По мнению криминологов, под предупреждением преступности понимается «сложный, многоаспектный процесс, обладающий определенными признаками целостности, являющийся неким единством в различиях. Отсюда велико значение его комплексного рассмотрения, выделения составляющих элементов, их классификации по различным основаниям, интегративной оценки, т.е. многого из того, что присуще системному анализу»1.
Криминологами выделяется общее и специальное предупреждение преступности.
При этом общее предупреждение охватывает крупные, имеющие долговременный характер виды социальной практики в широком смысле этого слова.
Мы согласны с мнением ученых, выделяющих в качестве общесоциальных сфер противодействия коррупции, в целом, и коррупции в полиции, в частности, следующие:
политическую;
правовую;
служебную;
социальную; [1] [2]
идеологическую.
Исходя из этого, по нашему мнению, к общим мерам предупреждения коррупции в полиции следует отнести:
В политической сфере - курс руководства страны на претворение в жизнь антикоррупционной политики.
Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 5371, обозначены политические меры противодействия коррупции в России.
13.03.2012 Указом Президента РФ № 297 был утвержден
Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 гг.[3] [4] [5]
Кроме того, Президентом РФ издан целый комплекс антикоррупционных указов, из которых наиболее значительны:
от 12.08.2002 № 885 (ред. от 16.07.2009) «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» ;
от 10.03.2009 № 261 (ред. от 10.08.2012) «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 гг.)»[6];
от 18.05.2009 № 557 (ред. от 30.03.2012) «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»[7];
от 21.09.2009 № 1065 (ред. от 13.03.2012) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»1;
от 21.09.2009 № 1066 (ред. от 13.03.2012) «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации» ;
от 04.12.2009 № 1382 (ред. от 28.07.2012) «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров» ;
от 24.12.2009 № 1468 (ред. от 01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»[8] [9] [10] [11], который был издан в связи с ростом случаев нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины и необходимостью модернизации структуры полиции, организации их деятельности, кадрового, финансового, материально-технического обеспечения. Причем Министру внутренних дел было указано: пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы в полиции с учетом их моральноэтических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников полиции; разработать комплекс антикоррупционных мероприятий в системе МВД, предусмотрев при этом: введение практики ротации руководящего состава полиции, реализацию антикоррупционных образовательных программ профессионального и дополнительного профессионального образования для различных категорий сотрудников полиции; формирование научно обоснованной системы оценки деятельности полиции;
от 01.07.2010 № 821 (ред. от 13.03.2012) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»1;
от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» ;
от 01.03.2011 № 248 (ред. от 12.07.2012) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» , утвердивший Положение о МВД России, в соответствии с которым к одному из полномочий МВД было отнесено обеспечение исполнения законодательства РФ о противодействии коррупции в системе МВД России (п. 12 пп. 49), и структуру центрального аппарата МВД, в которую вошло Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
Немаловажную роль в данной области играют и Послания Президента России Федеральному Собранию РФ.
Так, в Послании Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011[12] [13] [14] [15] Президент РФ предложил взамен Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»[16] (далее - Закон № 94) принять федеральный закон, предусматривающий создание федеральной контрактной системы, с целью обеспечения более высокого качества исполнения государственного заказа и препятствования формированию монопольно высоких цен и многомиллиардных коррупционных схем.
Реализуя данное Послание Президента РФ, 05.04.2013 был принят
Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»1, призванный регулировать отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Кроме того, данным Законом признается утратившим силу с 1 января 2014 г. Закон № 94.
В своем Послании Федеральному Собранию от 12.12.2012 Президент РФ предложил поддержать законодательные предложения об ограничении прав чиновников и политиков на зарубежные счета, ценные бумаги и акции. По его словам, это требование должно касаться всех должностных лиц и их близких родственников.
Реализуя данное Послание Президента, 07.05.2013 был принят Федеральный закон РФ от № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» , в соответствии с которым, для повышения эффективности противодействия коррупции, устанавливается запрет должностным лицам открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории РФ, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Несмотря на очевидные положительные результаты, анкетирование осужденных за коррупционные преступления, проведенное нами, показало [17] [18] [19] все еще слабую эффективность проводимых антикоррупционных мероприятий. Только 54% опрошенных считают, что законодательство РФ в отношении коррупционной преступности достигает поставленных целей. Причем 34% считают, что законодательство эффективно, но отсутствует механизм его реализации. Около половины осужденных коррупционеров (51%) считают, что эффективность противодействия коррупции будет только в том случае, если каждый коррупционер, совершивший преступление предстанет перед судом и ему будет назначено справедливое наказание.
Данные проведенного нами анкетирования подтверждаются и другими исследованиями[20].
