К сожалению, насилие, сопровождая человека на всем пути его развития, проявляясь в различных формах и видах, затрагивает и такой древний социальный институт, как семья. Изучая формирование и трансформацию общественного сознания к насилию в семье и закрепления его в нормативных актах в истории отечественного государства, обратим внимание на ряд обстоятельств.
Складывающаяся и укрепляющаяся веками система патриархальных отношений привела к формированию безграничной власти отца и мужа в своей семье. Патриархальность проявлялась в отношениях родителей и детей и в отношениях между супругами. До принятия христианства у некоторых славянских племен допускалась многоженство и наложничество, в связи с этим особое значение придавалось признанию отцом своего ребенка. Так, князь Владимир был сыном Святополка от Ольгиной ключницы Малуши, но наследовал отцу и стал князем[1]. Однако, история знает и примеры, когда дети, рожденные от наложниц, были признаны незаконнорожденными, а, значит, не только ни какими правами не обладали, но и в определенной степени считались изгоями.
С принятием христианства изменяется и осознание семейной жизни. Теперь брак разрешается только с одной женщиной, а одним из грехов становится прелюбодеяние. Принятие христианства способствовало и изменению сознания людей, переосмыслению былого установленного порядка, ценностей, традиций.
После принятия христианства происходит рецепция византийского брачносемейного законодательства, в основу которого было положено каноническое представление о семейном праве.
На заре отечественной государственности и в течение длительного периода времени юридического определения семейно-бытового насилия не существовало. В правовом регулировании внутрисемейных взаимоотношений приоритет отдавался вопросам имущественного характера между членами семьи, а личные взаимоотношения не находили достаточного отражения и основывались в основном на церковном праве[2].
Изучая внешние факторы, влияющие на сознание людей в этот исторический период, отметим, что после смерти князя Владимира, Древняя Русь погрузилась в бесчисленную череду междоусобных войн и татаромонгольского ига, а это значит, что население постоянно существовало под угрозой применения насилия, либо при его реальном применении. Постоянно окружая человека, насилие становилось нормой поведения и в повседневной жизни.
Обращаясь к основному источнику права древнерусского государства «Русской правде», отметим, что он не содержит категорических ограничений относительно применения насилия главой семьи, т.е. и законодательно превалирует практически неограниченная власть отца и мужа. Княжеское законодательство этого же периода делало попытку защитить некоторые права детей, речь идет об Уставе князя Ярополка, где, в частности, ст. 24 гласила следующее: «А же девка не восхочет замуж, а отец и мати силою дадут, а что сотворить над собою - отец и мати епископу в вине, а истор има платити. Так же и отрок»[3]. Данная норма вводит запрет на насильственную выдачу замуж или женитьбу своих детей. Аналогичную мысль содержит и ст. 33 этого же устава, где запрещается препятствовать желанию детей на брак.
Еще одним насильственным деянием, на которое законодательно накладывался запрет - было кровосмешение. При этом оно касалось именно близких родственников, которые и составляли основу семьи, однако, суть этого запрета составляло не возможное насилие при его совершении и даже не столько морально-нравственная основа, сколько негативные последствия в виде появления нездорового потомства.
Следующей исторической вехой, влияющей на изменение сознания людей, а также преобразующей нормативную базу, стало образование централизованного государства и создание им таких нормативных документов как Судебники 1497 и 1550 гг. В этот период большого внимания заслуживает бесценный источник истории русской жизни, семейного уклада, домашних обычаев и традиций - «Книга глаголемая Домострой», написанная священником Сильвестром в XVI веке.
Очень часто этот источник приводят в подтверждение существования и допустимости насилия в семье. И, действительно, в ряде глав присутствуют призывы к телесным наказаниям: в главе 19 относительно воспитания детей даются следующие рекомендации - «страхом их (детей. прим автора) спасать, наказывая и поучая, а не то разобравшись и поколотить»[4]; в главе 21 написано: «Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей.... И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти»[5] [6]; особое место в данном источнике занимает отношение детей к родителям, в главе 22 дается следующее наставление: «любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, .. .и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителями. Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он
~ 71
лютою смертью от гражданской казни .» .
