Международное сообщество еще в середине прошлого века осознало значимость проблемы эффективного противодействия насилию в семье. Результатом этого стало принятие ряда документов, содержащих не только призывы к современным государствам пересмотреть политику в сфере поддержки и защиты семьи и ее членов, как основной, первичной ячейки общества[1], но и конкретные предложения, своего рода модельное законодательство, позволяющие выработать единые подходы и критерии к обозначенной проблеме всем странам.
Многочисленные акты международного характера уделяют особое внимание защите членов семьи от насилия со стороны близких, в первую очередь, женщин и детей. К таким документам можно отнести: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г. Ст. 23)[2]; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.)[3]; Декларацию о ликвидации дискриминации в отношении женщин (1967г.)[4]; Минимальные
стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985г.)[5]; Декларацию о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их детей на воспитание и их усыновление на национальном и международном уровнях (1986г.); Конвенцию о правах ребенка (1989г.)[6]; Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.)[7]; Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (1990 г.)[8]; значительные разделы итоговых документов IV Всемирной конференции ООН по положению женщин (Пекинская платформа действий, 1995 г.)[9] и Генеральной Ассамблеи ООН («Женщины - 2000: гендерное равенство, развитие и мир для XXI века», 2000 г.)[10], Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (2007 г.)[11], Конвенцию Совета Европы по
предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье» (2011 г.)[12] и др.
Ратификация этих документов и непосредственное их применение «возлагает на государство ответственность не только перед собственными гражданами, но и перед международным сообщество. Государства более не могут заявлять о невмешательстве в частную жизнь, как аргумент, оправдывающим несостоятельность попыток защитить жертву внутрисемейной жестокости»[13].
Следует отметить, что международные органы по защите прав человека относительно поздно обратили внимание на проблему домашнего насилия. Первая «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин», заключенная 18.12.1979 г., была ратифицирована Россией Указом Президиума Верховного совета СССР 19 декабря 1980 г. N 3565-X. Она гласит, что дискриминация женщин нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие возможностей женщин на благо своих стран и человечества.
В решениях международных договорных органов ООН, в частности Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин указано, что дискриминация в отношении женщин определяется как любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Насилие в отношении женщин прямо квалифицируется как дискриминация в отношении женщин и указывается, что гендерное насилие представляет собой одну из форм дискриминации в отношении женщин и включает действия, причиняющие ущерб или страдания физического, психического или сексуального характера, угрозу таких действий, принуждение и другие формы ущемления свободы[14].
В заключительных замечаниях по восьмому периодическому докладу Российской Федерации, представленному в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW)[15], выражена обеспокоенность «сохранением глубоко укоренившихся патриархальных представлений и стереотипов о роли и обязанностях женщин и мужчин в семье и обществе» и указал, что «такие стереотипы являются одной из основных причин насилия в отношении женщин», а «средства массовой информации неизменно формируют стереотипный и порой в уничижительной форме изображающий образ женщин и что подобное изображение женщин не анализируется в достаточной степени». Также, Комитет отметил не только распространенность самого насилия, но также и «отсутствие статистической информации о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях, дифференцированной по возрасту, национальной принадлежности и характеру отношений между жертвой и правонарушителем, а также исследований, касающихся причин и последствий такого насилия»[16] [17].
Первый специальный международный договор был принят в 1994 году в рамках Межамериканской системы защиты прав человека - Межамериканская конвенция о предупреждении и искоренении насилия в отношении женщин и наказании за него (Convention of Belem do Para)ii9. И, соответственно,
Межамериканский суд по правам человека рассмотрел первые дела по домашнему насилию, в частности дело Maria da Penha v. Brazil[18].
В настоящее Совет Европы говорит о кампании «Каждый пятый» («One in Five»), где каждый пятый ребенок Европы в той или иной форме подвергается сексуальному или иному насилию, а в 70-80 % случаев акты сексуального насилия совершают лица, входящие в непосредственное окружение детей[19].
В 2002 году Комитет министров Совета Европы принял Рекомендации[20] Rec (2002)5 по вопросам защиты женщин от насилия. В этих Рекомендациях Комитет министров, в том числе указал, что государства - члены Совета Европы должны обеспечить такую систему защиты женщин от насилия, которая включала бы уголовный запрет домашнего насилия, повышение информированности общества о фактах домашнего насилия, а также подготовку профессионалов к работе с ситуациями домашнего насилия. В частности, в Рекомендациях было указано, что государства должны обеспечить возможность применения срочных обеспечительных мер, направленных на защиту жертв и запрещающих нарушителю контакты с жертвой, а также предусматривающих санкции за нарушение такого запрета. Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием была принята 11 мая 2011 года, включает специальный контрольный механизм GREVIO.
К сожалению, Россия до настоящего времени не подписала Конвенцию Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием, что на наш взгляд является существенным упущением.
На наш взгляд, не требует имплементации п. 2 ст. 18 §1 (b) Конвенции Совета Европы «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений», где указано, что каждая Сторона принимает все необходимые законодательные или иные меры, обеспечивающие установление уголовной ответственности, в частности, за умышленно совершаемое занятие деятельностью сексуального характера с ребенком, когда имеет место злоупотребление признанным доверием, властью или влиянием на ребенка, в том числе внутри семьи.
Предполагается, что «круг доверия» будет включать в себя членов расширенной семьи (в том числе новых партнеров), лиц, выполняющих функции ухода за детьми (в том числе тренеров в различных областях) или осуществляющих контроль над ребенком профессионально или на добровольной основе (в том числе лиц, которые ухаживают за детьми в свободное время), и любого другого человека, которому доверяет ребенок (в том числе сверстников). Сексуальное насилие над детьми является одним из основных видов злоупотреблений, с которым необходимо бороться. Лучшее понимание знаний и представлений о сексуальном насилии над детьми у учителей должно позволить установить основные отправные точки для построения системы для профилактики[21].
Безусловно, в «круг доверия» ребенка входят все члены его семьи. Считаем, что в международных актах, например в Конвенции Совета Европы «О защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» должно быть дано четкое толкование «круга доверия» ребенка, с тем, чтобы впоследствии, присоединившиеся страны могли имплементировать его в свое законодательство.