По нашему мнению, необходимы разработка и реализация на федеральном, региональном и ведомственном уровнях долгосрочных целевых программ борьбы с коррупцией, в целом, и в полиции, в частности. Программы противодействия коррупции в полиции должны иметь научное обеспечение, которое предполагает изучение причин, условий распространения коррупции, а также творческое изучение опыта развитых зарубежных стран.
Практическим результатом таких исследований должна стать подготовка перспективного плана нормативного обеспечения на период действия программы. На начальном этапе реализация программы по противодействию коррупции в полиции должна иметь целью сдерживание дальнейшего ее распространения.
Немаловажное значение в борьбе с коррупцией, в целом, и коррумпированностью в полиции, играют нормативные акты в области международного права, из которых к наиболее значительным относятся:
- Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая в г. Нью-Йорке 15.11.2000 Резолюцией 55/25 на 62ом пленарном заседании 55-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН1;
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (т.н. Меридская конвенция), принятая 31.10.2003 в г. Нью-Йорке ;
Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS N 173), заключенная 27.01.1999 в г. Страсбурге и Дополнительный протокол к данной Конвенции (ETS N 191).
Отечественная законодательная антикоррупционная база к настоящему моменту состоит из ряда антикоррупционных федеральных законов, наиболее важными из которых являются:
«О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе)4;
«О противодействии коррупции» (далее - Закон о противодействии коррупции)5;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»6;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» ; [21] [22] [23] [24] [25] [26] [27]
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»1;
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»[28] [29] [30] [31];
«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»[32];
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»[33];
«О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»[34];
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»1.
В целях противодействия коррупции именно в полиции законодателем приняты специальные целевые антикоррупционные положения.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона о полиции и п. 14 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о службе в ОВД) сотрудник полиции обязан уведомлять непосредственного руководителя (начальника), органы прокуратуры или другие государственные органы о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.
При этом сокрытие фактов обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения является грубым нарушением служебной дисциплины сотрудником полиции (п. 14 ч. 2 ст. 49 Закона о службе в ОВД; п. «л» ч. 3 ст. 34 Положения ОВД).
Согласно ч. 2 ст. 29 Закон о полиции и ст. 9.1. Положения ОВД на сотрудников полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции и ст.ст. 17, 18 и 20 Закона о госслужбе.
К сожалению, в Законах о службе ОВД и о полиции не нашлось места [35] [36] положению, согласно которому сотрудник полиции обязан уведомлять о ставшей ему известной коррупционной деятельности вышестоящее руководство, органы прокуратуры РФ или любые другие государственные органы о ставшей ему известной коррупционной деятельности своих коллег и непосредственного руководства.
В 2011 г. Законом № 329 Положение ОВД дополнено рядом антикоррупционных норм, в частности:
ст. 38.1. - «Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции
ст. 38.2. - «Увольнение в связи с утратой доверия»;
ст. 38.3. - «Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения.
К сожалению, в данных нормах усматривается половинчатость решения, то есть за совершение коррупционных деяний, сотруднику полиции может быть объявлено всего лишь замечание. Хотя практика подтверждает, что безнаказанность порождает новые и более тяжкие деяния коррупционной направленности. С нашей точки зрения, за совершение коррупционных деяний, в том числе проступков, не говоря уже о преступлениях, сотрудник полиции должен быть уволен незамедлительно, без учета его бывших заслуг.
Исходя из изложенного, и не отрицая сложившуюся достаточно широкую правовую антикоррупционную основу, необходимо признать, что в этих нормативных актах отсутствует наступательность и нетерпимость к любым коррупционным проявлениям.
Для того, что эффект от нормативного регулирования антикоррупционной политики достиг необходимого результата следует незамедлительно закрепить на уровне федеральных законов следующие положения:
совершенствовать механизмы принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, сделав такой механизм их более прозрачным и публичным;
ускорить имплементацию ратифицированных Российской Федерацией Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию в российское законодательство;
ускорить присоединение Российской Федерации к Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, Конвенции Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при совершении международных коммерческих сделок;
законодательно восстановить институт общественного контроля.
Руководство МВД России, опираясь на государственную
антикоррупционную политику и антикоррупционную нормативную базу, не просто признает факт подверженности своих рядов коррупции, но и заявляет о решимости их искоренить.