Говоря о необходимости применения физического воздействия на детей, автор «Домостроя» постоянно упоминает о целях подобного наказания, считая, что таким образом идет спасение детской души от неправедной жизни. Высказываясь о строгости во взаимоотношениях родителей и детей, отметим, что не случайно в данный исторический период происходит утверждение преступления, посягающего на здоровье и жизнь именно отца, за которое предусматривается смертная казнь.
Создание централизованного государства во главе с царем, требовало единства народа и его беспрекословного подчинения главе государства. Недаром в дальнейшем это преступление будет законодательно рассматриваться как преступление против государства. Так как отец является главой семьи, а царь-батюшка - отец своего народа, который для него
является семьей, поэтому было недопустимо формирование мысли в сознании людей о возможности совершения преступления против отца.
Изучая «Домострой», видим, что данный источник, определяющий нормы жизни в этот исторический период, приводит и совершенно другие наставления об отношении родителей и детей, и между супругами. В главе 1, наставляя на праведный образ жизни, автор призывает «следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, .себя утверждая в страхе Божьем и в праведном житии, жену наставляя домочадцев своих не понуждением, не битьем, не тяжкою работою, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке»[7]. В главе 19 автор указывает на обязанности родителей в отношении своих детей «.заботиться отцу и матери о чадах своих; обеспечить их и воспитывать в доброй науке: учить страху божьему и вежливости, и всякому порядку. Любить и хранить их.». В этой связи приведем наставление Сельвестора об укреплении отношений между мужем и женой «Наедине поучай, а поучив - успокой, пожалей, приласкай ее.»[8]. Однако, в летописях существуют многочисленные примеры, так называемой «неправедной жизни», когда муж мог убить жену (при этом подвергнуться незначительному наказанию), насильно постричь в монахини или продать, заложить. Известный русский историк К. Неволин относил все эти действия скорее не к обыденным явлениям, а злоупотреблению правом[9].
Более того в главе 28 «О неправедной жизни» говорится следующее: «А кто живет не по-божески, ...чинит неправды всякие и насилие, и чрезмерную обиду наносит,. прямиком вместе в ад попадут, да и здесь уже прокляты всеми»[10]. Как видим, применение насилия является делом «не Божьими, не христианским», за которое следует тяжкое проклятие людей и дорога в ад. В связи с этим обратим внимание на то, что наказание детей в тот период в сознании людей не отождествляются с насилием.
Следует заметить, что использование разрозненных цитат из «Домостроя», не позволяет выявить объективную картину. По мнению людей этого исторического периода, возможность достичь добродетели, была только в единстве столь противоположных методов воспитания.
Как нами уже отмечалось, в этот исторический период телесные наказания в отношении детей не рассматривались как насилие, а, соответственно, не осуждалось и не наказывалось их применение, более того, родители искренне считали, что данное деяние очистит детскую душу от дурных помыслов, разовьет смирение и уважение перед родителями.
Следующим историческим этапом, повлиявшим на сознание людей, и отразившемся в нормативных документах (основным документом этого периода принято считать Соборное Уложение 1649 г.), было окончание смутного времени, которое ознаменовалось сменой царствующей династии.
Расширился перечень деяний, подлежащих уголовному наказанию, которые совершались в семье. Впервые была введена уголовная ответственности за детоубийство, наказание заключалась в годе тюремного заключения и церковном покаянии[11]. Продолжая традиции, определенные «Домостроем», законодательно была закреплена высшая мера наказания - смертная казнь, за убийство родителей. Это преступление уже считалось не с простым составом, а квалифицированным, т.е. более тяжким.
