Понедельник, 25.11.2024, 02:09
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Криминологические меры противодействия и предупреждения преступлений в семье

Предупредительная деятельность, как один из важнейших

криминологических институтов, гораздо масштабнее уголовного

противодействия преступлениям, которое ограничивается, как правило, непосредственным воздействием на личность, уже совершившую преступление. Предупредительная деятельность по своим масштабу, формам, методам, содержанию и субъектам значительно глобальнее.

В настоящее время в научных кругах сохраняется дискуссия относительно значимости и содержательной части таких дефиниций, как «предупреждение», «профилактика», «предотвращение» и «пресечение».

Не ставя перед собой цель глубокого компаративного анализа обозначенных дефиниций, укажем два направления, образовавшихся среди ученых относительно данных терминов. Одни ученые (А.А. Герцензон, В.Н. Бурлаков, Н.В. Кузнецова, Г.М. Миньковский и другие) используют эти термины как синомичные, считая, что общая сущность заключается в «недопущении чего-либо»[1]. Другие ученые (Ю.М. Антонян, С.И. Герасимов, А.И. Долгова, В.И. Гладких и т.д.) настаивают на принципиальной разнице этих дефиниций, утверждая, что предупреждение преступлений это общее, аккумулирующее понятие, а профилактика, предотвращение и пресечение - это стадии предупреждения в зависимости от факта либо подготовки, либо совершения преступления, в целом и в отдельных конкретных случаях[2].

Мы придерживаемся точки зрения второго направления, и считаем, что предупреждение преступлений является сложным комплексом разнообразных мер противодействующего характера. Такой комплекс должен находить свое отражение на различных уровнях, отличающихся друг от друга и в тоже время дополняющих друг друга формами, методами, средствами, субъектами и т.д.

Традиционно используют двухуровневое деление предупредительных мер, т.е. общесоциальный уровень, являющийся комплексом общих мер, направленных на повышение социального уровня жизни населения, стабилизацию экономики и специально-криминологический, который сориентированный непосредственно на причины и условия преступлений[3].

Помимо двухуровнего деления, можно обозначить трехуровневый подход: 1. Общесоциальный (осуществляется на уровне всего общества); 2. Групповой (ориентирован на группы, объединенные различными идеями); 3. Индивидуальный (объектом выступает конкретная личность), который, в свою очередь делится на следующие виды: а) ранняя профилактика; б) непосредственная профилактика; в) профилактика преступлений; г) профилактика рецидива[4].

Все составные элементы предупреждения насилия в семье, а также уровни реализации предупредительных мер, на наш взгляд, должны объединяться общей стратегией, т.е. общим, не детализированным планом противодействия семейному насилию, охватывающим длительный период времени, как способ достижения сложной цели минимизации насильственной преступности в семье. Считаем возможным, выделить два основных направления обозначенной стратегии. Первое должно быть направлено на определение природы насилия в семье, т.е. на выявление причин и условий, продуцирующих данное явление, с целью выработки концепции по их ликвидации, либо минимизации их последствий. В этом направлении могут быть реализованы общесоциальные меры в системе экономических, социальных, правовых программ, а также программ, направленных на развитие духовно-нравственного потенциала общества.

Второе направление стратегии должно содержать четкую и эффективную схему прямого реагирования на конкретные случаи семейного насилия. Данное направление может быть реализовано при применении мер специально - криминологического направления, на общем и индивидуальном уровнях.

Меры предупреждения насилия в семье нами будут рассмотрены с позиций двухуровневой системы, являющейся одним из элементов единой стратегии противодействия насилия в семье.

Выявленные нами криминогенные факторы насилия в семье имеют корни в экономических, социальных, духовно-нравственных, правовых плоскостях развития общества.

Рассматривая общесоциальные меры, как более глобальные и масштабные, начнем с их экономического составляющего. В первую очередь в экономических мерах предупреждения насильственных преступлений в семье, необходимо расширить производственную сферу относительно торговопотребительских взаимоотношений, за счет модернизации и создания различных предприятий, организаций в различных отраслях; увеличения их финансирования с целью обеспечения работой различных категорий граждан (с учетом их уровня образования, территориальной доступности и т.д.) и потребностей региона. Особое внимание при этом стоит уделить сельскохозяйственным районам, где население ежегодно сокращается на несколько деревень из-за отсутствия работы и нормальных условий существования (в некоторых сельских населенных пунктах до сих пор отсутствует газ, водоснабжение происходит за счет колодезной воды, качество которой не всегда соответствует санэпидемическим требованиям). В связи с чем, считаем необходимым направить государственные средства на финансирование возрождения сельскохозяйственных предприятий. Восстановление совхозов и колхозов, стимулирование семейных ферм будет способствовать не только получению работы жителями сельскохозяйственных районов, в том числе и достойного заработка, но и приведет к развитию инфраструктуры в этих районах, что в свою очередь позволит сократить из них отток молодых людей.

