Понедельник, 25.11.2024, 04:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 20
Гостей: 20
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Международный опыт борьбы с коррупционной преступностью в полиции

С.Е. Нарышкин на форуме «Правовые инновации в противодействии коррупции», прошедшем 30-31.05.2012 в Счетной палате Российской Федерации заявил, что коррупция не является исключительно российской проблемой, поэтому меры на национальном уровне должны сочетаться с консолидированными действиями в международном масштабе1.

Что касается международных исследований, то например, Центром антикоррупционных исследований и инициатив (Transparency International) установлено, что по степени коррумпированности полиция в мире находится на третьем месте после политических партий и гражданских служб[1] [2].

Таким образом, коррупция в полиции - это общемировая глобальная проблема. Знание особенностей противодействия коррупции полицейских за рубежом, несомненно, будет способствовать совершенствованию борьбы с коррупцией в нашей стране.

Нами проведен выборочный анализ зарубежного законодательства и рассмотрен опыт борьбы с коррупцией в следующих странах, достигших определенных успехов в этой области: США, Канады, Великобритании,

Франции, Германии, Испании, Китая, Японии, Индонезии и Израиля1.

В США антикоррупционное законодательство характеризуется чрезвычайной жесткостью, при этом в основном оно направлено на противодействие коррупции среди государственных служащих. В этом контексте регламентируется антикоррупционное законодательство применительно к полиции. При этом оно направлено главным образом на предупредительные меры. Примечательно, что сначала полицейским даются существенные преференции. Так, в полиции США установлен высокий уровень пенсии для сотрудников, имеющих безупречный послужной список. Начинается все с тщательного отбора, поскольку от этого зависит не только профессионализм и компетентность сотрудников полиции, но и их устойчивость к материальным соблазнам. Особенно обращается внимание на: поддержание высокого уровня престижа профессии полицейского в обществе, наличие образования у каждого кандидата, знание иностранного языка, безупречная биография не только самого кандидата, но его родственников, высокая степень стрессовой устойчивости, морально-волевые качества).

Ежегодно повышается качество и полнота проверки собираемой информации о кандидатах, которая должна быть максимально полной и объективной[3] [4].

В США прием на службу в полицию происходит путем принятия специальной присяги, которая обязывает соответствующего претендента честно сообщить все известное о себе. (Более того, он должен это делать постоянно, перед очередной аттестацией, тем самым каждый раз взвешивая и оценивая свои поступки). При этом любая неверная информация называется лжесвидетельством и считается нарушением присяги. Уличенный в этом полицейский увольняется без права на назначение пенсии (сумма которой в США значительна - до 100% средней заработной платы полицейского, причем с постоянной индексацией).

В США разработаны Модельные правила профилактики коррупции в полиции США, которые включают в себя соблюдение профессиональных стандартов. Каждый сотрудник обязан соблюдать кодекс профессиональной этики, каждый новый сотрудник обязан с ним ознакомиться и поставить на одном из экземпляров свою подпись в знак согласия с его предписаниями. В случае выдвижения обвинения в коррупции против сотрудника полиции, не только его деятельность, но и работа его непосредственного руководства подлежит обязательной проверке. Кроме этого, в этом случае проверяется работа подчиненных сотрудника, в отношении которого выдвинуто обвинение в коррупции. Полицейским в США категорически запрещено принимать какие-либо подношения в любой форме. Лишь в некоторых штатах на востоке страны, в частности в г. Нью-Йорке, сотрудники полиции могут принять бесплатный кофе или обед за половину цены во время несения службы. Коррупция в полиции США не носит массовый характер, хотя подобные случаи бывают с периодичностью в среднем один раз в 20 лет.