Дети оставались в полном и безоговорочном подчинении родителей. Последние, в свою очередь, имели право продать детей в холопство, насильно постричь в монахи, а также обладали правом наказания их розгами. Если дети пытались защитить свои права и обращались с челобитной, то ст. 6 Уложения предусматривала следующую процедуру: «сын или дочь учнет бити челом о суде на отца и матерь, да их же за такое челобитье бити кнутом, и отдать их отцу и матери»[12]. Как правило, родители и без специального распоряжения суда не оставляли данный проступок детей без внимания и наказывали их нещадно.
Родители же, в свою очередь, обладали правом обратиться к публичной власти для наказания детей, о чем говорится в Соборном Уложении в ст. 45, результатом таких обращений для детей было следующее: «били кнутом их нещадно, и приказати ими бытии у отца и у матери во всяком послушании безо всякого прекословия, а извету их не верити»[13].
Находит и свое законодательное закрепление обязанность детей заботиться и помогать своим родителям. При этом отказ в совершении этих обязанностей И.А. Исаев относит к преступлениям против нравственности[14].
Обобщая этот исторический период, обратим внимание на то, что продолжают сохраняться тенденции, как во взглядах людей, так и в законодательстве не рассматривающие телесные наказания как элемент насилия. Попытка законодательного урегулирования отношений между родителями и детьми выражается в ряде статей, официально усиливающих власть родителей, однако, новеллой становится ответственность за убийство ребенка. Хотя наказание было не соизмеримо с тяжестью деяния и видом наказания за аналогичное преступление в отношении родителей. Необходимость полного и безоговорочного подчинения детей своим родителям, так же обуславливалось осознанием необходимости твердой централизованной власти.
Очередной исторический этап, который внес корректировку в сознание людей и отразил его изменение законодательно, был связан с эпохой просвещения. Данный этап, хотя и был переломным для сознания людей, однако, внес незначительные изменения в нормативные акты, регулирующие отношения членов семьи и не изменил кардинально отношения к насилию в семье.
Распространение просвещения способствовало изменению представления о преступлении, о наказании и его целях, важное место стала занимать профилактика преступлений. Все это нашло свое отражение в таком значимом документе как «Наказ» Екатерины II[15]. Согласно указу Императрицы, изменилось отношение к малолетним преступникам. Так в возрасте до 10 лет были ограничены применяемые по отношению к ним истязания, которые заменялись воспитательным воздействием родителей, при этом сохранялась возможность применения к детям как со стороны родителей, так со стороны специальных органов порки при помощи розги.
К изменению сознания людей в нашей стране, привели события, происходившие в конце 18 - начале 19 веков. Сильное влияние запада проявилось, практически, во всех сферах жизни - обучении, манерах, воспитании, моде. Телесные наказания применяемы в семье, считались теперь признаком дурного тона и заменялись другими формами воздействия. Однако, это касалось в основном дворянского сословия и, частично, зарождающейся буржуазии. В семьях простых крестьян и горожан продолжали соблюдаться устоявшиеся тенденции и практиковаться телесные наказания, как в отношении детей, так и в отношении своих жен, которые из-за страха, а может быть из-за нежелания «выносить сор из избы» не афишировали подобные отношения.
Г уманизация воспитания нашла свое отражение в ряде нормативных актов середины 19 века. В частности, в 1845 году было принято «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» (далее Уложение). Особенностью этого документа стало выделение в особый раздел преступлений, совершаемых членами семьи - «О преступлениях против прав семейных». В предыдущих нормативных актах предусматривались лишь одна или несколько статей, регулирующих эту сферу правоотношений.
Данный раздел содержал несколько глав, наиболее кардинально изменившие ситуацию были нормы, зафиксированные в гл. 2 Уложения «О злоупотреблении родительской власти и преступлениях детей против родителей». В ней впервые предусматривались преступления в виде насильственных деяний родителей и лиц, их заменяющих, против несовершеннолетних детей[16]. За данное преступление предусматривалось наказание в виде тюремного заключения[17].