Для ускорения этого процесса, при совершенствовании служебной деятельности сотрудников полиции необходимы:
четкая правовая регламентация служебной деятельности сотрудников полиции;
совершенствование подбора и расстановки кадров в полиции;
немедленное отстранение от выполнения служебных обязанностей в случае подозрения в совершении коррупционной деятельности и увольнение в случае подтверждения этого;
осуществление повышенного контроля за доходами и расходами сотрудников полиции;
обеспечение безопасности лиц, осуществляющих борьбу с должностными и коррупционными преступлениями, а также членов их семей;
запрет на рассмотрение жалобы органом, действия которого обжалуются;
немедленная организация проверки по всем сообщениям о коррупционных деяниях сотрудников полиции;
применение технических средств контроля за поведением должностных лиц полиции;
запрет на перевод сотрудника, совершившего коррупционное преступление, на другое место работы, тем более с повышением в должности;
пересмотр сложившейся практики клановости по продвижению «своих людей» на новые более статусные должности;
стажировка российских специалистов по противодействию коррупции в странах, в которых успешно реализуются программы противодействия коррупции;
формирование системы кадрового резерва, которая бы позволяла отбирать кандидатов на должности, и периодически проводить контрольную проверку на профессиональную пригодность лиц, давно занимающих такие должности;
осуществление выборочных сравнительных проверок стоимости имущества должностных лиц и их легальных доходов;
совершенствование каналов связи населения с руководством ОВД, в частности, через Интернет, по которым граждане могли бы сообщать о фактах коррупции среди сотрудников полиции и получать информацию о результатах проверки их сообщений;
обязательное, широкое и гласное обсуждение в служебных коллективах фактов коррупции сотрудников полиции;
разработать методы и процедуры оперативной технической проверки сотрудников полиции, в частности, с помощью полиграфа;
ввести обязательную ротацию сотрудников полиции;
В соответствии с Федеральной программой «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (20092013 годы)», утвержденной Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 2611 ротация кадров направлена на создание системы мотивации карьерного роста государственных служащих как важного условия прохождения государственной службы и внедрения в практику кадровой работы государственных органов правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным служащим своих должностных (служебных) обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему классного чина или при поощрении (п. 14).
Таким образом, целью ротации сотрудников полиции является повышение эффективности службы в ОВД, развитие профессионального уровня сотрудников полиции, противодействие коррупции, стимулирование антикоррупционного поведения сотрудников полиции[37] [38].
К сожалению, до настоящего времени МВД не разработано программы ротации в полиции. В связи с чем, нами предложена Программа ротации в полиции (приложение 5), состоящая из следующих разделов:
Введение.
Правовая основа осуществления ротации в полиции.
Общие положения.
Период ротации.
Разработка и утверждение плана проведения ротации.
Проведение ротации.
Информирование о проведении ротации.
Кроме того, мы согласны с мнением специалистов[39], которые считают,
что все ключевые элементы деятельности полиции необходимо поставить под общественный контроль.
При этом оптимальной организационной формой функционирования системы общественного контроля должны стать, например, Советы общественного контроля, объединенные в соответствующие федеральные, региональные и местные структуры и охватывающие все предприятия, учреждения и организации.
В 2012 г. Общественная палата завершила работу по подготовке проекта федерального закона об основах общественного контроля в РФ, передав его в Администрацию Президента РФ. Законопроект устанавливает организационные и правовые основы деятельности субъектов общественного контроля, уполномоченных по наблюдению, проверке и оценке соответствия общественным интересам деятельности органов власти, в ом числе представителей власти, к которым относится полиция. Общественный контроль должен быть возложен на Советы общественного контроля регионов и муниципальных образований. К одним из функций Советов общественного контроля планируется отнести: формирование постоянно действующей системы мониторинга и оценки уровня коррупции в полиции с учетом мнения граждан; разработка и внедрение современных инструментов привлечения, мотивации, оценки кадрового потенциала[40] [41].
Несомненно, что в последние годы произошли существенные изменения в социальной сфере.
Так, значительно выросла зарплата сотрудников полиции. Однако одновременно произошло резкое сокращение штатной численности. Тем самым, увеличение служебной нагрузки в ряде подразделений полиции стало не соизмеримо с получаемой зарплатой. Особенно это касается следователей,
дознавателей, оперативников, инспекторов ГИБДД.
По нашему мнению в социальной сфере общими мерами предупреждения коррупции в полиции могут быть:
дифференцированное денежное вознаграждение сотрудников полиции, в зависимости: от служебной нагрузки, от времени нахождения на службе, от места несения службы («кабинетная» или «наружная» службы) и др.
предоставление сотрудникам полиции услуг, обеспечивающих им достойный уровень жизни;
обеспечение комфортным и качественным жильем сотрудников полиции и членов их семей;
установление и принятие для полицейских единых правил на работу по совместительству;
гарантированная денежная или социальная (например, дополнительные отпуска) компенсация за сверхурочную службу, в том числе в выходные и праздничные дни.