Принципы частной сферы в данном вопросе должны быть пересмотрены, поскольку традиционное разделение на публичную и приватную области является источником неравенства в распределении социальной власти[22].
Этому способствует и модернизирующая ситуация, которая мимикрируя менталитет большинства наций, устанавливает эгалитарную модель отношений в семье, где особое место занимает ребенок. При этом не последнюю роль играют традиции, устои и взгляды людей, проживающих в той или иной стране.
Исследуя тенденции развития взглядов на насилие в семье, опыт его уголовно-правового регулирования, а также меры борьбы с этим негативным социальным явлением за рубежом, проведем компаративный анализ с целью выявления общих закономерностей и отличий.
Российская Федерация, ратифицировав Федеральным законом от 07.05.2013 N 76-ФЗ «Конвенцию Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» (CETS N 201), заключенную в г. Лансароте 25.10.2007 г., взяла на себя обязательство принять необходимые законодательные или иные меры, обеспечивающие установление уголовной ответственности, в том числе за деяния, предусмотренные ст. 23 Конвенции.
Статья 23 указанной Конвенции поднимает важную проблему ответственности за «Домогательство в отношении детей с сексуальными целями». В ней говорится, что каждая из Сторон принимает необходимые законодательные или иные меры для установления уголовной ответственности за любое умышленное предложение о встрече, с которым взрослый при помощи информационно-коммуникационных технологий обращается к ребенку, не достигшему возраста, до которого запрещено вступать в действия сексуального характера с ребенком, установленного в каждой стране, с целью совершения против него или нее любого из следующих преступлений, если за таким предложением последовали практические действия, направленные на проведение такой встречи. Таковыми преступлениями признаны: занятие деятельностью сексуального характера с ребенком, который, согласно соответствующим положениям национального законодательства, не достиг установленного законом возраста для занятия деятельностью сексуального характера; занятие деятельностью сексуального характера с ребенком, когда: используются принуждение, сила или угрозы; или имеет место злоупотребление признанным доверием, властью или влиянием на ребенка, в том числе внутри семьи; или имеет место злоупотребление особо уязвимым положением ребенка, в частности в силу его ограниченных умственных и физических возможностей или в случае его зависимого положения; а также вовлечение ребенка в проституцию или склонение ребенка к занятию проституцией; принуждение ребенка к занятию проституцией или извлечение выгоды из нее или иная эксплуатация ребенка для этих целей; использование услуг детской проституции.
Действительно, серьезной проблемой следует признать отсутствие эффективного противодействия половым преступлениям в отношении несовершеннолетних внутри семьи. Несомненно, это деликатная проблема, но необходимо обратить на нее внимание.
Так, суд первой инстанции, квалифицируя содеянное С. по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК, в обоснование своего решения сослался на то, что она знала о неправомерном поведении мужа в отношении детей, и с учетом характера их взаимоотношений оно не могло послужить причиной для внезапного возникновения у нее сильного душевного волнения.
Материалы дела свидетельствовали о том, что С. систематически пьянствовал, лечился от алкоголизма в лечебно-трудовом профилактории, состоял на учете в областном наркологическом диспансере с 1995 г. с диагнозом «хронический алкоголизм второй стадии», был судим.
Между тем в ходе предварительного следствия было установлено, что в действиях С. содержались признаки преступлений, предусмотренные п. «в» ч. 3 ст. 131 УК, в отношении дочерей, и уголовные дела были прекращены в связи с его смертью.
Как видно из показаний С., а также ряда свидетелей, потерпевший умышленно спаивал своего сына, чтобы тот был не в состоянии противостоять ему, когда он издевался над дочерями и женой, а впоследствии довел сына до самоубийства.
Сама осужденная показала, что перед убийством узнала от старшей дочери о том, что 10 лет назад отец попытался ее изнасиловать, а пять лет назад изнасиловал младшую дочь, 1986 г. рождения. Она в состоянии потрясения, испугавшись вновь потерять кого-либо из детей, схватила топор, находившийся в прихожей, и нанесла мужу, лежавшему на кровати лицом к стене, несколько ударов по шее.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода, что систематические противоправные и аморальные поступки потерпевшего обусловили длительную психотравмирующую ситуацию в семье, где постепенно накапливалась психическая напряженность во взаимоотношениях в результате поведения потерпевшего, и последнее известие о совершенном им изнасиловании младшей дочери переполнило «чашу терпения» С. и внезапно
125
вызвало у нее сильное душевное волнение-.
Г оворя о международно-правовых актах, следует остановиться на Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений, принятую в 2007г., а ратифицированную в 2013г., но с оговорками не применять полностью или частично отдельные части или пункты указанной конвенции и с этим нужно согласиться,
Представленную конвенцию подписали 47 стран, а ввели в действие и то не полностью только 34. Этому есть логическое объяснение. При исследовании конвенции достаточно обратить внимание на такие понятия как «сексуальность», «сексуальное здоровье», «сексуальные права», «сексуальное образование», (к слову сказать - по концепции начинается с рождения) «сексуальное насилие» (это всего лишь злоупотребление в детской сексуальности) и мы можем понимать, что все сводиться к интимности и сексуальности и является отправной точки человека как личности. Менталитет европейцев глубоко отличен от российских граждан и для России признание Концепции о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений в полном объеме неприемлемо. Такую точку зрения поддерживают ученые как А.П. Дьяченко, Е.И. Цымбал, Л.А. Букалерова и др.[23] [24].
Другая не менее интересная, и на наш взгляд более значимая Конвенция по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье, так как представлено четко понятие насилия в семье - «все акты физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят среди членов семьи или домочадцев либо между бывшими или нынешними супругами или партнерами независимо от того, проживает ли виновное лицо совместно с жертвой или нет»; кроме того дается понятие насилия в отношении женщин - «нарушение прав человека и форма дискриминации в отношении женщин и означает все акты гендерного насилия, которые приводят или могут привести к физическому, сексуальному, психологическому или экономическому ущербу или страданиям женщин, в том числе угрозы таких актов, принуждение или произвольное лишение свободы независимо от того, происходит ли это в публичной или частной жизни»[25] и др.