Как видим, впервые почти за тысячу лет было предусмотрено уголовное наказание за физическое насилие, применяемое родителями по отношению к своим детям, а это означало официальный запрет на употребление насилия родителями и лицами, их заменяющими, по отношению к детям.
Новеллой этого Уложения так же стало введение ответственности за такие виды насильственных преступлений в семье как обращение лиц, не достигших 17 лет к нищенству или иному безнравственному занятию. Помимо указанных видов насилия, предусматривалось наказание за принуждение детей, не достигших установленного законом возраста, к работе на заводах, фабриках и в горном деле. Насилием признавалось и принуждение к вступлению в брак по отношению к лицам, не достигшим 21 года[18]. Помимо тюремного заключения за совершенные преступления, предусматривалось «лишение виновного власти на несовершеннолетнего». Как считает Н.В. Машинская «такое право суда следует рассматривать как дополнительное наказание, применяемое по усмотрению суда»[19].
Однако, в случае неповиновения, дети по требованию родителей могли быть заключены в тюрьму на небольшой срок[20]. К преступлениям, совершаемым детьми в отношении своих родителей, относились: нанесение родителю телесных повреждений или упорное неповиновение родительской власти.
Взаимоотношения супругов так же изменились. С 1845 года муж не мог подвергнуть жену физическому наказанию, также как и насильно постричь в монахини. Но жена была обязана всюду следовать за мужем, а в случае отказа суд мог ее к этому принудить. Получение паспорта происходило также с согласия мужа[21].
Третья глава рассматриваемого раздела «О преступлениях против союза родственного» устанавливала наказание за кровосмешение, при этом предусматривалась как добровольное, так и насильственное, последнее являлось отягчающим обстоятельством.
Уголовное Уложение 1903 г. не содержало новаций в вопросах наказания за насилие в семье. Как и прежде в новом Уложении была предусмотрена ответственность за жесткое обращение родителей в отношении своих детей; за принуждение детей к нищенству или иному безнравственному занятию; за отказ детей от помощи нуждающимся родителям; за жестокое обращение детей в отношении родителей. Новшеством же было введение таких преступлений как «учинение над несовершеннолетними религиозных обрядов не христианского вероисповедания» (ст. 88), а также «крещение или приведение его к иным таинствам другого христианского вероисповедания» (ст. 89)[22]. Изменения коснулись также и имеющих место в предыдущем Уложении (1845г.) преступлений, связанных с кровосмешением. Данные преступления вообще были исключены из числа преступлений против семьи.
Компаративный анализ историко-правового развития страны в период становления и развития абсолютизма, отразил основные факторы, влияющие на сознание людей и изменение законодательства. Развитие просвещения в Европе привело к появлению научных трудов, авторы которых пропагандировали не только свободу, равенство, гуманизм, но и акцентировали внимание на уникальности личности человека. Эти идеи были подхвачены передовыми умами многих европейских стран, результатом чего стала прокатившаяся в Европе волна революций, изменившая не только политические, экономические, идеологические, но и правовые устои. Указанные события эхом откликнулись в России, где идеи свободомыслия были отражены в трудах отечественных ученых и литераторов. Следствием стали эпохальные для страны события: восстание декабристов, отмена крепостного права, реформы и контрреформы в различных областях жизни, революция 1905 года и т.д. Произошедшие события являлись плодом изменившегося сознания людей, т.е. их взглядов и представлений об устоявшейся системе ценностей, данные события в тоже время сами становились для определенной категории населения (крестьян, рабочих) основаниями, изменившими их сознание. Что привело к еще более радикальным преобразованиям - смене политической, идеологической и экономической формации.
