Специальное предупреждение преступности, в отличие от общего, имеет целенаправленный характер на недопущение преступлений. Специальная предназначенность для выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин, условий, иных детерминант преступности - его профилирующий, конституирующий признак. Наряду с этим специальнокриминологическое предупреждение включает: а) предотвращение замышляемых и подготавливаемых; б) пресечение начатых, но не оконченных преступлений. Специальное предупреждение органично дополняет и конкретизирует общее, но меры специального предупреждения принимаются в развитие общих мер и имеют точные временные границы. Они строго целенаправлены, специализированы и так или иначе локализованы во времени и пространстве применительно к определенным срокам их проведения, к различным отраслям хозяйства и т.д.1
Особая роль полиции определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной, уголовнопроцессуальной и иной деятельности по борьбе с правонарушениями и основной массой преступлений; наличием в структуре полиции разных служб и подразделений[1] [2] [3].
Выявление факторов, влияющих на криминальное поведение сотрудников полиции, а также изучение личности сотрудников полиции не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленной борьбы с опасными, подрывающими авторитет власти преступлениями. Борьба с коррупционной преступностью сотрудников полиции не может быть сведена только к выявлению и наказанию виновных. Основной акцент должен быть сделан на разработке и осуществлении системы мер
3
упреждающего характера .
По нашему мнению, специальные меры предупреждения коррупции в полиции должны быть реализованы в следующих сферах:
идеологической;
нормативной;
организационной;
кадровой;
образовательной;
виктимологической.
Идеологическая сфера предупреждения коррупции в полиции базируется на государственной антикоррупционной политике.
В июле 2007 г. была принята Концепция обеспечения собственной безопасности полиции. В ней определены внешние и внутренние угрозы, ключевые направления и механизмы реализации стратегии противодействия коррупции. В полиции стала создаваться система комплексной защищенности от деструктивного и дезорганизующего воздействия негативных факторов. Причем данная система призвана обеспечить законность, соблюдение служебной дисциплины, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению сотрудниками полиции преступлений и правонарушений[4].
Был определен критерий оценки состояния собственной антикоррупционной безопасности. При этом должны были учитываться и такие факторы, как эффективность выявления собственными силами коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками полиции, своевременность их предупреждения, пресечения или раскрытия, а также адекватность реагирования руководителей и коллективов на проступки своих сослуживцев.
В основу концепции была положена профилактика борьбы с коррупцией. Причем меры на ведомственном уровне должны быть связаны не только с аналитической работой по выявлению всевозможных коррупционных угроз и определению объектов, нуждающихся в защите, но и проверкой моральных качеств сотрудников и их профессионального поведения как на службе, так и вне службы.
По утверждению руководства МВД положения концепции начали сразу реализовываться:
внедрялся институт личного поручительства, в том числе и при назначении сотрудников на руководящие должности, а также простого продвижения по службе;
введена процедура согласования с подразделениями собственной безопасности назначений новых сотрудников, принимаемых на службу в полицию;
для исследования психофизиологического состояния должностных лиц кадровые подразделения начали применять полиграф;
возложение на руководителя обязанности своевременного проведения качественной воспитательной работы в коллективе, направленной на оказание профилактического воздействия на любые проявление коррупционного поведения подчиненных, выявление недобросовестных и профессионально не пригодных сотрудников.
Кроме того, в октябре 2012 г. МВД представило новый план реформирования ведомства, называемый «Дорожной картой», которым определены пять приоритетных направлений, одним из которых является «Кадры и повышение их профессионализма». Экспертами разработаны меры по искоренению коррупции, круговой поруки и клановости, очищению полиции от компрометирующих лиц, повышению личной дисциплины[5].
Все это можно приветствовать, но до настоящего времени представители МВД России не разработали программу по противодействию коррупции в полиции.
По утверждению Министра внутренних дел России В. Колокольцева, в июне 2012 г. в региональные подразделения были направлены поручения в рамках новой ведомственной программы по борьбе с коррупцией, включающие комплекс мер, в том числе дисциплинарных, по предотвращению преступлений сотрудников полиции и их сокрытия от руководства, искоренению «палочной» системы и борьбе с «клановостью»1. При этом несмотря на громкое название данная программа реализуется в виде ряда разрозненных указаний[6] [7] [8].
В связи с этим, нами разработана альтернативная Программа борьбы с коррупцией в полиции на 2015-2018 годы (приложение 4), состоящая из следующих разделов:
Паспорт Программы.
Введение.
Анализ состояния борьбы с коррупцией в полиции.