Следует согласиться с Е.В. Красненковой - принятие конвенции означает, что если отдельное государство не реагирует соответствующим образом (принцип due diligence) на насилие в отношении женщин, то на их защиту призывается международное сообщество. Это — первый международный договор, который содержит определение гендерной принадлежности. Это означает, что ныне признается, что женщины и мужчины не только являются биологическими особями женского или мужского пола, но существует также и социально сконструированная категория гендерной принадлежности, которая определяет особые роли и поведение у женщин и мужчин. Исследования показали, что некоторые роли и формы поведения могут способствовать тому, чтобы насилие в отношении женщин становилось приемлемыми. В Конвенции перечислен ряд совершенно новых уголовных преступлений, таких как калечащие операции на женских гениталиях, насильственные браки, преследования, насильственные аборты и насильственная стерилизация. В российском УК РФ таких видов преступлений нет, но квалифицировать их (в случае совершения и доказанности) мы можем как ст.ст.111, 112, 115, 116 и 117 УК РФ, т.е. по тем статьям, которые охватывают объективную сторону содеянного. При подписании конвенции, ратифицировать (полностью) «Стамбульскую конвенцию» мы можем только в случае изменения УК РФ, пока, на сегодняшний день такой деятельности в отношении стамбульской конвенции не наблюдается и не предполагается в ближайшем будущем[26], следовательно, есть необходимость в изменении УК РФ и принятии данной конвенции Российской Федерацией, которая была принята в 2011г., а вступила в силу в 2014. Россия на сегодняшний день не ратифицировала «Стамбульскую конвенцию».
Из указанного выше, России, в отличие от «Конвенции Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений» следует аутентифицировать и ратифицировать «Конвенцию Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье» полностью, так как это послужит эффективным механизмом по предотвращению общественно-опасных деяний (прописаны механизмы и процедуры исполнения) в отношении женщин, в том числе, в семье.
Обращаясь к американскому опыту противодействия насилия в семье, отметим, что оно возведено в ранг наиболее приоритетных задач государства, на решение которой ежегодно тратятся значительные суммы. Исследование этого асоциального явления началось еще в середине 20 века. Итогом стало появление теории - синдрома избиваемого ребенка[27], которая поставила проблему насилия в семье в ранг национального масштаба. В настоящее время регулярно проводятся исследования различными как государственными, так и общественными организациями в сфере насилия в семье. Характерным для США является сочетание активной позиции общества и готовность государства бороться с проявлениями насилия в семье.
Проводимая в течение более полувека работа над решением поставленной задачи по снижению числа преступлений, связанных с насилием в семье, принесла свои результаты. Данные, опубликованные Бюро статистки Департамента юстиции США, свидетельствуют о том, что в 1976 году 1600 женщин и 1375 мужчин были убиты своими половыми партнерами, а уже в 1999 году таких жертв было - 1218 женщин и 424 мужчины, еще через десять лет их стало 976[28].
Что же привело к снижению семейного насилия в целом и одного из самых тяжких его видов - убийства? Этому способствовала работа в различных направлениях. Прежде всего, проводились разнообразные социологические исследования, позволяющие выявить размер проблемы, основные формы и виды насилия. Полученные результаты нашли свое отражение в многочисленных публикациях, имеющих как научный, так и прикладной характер. Доступность полученных результатов, распространение их посредством специально созданных газет и журналов, позволили американскому обществу пересмотреть свои взгляды на насилие в семье, и привели к росту общественного движения[29].
В свою очередь, государство активно включилось в процесс снижения насильственной преступности в семье. Около десяти министерств США (здравоохранения, юстиции, образования и т.д.) реализуют конкретные программы в этой сфере, на которые правительство ежегодно выделяет специальную статью расходов.
Изменения коснулись и законодательного уровня, были приняты ряд специальных законов о защите от насилия в семье детей (Закон о предотвращении плохого обращения с детьми и ликвидации его последствий), женщин, мужчин и престарелых родственников. Были приняты законы, регулирующие обязанности различных субъектов, которым может стать известно о насилии в семье. Так, в ряде штатов была введена обязанность для каждого человека, проживающего или находящегося на территории штата, в случае обнаружения ими факта насилия в семье, незамедлительно сообщать об этом в специальные службы[30]. Эта же обязанность касается медицинского персонала и сотрудников образовательных учреждений, служебные правила которых предписывают выявлять жертв насилия и сообщать об этом в специальные службы.
На общественном и государственном уровнях были организованы многочисленные «горячие линии», кризисные центры и убежища для жертв насилия, открыт Национальный центр по проблемам жестокого обращения с детьми и детской запущенностью[31]. Создаются многочисленные службы, в обязанности которых входит не только выявление конкретных случаев семейного насилия, но и проведение расследования, и принятие по его результатам соответствующего решения. Деятельность этих служб ведется круглосуточно и без выходных дней. Работа в таких службах проводится специалистами с особой подготовкой в области семейной терапии.
Не последняя роль в пресечении насилия в семье, отведена правоохранительным органам, в обязанность которых входит как выявление случаев насилия в семье, так и реагирование на информацию системы оповещения. Более половины всех инцидентов регистрируются полицией. Полиция самый первый и чаще всего единственный социальный институт, взаимодействующий с лицами, совершающими насилие в семье, и их жертвами[32]. Полицейские также активное участие принимают в расследовании дела о насилии в семье совместно с медицинскими и социальными работниками. И согласно § 29a «Полицейского закона» главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с женой и детьми[33].
К компетенции правоохранительных органов относится также и возможность принятия судом на предварительном слушании дела решения о направлении лица, обвиняемого в насильственном преступлении против члена его семьи, на прохождение специальной консультационной программы. Такое решение принимается на основании соглашения, заключаемого с обвиняемым. Программа представляет собой осуществляемый на основании психологической методики курс тренировок, которые проводятся в группах, состоящих из 15 - 18 человек, на протяжении от 4 до 12 месяцев под руководством специалиста. За прохождением программы надзирает офицер службы пробации. Программа проводится за счет обвиняемого на основании гибкой шкалы цен, в зависимости от его материального положения. Успешное прохождение программы является основанием для снятия или смягчения обвинения. В случае уклонения от прохождения программы, процедура уголовного преследования возобновляется. В США большая часть решений суда о направлении лица, совершившего насильственное преступление в семье, на прохождение специальной профилактической программы вместо реального отбывания им наказания, принимается в рамках обвинительного приговора[34].