Специфика опыта США заключается в проработанной процедуре совместительства службы в полиции и иной разрешенной работы. Режим совместительства разнообразен. Так в штате Миссури существует три категории сотрудников полиции, работающих по совместительству в свободное от служебной деятельности время:

- полицейские, осуществляющие по совместительству работы, непосредственно связанные с деятельностью полиции (во время работы по совместительству они носят униформу, оплата производится из средств местного бюджета), т.е. это работа полицейского во внеурочное время;

- полицейские, выполняющие работу по обеспечению безопасности коммерческих структур, например, по охране магазинов, складов, офисов и т.п.;

- полицейские, занимающиеся трудовой деятельностью, не связанной со службой в полиции, например, когда они осуществляют техническое обслуживание автомобилей, делают ремонт квартир и др.[5]

Несмотря на такое либеральное общее законодательство по вопросам регламентации совместительства сотрудников полиции правовое регулирование данных отношений в отдельных штатах может быть довольно жёстким. Так, в некоторых штатах сотрудники полиции не имеют право осуществлять совместительство за пределами своего города, работать водителями такси, заниматься охранной деятельностью, торговать спиртными напитками. В отношении сотрудников криминальной полиции действуют ограничения, запрещающие работать им в кредитно-финансовых учреждениях, а также заниматься предпринимательской деятельностью.

В тоже время, в штате Нью-Мексико существует специальная программа «Дополнительная работа для полицейских». Необходимо сказать, что запреты на занятие дополнительной работой дифференцированы и зависят: а) от подразделения, в котором полицейский проходит службу; б) от занимаемой должности; в) стажа службы; г) квалификации. Во всех случаях на работу полицейского по совместительству в свободное от основной службы время распространяются требования быть постоянно готовым к выполнению своих основных служебных обязанностей. Интересно, что законодательно закреплено требование выполнять работу по совместительству так же добросовестно, как и основную работу. Недобросовестная работа полицейского по совместительству может рассматриваться как дисциплинарный проступок. Нарушение правил работы по совместительству ведет к запрету осуществлять совместительство, а также увольнению из полиции[6].

В США предусмотрено представление полицейскими специальных деклараций. При этом представленная информация аккумулируется и является предметом периодической проверки на протяжении всего срока службы сотрудника полиции.

Служебное расследование в отношении коррумпированных полицейских в США является формой следствия и проводится самим полицейским ведомством. Срок проведения проверки информации о противоправной деятельности сотрудника полиции не установлен. Это значит, что служба собственной безопасности может собирать и проверять информацию о сотруднике в течение всего необходимого времени, формируя соответствующее досье. Это может продолжаться неопределенно долгое время. Обвинение предъявляется тогда, когда весомость доказательств будет признана достаточной для уголовного преследования.

В полиции США организована специальная работа по профилактике должностных проступков. Это происходит посредством реализации системы ведомственного контроля, основу которого составляют два элемента:

мониторинг материального благосостояния сотрудников и их близких, который включает:

- декларирование доходов, расходов и имущества сотрудников;

- контроль баланса кредитной карты сотрудника;

- получение в кредитных организациях сведений о сотрудниках, являющихся должниками;

повседневный контроль за служебной деятельностью сотрудника, который включает:

- моральное и материальное стимулирование соблюдения законов сотрудником полиции;

- перевод хорошо зарекомендовавшего себя сотрудника на более оплачиваемую и престижную должность;

- проведение специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа на допуск к сведениям, составляющим служебную тайну, а также в рамках проводимой служебной проверки;

- обязательный порядок дачи сотрудником объяснений (рапорта) по обстоятельствам проводимой в отношении его служебной проверки.

Одним из условий, сдерживающих распространение коррупции в полиции США, является обязательство ее сотрудников сообщать ставшую известной информацию о фактах противоправной деятельности своих коллег. При этом в США сбор данной информации осуществляется при плановом и неплановом инспектировании в ходе индивидуальных бесед с сотрудниками территориальных подразделений ФБР. Особое внимание уделяется поддержанию высокого уровня доверия полиции со стороны граждан за счет обеспечения режима «открытости» полиции для населения: подотчетность полиции населению, возможность обжаловать в контролирующие и надзорные органы власти любое решение полиции. Одновременно всячески пропагандируется эффективная работа полицейских, осуществляется демонстрация в средствах массовой информации примеров проведения успешных специальных операций, что повышает в глазах населения доверие к полицейским.

В Канаде кадровая проверка претендента на работу в полиции начинается со сбора информации о человеке с достижения им 12-летнего возраста (период, как считается в Канаде, формирования личности человека), о его контактах по месту бывшего и настоящего проживания, работы или службы.