Указанные перемены привели к Великой Октябрьской революции 1917 года, итогом которой стало рождение нового государства. С его зарождением появилось и новое общество, сознание которого представляло собой смесь устоявшихся традиций и кардинально новых представлений и мировоззрения, подчас, вступающих в прямое противоречие друг с другом. Значительной частью этого общества были асоциальные элементы (выпущенные на свободу преступники, дезертиры, беспризорники, бомжи, нищие и т.д.). Первая мировая война, революции 1905 и 1917 годов, многочисленные восстания и бунты приводили к значительным людским потерям, и как следствию росту числа детей, оставшихся без попечения родителей. В этом хаосе, который охватил Россию в начале XX века, задача по устройству и воспитанию таких детей не была первостепенной, в большинстве своем они были предоставлены сами себе, так же, как и их выживание. Попытки образовать коммуны, лагеря для детей сирот не всегда имели положительный результат, и дети были вынуждены самостоятельно решать свои проблемы, и, как правило, их решение было далеко не законным. Гражданская война только увеличила количество беспризорников и усилила их катастрофическое положение. Голодные годы привели, в некоторых районах, к открытому, массовому каннибализму. И это коснулось, прежде всего, детей, их жизнь обесценилась, а тело рассматривалось как пища, способная продлить жизнь определенному кругу лиц, чаще всего это была семья, в которой жили дети[23].
Новое социалистическое сознание легло в основу трансформирующегося правового сознания нового общества, которое играло «роль метода, восполняющего пробелы в законе»[24]. Это нашло свое отражение и в ст. 9 УК РСФСР (1922), которая определила социалистическое правосознание в качестве руководящего начала для применения статей кодекса. При этом новый уголовный кодекс откинул на столетие назад развитие законодательства в сфере защиты прав членов семьи от насилия со стороны других ее членов.
Первый Уголовный кодекс РСФСР, вступивший в силу в 1922 г. не содержал ни раздела, ни главы о преступлениях против семьи. Отсутствие статей, регулирующих ответственность за физическое и психическое насилие со стороны родителей, равно как и со стороны детей, устранило, тем самым, наказуемость этих деяний. Лишь несколько статей в какой-то мере защищали права членов семьи, и в первую очередь детей: ст. 165 «не платеж алиментов (средств на содержание детей) и вообще оставление родителями несовершеннолетних детей без надлежащей поддержки[25] и сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак и дача ложных сведений органам, ведущим регистрацию актов гражданского состояния (ст.88)»[26].
Уголовный кодекс, принятый в 1926 году, равно как и предыдущий, не предусматривал уголовной ответственности за насилие в семье, за исключением небольшого количества статей, которые в какой-то степени защищали права членов семьи. Так законодатель к предыдущим положениям добавил норму, закрепленную в ст. 158 «Оставление родителями малолетних детей без всякой поддержки, а равно понуждение детей к занятию нищенством»[27].
В 1928 году в УК РСФСР были включены в отдельную главу «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта» составы, основанные на традициях отдельных автономных областей и республик и, касающиеся принуждения женщины к вступлению в брак или к продолжению брачного сожительства, а равно похищение ее для вступления в брак (ст. 197) и вступление в брак с лицом, не достигшим половой зрелости, или понуждение к заключению такого брака (ст. 198) и рядом других статей нормы, которых не предусматривали ответственность за насилие, но защищали права членов семьи и сам институт семьи.
Изначально отброшенное назад законодательство в сфере уголовной ответственности за насилие в семье, постепенно восстанавливало утраченные нормы в этой области. Так в 1935 году вводится уголовная ответственность за такие преступления, содержащие насильственный характер, как подстрекательство несовершеннолетних или привлечение их к участию в различных преступлениях, а также за понуждение несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией и нищенством и т.п. (ст. 732) и за использование опеки в корыстных целях и оставление опекаемых детей без надзора и необходимой материальной помощи (ст. 1581).
Окончание Великой отечественной войны, необходимость восстановления разрушенного государства, постоянство внешней угрозы - все это побуждало общество, в большинстве своем сплотиться вокруг единой глобальной утопической идеи построения коммунизма. В ходе формирования новой идеологии свое место заняла и семья, и необходимая охрана ее интересов.