Однако, к работе правоохранительных органов не раз возникали претензии, в связи с отсутствием оперативной реакции, в некоторых случаях, на обращения граждан. Примечателен в этой связи эпизод, произошедший в 80-х годах прошлого века, когда жертва семейного насилия, ставшая инвалидом после нескольких безрезультатных обращений в полицию, возбудила судебное дело против города и департамента полиции и получила 2,3 миллиона долларов в качестве компенсации морального вреда[35].
Работа указанных служб ведется по выявлению, пресечению и реабилитации жертв различных форм насилия: физического, психического, сексуального.
С момента получения сообщения, работники социальных служб совместно с полицией и медицинскими сотрудниками, в течение 48 часов расследуют дело. Происходит обязательное посещение семьи, где оценивается не только условия жизни, но и поведение взрослых, проводится опрос лиц (родственников, соседей, друзей), которые имеют отношение к данной семье. Осуществляется медицинское и психологическое потерпевшего, членов его семьи, позволяющее более полно исследовать факт семейного насилия. В случае если потерпевшим является ребенок, он может быть временно изъят из семьи с целью его психологической реабилитации.
По итогам расследования производится вмешательство в виде: 1) конкретной услуги; 2) поддержки; 3) терапии. Конкретная услуга предусматривает оказание материальной помощи, предоставление одежды, продуктов, оплаты жилья, транспортных расходов. Поддержка проявляется в изменении качества семейной жизни и каждого ее члена. Предоставляются услуги по домоводству, медицинскому обслуживанию, посещению специальных курсов. Терапия обычно осуществляется агентством в общине, где используются традиционные методы лечения: индивидуальная терапия, терапия семейных пар, групп, а также применяют нетрадиционные методы: помощь родителям по принципу общества «анонимных алкоголиков», создаются группы «анонимных родителей».
Зачастую положения, изложенные в документах, не совпадают с правоприменительной практикой, вследствие чего право ребенка на защиту остается нереализованным. В частности: законодательная база, направленная на защиту детей от преступных посягательств, по большей мере декларативна - действующая законодательная база во многом противоречит международно - правовым актам...; вносимые в действующее законодательство изменения и дополнения часто не улучшают, а, напротив, ухудшают положение детей; отсутствует надежный и скоординированный механизм практической реализации ряда нормативных предписаний, что обусловливает их неисполнение..»[36].
Обобщая опыт уголовно-правовой и криминологической политики США в области борьбы с насилием в семье, отметим, что наличие законодательства, регулирующего вопросы семейного насилия, его содержание, доказывает особое отношение общества и государства к данной проблеме. Проведение регулярных исследований, дающих представление о количественных и качественных показателях этой преступности, позволяет разработать и успешно внедрить (в результате наблюдается ежегодное снижение показателей насилия в семье) профилактические мероприятия, как на общенациональном, так и на индивидуальном уровне.
Тем не менее, несмотря на столь многоплановый подход в сфере уголовноправовой и криминологической политики государства к насилию в семье в Соединенных Штатах Америки, специалистами выявлено ряд проблем. Обращается внимание на: недостаточное финансирование проектов; отсутствие исследования уже внедренных программ[37]; формальность подхода к данной проблеме медицинского персонала или недостаточность его образования[38]; наличие синдрома «реляционной дистанции» среди полицейских[39]; отсутствие кризисных центров в малых городах и ряд других причин.
Следующей страной североамериканского континента, которую мы исследуем с позиций отношения к насилию в семье, будет Канада. Уголовноправовая и криминологическая политика Канады относительно семейного насилия признана одной из наиболее успешных во всем мире. В определенной степени она схожа с политикой другого североамериканского государства - США. Однако, имеет и ряд отличий. В этой стране максимально задействованы все сферы деятельности человека в борьбе с насилием в семье.
В сфере законодательной политики Канада пошла по пути реформирования уже имеющегося законодательства, и не ставила перед собой цели создания федерального закона, регулирующего вопросы борьбы с насилием в семье. Так, федеральное правительство внесло поправки в Уголовный кодекс Канады, предусматривающие систему мер по обеспечению защиты женщин и детей от насильственных посягательств и действий.
В 1983 г. был реформирован Закон об изнасиловании. Цель реформы состояла в том, чтобы привести в соответствие норму Закона с изменениями в толковании изнасилования как уголовного преступления.
Законопроект C-127, ставший частью Уголовного кодекса, предусматривал изъятие изнасилования из части «Сексуальных правонарушений, нарушений общественной морали и общественного порядка» и перемещение этого вида правонарушения в часть «Правонарушений против личности и репутации». Вводилось три новых определения правонарушений: простое сексуальное нападение; сексуальное нападение, влекущее за собой телесные повреждения, при использовании оружия или других средств; отягощенное сексуальное нападение.
Данный законопроект отменил одно из наиболее сексистских и устаревших аспектов канадского уголовного права, покоившегося на убеждении о том, что сексуальное нападение не может иметь место в отношениях между супругами[40]. В результате проблема изнасилования в браке получила официальное признание. Ранее это преступление рассматривалось только при наличии увечий.
При отсутствии единого федерального законодательства, распространенным явлением в Канаде считается наличие провинциальных актов, регулирующих вопросы насилия в семье. Например, в провинции Саскачеван действует Акт о жертвах домашнего насилия, а в провинции Альберта принят Акт защиты от насилия в семье. Эти акты регулируют деятельность профилактических субъектов, определяют меры помощи жертвам и санкции в отношении лиц, совершивших насилие в семье.
Координирующую функцию выполняют более десяти министерств (Министерство здравоохранения, Министерство недвижимости и
строительства, Королевская канадская конная полиция (RCMP), Министерство юстиции, Министерство наследия, Министерство по делам женщин, Ведомство статистики Канады, а также ряд проектов и программ развивают Министерство национальной обороны, Министерство по делам индейцев и народов Севера, Министерство по делам гражданства и иммиграции, Министерство иностранных дел и внешней торговли и другие.), а также специально созданный Национальный центр по проблемам семейного насилия. Пять исследовательских центров (в Ванкувере, Лондоне, Виннипеге, Монреале, Фредериктоне) занимаются исследованием проблем насилия в семье и в частности против женщин. Они получают финансирование из
Исследовательского совета по социальным и гуманитарным наукам Канады и Федерального департамента здравоохранения и социального обеспечения, а также получают средства в виде пожертвований граждан. Столь пристальное внимание со стороны правительственных департаментов и министерств, создание Национального центра, говорит о значимости этого вопроса и внесении его в разряд приоритетных.