Одним из элементов профилактики коррупции в канадской полиции является проведение специальных психофизиологических исследований

 

претендента с использованием полиграфа.

Заслуживает отдельного внимания опыт Королевской конной полиции Канады. В целях профилактики должностных правонарушений в настоящее время вводится специализированная система, так называемого «раннего антикоррупционного вмешательства», которая позволит определять индивидуальную предрасположенность конкретных сотрудников к совершению должностных преступлений, своевременно и компетентно влиять на начавшийся негативный процесс разложения полицейского, оказывая попавшему в трудную жизненную ситуацию коллеге необходимую моральную помощь. Рассматриваемая система должна по специальным индикаторам, отражающим психофизиологическое состояние человека, отслеживать динамику поведения полицейских в течение всего времени (во время службы и вне службы). В эту систему включены следующие оценочные данные: наличие жалоб на действия полицейских, информация о совершенных дисциплинарных проступках, о нарушениях правил пользования автотранспортными средствами, результаты работы, уровень благосостояния и ряд других.

В Великобритании в 1998 г. был создан отряд по борьбе с коррупцией в полиции, в который вошли 150 специально отобранных детективов. Была разработана стратегия профилактики коррупции, которая включает высокоэффективную систему сбора оперативной информации, а также возможность проведения негласных и оперативных расследований. При этом происходит использование самых современных методов и технологий, которые постоянно совершенствуются, с тем чтобы коррупционеры не могли к ним приспособиться. Осуществляется комплексный анализ жалоб населения на предмет коррупционных действий сотрудников полиции. Отдельно исследуются причины и условия, порождающие коррупцию в полиции[7].

 

Также в Великобритании существует практика общественного контроля за служебными расследованиями фактов недостойного и противоправного поведения работников полиции. В системе МВД действует особое подразделение, занимающееся рассмотрением жалоб на действия полиции. Сотрудники этого подразделения не являются работниками полиции, более того, они вообще не являются юристами. При этом они назначаются на эти должности министром внутренних дел. В основном подразделение комплектуется из числа наиболее авторитетных и уважаемых в стране лиц, например, бывших руководителей высокого ранга (руководителей финансовых компаний, армейских генералов в отставке, дипломатов и т.д.). Этот своеобразный совет старейшин осуществляет контроль за рассмотрением жалоб на действия полиции с тем, чтобы дела такого рода велись объективно и добросовестно. В компетенцию сотрудников особого подразделения входят: проверка материалов по всем жалобам на действия полиции, руководство процессом служебного разбирательства, решение вопроса о привлечении должностного лица к дисциплинарной или уголовной ответственности.

Одним из важнейших и хорошо себя зарекомендовавших элементов профилактики коррупции в английской полиции является постоянная ротация ее кадров, включая неизменную ротацию руководителей.

Во Франции безупречная служба в полиции (в частности, отсутствие дисциплинарных наказаний за коррупционное поведение) дает право на повышенное пенсионное обеспечение. С другой стороны, в качестве меры дисциплинарного воздействия к правонарушителю, уличенному в коррупции, применяется исключение (полное или частичное) стажа службы в полиции при расчете общего (не полицейского) пенсионного пособия. При этом

реализован принцип «прозрачности карьерной лестницы», что означает для поступающего на службу в полицию возможность оценить финансовые (уровень денежного довольствия, величина пенсии) и статусные (престижность занимаемой должности, социальные льготы и преференции членам семьи полицейского) возможности, предоставляемые сотрудникам полиции[8].

Гласность работы полиции Франции реализована через систему аудиторских полицейских проверок. Аудиторская полицейская проверка проводится в том случае, когда зафиксировано увеличение числа жалоб граждан на действия полицейских. При этом план аудиторских проверок после разработки и утверждения размещается для общего доступа на интернет-сайте, где правозащитники, представители местных властей, а также любые граждане могут с ним ознакомиться, узнать сроки проведения проверки, основные ключевые моменты, на которые будет обращено внимание аудитора, задать аудитору дополнительные вопросы.