Цели и задачи программы.
Основные направления реализации программы.
Ожидаемые результаты от реализации программы.
Нормативная сфера специального предупреждения коррупции в
полиции, базирующаяся на антикоррупционном законодательстве, в последние годы совершенствуется, чему свидетельствует принятие в МВД ряда нормативных актов:
Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденный Приказом МВД России от 24.12.2008 № 1138 , который как свод профессионально-этических норм определяет для сотрудников полиции: а) нравственные ценности, обязательства и принципы службы в полиции; б) профессионально-этические требования к служебному и внеслужебному поведению, взаимоотношениям в служебном коллективе; в) профессионально-этический стандарт антикоррупционного поведения.
Указом Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 был утвержден Дисциплинарный устав органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Дисциплинарный устав ОВД), в соответствии с которым сотрудник полиции обязан соблюдать антикоррупционные ограничения и запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и выполнять обязанности, установленные в целях противодействия коррупции федеральными законами (пп. «з» п. 5), а руководитель обязан непосредственно принимать меры по противодействию коррупции (пп. «г» п. 7);
Административный регламент системы МВД России по предоставлению государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и в полном объеме рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок (далее - Административный регламент), утвержденный приказом МВД России от 12.12.2011 № 12211, в соответствии с которым обращения, содержащие сведения о фактах коррупции должностных лиц полиции, подлежат обязательному рассмотрению в подразделениях собственной безопасности и кадровых службах (п. 128). Причем заявление сотрудника в форме рапорта или докладной записки с уведомлением о фактах обращения к нему в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений регистрируется и учитывается в порядке, предусмотренном Административным регламентом, и рассматривается в соответствии с законодательством РФ и ведомственными нормативными актами МВД России (п. 135).
Положение об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России, утвержденное приказом МВД России от 24.02.2012 № 120[9] [10].
Впрочем, до настоящего времени МВД России не разработаны нормативные акты, регламентирующие: 1) порядок уведомления сотрудниками полиции своего руководства обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных деяний; 2) порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых лицами, претендующими на замещение должностей в полиции; 3) соблюдения сотрудниками полиции требований к служебному поведению, установленными Кодексом профессиональной этики сотрудника полиции.
Кроме того, нельзя не отметить ряд законодательных новелл, направленных на противодействие коррупции в полиции. Так, Федеральным законом от 22.07.2010 № 155-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»[11] в УК РФ часть 1 статьи 63 была дополнена пунктом «о»: «совершение умышленного преступления сотрудником органа внутренних дел». Введена статья 286.1. «Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа». Этим же Законом УПК РФ был дополнен положениями об уведомлении начальника полиции о задержании его сотрудника (ч. 2 ст. 96) и о месте содержания его под стражей (ч. 12 ст. 108).
При этом следует отметить, что сотрудники полиции не относятся к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам (ст. 447 УПК РФ), тем самым возбуждение уголовного дела и производство предварительного следствия в отношении их производится «обычным путем», т.е. уголовное преследование в отношении сотрудников полиции, включая обвинение в суде, осуществляется в публичном порядке (ч. 5 ст. 20 УПК РФ).
Однозначно, особый порядок судопроизводства в отношении сотрудника полиции не нужен, так как скорейшее возбуждение уголовного дела по факту совершения сотрудником полиции коррупционного преступления, качественное предварительное следствие и вынесение ему судом справедливого наказания будут способствовать предупреждению коррупции в полиции.
В организационной сфере предупреждения коррупции в полиции в качестве одной из главных специальных мер является образование Департамента собственной безопасности МВД России, преобразованного в 2011 г. в ГУЭБиПК1, и создание подразделений собственной безопасности в МВД, ГУВД и УВД субъектов Федерации (далее - ПСБ).
С момента создания ПСБ выявлена и пресечена противоправная деятельность ряда коррумпированных сотрудников полиции.
Так, сотрудниками ПСБ в момент получения взятки в 700 тысяч рублей был задержан начальник отделения центра материально-технического снабжения ГЦОР МВД России полковник милиции Ш., который помогал заключать контракт с МВД России на поставку технических средств продовольственной службы директору ООО «ИАПЗ» .
Создание антикоррупционного климата в МВД зависит, как уже говорилось, от кадрового потенциала полиции.
Эффективным профилактическим средством является процедура согласования ПСБ сотрудников при назначении на новую, более высокую должность. В 2012 г. подобную проверку прошли 118619 сотрудников. В 5683 случаях (5%) в отношении кандидатов имелась негативная информация . Все они были уволены из ОВД.