Франция одна из европейских стран, где особое внимание уделяется насильственной преступности в семье.
По данным агентства новостей в 2008 году общее число жертв домашнего насилия составляет примерно 16 % от всех убийств во Франции[41].
На законодательном уровне это вопрос отражен, прежде всего, в действующем УК, который содержит главу 7 «О посягательствах на несовершеннолетних лиц и семью». Ряд статей предусматривает в качестве особых субъектов преступления супругов, а также родственников по восходящей и нисходящей линии, а также лиц, имеющих власть над ребенком (усыновители, педагоги, врачи и т.д.). Эти субъекты относятся к таким преступлениям, как убийство, пытки, акты жесткости, сексуальное насилие[42]. Применение к несовершеннолетним так называемого «ежедневного насилия», в независимости от степени тяжести причиненного ущерба, классифицируется также как особое правонарушение[43]. Выделяя указанные субъекты, Французский Уголовный Кодекс переводит эти преступления в разряд особо тяжких и усиливает наказание за их совершение.
Помимо УК Франции, существует ряд законов, также регулирующих вопросы семейного насилия. Последним разработан законопроект, запрещающий психическое насилие в семье, его принятие запланировано на первую половину 2010 года[44].
Анализируя деятельность органов и организаций, занимающихся исследовательской и профилактической деятельностью в сфере насилия в семье, отметим специальные отделы в системе полиции и жандармерии, в компетенцию которых входит расследование дела о насилии, а также обладающие правом незамедлительного устройства, в отношении детей, в другую семью. Эта мера необходима для того, чтобы оградить ребенка от давления со стороны родителей. В системе Управления судебной полиции находится «Бригада по защите несовершеннолетних». По своей структуре бригада разделена на группу, занимающуюся насилием в отношении несовершеннолетних со стороны семьи, в компетенцию другой группы входит обязанность заниматься защитой несовершеннолетнего от внешнего насилия.
«Чтобы облегчить работу следователей и иметь возможность быстро найти информацию, секретариат систематизирует все документы, касающиеся отдельно взятой семьи; эти данные содержат иногда информацию о нескольких поколениях семьи, что является крайне важным, поскольку семейная история формируется из поколения в поколение»[45].
Помимо полиции работу с неблагополучными семьями ведет и благотворительная организация «Четвертый мир». Ее работа заключается в том, чтобы в первую очередь предоставить помощь детям, подвергшимся насилию в семье. Вместе с предоставлением ребенку убежища, с ним занимается специальный педагог, руководствующийся принципом «помощь к самопомощи». Основу этого принципа составляет обучение детей к сопротивлению негативным влияниям и давлению со стороны родителей, родственников и лиц, имеющих власть над ними, а также развитие в нем положительных качеств для личности. Отражая интересы несовершеннолетних, в УК Франции были внесены изменения, касающиеся назначения адвоката и специального законного представителя, с целью избежание негативного влияния родственников на ребенка в течение судебного процесса. Параллельно со всеми мероприятиями, проводимыми в отношении ребенка, исследуется неблагополучная семья. Результатом такого исследования становится работа с психологами, либо мероприятия коррекционного или репрессивного характера.
Франция, как и многие страны, постоянно модернизирует как законодательство в сфере насилия в семье, так и органы, занимающиеся борьбой с этим негативным явлением. Приоритетным направлением стало пресечение семейного насилия в отношении несовершеннолетних, о чем свидетельствуют не только отдельные нормативно-правовые акты, но и сеть специальных организаций.
Следующая европейская страна, которую мы проанализируем на предмет уголовно-правовой и криминологической политики в сфере семейного насилия - Англия.
В связи с тем, что в Англии отсутствует кодифицированное уголовное законодательство, то ведущую роль в регулировании различных вопросов (в том числе и семейного насилия) играют отдельные законы и судебные прецеденты.
По данным Фонда по предотвращению насилия в семье, в Англии каждые 60 секунд полиция получает вызов по случаю семейного насилия. Полиция отвечает на 1300 звонков в день, или более 570 000 в год, связанных с насилием в семье[46].
В Англии, как и во Франции, активную роль в работе с неблагополучными семьями играет английская полиция, в которой есть самостоятельный отдел по борьбе с насилием в семье.
В первую очередь помощь предоставляется детям, подвергшимся семейному насилию. Большую роль играет коррекционно-реабилитационная работа, которую проводит «Федерация женских приютов», координирующая работу «Домов спасения семьи». Здесь находят приют женщины и дети, подвергшиеся семейному насилию. Особенностью этих домов является не просто предоставление пищи, крова, психологической помощи, но и обучение навыкам самостоятельной жизни, приобретение новой профессии с целью дальнейшего трудоустройства.
В случаях с «особо тяжелыми семьями» прибегают к практике временной изоляции детей в специальных центрах. Одну из таких клиник организовал психиатр М. Раттер. В ней при оказании помощи всегда идет параллельная работа с ребенком, которым занимается психотерапевт и с родителями, с которыми замается специальный консультант или сотрудник социальной службы[47].
Наравне с приютами особое значение в системе пресечения насилия в семье, имеет социальная служба (Social services). При получении информации (ее источником может быть, как сам ребенок, соседи, преподаватели, медицинские сотрудники и т.д.) и подтверждении фактов давления, физического и иного насилия над ребенком, создается специальная комиссия, состоящая из социального работника, полицейского, врача, преподавателя школы. На заседании комиссии присутствуют также ребенок и его родители, которые получают специальные рекомендации. В ходе разбирательства может быть принято решение о занесении данных о ребенке в специальный регистр (Child Protection Register), где собраны сведения о детях определенной местности, которые могут подвергаться или уже подвергались насилию, в том числе и семейному[48].
Для того чтобы не допустить рецидива насилия над ребенком, социальные службы Англии обязаны на протяжении многих лет контролировать семьи, в которых были обнаружены подобные случаи или попытки совершить их[49].
