соответствии с законодательством не подлежит разглашению или распространению;
- нарушение установленного законами и иными нормативными правовыми актами порядка принятия и рассмотрения заявлений, жалоб, обращений физических и юридических лиц.
- деятельность организованных преступных формирований, направленная на проникновение в полиции;
- добывание служебной информации о деятельности полиции, их подразделений и отдельных сотрудников, в том числе путем установления доверительных отношений с неразборчивыми в связях сотрудниками;
- компроментирование полиции, их сотрудников, а также лиц, оказывающих содействие полиции;
- вовлечение работников полиции в противоправную деятельность, оказание дезорганизующего воздействия на их морально-психологическое состояние;
- недостаточный уровень социальной и правовой защищенности работников полиции, что порождает высокий уровень коррупционной предрасположенности (уязвимости) при осуществлении ими своих полномочий;
- противоправные действия отдельных представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и религиозных объединений, затрагивающие законные интересы сотрудников полиции, попытки их использования в антиконституционных целях;
- распространение ложных сведений со стороны СМИ, отдельных политических партий и движений, направленное на формирование негативного образа сотрудников полиции;
- возникновение внешних факторов, обусловливающих возможное ухудшение материально-технического, финансового и иного обеспечения деятельности полиции;
- совершение должностных проступков работниками полиции, связанных с нарушением законности, прав и свобод граждан;
- устойчивые внеслужебные контакты работников полиции с представителями криминальных структур, теневой экономики;
- привлечение к сотрудничеству недобросовестного и профессионально непригодного негласного аппарата;
- высокая текучесть кадров (особенно в низовых звеньях полиции и их оперативных подразделениях);
- нарушение законности и социальной справедливости в решении кадровых, управленческих и социальных вопросов руководителями полиции.
По нашему мнению, далеко не все вышеперечисленные условия общей коррупции применимы к коррупционности в полиции.
Действительно начало реформы в МВД населением воспринималось в целом положительно. Представители органов власти через СМИ сообщали об успешности модернизации внутренних органов. Однако в последние несколько лет, в связи с непостоянством и нервозностью обстановки в полиции, резким снижением престижности правоохранительной службы и одновременно чрезвычайным контролем за деятельностью полиции общественных организаций и СМИ, далеко не все поступающие на службу имеют изначальную заинтересованность в использовании своей работы в личных корыстных интересах и уж тем более не стремятся изначально совершать коррупционные преступления.
Кроме того, в последние годы вступило в действие как федеральное и муниципальное, так и ведомственное антикоррупционное законодательство, которое все действеннее препятствует распространению коррупции в полиции, в частности, разработан Административный регламент системы МВД России по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним законных решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством срок.
Нельзя сказать, что в настоящее время остается низким контроль за повседневной деятельностью сотрудников полиции, так как усилился и внутренний контроль (Служба безопасности) и внешний (прокуратура, СК России, общественные организации, СМИ).
Исходя из вышеизложенного, следует признать, что условия коррупции в полиции необходимо рассматривать применительно к следующим сферам деятельности: экономики, политики, права и управления:
к основным экономическим условиям коррупции в полиции относятся:
- экономическая нестабильность, проявляющаяся в обесценивании денежного содержания сотрудников полиции, провоцирующее их искать другие, часто незаконные источники доходов;
- наличие группы людей, способных по своим материальным возможностям вовлекать сотрудников полиции в коррупционные деяния;
- отсутствие дифференцированной оплаты труда сотрудников полиции;
- запрет на дополнительный заработок сотрудникам полиции.