Сообщения граждан о коррупционных деяниях сотрудников полиции также является одним из действенных способов противодействия и профилактики правонарушений в полиции. Особое внимание к процедуре рассмотрения поступающих подобных заявлений позволит уменьшить случаи недобросовестного исполнения сотрудниками полиции служебных обязанностей. При этом руководством МВД отмечается, что работа с обращениями граждан постоянно совершенствуется: [12] [13] [14]
шире используются возможности правоохранительного портала и электронного адреса «Горячая линия ГУСБ»;
повышается качество и уменьшаются сроки проверки сообщений о коррупционных проявлениях в полиции.
В системе профилактической антикоррупционной работы значительное место занимает взаимодействие МВД:
с общественными организациями;
с Уполномоченным по правам человека;
со СМИ;
прокуратурой.
При анкетировании осужденных за коррупционные преступления, проведенном нами, половина из них (49%) уверены, что эффективность работы специализированных подразделений по борьбе с коррупцией крайне низка, а еще 13% - вообще отсутствует. Причем треть (27%) считают, что деятельность этих служб носит имитационный характер.
При этом до настоящего времени в МВД России не разработаны ряд руководящих актов в сфере деятельности ПСБ, в частности, формы статистического отчета ГУЭБиПК по коррупционным правонарушениям и преступлениям в полиции.
По утверждению начальника ГУЭБиПК МВД России А. Макарова ПСБ выявляют 83% взяточников. За время функционирования ПСБ выявлено 1518 сотрудников, совершивших коррупционные преступления, из них 303 - взяточничество. При этом в 9 территориальных органах МВД России все сотрудники, совершившие преступления этой категории, выявлены исключительно подразделениями собственной безопасности - республики Ингушетия, Карелия, Камчатский край, Амурская, Калининградская, Новгородская, Рязанская, Смоленская, Тульская области. В 2012 г. ПСБ за взятки было задержано 374 полицейских[15].
Кадровая сфера предупреждения коррупции в полиции основана на антикоррупционной идеологии МВД России.
Указом Президента РФ от 24.12.2009 № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»1 Министру внутренних дел РФ было предписано пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в полиции с учетом их морально-этических и психологических качеств в целях повышения уровня профессионализма сотрудников полиции.
Официальные представители МВД России признаются, что в настоящее время проблема до укомплектования служб и подразделений полиции высококвалифицированными кадрами является одной из острых. Достаточно низкий престиж службы в полиции, отсутствие надежных социально-правовых гарантий для сотрудников, неадекватное денежное стимулирование их труда не способствуют созданию объективных условий для конкурсного набора кандидатов. В свою очередь, отсутствие реального конкурса приводит к тому, что часть кандидатов, поступивших на службу в полицию, не отвечает предъявляемым высоким требованиям. От таких сотрудников приходиться избавляться, что ведет к значительным материальным, физическим и финансовым издержкам.
По мнению ряда специалистов, превентивная политика должна осуществляться с учетом позитивного опыта, накопленного в советский период развития государства, когда в стране существовала разветвленная и влиятельная система органов народного и партийного контроля, обладавших широкими полномочиями. При этом констатируется, что на уровне специального предупреждения коррупции сотрудников полиции традиционный набор профилактических мер недостаточно эффективен, а в ряде случаев неприемлем[16] [17].
Не вызывает сомнений позиция отечественных ученых, что для профилактики коррупционного поведения сотрудников полиции необходимо создание системы своевременного выявления среди них лиц, склонных к совершению преступлений1.
С учетом систематизации ряда факторов, характеризующих поведение сотрудника полиции, как при выполнении служебных обязанностей, так и в условиях проведения отдыха или досуга, можно не только выявлять степень его личностной деформации, но и прогнозировать возможность совершения противоправных проступков. Критериями, позволяющими из общего числа сотрудников того или иного подразделения выявить субъектов повышенного риска, могут выступать следующие данные[18] [19]:
совместное проведение досуга с членами организованных преступных группировок, а также поддержание неделовых контактов с лицами, подозреваемыми в противоправной деятельности;
приобретение дорогостоящих предметов роскоши, частые поездки за рубеж, наличие крупных сумм денег, происхождение которых официально неизвестно;
непринятие законных мер по очевидным фактам преступных действий отдельных лиц, неправомерное или морально неодобрительное консультирование лиц, пытающихся уйти от уголовной ответственности;
неделовые связи с, так называемым, «разрабатываемым контингентом»;
частые невыходы на службу по надуманным основаниям, регулярное предъявление больничных листов, постоянные перемены места службы и т.д.