Стратегия борьбы Англии с насилием в семье схожа со стратегиями других стран. В ней присутствует законодательная база, регулирующая вопросы семейного насилия, а также предусмотрена компетенция различных профилактических органов. Несомненным достоинством английской системы является фиксация случаев насилия с целью продолжения в течение длительного времени, осуществление контроля за такими семьями.
В Португалии, в частности, установлена повышенная уголовная ответственность в виде увеличения срока лишения свободы на одну треть, в его минимальных и максимальных пределах за сексуальное насилие в отношении ребенка (статья 171), сексуальное насилие зависимых несовершеннолетних (статья 172), сексуальные деятельности с подростками (статья 173), сводничество несовершеннолетних (статья 175) Уголовного кодекса, если жертва является родственником преступника, усыновителем, усыновленным ребенком, двоюродным или сводным родственником, или состоит в родственных отношениях, отношениях опеки или попечительства с преступником или находится в иерархической, экономической или трудовой зависимости от него / нее и уголовное преступление совершено, как злоупотребление такими отношениями или зависимостью (статья 177).
В Румынии изнасилование несовершеннолетних, наказывается лишением свободы от 3 до 10 лет и запретом определенных прав, в то время как при отягощающих обстоятельствах совершения преступления - когда жертва находится под влиянием, опекой, защитой преступника, является по прямой линии родственником преступника, или жертве еще не исполнилось 16 лет, то преступнику назначается наказание лишением свободы от 5 до 12 лет.
Согласно законодательству Румынии, отягчающие обстоятельства, которые влекут за собой отягчающее наказание, в частности, являются следующие: а) преступление нанесло серьезный физический ущерб жертве или ущерб душевному здоровью жертвы; б) преступление было предварено или сопровождалось актами пыток или серьезного насилия; в) преступление было совершено в отношении крайне уязвимой жертвы; d) преступление было совершено членом семьи, лицом, проживающим с ребенком или лицом, злоупотребившим своими полномочиями.
УК Турции выделяет, в частности следующие виды преступлений в сфере сексуального насилия детей: участие в сексуальных действиях с ребенком, который, в соответствии с соответствующими положениями национального законодательства, не достиг установленного законом возраста для сексуальной деятельности; участие в сексуальной деятельности с ребенком, где используется фактор принуждения, применения силы или угроз; нарушение стало результатом использования позиции доверия, власти или влияния на ребенка, в том числе в семье, насилия осуществлено с использованием особо уязвимого положения ребенка, особенно из-за психического или физического недостатка или ситуации зависимости.
Схожие черты уголовно-правовой и криминологической политики наблюдаются в Германии. Уголовным кодексом ФРГ параграф 225 «Жестокое обращение с подопечными», предусмотрен следующий состав преступления: мучение, или истязание, или причинение вреда здоровью посредством злонамеренного пренебрежения обязанностью заботиться о лице, не достигшем восемнадцатилетнего возраста, или беззащитном в силу беспомощности либо болезни, которое: 1) подлежит со стороны виновного попечению или присмотру; 2) относится к его домашнему кругу; 3) относительно которого ему вменена обязанность заботиться; 4) которое подчинено ему в рамках службы или производственных отношений, - влечет наказание в виде лишения свободы на срок от шести месяцев до десяти лет[50].
На несовершенство этой нормы по кругу потерпевших обращает внимание С.Н. Ситников: «По УК ФРГ он значительно уже, к нему отнесены только подопечные, а также те относящиеся к домашнему очагу (совместно проживающие) персоны, которым не исполнилось восемнадцать лет или которые являются беззащитными на почве физических недостатков или болезни. Например, весьма распространенной разновидности насилия, а именно насилия против супруга, не находящегося под опекой и не являющегося в силу указанных в статье обстоятельств беззащитным, этот состав не охватывает»[51]. Тем самым не защищены интересы всех членов семьи.
Криминологическая политика Германии в отношении семейного насилия более разнообразна.
Во-первых, существует сеть женских приютов Frauenhaeuser,
расположенных во многих населенных пунктах. Телефон приютов можно узнать в полиции или справочной службе. Адреса женских приютов не подлежат широкой огласке, чтобы мужья (мужчины) не могли обнаружить женщин, ищущих там защиту. Проживание в женских домах сопровождается обучением по принципу, который используют французские социальные службы - «помощь к самопомощи». За полгода проживания, в таких домах женщины адаптируясь к новым условиям, приобретают, опыт независимости и новые навыки в работе, общения и т.д.
Во-вторых, распространены бесплатные 24-часовые телефонные
консультации, которые проводятся анонимно и сведения, полученные в результате беседы, составляют профессиональную тайну.
В-третьих, во всех городах Германии есть службы помощи детям, которые работают с «социально слабыми семьями» и семьями, где зафиксированы факты насилия. В эти службы дети могут обратиться самостоятельно, а также посредством полиции, педагогов, врачей. Чаще всего дети обращаются в социальную службу по следующим обстоятельствам, возникающим в семье: избиение; пренебрежительное отношение, когда ребенка запирают в детской кроватке, детской комнате и уходят, оставляя его одного; сексуальное принуждение с использованием доверия и беззащитности ребенка для удовлетворения собственного проявления власти; принуждение взрослым девочки или мальчика совершать действия сексуального характера; просьба взрослого к девочке или мальчику показаться ему обнаженным; показ взрослым ребенку порнографических снимков или видеозаписей и предложение принять участие в подобных мероприятиях; прикосновения взрослого половым органом к телу ребенка; принуждение взрослым ребенка к анальному, оральному или вагинальному половому акту[52].
При выявлении вышеперечисленных случаев, ребенку предоставляется убежище до решения семейного суда, где определяется дальнейшая судьба родителей и ребенка.
Отметим, что в Германии в УК ФРГ предусмотрены специальные субъекты преступлений, касающихся насилия в семье и хотя данные нормы не всегда совершенны, они выделяют такие преступления в особую категорию. По аналогии с другими странами в Германии существует широкая сеть социальных центров, призванных оказать не только оперативную помощь жертвам насилия, но и научить их жить по иным правилам.
Продолжая компаративный анализ уголовно-правовой и криминологической политики государства в сфере борьбы с насилием в семье, отметим опыт Испании.
В Испании наряду с УК, в котором ряд норм относится к семейному насилию, с 2004 года действует закон о семейном насилии, что свидетельствует о выдвижении данной проблемы в ранг приоритетных для государства.