Ныне действующее исключение на разрешение дополнительного заработка, связанного с преподавательской и научной деятельностью, не решает общей проблемы, связанной с возможностью легальным путем заработать дополнительные деньги, особенно в тех случаях, когда полицейский остро в них нуждается (ребенок пошел в школу, необходимо сделать ремонт в квартире, чтобы выделить для него отдельное помещение и т.д.);
к основным политическим условиям коррупции в полиции относятся:
- игнорирование возможностей влияния организованной преступности на коррупцию в полиции;
- отсутствие эффективного политического механизма по лишению полномочий сотрудников полиции, скомпрометировавших себя в глазах населения коррупционными деяниями и связями с организованными преступными формированиями;
к основным правовым условиям коррупции в полиции относятся:
- несовершенство административно-правовых запретов на различные виды коррумпированного поведения;
- правовое невежество значительной части населения;
- высокая латентность коррупции в полиции;
к основным управленческим условиям коррупции в полиции относятся:
- низкий уровень информационного, научного и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупцией в полиции;
- малоэффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов при противодействии коррупции в полиции;
- отсутствие стабильности и компетенции в управлении полиции, что связано с частой сменяемостью многих руководителей.
Например, за 30 лет (с 1982 г. по 2012 г.) в нашей стране сменилось 15 министров внутренних дел, из которых в СССР: В. Федорчук (декабрь 1982 г. - январь 1986 г.); А. Власов (январь 1986 г. - октябрь 1988 г.); В. Бакатин (октябрь 1988 г. - декабрь 1990 г.); Б. Пуго (декабрь 1990 г. - август 1991 г.); В. Баранников (август - декабрь 1991 г.); в РСФСР/России: В. Трушин (октябрь 1989 г. - июль 1990 г.); В. Баранников (сентябрь 1990 г. - сентябрь 1991 г.); А. Дунаев (сентябрь 1991 г. - январь 1992 г.); В. Ерин (январь 1992 г. - июнь 1995 г.); А. Куликов (июль 1995 г. - март 1998 г.); С. Степашин (март 1998 г. - май 1999 г.); В. Рушайло (май 1999 г. - март 2001 г.); Б. Грызлов (март 2001 г. - декабрь 2003 г.); Р. Нургалиев (март 2004 г. - май 2012 г.); В. Колокольцев - по настоящее время[14]. Средний срок службы большинства министров не превышал двух лет, что не позволяло глубоко изучить состояние дел, определить имеющиеся проблемы, в том числе связанные с коррумпированностью в полиции, разработать и предпринять меры по противодействию ей. Более того, большинство из них не были профессионалами в руководимой ими сфере, например: А. Власов - горный мастер; В. Бакатин - инженер-строитель; Б. Пуго - инженер; А. Куликов - профессиональный военный; С. Степашин - политработник; Б. Грызлов - радиоинженер1.
Следует отметить, что при Р.Г. Нургалиеве, находившемся на руководящих постах Министерства внутренних дел с августа 2002 г., проработавшим до этого более 20 лет в Комитете государственной безопасности и его преемнице - Федеральной службе безопасности, деятельность министерства во многом себя дискредитировала. Разложение, непрофессионализм, небывалый размах коррупции в ее рядах привел к реформированию в МВД;
- низкий уровень кадрового обеспечения полиции.
В результате вынужденного реформирования, которое началось в 2010 г. ОВД лишили многих профессиональных кадров, восполнение которых, на наш взгляд, потребует длительного времени. Как признал Министр внутренних дел В.А. Колокольцев «в ходе переаттестации МВД, как в любом большом деле, были ошибки» ;
- недостатки в организации служебной деятельности полиции;
- недостатки в материальной обеспеченности полиции;
- бесхозяйственность в полиции;
- не реагирование на факты коррупции в полиции;
- способствование устройству в полиции родственников, так называемый непотизм;
- слабая правовая защищенность сотрудников полиции, а также лиц, оказывающих им содействие, и полное реальное отсутствие механизма такой защиты; [15] [16]
- нарушение принципа справедливости в решении социальных и бытовых вопросов сотрудников полиции, допускаемых руководителями полиции.