В настоящее время руководством МВД РФ предусмотрены системные меры профилактики по противодействию коррупции, охватывающие все этапы службы сотрудника - от поступления в полицию до увольнения в
отставку. В должностные обязанности всех руководителей включены требования по проведению с каждым сотрудником индивидуально - воспитательной работы. Грамотное, творческое сочетание воспитательных мер с усилением контроля за поведением сотрудников полиции на службе и в быту, своевременное решение всех вопросов их социальной защищенности, безусловно, приведет к наилучшему результату, но при одновременной угрозе применения жестких карательных мер. В МВД РФ разработаны и утверждены антикоррупционные стандарты поведения сотрудников силовых структур, являющиеся составной частью Кодекса профессиональной этики. Начинает действовать, как уже говорилось, институт поручительства при поступлении кандидатов на службу в полицию, при направлении на учебу в ведомственные образовательные учреждения, при назначении на
вышестоящие руководящие должности1.
Следует отметить, что в последнее время в полиции активно начали принимать следующие определенные меры по предупреждению коррупции среди сотрудников[20] [21]:
придание гласности всех случаев взяточничества;
введение принципа персональной ответственности руководителей, что позволило, согласно официальным данным, сократить количество взяточничества на 26%;
запрет протекционизма, то есть перевода сотрудников на вышестоящую должность вслед за начальником, который уходит на повышение;
восстановление на службе ряда необоснованно уволенных сотрудников, которые не прошли аттестацию из-за предвзятого к ним отношения и собственной принципиальной позиции по неприятию соглашательской позиции аттестовавших их руководителей.
Однако до настоящего времени не создано системы своевременного выявления сотрудников полиции, склонных к совершению преступлений.
Не менее важны специальные антикоррупционные меры в образовательной сфере.
Необходимо специальное обучение сотрудников полиции, с целью формирования у них антикоррупционного мышления и антикоррупционного поведения.
В ведомственных учебных заведениях МВД в настоящее время разработаны учебные программы, направленные на решение следующих основных задач[22]:
формирование у обучающихся умений и навыков анализа и оценки данных о состоянии коррупции в полиции, ее прогнозировании, выяснения причин и выработки мер по противодействию ей;
получение общего представления о состоянии коррупции в полиции;
формирование потребности в противодействии коррупции и непринятии коррупции как средства достижения личных либо служебных целей.
В процессе изучения спецкурса, обучающиеся должны приобрести следующие навыки:
иметь свободное от идеологических штампов представление о коррупции в полиции, ее причинах и пределах возможного позитивного воздействия на нее;
уметь адекватно интерпретировать результаты научных исследований
состоянии коррупции в полиции;
знать особенности и закономерности проявления коррупции в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и правоохранительной;
знать и уметь использовать приемы противодействия коррупционному поведению;
владеть приемами и методами исследования коррупции как социального явления;
уметь планировать антикоррупционные мероприятия в рамках повседневной деятельности полиции.
Мы согласны с мнением специалистов, что в предупреждении коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками полиции, немалую часть должна занимать виктимологическая профилактика, так как потерпевшие от противоправных действий сотрудников полиции зачастую сами провоцируют последних к совершению преступлений1.
Виктимологическое направление в структуре специальнокриминологической предупредительной работы обладает определенной спецификой[23] [24]:
виктимологическая профилактика имеет свой самостоятельный объект позитивного воздействия - реальных и потенциальных жертв преступлений;
информационное обеспечение виктимологической профилактики помимо использования общих для нее и для криминологической профилактики информационных источников связано с применением специальных схем выявления ее объектов (в частности, с точно установленные виды жертв и виктимноопасных ситуаций);
методы виктимологической профилактики и формы, при которых она осуществляется, основаны в первую очередь на убеждении;
общая и индивидуальная виктимологическая профилактика осуществляется также на основе широкого использования активной позиции населения, в частности, в виде получения сообщений о совершении сотрудниками полиции коррупционных действий;
виктимологическая профилактика имеет своей задачей предотвращение, так называемых, «инверсионных преступлений», в которых происходит смена ролей «преступник-жертва» путем воздействия на потенциальных жертв;
виктимологическая профилактика преступлений имеет и организационные особенности, связанные со специальной антикоррупционной подготовкой сотрудников правоохранительных органов, созданием специальных учетов виктимологически уязвимых объектов, организацией специальной психолого-педагогической службы в полиции.