Ст. 24 УК Испании имеет квалифицированный состав, если потерпевшие являются супругами или лицами, находящимися в близких отношениях с виновным, а также в состоянии родства по восходящей или нисходящей линии по происхождению, усыновлению или свойству.
Ст. 153 УК Испании квалифицируя физическое и психическое насилие, выделяет специальные субъекты: «Кто привычно употребляет физическое или психическое насилие против кого-либо, кто является или был его супругом, или против персоны, которая с ним продолжительно тесным образом эмоционально связана или была связана, или против собственных детей или детей супруга или детей сожителя, или против подопечных, потомков или недееспособных, которые с ним живут или подчинены его власти, опеке, попечительству или фактическому присмотру или приняты им в дом (acogimiento), подлежит наказанию от шести месяцев до трех лет лишения свободы.
Под привычным употреблением понимается некоторое число совершенных насильственных действий, учитываемых только во временной близости, независимо от того, были ли эти действия уже предметом приговора в рамках одного процесса»[53].
Уголовное законодательство этой страны предусматривает также ответственность и за такую форму насилия, как сексуальную агрессию. В качестве его квалификационного вида, выделяется посягательство, совершенное с использованием родственных связей, в отношении усыновленных или состоящих в отношениях свойства.
В уголовном законодательстве Испании, на наш взгляд, существуют и ряд недостатков. Так устанавливая наказуемость психического семейного насилия, не дается его определения. В связи с этим решение вопроса уголовной ответственности, оставляется на усмотрение суда.
Вопросами профилактики насилия в семье в Испании занимаются правоохранительные органы, местные власти и общественные организации.
В полиции существует горячая телефонная бесплатная линия, работающая 24 часа в сутки. Позвонив можно не только попросить о немедленной помощи, но и получить полезную информацию о ближайшем кризисном или реабилитационном центре, существующих в большинстве провинций.
Статья 192 Уголовного кодекса Испании гласит, что судья или суд может назначить дополнительное наказание в виде лишения родительских прав, опеки, попечительства, защиты, отстранения от должности или лишения права заниматься определенным видом деятельности на срок от шести месяцев до шести лет, или постоянного лишения родительских прав.
Гражданский кодекс также защищает физическую и психологическую неприкосновенность детей в контексте семьи и устанавливает, что родительские права осуществляются всегда в пользу детей, в соответствии с их индивидуальными качествами и уважением их физической и психологической неприкосновенности.
Кроме того, он наделяет судью правом избавить несовершеннолетнего от опасности или предотвратить любой ущерб, причиненный ему, в том числе назначить временное лишение родительских прав или лишение родительского доступа.
Кроме того, когда судья знает о тяжком преступлении, совершенном в отношении ребенка, он может принять защитные меры, установленные в Уголовно-процессуальном законе, т. е. удаление нарушителя, запрещение общения с ребенком и превентивное заключение, если существуют серьезные основания полагать, что преступник может посягать на жизнь или физическую неприкосновенность ребенка.
Опыт борьбы Испании с семейным насилием доказывает особое отношение как государственных структур, так и общества к данному асоциальному явлению. Решение вопросов защиты от насилия в семье, как специальным нормативным документом, так и уголовным законом, позволяет урегулировать большинство вопросов, связанных с насилием одних членов семьи в отношении других ее членов. Наличие широкой сети профилактических субъектов, особенно в провинциях, позволяет сделать помощь жертвам насилия в семье более доступной.
Немаловажное место занимает насилие в семье и в японском обществе. По сообщению Национального полицейского агентства (НПА) количество случаев насилия в семье, зарегистрированных полицией в 2016 году резко увеличилось на 32,5 % и составило 33250 инцидентов, что является самым высоким показателем с начала ведения подобной статистики с 2012г[54].
Решение этой проблемы имеет общие подходы с европейской и североамериканской стратегией.
УК Японии в ряде статей, существует специальный субъект: ст. 200 «Убийство родственника по восходящей и нисходящей линии», санкция этой статьи предусматривает наказание в виде смертной казни или бессрочного лишения свободы. Ст. 205 «Убийство, причиненное путем телесного повреждения», ст. 218 «Оставление на произвол судьбы лицом, обязанным заботиться об оставленном», ст. 220 «Незаконное задержание и лишение свободы» также предусматривают в качестве специального субъекта членов семьи, что в свою очередь отягощает наказание[55].
В Японии существуют несколько нормативно-правовых актов,
предусматривающих борьбу с насилием в семье, один из них, Закон о предотвращении супружеского насилия и защите жертв, был принят в 2001 году. Его цель обеспечить защиту жертв насилия в семье. Данный закон предусматривает все формы насилия: физическое, психическое, сексуальное и что особенно ценно предусматривает равенство супругов на защиту, не выделяя гендерного начала. Законодательная система Японии содержит также ряд законов о защите, в частности: Закон о запрещении приближения к жертве: этот закон запрещает обидчику приближаться к жертве или пребывать вблизи места жительства жертвы (за исключением случая, когда такое место жительства, является и местом жительства обидчика), места работы жертвы и прочих аналогичных мест в течение 6 месяцев; Закон о запрещении телефонных звонков и прочих действий: этот закон делает ряд ограничений в действиях обидчика, также в течение 6 месяцев; Закон, запрещающий приближение к ребенку или родственникам жертвы: закон, используемый при необходимости защиты жертвы от обязанности встреч с обидчиком по отношению к ребенку или родственникам жертвы, запрещает обидчику приближаться к ребенку жертвы (несовершеннолетнему и проживающему вместе с ней) или к родственнику, а также находиться вблизи места жительства жертвы, его места работы и т.п. в течение 6 месяцев.
Закон об освобождении места жительства: этот закон обязывает обидчика покинуть место жительства, разделяемое с жертвой как основное место проживания, и не пребывать вблизи места жительства жертвы в течение 2 месяцев. Нарушение обидчиком Законов о защите - является наказуемым действием с лишением свободы с принудительными работами на срок более одного года или же с выплатой штрафа, не более чем в один миллион иен[56].