В результате проведенного исследования установлено, что, несмотря на кажущуюся социальную и служебную однородность сотрудников полиции, как должностных лиц, осуществляющих функции представителя власти, условия совершения коррупционных деяний различны для уровней полиции, соответствующим должностям рядового состава, младшего, среднего, старшего и высшего начальствующего состава (ст. 7 Закона о службе в ОВД).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о службе в ОВД рядовой и начальствующий составы полиции ограничиваются специальными званиями:
- рядовой состав: рядовой полиции;
- младший начальствующий состав: младший сержант, сержант, старший сержант, старшина, прапорщик, старший прапорщик;
- средний начальствующий состав: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант, капитан полиции;
- старший начальствующий состав: майор, подполковник, полковник;
- высший начальствующий состав: генерал-майор, генерал-лейтенант, генерал-полковник, генерал полиции Российской Федерации.
Рядовому составу, младшему и среднему начальствующим составам полиции, то есть должностными лицами полиции, непосредственно контактирующими с гражданами при выполнении своих служебных обязанностей, в подавляющем большинстве, совершению коррупционных деяний способствуют следующие группы условий:
экономические:
- экономическая нестабильность в стране, влияющая на инфляцию и рост услуг ЖКХ, усиливаемая запретом на дополнительный легальный заработок;
- отсутствие дифференцированной оплаты служебной деятельности, которая фактически осуществляется во внеурочное время, без выходных и праздничных дней, полноценного ежегодного отпуска;
социальные:
- отсутствие своего жилья, как следствие необходимость аренды жилья, либо проживания в общежитиях и коммунальных квартирах с антисоциальными элементами;
- проблемы с устройством детей в дошкольные образовательные учреждения;
- необходимость платы за проезд в общественно транспорте, причем за проезд по службе;
- отсутствие возможности отдыха в санаторно-курортных учреждениях во время отпуска;
психологические:
- отсутствие к ним доверия населения, в связи с искусственно созданным имиджем их как потенциальных коррупционеров;
- правовое невежество значительной части населения;
- психологическая готовность части населения к их подкупу;
- возможность прямого негативного влияния на них преступников, пытающихся путем подкупа уйти от ответственности;
управленческие:
- использование сотрудником полиции своего статуса для неправомерного вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов;
- использование сотрудниками полиции в личных интересах служебной информации;
- отсутствие стабильности и компетенции в управлении полиции;
- недостатки в организации служебной деятельности, в подборе и расстановке кадров;
- бесхозяйственность;
- их слабая правовая защищенность;
- нарушение принципа справедливости в решении социальных и бытовых вопросов, допускаемых в отношении их руководителями.
Совершению коррупционных деяний старшим и высшим начальствующим составами полиции способствуют уже другие группы условий:
политические:
- игнорирование организованной преступности как составляющей коррупции;
- отсутствие эффективного политического механизма по лишению полномочий за компрометацию в глазах населения коррупционными деяниями и связями с организованными преступными формированиями;
правовые:
- несовершенство действующего антикоррупционного законодательства;
- несовершенство административно-правовых запретов на различные виды связанного с коррупционными рисками поведения;
управленческие:
- низкий уровень информационного, научного и учебно-методического обеспечения подготовки специалистов в сфере борьбы с коррупцией в полиции;
- малоэффективный механизм взаимодействия правоохранительных органов при противодействии коррупции в полиции;
- использование сотрудником полиции своего статуса для неправомерного вмешательства в деятельность других государственных и негосударственных органов;
- использование сотрудниками полиции в личных интересах служебной информации;
- коррупционные связи с органами власти и СМИ;
- отсутствие ротации кадров;
- не реагирование на факты коррупции в полиции;
- непотизм и протекционизм.