В.Ф. Зима, характеризуя состояние сознания в этот период, пришел к выводу, что небывалые по своим масштабам демографические потери «потрясли сознание народа, отложились на генетическом уровне в памяти людей, оказали сильнейшее воздействие на менталитет военных и послевоенных поколений россиян. Эти страшные и невосполнимые потери коренным образом изменили демографическую ситуацию в стране, отношения в семье и обществе»[28].
Как видим, определенная стабилизация в обществе позволила вернуться к несколько утраченным ценностям и законодательно их защитить.
Дальнейшие изменения политики государства, его идеологии, и как следствия сознания общества, привели к принятию в 1960 году нового УК РСФСР[29], где более полно были представлены преступления, основой которых служило насилие в семье. Однако, и в кодексе 1960 года эти составы не были объединены ни в раздел, ни в главу, объединяющую преступления объектом, которых являются семейные отношения. Хотя в научных кругах неоднократно ставился вопрос о целесообразности введения в Особенную часть УК специальной главы[30].
Преступления, совершаемые одними членами семьи в отношении других, были сформулированы в главе третьей «Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности» и в главе одиннадцатой «Преступления, составляющие пережитки местных обычаев». В этих главах предусматривались следующие составы: злостное уклонение от уплаты алиментов или от содержания детей (ст. 122); злостной уклонение от оказания помощи родителям (ст. 123); принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак (ст. 233); заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста (ст. 234).
Необходимо отметить, что существовали и другие преступления в отношении женщин и несовершеннолетних (понуждение женщины к вступлению в половую связь (ст. 118); половое сношение с лицом, не достигшим половой зрелости (ст. 119); развратные действия (ст. 120)). Однако, в них не выделялся специальный субъект - член семьи, а это значит, что данные преступления могли совершить и посторонние люди.
Приведем пример, муж регулярно десятилетиями бил жену. Она никогда не жаловалась. В квартире с супругами жили их взрослые дети, которые на каком-то этапе попытались произвол отца прекратить. Мать им заявила, чтобы не вмешивались. Однажды муж в очередной раз избил жену. Она спряталась в туалете. Муж сломал задвижку и продолжил избиение супруги, после чего, устав, лег на кровать отдохнуть. Жена, явно пребывающая в длительной психотравмирующей ситуации, решила с мужем расправиться. Прошла на кухню, взяла нож: «Я поняла, что маленьким ножом мужа не убью, вернулась, взяла большой нож для разделки торта. Прошла в спальню. Ударила его один раз ножом». Суд расценил содеянное женщиной пенсионного возраста как неквалифицированное умышленное убийство (ст. 103 УК РСФСР) и назначил ей пять лет лишения свободы реально[31].
За время перестройки в сознание советских людей вошло много прекрасных, но расплывчатых образов - демократия, гражданское общество, правовое государство и т.д. ... Мышление огромных масс людей и представляющих их интересы политиков стало некогерентным, люди не могут связать концы с концами и выработать объединяющий их проект - ни проект сопротивления, ни проект выхода из кризиса. Они не могут даже ясно выразить чего они хотят. Перестройка сумела оторвать сознание граждан СССР от здравого смысла и житейской мудрости, заставила их поверить в химеры, зачастую противоречащие очевидным фактам и элементарным знаниям. Воздействие на массовое сознание было столь эффективным, что образ Запада к концу 80-х годов стал поистине вожделенным, что было не мыслимо еще за пять лет до этого. Такая массовая зависть к идеализированному образу «чужого дома» с самоотрицанием своего дома - признак разрыва со здравым смыслом. При его внедрении в политическую практику она неизбежно должна была привести к национальной катастрофе[32].
Обозначенные события привели к смене очередного политического режима и рождению нового государства. А начавшийся процесс интеграции России в мировое сообщество потребовало приведения национального законодательства в соответствии с международными правовыми актами,[33] закрепляющими основные права и свободы человека и гражданина[34].