Наличие работы и заработка создаст стабильную материальную базу в семье и существенно сократит количество таких насильственных преступлений в семье, как убийство матерью новорожденного ребенка, вовлечение несовершеннолетних в антиобщественные действия и преступления.

С целью выравнивания имущественного положения граждан, необходимо развитие и поддержка, со стороны государства, малого и среднего бизнеса, в основе которого лежат семейные отношения, особенно это актуально для сельскохозяйственных районов. Данные меры позволят не только выйти из затруднительного материального положения многим семьям, но и сплотиться семьей вокруг общего дела, что в целом повысит уровень материального благосостояния общества и сократит его маргинальную часть. Необходимость улучшения экономического составляющего общества отметили и 67,4% опрошенных.

Социальные меры предупреждения насильственных преступлений в семье должны базироваться, прежде всего, на особом отношении государства к семье, как основной первичной ячейки общества, а также к каждому ее члену. В этой связи мы поддерживаем точку зрения группы ученых, указывающих на необходимость разработки и принятия специального закона «О

государственной поддержке семьи»[5], целями которого являются: 1) установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни семей, включающих в себя минимальный объем социальных услуг, предоставляемых семье; 2) обеспечение условий для экономической самостоятельности семей, стабилизации материального положения семей, преодоления бедности; 3) обеспечение работников, имеющих детей, благоприятными условиями для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей; 4) создание условий для развития индивидуальной трудовой деятельности, семейного предпринимательства; 5) обеспечение условий для охраны здоровья, формирования здорового образа жизни; 6) оказание помощи семье в области воспитания и образования детей; 7) формирование социальной инфраструктуры для семей, системы социального обслуживания семей[6].

Идею о значимости проведения государством целенаправленных мероприятий по формированию благоприятного морально-психологического климата в семье, поддерживает О.Л. Крайнева, отмечая, что следует повышать материальное благосостояние семей, в первую, очередь имеющих детей, принимать меры, связанные с пропагандой здорового образа жизни, всячески поощрять многодетные и положительно характеризующие семьи[7].

Предотвращение и пресечение насилия в семье может выражаться в реализации комплекса социальных мер:

1. Повышение размера детских пособий и их выплата независимо от материального положения семьи. 2. С целью повышения рождаемости улучшение жилищных условий многодетных семей независимо от возраста родителей. 3. Помощь в трудоустройстве родителям семей, где есть дети. 4. Создание сети центров, отделений детоксикации и специальных учреждений для лечения алкоголизма. Количество выпиваемых алкоголесодержащих напитков, в нашей стране, увеличивается с каждым годом, алкоголизация молодого поколения идет стремительными темпами, а решение этой проблемы сводится к запрету продажи спиртных напитков в позднее время. 5. Возобновить принудительное лечение от алкоголизма. 6. Расширить сеть доступных форм досуга, с целью переориентации населения от времяпровождения за распитием спиртных напитков на поддержание здорового образа жизни. Стимулирование семейного участия в мероприятиях, организованных на уровне двора, района, города, области. 7. Способствовать возобновлению активной деятельности общественных институтов - уличных комитетов, товарищеских судов, комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом, советов общественности и т.д., использовав опыт их раннего существования, с учетом современных требований.

Реализация обозначенных социальных мер будет способствовать созданию условий для преодоления неблагоприятной жизненной ситуации как для семьи в целом, так и для каждого ее члена в отдельности.

Меры предупреждения насилия в семье в духовно-нравственной сфере, должны основываться на том, что глобальная деформация ценностей и ориентаций, начавшаяся с 90-х годов прошлого века, к сожалению, не прекращается и в настоящее время. В связи с этим утратило свое большое значение, в сфере профилактики насилия в семье, общественное мнение и осуждение, которые выражались посредством реализации деятельности таких общественных институтов, как народные заседатели, общественные обвинители, добровольные народные дружины, товарищеские суды и т.д.

Особую роль в формировании общественного сознания, а, соответственно, и духовно-нравственной ориентации общества, играют средства массовой информации и коммуникации. О необходимости кардинального изменения мер этого субъекта среди ученых сложилось однозначное мнение. Объединяет их идея о том, что в целях совершенствования духовно-нравственной сферы нашего общества и для снижения уровня криминального насилия предлагают ввести жесткий внутренний или внешний контроль за содержанием программ на телевидении и в сети Интернет, ограничить демонстрацию насилия в СМИ[8].