Отдельно следует сказать об условиях коррупции в полиции, связанных непосредственно с личностью полицейского. Здесь, на наш взгляд, необходимо акцентировать внимание на следующих моментах:
- отсутствие принципиального неприятия коррупции в любых ее проявлениях;
- ложное представление о служебной солидарности и не донесение из- за этого становящихся известными фактов коррупции со стороны сотрудников полиции;
- слабая психологическая подготовка, не позволяющая противостоять давлению, как со стороны сослуживцев, так и со стороны граждан, к принятию коррупции, как нормы повседневной жизни;
- излишний конформизм во взаимоотношениях с непосредственным руководителем, который либо не ведет борьбы с коррупцией, либо прямо способствует ее распространению среди подчиненных;
- отсутствие жизненных навыков и умения разрешать возникающие вопросы путем сглаживания, там, где это возможно, противоречий, при условии строгого соблюдения норм закона и не допущения попыток каких- либо подношений;
не сложившаяся психология принятия и исполнения решения, исходя, как из норм закона, так и из принципа социальной справедливости, и стойкое, на уровне обыденного восприятия действительности, отсутствие желания получать за свою работу незаконное вознаграждение в виде взяток, бесплатной помощи по строительству, предоставления туристических путевок и т.д.
[1] Шедий М.В.. Причины возникновения коррупции в современном обществе // Следователь. 2009. № 2(130). С. 53.
[2] Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1875.
[3]
[4] Организационные основы правосудия: государство - народ - элита (интервью с судьей Верховного Суда (в отставке), профессором кафедры судебной власти и организации правосудия НИУ-ВШЭ, доктором юридических наук Никитой Александровичем
Колоколовым) // Администратор суда. 2012. № 1. С. 22-28.
[5]
Пименов Н.А. Проблемы коррупции в России // Российская юстиция. 2011. № 5. С. 30; Борков В.Н. О необходимости криминализации участия в коррупционной сделке и организации коррупционной группы // Российский юридический журнал. 2012. № 2. С. 92; Гостева С.Р. Противодействие коррупции - важнейшее условие укрепления национальной безопасности России // Юридический мир. 2011. № 1. С. 14; Что такое коррупция и как с ней бороться / под ред. А.Г. Панова, Б.В. Яцеленко. М., 2010. С. 5; Кимлацкий О.А., Мачульская И.Г. О состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации // Следователь. 2008. № 10(126). С. 28; Бинецкий А.Э. Коррупция. М., 2005. С. 47-49; Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М., 2009. С. 9; Карабанов А.Л., Мелькин С.К. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовноправовой и криминологический аспекты. М., 2010. С. 52
[6] Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М., 2004. С. 157.
[7] См. подробно: Шедий М.В. Причины возникновения коррупции в современном обществе // Следователь. 2009. № 2(130). С. 53-57.
[8] Куракин А.В. Теоретические и практические проблемы реализации административноправовых средств предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы в органах внутренних дел (милиции) Российской Федерации // СПС КонсультантПлюс.
[9] http://www.regnum.ru/news.
[10]
Шишкарев С.Н. Правовой порядок Российской Федерации и законодательное обеспечение борьбы с коррупцией: монография. М., 2007. С. 54-55; Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М., 2009. С. 10; Кимлацкий О.А., Мачульская И.Г. О состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации // Следователь. 2008. № 10(126). С. 28-29.
[11] Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. С. 10-11.
[12] Карабанов А.Л., Мелькин С.К. Современные проблемы противодействия коррупции: уголовно-правовой и криминологический аспекты. М., 2010. С. 54-55, 58, 60-62.
[13] История, современность и перспективы развития службы собственной безопасности ОВД / под ред. Б.В. Грызлова. М., 2002. С. 7; Костенников М.В. и др. Административноправовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2011. № 2. С. 40; Евстифеев В.В. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в правоохранительной деятельности органов внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2010. № 2. С. 72.
[14] http://ru.wikipedia.org/wiki.
[15] Бабай А.Н. Основные направления противодействия коррупции в правоохранительных органах / Проблемы реализации Национального плана противодействия коррупции в дальневосточном федеральном округе: сборник материалов научно-практической конференции (Хабаровск,15.06.2009). Хабаровск, 2009. С. 221.
[16] Скоков С. Часть сокращенных сотрудников полиции вернут на службу // Комсомольская правда. 2012. 18 октября.
|