В Германии сотрудники полиции получают существенное денежное содержание. Кроме того, у них гарантированные социальные льготы, более качественные, чем в среднем по стране. Принятие вознаграждений и подарков запрещено. Несмотря на то, что уголовное наказание за взятку довольно мягкое, по сравнению с другими преступлениями, оно предполагает безоговорочное увольнение со службы и запрет быть любым чиновником. Также в Германии до сих пор действуют советы трудовых коллективов, мнение которых при выдвижении лица на должность полицейского имеет не меньший вес, чем решение руководителя подразделения. Ни одно повышение по службе полицейского невозможно без согласия совета1. Неслучайно в Германии фиксируется один из самый высоких уровней доверия правоохранительным органам, 86% опрошенных граждан заявили о полном или частичном доверии к представителям правоохранительных органов[9] [10] [11].

В Испании подбор кадров в полицейские осуществляется на конкурсной основе. Критериями отбора служат: наличие гражданства, достижение определенного возраста (от 18 до 30 лет), отсутствие судимости. Реализована практика проведения специального психофизиологического тестирования кандидатов на службу в полицию с помощью полиграфа. Отказ от прохождения полиграфа влечет отказ в приеме на службу .

Свои разработки в борьбе с коррупцией существуют и в Японии. Помимо широкомасштабной операции «Чистые руки», проводившейся в течение нескольких лет в конце 80-х гг. ХХ в., японскими специалистами был принят этический кодекс полицейского, при составлении которого были учтены национальные традиции самураев, их понятие о чести и беззаветном служении родине. В основу этического кодекса полицейского в результате

был положен самурайский кодекс чести «Бусидо»1.

В Китае комплектование подразделений полиции осуществляется также на конкурсной основе. Причем количество претендентов на должности полицейских наибольшее в мире - более 3000 человек на место. Причина - достойная оплата труда и высокий престиж службы[12] [13], а также одно из самых больших в мире число населения.

В случае совершения коррупционного преступления полицейским назначается служебное расследование, важным элементом которого является моральное воздействие на подозреваемого сотрудника. На первоначальном этапе проверки производится опрос сотрудника, в ходе которого сотрудник обязан дать письменные объяснения по тем обстоятельствам, которые вменяются ему в вину. Для этого ему даются три дня, и сотрудник помещается в отдельное помещение, куда закрывается доступ посторонних лиц. За отведенное время полицейский должен изложить все обстоятельства происшествия, причины, которые этому способствовали, и оценить степень своей вины. Полученный отчет проверяет специалист-психолог.

В Индонезии образована комиссия по искоренению коррупции, которая уполномочена расследовать коррупционные преступления и преследовать сотрудников полиции, совершивших эти преступления, если их действия повлекли за собой существенную общественную опасность и нанесли ущерб

государственному бюджету в размере 110000 долларов США и более[14].

В соответствии с законодательством Индонезии в обязанности членов комиссии включены:

- координация деятельности учреждений, уполномоченных бороться с коррупционными правонарушениями;

- контроль учреждений, уполномоченных противодействовать коррупции;

- проведение предварительных расследований и судебных преследований при установлении фактов коррупции;

- проведение превентивных мероприятий по борьбе с коррупцией;

- проведение мониторинга государственного управления, влияющего на борьбу с коррупцией.

Кроме арестов коррупционеров и контроля за работой полицейских члены комиссии активно проводят превентивные мероприятия. В целом их деятельность направлена на усиление роли полицейских в обществе и не допущения распространения коррупции.

Координационная деятельность членов комиссии осуществляется в форме встреч с представителями Генеральной прокуратуры и полиции, где обсуждаются конкретные действия по борьбе с коррупцией. Члены комиссии осуществляют исследования и анализ состояния коррупции, изучают публикации и документы о судебных преследованиях по фактам коррупции.

Члены комиссии сотрудничают со всеми заинтересованными лицами относительно расследований и судебных преследований по фактам коррупции. Важно отметить, что комиссия, как говорилось, уполномочена по закону на проведение предварительных расследований и судебных преследований по делам рассматриваемой категории. Эти задачи выполняются при поддержке представителей государственных органов.