Мероприятия виктимологической профилактики коррупции могут включать в себя1:
изготовление и распространение специальных брошюр- предостережений о том, как уберечься от коррупции и не стать жертвой этого преступления[25] [26];
извещение граждан через СМИ об имевших на территории региона фактах совершения коррупционных преступлений, типичных действиях коррупционеров и о том, как следует поступать гражданам в подобных случаях;
оказание практической помощи гражданам в технической и физической защите от данного вида преступлений.
При техническом содействии граждане, подвергающиеся вымогательству взятки, обеспечиваются ауди-, видеозаписывающей аппаратурой и другой радиоэлектронной техникой. При угрозе применения насилия в отношении лица, заявившего о факте взяточничества, обеспечивается физическая защита по программе охраны участников уголовного процесса;
разработка и внедрение специальных средств, позволяющих обеспечить экстренный вызов работников полиции для изобличения коррупционера;
проведение целенаправленных бесед с родителями, педагогами, школьниками, студентами о том, как следует вести себя и что делать в случае, когда граждан пытаются втянуть в коррупционные отношения;
проведение бесед с теми категориями населения, социальное положение и профессиональная деятельность которых вызывают повышенный интерес коррупционеров.
Необходимо и специальное обучение граждан, о чем уже говорилось, с целью формирования у них антикоррупционного мышления и
антикоррупционного поведения. При этом должны быть решены следующие основные задачи[27]:
получение ими общего представления о последствиях
коррупционного поведения в современном обществе;
формирование потребности в противодействии коррупции и оказании необходимой помощи жертвам коррупции;
выработка потребности в непринятии коррупции как средства достижения личных либо корпоративных целей.
В процессе обучения граждане должны приобрести следующие навыки:
иметь свободное от идеологических штампов представление о жертвах коррупции, о виктимологических факторах, и пределах возможного воздействия на жертв коррупции виктимологическими средствами;
знать особенности классификации и типологии жертв коррупции в различных сферах жизнедеятельности;
знать основные меры виктимологической профилактики, виктимологической реабилитации и виктимологической защиты жертв коррупционного поведения.
[1] Криминология. Учебник для вузов / под ред. А.И. Долговой. М., 2001. С. 285.
[2] Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Следователь. 2012. № 7(171). С. 8.
[3]
Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб., 2001. С. 193.
[4] Концепция обеспечения собственной безопасности очистит милицию от взяточников и преступников // Российская газета. 2009. 7 августа.
[5] Велигжанина А. Новая реформа МВД - это хорошо забытая старая? // Комсомольская правда. 2012. 18-25 октября.
[6] В МВД запустили программу по борьбе с коррупцией. URL: http://actualcomment.ru/news.
[7] В МВД введена программа по борьбе с коррупцией. URL: http://izvestia.ru/news.
[8]
СПС КонсультантПлюс.
[9] Российская газета. 2012. 04 апреля.
[10]
Российская газета. 2012. 18 мая.
[11] Собрание законодательства РФ. 2010. № 30. Ст. 3986.
[12] Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 12.07.2012) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 10. Ст.
1334.
[13]
http://www.psj.ru/djs/detail.
[14]
Чужие среди своих // Российская газета. 2012. 19 декабря.
[15] Чужие среди своих // Российская газета. 2012. 19 декабря.
[16] Собрание законодательства РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6536.
[17]
Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб., 2001. С. 225.
[18] Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Следователь. 2012.
№ 7(171). С. 9.
[19]
Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). С. 225.
[20] Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России // Следователь. 2012. № 7(171). С. 10.
[21] Скоков С. Часть сокращенных сотрудников полиции вернут на службу // Комсомольская правда. 2012. 18 октября.
[22] Газимзянов Р.Р., Кабанов П.А. Основы профилактики коррупции в органах внутренних дел: учебная программа // Следователь. 2012. № 1(165). С. 6.
[23] Фалалеев М. Чистка мундиров // Российская газета. 2008. 14 октября.
[24]
См. подробно: Вандышев В.В. Жертвы тяжкого преступного насилия: социальноправовые аспекты использования виктимологических данных в правоохранительной сфере. СПб., 2007; Ривман Д.В., Устинов B.C. Виктимология. Н. Новгород, 1998; Сидоренко Э.Л. Отрицательное поведение потерпевшего и уголовный закон. СПб., 2003.
132
[25] Карпович О.Г. Актуальные вопросы борьбы с коррупцией в России. С. 11.
[26] В 2009 г. Федеральное агентство по образованию выпустило брошюру «Зачетка без взяток», которая была разослана в вузы и молодежные организации.
[27] Гарипов И.М., Кабанов П.А. Виктимология коррупции: учебная программа курса // Следователь. 2012. № 1(165). С. 11.
|