В настоящее время наибольшие проблемы проявляются в идеологической сфере. Очевидно, что в настоящее время доверие населения к полиции находится на низком уровне, в чем не последнюю роль сыграли не только правонарушения среди сотрудников полиции, но и целенаправленная дискредитация сотрудников полиции политическими и общественными деятелями, а также СМИ. Поэтому в этой области противодействию коррупции в полиции будут способствовать следующие общие меры:
пропаганда среди сотрудников полиции знаний административного и уголовного права;
утверждение в сознании сотрудников полиции антикоррупционной идеологии;
коррекция правового сознания сотрудников полиции, направленная на отторжение и неприятие не только коррупционных деяний, но и коррупционного поведения;
правовое обучение и воспитание сотрудников полиции в рамках профессионального дополнительного образования;
самовоспитание;
повышение престижа службы в полиции;
повышение правовой грамотности населения, активное участие общественных объединений и СМИ в противодействии преступности совместно с сотрудниками полиции;
создание общественных консультаций граждан по защите их прав и свобод, например, так называемых «юридических клиник»;
постоянное информирование общества о реализации антикоррупционных программ в полиции;
поддержка и поощрение СМИ, пропагандирующих успехи полиции, в том числе в ее антикоррупционной деятельности.
При помощи СМИ и всех институтов гражданского общества необходимо добиваться осознания гражданами страны, в том числе сотрудниками полиции, опасности коррупции, нивелирования уровня общественной терпимости к ее проявлениям.
[1] Криминология. Учебник для вузов / под ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 278.
[2] См. подробно: Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Д. Малкова. М., 2006. С. 258-259; Чашин А.Н. Коррупция в России: стратегия, тактика и методы борьбы. М., 2009; Костенников М.В. и др. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 46; Кимлацкий О.А., Мачульская И.Г. О состоянии борьбы с коррупцией в Российской Федерации // Следователь. 2008. № 10(126). С. 31-32; Прохожев А.А. Первоочередные меры государственной политики в сфере противодействия коррупции // Следователь. 2008. № 10(126). С. 54-55; Красникова Е.В. Проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией в современной России // Следователь. 2012. № 7(171). С. 18.
[3] Собрание законодательства РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
[4] Собрание законодательства РФ. 2012. № 12. Ст. 1391.
[5]
Собрание законодательства РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.
[6] Собрание законодательства РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.
[7] Собрание законодательства РФ. 2009. № 21. Ст. 2542.
[8] Собрание законодательства РФ. 2009. № 39. Ст. 4588.
[9]
Собрание законодательства РФ. 2009. № 39. Ст. 4589.
[10] Собрание законодательства РФ. 2009. № 49 (2 ч.). Ст. 5922.
[11] Собрание законодательства РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.
[12] Собрание законодательства РФ. 2010. № 27. Ст. 3446.
[13] Собрание законодательства РФ. 2010. № 30. Ст. 4070.
[14]
Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
[15] Российская газета. 2011. 23 декабря.
[16] О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3105.
[17] Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
[18]
Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ // Российская газета. 2012. 13 декабря.
[19]
Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2306.
[20] См. подробно: Красникова Е.В. Проблемы повышения эффективности борьбы с коррупцией в современной России // Следователь. 2012. № 7(171). С. 13-18.
[21] СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3882.
[22] СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
[23] СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2394.
[24] О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
[25] О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228.
[26] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»: федеральный закон от 25.12.2008 № 274-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6229.
[27] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»:
110
федеральный закон от 25.12.2008 № 280-ФЗ (ред. от 21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6235.
[29] Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ (ред. от
21.11.2011) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 29. Ст. 3609.
[30]
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2714.
[31]
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 07.12.2011 № 420- ФЗ (ред. от 28.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
[32] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: федеральный закон от 21.11.2011 № 329-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6730.
[33] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе: федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7337.
[34] О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 50 (часть 4). Ст. 6953.
[35] О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»: федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 19. Ст. 2329.
[36] Собрание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 1). Ст. 7020.
[37] Собрание законодательства РФ. 2009. № 11. Ст. 1277.
[38] Ломакина Л.А. Ротация государственных гражданских служащих в контексте преодоления коррупции // Журнал российского права. 2013. № 4. С. 43.
[39] Костенников М.В. и др. Административно-правовое регулирование обеспечения собственной безопасности и противодействия коррупции в органах внутренних дел //
116
Административное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 46; Панченко П.Н. Общественный контроль в сфере правопорядка: вопросы формирования его системы // Российская юстиция. 2010. № 4. С. 52.
[41] Антропова Т.Ю. Задачи общественного контроля и механизмы его реализации // Руководитель бюджетной организации. 2013. № 3. С. 38.
|