Согласно схеме обеспечения поддержки при супружеском насилии Бюро равенства полов при кабинете министров, жертва имеет право выбора: прежде всего, они могут обратиться в полицию или центры консультации и поддержки жертв супружеского насилия, располагающиеся в каждой префектуре. Альтернативой является обращение в районный суд, в результате решения которого обидчик подвергается тюремному заключению с принудительными работами на срок не более одного года или же с выплатой штрафа, не более чем в один миллион иен[57].
Система поддержки жертв семейного насилия в Японии включает в себя также и сеть частных приютов, где можно получить временную защиту. Наряду с частными приютами и государственными центрами консультирования и поддержки жертв семейного насилия, существуют отделы женских консультаций. Здесь можно получить информацию и более подробные сведения о системе защиты насилия в семье.
Обобщая анализ уголовно-правовой и криминологической политики относительно насилия в семье в Японии, отметим, комплекс законов, наряду с УК Японии, регулирующий основные вопросы обозначенной проблемы. Особенностью указанного законодательства является его системность, предусматривающая различные способы защиты для отдельных членов семьи. Субъектами защиты и профилактики, традиционно, являются правоохранительные органы в лице полиции и суда, а также государственные и частные организации, оказывающие консультативную помощь, предоставляющие временное убежище и помогающие в социальных вопросах.
Не обходят проблему насилия в семье и в Китае. В последнее время, увеличилось число лиц, пострадавших от семейного насилия. Всекитайская Федерация женщин (ВФЖ) приводит следующие данные: ежегодно на насилие в семье соответствующие органы принимают около 50 000 жалоб в год[58]. Согласно данным The Epoch Times в Китае каждый год 287 000 человек совершают самоубийства, среди них 157 000 - женщины. Исследования показывают, количество самоубийств, совершенных женщинами в сельских областях, в 3-5 раз выше, чем в городе[59]. При этом большая их часть происходит именно из-за насилия в семье.
Как отмечает Ц. Юэъэ - глава отдела по правам и интересам женщин ВФЖ: «Супружеское насилие превратилось в потенциальную угрозу социальной стабильности. Также это является главной причиной, приводящей к разводам и потенциальным преступлениям»[60].
В связи с этим, еще с начала 2000 годов были внесены поправки в Закон КНР о браке, в котором содержатся положения, трактующие проявление жестокости в семье, как преступление. Применительно к этому в 14 провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения разработаны законы, усиливающие меры юридического противодействия «кулачному праву», нередко регулирующему супружеские отношения[61].
В настоящее время, помимо уже упомянутого закона, действует Закон о защите прав и интересов женщин, в котором также существуют положения о семейном насилии. Данный закон поддержан местными постановлениями в 25 провинциях.
Наряду с указанными нормативно-правовыми актами в УК Китая в ст. 261 «Жестокое обращение с членами семьи при злостных обстоятельствах» и в ст. 261 «Отказ от содержания пожилых, малолетних, больных или других лиц, не имеющих способности к самостоятельной жизни», предусмотрена ответственность специальных субъектов - членов семьи[62].
Субъектами реагирования на насилие в семье, по распоряжению правительства КНР и в соответствии с постановлениями семи министерств, включая Министерства общественной безопасности, юстиции и здравоохранения, является полиция, которая обязана немедленно реагировать на поступившие к ней сообщения о совершении акта семейного насилия.
Инициатором создания иных субъектов помощи и защиты жертв семейного насилия, стала ВФЖ и органы общественной безопасности. Ими были созданы центры, приюты, «горячие линии» для жалоб, веб-сайты правовой помощи. При поддержке государства создаются информационные блоки, включающие видеосюжеты, памятки, рекомендации, помогающие осознать акт насилия в семье, пережить его и адаптироваться к новой реальности.
Однако, несмотря на столь активное участие Всекитайской федерации женщин и правительства, в решении данной проблемы, получить помощь могут далеко не все жертвы насилия в семье, прежде всего, жители сельской местности. Причина заключается в несоответствии количества центров помощи и числа нуждающихся в них.
Подводя итоги исследования уголовно-правовой и криминологической политики китайского государства, обратим внимание на схожесть путей решения обозначенной проблемы с другими странами. В Китае несколько нормативных актов, разного уровня, решают вопросы насилия в семье, что свидетельствует о выделении этой проблемы в разряд особо значимых. Однако, данные акты имеют в основном гендерные приоритеты. В качестве субъектов защиты жертв и профилактики этого негативного явления, выступают правоохранительные органы и общественные организации. Характерной чертой для Китая, в силу менталитета его народа и национальных традиций, является большое количество самоубийств на почве семейного насилия.
Проанализировав опыт стран дальнего зарубежья, обратим внимание на решение аналогичных проблем в странах ближнего зарубежья, в частности, в Молдове, Казахстане, Таджикистане.
Страна ближнего зарубежья, которая идет по пути прогресса в сфере предупреждения семейного насилия, является Молдова.
Наряду с уголовным законодательством, регулирующим вопросы ответственности за насилие, принят специальный закон о предупреждении и борьбе с насилием в семье. Основной целью является создание единой сети реабилитационных центров. Информация, собранная этими центрами составит общую базу данных о жертвах, насильниках и мерах помощи и воздействия.
В реабилитационных центрах предусмотрено проживание (до 3 месяцев), а также получение юридической помощи, медицинских услуг, охрану и защиту.
В рамках общей реализации политики республики в отношении пресечения насилия в семье, предусматриваются разнообразные формы воздействия на семейных тиранов: штрафы, лишение свободы (тюремное заключение), психологическая реабилитация.
Несмотря на выделение проблемы насилия в семье в ранг приоритетных в Молдове, существует и ряд не решенных в этой сфере вопросов. Прежде всего, небольшое число реабилитационных центров затрудняет возможность обращения в них всех нуждающихся. Еще одной проблемой, на наш взгляд, является не проработанность закона о предупреждении и борьбе с насилием, где не предусмотрены четкие обязанности всех профилактических субъектов и контроль за их деятельностью. Недостатком является и нехватка финансирования программ в рамках уголовно-правовой и криминологической политики в отношении семейного насилия. Выделение средств практически сводится к их поступлению за счет международных организаций (ООН, Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), Миссии Международной Организации о Миграции (МОМ), Миссии Организации по безопасности сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Фонда человеческой безопасности ООН) и правительств других стран (например, Японии).
|