Успех работы комиссии во многом зависит от субъективных факторов,

 

которые включают:

независимость ее членов;

исчерпывающие полномочия по предварительному расследованию и судебному преследованию коррупционеров;

полномочия по контролю за всеми правоохранительными органами;

полномочия по записи разговоров подозреваемых в коррупции полицейских по техническим каналам связи;

отсутствие необходимости получения специального разрешения на инициирование расследования против высших должностных лиц полиции;

полномочия запрашивать данные на имущество, налоговые и финансовые поступления подозреваемого полицейского;

возможность приказать представителям соответствующих учреждений заблокировать счета подозреваемого;

возможность приостановить финансовые операции подозреваемого полицейского, если есть признаки того, что его деятельность связана с коррупцией;

возможность приказать запретить подозреваемому лицу выезд за границу;

помощь со стороны Бюро Интерпола Индонезии или правоохранительных органов других стран;

всесторонняя информационно-технологическая поддержка.

В основе комплектования полиции Израиля - престиж и почет. Требования, предъявляемые к кандидатам, высоки. Помимо образования, идеальной биографии и подтвержденной психологической готовности к службе, требуются отличные физические данные, наличие умения обращения с оружием и знание законодательства страны. Конкурс - больше 100 кандидатов на место[15].

 

Предупреждение коррупции в израильской полиции складывается из следующих элементов:

- стимулирование соблюдения законности сотрудником полиции путем автоматической пролонгации контракта при отсутствии каких-либо замечаний;

- проведение специальных психофизиологических исследований с использованием полиграфа как кандидатов в полицейские, так и самих полицейских, заподозренных в коррупции;

- обязательный порядок дачи сотрудником объяснений (рапорта) по обстоятельствам проводимой в отношении него служебной проверки.

Из изложенного видно, что низкий уровень коррупции в полиции зарубежных стран достигается за счет твердой и целенаправленной государственной политики по порицанию и нетерпимости коррупции со стороны всего общества, поддержания высокого уровня престижа профессии полицейского и моральной ответственности лиц, состоящих на государственной службе, перед обществом, создания условий для конкурсного отбора в полицейские, повышения качества проверок кандидатов, предоставления полицейским существенного денежного содержания и социальных льгот, установления высокого уровня пенсий для сотрудников, имеющих безупречный послужной список, реализации принципа «прозрачности карьерной лестницы» в полиции, пролонгации контракта в случае безупречной службы в полиции, ответственности за коррупционное деяние, вплоть до уголовной, независимо от занимаемой должности и статуса провинившегося полицейского.

В целом, следует признать, что за рубежом профилактика антикоррупционного поведения полицейских начинается задолго до поступления того или иного человека на службу. Основной сдерживающий фактор при этом - страх потерять высокооплачиваемую работу и боязнь быть

опозоренным в общественном мнении.

В заключении необходимо отметить, что многие рассмотренные положения было бы правильно и полезно использовать в целях борьбы с коррупцией в органах внутренних дел в нашей стране.

К таким положениям мы относим следующие:

неуклонное повышение престижа службы в полиции;

регулярное улучшение качества службы (внедрение новых технологий, использование последних научных данных);

стабильно высокий (с учетом инфляции) уровень заработной платы;

социальные гарантии не только (а возможно, не столько) для полицейского, но и для членов его семьи;

специально созданные подразделения по борьбе с коррупцией среди полицейских.

Отдельно хотелось бы остановиться на увольнении со службы опороченных полицейских. Зарубежный опыт поощрения доносов на своих коллег вряд ли следует безоговорочно внедрять в наших рядах. Тем более что еще свежи в памяти массовые политические доносы друг на друга в советское время, и те тяжелые последствия, к которым они привели. Сам опыт доносительства чужд нашей стране. Поэтому было бы правильно вернуться к общественным мерам воздействия на полицейского, замеченного в поведении, выходящего за рамки общепринятого.

В то же время полагаем, что если какой-либо полицейский изобличен в коррупции, ответственность, по опыту других стран, должен нести, в том числе, его непосредственный начальник, начальник ОВД, а также коллеги, которые не приняли общественных мер воздействия на него.