В 1996 году был принят Уголовный Кодекс РФ, значительным движением вперед в сфере охраны интересов семьи и ее членов, стало выделение самостоятельной главы в Особенной части УК РФ, объединяющей преступления против семьи и несовершеннолетних. К таким преступлениям были отнесены: вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150); вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (ст. 151); торговля несовершеннолетними (ст. 152)[35]; подмена ребенка (ст. 153); незаконное усыновление (удочерение) (ст. 154); разглашение тайны усыновления (удочерения) (ст. 155); неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (ст. 156); злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157). Не все эти составы предусматривают уголовную ответственность за насилие над членами семьи, но, безусловно, призваны защищать права и свободы членов семьи.
Еще одним немаловажным шагом стало выделение специального субъекта в некоторых из обозначенных составов преступлений. Особую значимость специального субъекта определил В.В. Устименко еще в 1989 году: «Образование специальной нормы в уголовном праве связывают с необходимостью вычленения из них объекта посягательства общей нормы более узкой сферы общественных отношений, которые ставятся под самостоятельную охрану»[36]. Большую значимость на современном этапе играет государственная политика в отношении семьи и детства, что позволило в качестве специального субъекта выделить в ряде составов преступлений - родителей и лиц, их заменяющих, тем самым определяя особую ответственность указанных лиц за нормальное развитие и воспитание детей.
Мы согласны с мнением Н.В. Машинской, что установление уголовной ответственности и наказания за физическое и психическое насилие в отношении несовершеннолетних в семье, несомненно, положительный шаг в развитии уголовного законодательства России, отвечающий требованиям международно-правовых актов, а также современным потребностям охраны нормального психофизического развития детей в семье[37].
Однако, отметим, что насилие в семье включает в свой состав взаимоотношения не только родителей и детей, но и других ее членов, более того, сексуальное насилие в семье, являющееся, к сожалению, не редкостью в настоящее время, не включено в состав преступлений, входящих в обозначенную главу, а также существуют и иные пробелы современного законодательства, в том числе проблемы и пробелы общесоциального и индивидуального уровней профилактики указанных преступлений, о них, в частности, речь пойдет во второй и третьей главе диссертационного исследования.
Исходя из вышеизложенного, историю развития правового регулирования насилия в семье можно разделить на три этапа. Первый этап, по своим временным рамкам наиболее значимый, обозначим как патриархальнотиранический. Его протяженность 900 лет с начала государственного развития Древней Руси середина 9 века и до середины 18 века. Этот период тотальной зависимости детей и жены от главы семьи. Многовековые традиции и устои не относили насилие, творимое в семье к разряду преступлений. Его рассматривали, скорее, как удачный, хорошо зарекомендовавший себя метод воспитания. При этом его применение обосновывалось, абсолютно, благими целями. Эта идея легла в основу и существующего на тот момент законодательства. Насилие в отношении жены и детей было ненаказуемо, а преступления в отношении родителей, в особенности по отношению к отцу, карались смертно казнью и относились к разряду государственных.
Второй период, назовем его просветительски - освободительным, длился с середины 18 века и до второй половины 20 века. Он ознаменовался тем, что революционно-просветительское движение, развернувшееся в Европе, нашло отклик и в России. Его последствием стало изменение мировоззрения изначально среди более образованной категории населения страны, а затем и дальнейшего изменения менталитета всей нации в целом. Изменившееся сознание и взгляды, позволили трансформировать законодательство противодействия насилию в семье. Радикальные преобразования коснулись признания равенства полов и такой ценности, как детская жизнь. Уголовная ответственность была введена как за жестокое обращение со стороны детей по отношению к родителям, так и со стороны родителей по отношению к своим детям. Женщины и дети наделялись не только определенными новыми правами, но и рассматривались как наиболее виктимные лица, заслуживающие особой защиты, что выражалось в появлении новых составов преступлений жертвами, которых становились вышеупомянутые лица.