 

[1] В Москве завершился первый Евразийский антикоррупционный форум. URL: http://www.arspress.ru/news/region_news.

[2] Долинко В.И. Проблемы коррупции в России и за рубежом // Российский следователь.

2012. № 1. С. 37.

[3] См. подробно: Бакатин Д.В., Ковалева Т.К. Закон США о коррупционной деятельности за рубежом. Некоторые вопросы применения и толкования. М., 2001; Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000; Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Следователь. 2008. № 10(126). С. 56-63; Кобец П.Н. Международный опыт предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате и возможности его использования в отечественной законодательной практике // СПС КонсультантПлюс; Костенников М.В. и др. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих

зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 5-20.

[4]

См. подробно: Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 3. С. 79-85; Кузнецов А., Сухов С. Борьба с коррупционными проявлениями среди сотрудников правоохранительных органов в России и за рубежом // Внешнеторговое право. 2011. № 2. С. 21-25.

[5] Обзорная информация ГИЦ МВД России: зарубежный опыт. Вып. 11. Работа полицейских по совместительству. М., 2000. С. 4.

[6] Куракин А.В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы зарубежных государств: монография / под ред. М.В. Костенникова. Домодедово, 2007. С. 80.

коррупция в британской политике и государственной службе? // Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления. М., 1998; Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Следователь. 2008. № 10(126). С. 56-63; Костенников М.В. и др. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 5-20.

[8] См. подробно: Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 3. С. 79-85; Кузнецов А., Сухов С. Борьба с коррупционными проявлениями среди сотрудников правоохранительных органов в России и за рубежом // Внешнеторговое право. 2011. № 2. С. 21-25; Скуп Н.А. Опыт Франции в противодействии коррупции. Методы для России // Следователь. 2012. № 2(166). С. 62-64; Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия. М., 2000; Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции // Следователь. 2008. № 10(126). С. 56-63; Кобец П.Н. Международный опыт предупреждения и пресечения коррупции в государственном аппарате и возможности его использования в отечественной законодательной практике // СПС КонсультантПлюс; Костенников М.В. и др. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 5-20.

[9] См. подробно: Новикова О.С. Сравнительный анализ законодательной базы по минимизации коррупции в Германии и России // Безопасность бизнеса. 2010. № 2. С. 25; Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 3. С. 79-85; Кузнецов А., Сухов С. Борьба с коррупционными проявлениями среди сотрудников правоохранительных органов в России и за рубежом // Внешнеторговое право. 2011. № 2. С. 21-25;.

[10] Уровень доверия к правоохранительным органам в разных странах // Власть: аналитический еженедельник. 2010. № 32. С. 30.

[11]

См. подробно: Костенников М.В. и др. Административно-правовые средства минимизации коррупционных рисков в служебной деятельности государственных служащих зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 5. С. 5-20.

[12] См. подробно: Бочарников И.В. Зарубежный опыт противодействия коррупции //

Следователь. 2008. № 10(126). С. 56-63.

[13]

См. подробно: Макаров А.А., Чупров В.М. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран // Административное и муниципальное право. 2010. № 3. С. 79-85; Кузнецов А., Сухов С. Борьба с коррупционными проявлениями среди сотрудников правоохранительных органов в России и за рубежом // Внешнеторговое право. 2011. № 2. С. 21-25; Подолько Е. Борьба с коррупцией - гарантия процветания Китая // Следователь. 2009. № 12(140). С. 61; Макаров А.В. Коррупция: опыт успешной борьбы Китая и реальность современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 3. С. 20; Макаров А.В., Жукова А.С. Явление коррупции в Китае и реальность современной России: вопросы совершенствования законодательной базы // Международное публичное и частное право. 2012. № 2. С. 39.

[14] Абидин С.З. Работа Комиссии по искоренению коррупции и роль официальных властей в борьбе с коррупцией в Индонезии // Журнал российского права. 2012. № 7. С. 40-42.

коррупционными проявлениями среди сотрудников правоохранительных органов в России и за рубежом // Внешнеторговое право. 2011. № 2. С. 21-25.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (12.11.2017)
Просмотров: 212 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%