Третий период - это период действия современного уголовного законодательства, и мы обозначим его как модернизационный. Особенностью этого периода, стало осознание важности роли семьи в обществе, а соответственно и всесторонней его защиты, как от внешних неблагоприятных факторов, так и от внутренних. Что нашло свое отражение в Уголовном кодексе РФ, где преступления против семьи и несовершеннолетних выделены в самостоятельную главу, это в свою очередь говорит об особом положении данного института. Однако, и на сегодняшний день существует немало проблем в решении глобальной задачи по снижению насильственной преступности в семье, что оставляет ее в ранге серьезной стратегической и геополитической угрозы.
[1] Неволин К.А Полное собрание сочинений. Т.5. /История Российских гражданских законов, в 5-ти томах, 1858г., С. 67.
[2] Игнатович В.Э. Борьба с насилием в быту (Историко-правовой анализ российского законодательства). Автореферат канд. юрид. наук.: 12.00.01. - СПб., 2003. С. 8.
[3] Законодательство Древней Руси. - М., 1981. Т. 1. С. 183.
[4] Сильвестр. Домострой. - М.: Наука. 1994. гл. 19.
[5] Там же. гл. 21.
[6] Там же. гл. 22.
[7] Там же. гл.1.
[8] Там же. Послание и наставление отца сыну.
[9] Неволин К.А. С. 82.
[10] Сильвестр. гл. 28.
[11] Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича. - М.: Зерцало, 2017 - 440с.
[12] История государства и права СССР (Сборник документов). Ч.1. - М., 1968. С. 101.
[13] Соборное уложение 1649 года. Законодательство царя Алексея Михайловича. - М.: Зерцало, 2017 - 440с.
[14] Исаев И.А. История государства и права. - М.: «Норма». 2017. С. 58.
[15] Екатерина II, имп. О величии России. - М.: «ЭКСМО», 2003. С. 79.
[16] В законе указывался возраст несовершеннолетних детей - 17 лет. Прим. автора.
[17] Свод законов Российской империи. - М., 1910. С. 68.
[18] Там же.
[19] Машинская Н.В. Современные тенденции развития правоприменительной практики по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2016. №1., С.16
[20] Исаев И.А. С.185.
[21] Там же.
[22] Свод законов Российской империи. - М., 1910.
[23] Дайл Д., Донли М. История на каннибализме. Болгария. 2008.
[24] Исаев И.А. С. 355.
[25] Данная статья была сформулирована лишь в 1924 году и отнесена к главе «Оставление в опасности» - Прим. автора.
[26] Собрание кодексов. 3-е изд. М., 1925. С. 358.
[27] Собрание кодексов. 4- издание. М., 1927 г. С. 492.
[28] Зима В.Ф. Менталитет народов России в войне 1941-1945 г.г.- М., 2000. С.91
[29] УК РСФСР // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1960. № 40. ст. 591.
[30] Коржанский Н.И. Объект и предмет уголовно-правовой охраны. - М., 1980. С. 78; Тупица А.Я. Уголовно-правовая охрана интересов семьи: Автореф. дис. . к.ю.н.: 12.00.08. Свердловск, 1982. С. 7.
[31] Колоколов Н. Новая такса за мордобой // ЭЖ-Юрист. 2016. № 31. С. 3.
[32] Кара-Мурза С.Г., Смирнов С. Манипуляция сознанием-2. М.: «ЭКСМО», 2015. С.528.
[33] Всеобщая декларация прав человека
[34] Машинская Н.В. Эволюция уголовного законодательства в области охраны несовершеннолетних от применения насилия в семье// Вопросы ювенальной юстиции. 2009. № 3. С.58
[35] Данная статья утратила силу в 2003 году, однако, как показывает практика, не утратила своего значения (прим. автора).
[36] Устименко В.В. Специальный субъект преступления. - Харьков. 1989 г. С. 4.
Машинская Н.В.
|