Наиболее актуально стоят вопросы воздействия СМИ и коммуникаций на несовершеннолетних, как лиц, с наиболее подвижной и восприимчивой психикой. О.В. Пристанская предлагает: «Для предупреждения и пресечения злоупотребления свободой слова законодательно урегулировать и внедрить необходимые формы государственного и общественного контроля за соблюдением средствами массовой информации действующего законодательства, в том числе путем:

установления соответствующих видов правовой ответственности СМИ (как юридических лиц) и их сотрудников (издателей, распространителей, журналистов, авторов публикаций и материалов) за нарушение законодательства, направленного на правовую защиту несовершеннолетних;

ужесточения порядка лицензирования деятельности средств массовой информации и контроля за соблюдением условий лицензирования прежде всего специализированными изданиями, предназначенными для несовершеннолетних и распространяющими информацию эротического содержания.

Предусмотреть на законодательном уровне возможность более оперативного официального реагирования на незаконное распространение средством массовой информации материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость. Следует немедленно приостанавливать его деятельность после подтверждения указанных фактов в установленном порядке, в том числе по расследуемому уголовному делу»[9]. О.Л. Крайнева и В.С. Четвериков считают необходимым провести переориентацию СМИ на следующие направления: 1) пропаганда законопослушного образа жизни, 2) разъяснение причин и условий криминального насилия, 3) показ неотвратимости наказания за совершаемые преступления, 4) предупреждение насильственной преступности путем информирования граждан о способах совершения насильственных преступлений (без демонстрации самих сцен насилия), 5) формирование общественного мнения с целью создания

обстановки нетерпимости и осуждения лиц, совершающих преступления, в том числе насильственные[10] [11], 6) создание положительного отношения к

299

сотрудникам правоохранительных органов и др.

Мы поддерживаем мнение ученых, высказавших свою позицию о значимости изменения направления деятельности средств массовой информации и коммуникации, и считаем, что стоит принять на законодательном уровне меры, направленные на четкий и контролируемый запрет демонстрации актов насилия, агрессии, откровенных сцен эротического содержания, аморального поведения, нарушение которого повлечет не только лишение лицензии, но и строгое уголовное наказание. С целью пресечения алкоголизации страны, следует запретить рекламу любых алкогольных напитков, включая пиво, так как изощренные маркетинговые «ходы» навязывают и закрепляют в сознании, особенно молодых людей, образ пьющего человека как единственно нормального явления. Возможно вменение в обязанности СМИ и коммуникаций, в рамках единой государственной программы по поддержке семьи, создание видео-, аудио- и печатной продукции, культивирующей истинные семейные ценности: любовь, взаимопонимание, преданность, сопереживание, взаимопомощь и т.д.

Деструктивность духовно-нравственного развития проявляется также и в виктимном поведении членов семьи и (или) близких родственников, что, в свою очередь, также требует коррекции. Теория виктимологии содержит практическую задачу, суть которой состоит в том, чтобы вскрыть закономерность ненадлежащего (провоцирующего) поведения потерпевшего и собственно криминогенную роль этого поведения в развитии преступной ситуации, в том числе механизмы взаимоотношений потерпевшего и преступника, специфические личностные свойства потерпевшего, обусловившие развитие и криминальную развязку этих отношений, и другие компоненты ситуации преступления и на этой основе выработать научно обоснованные практические рекомендации по наиболее эффективной защите потенциальных потерпевших от преступных посягательств[12].

Решение этой задачи необходимо в целях выявления потенциальных жертв насилия в семье и работы с ними всех субъектов профилактики. Эффективная защита вероятных кандидатов в потерпевшие - одно из наиболее реальных и действенных средств сокращения преступности и укрепления правопорядка.

Конкретные меры виктимологической превенции насилия в семье: снижение уровня коллективного внутрисемейного пьянства, алкоголизма и наркотизма; широкая пропаганда правовых и психологических приемов защиты от внутрисемейного насилия; своевременное адекватное реагирование правоохранительных органов на факты даже единичного проявления семейного насилия; индивидуальная превентивная работа с виктимными членами семьи, в которых зафиксированы факты семейного насилия; широкое привлечение специалистов-психологов к проведению индивидуальной виктимологической профилактики; применение процедур восстановительного правосудия в предусмотренных законом случаях в целях избежания повторной виктимизации потерпевших[13].

Данные меры направлены на изменение семейных отношений и преобразование их из негативных в позитивные, однако, первостепенное значение, на наш взгляд, в профилактике виктимного поведения, должно иметь выявление потенциальных жертв насилия в семье.

Только комплексное и всестороннее изучение жертвы преступления позволит применить необходимые в каждом конкретном случае профилактические меры и получить положительный результат.

Совершенствование духовно-нравственного воспитания, а также не только провозглашение, но и реальная защита истинных семейных ценностей, как на уровне семьи, образовательных учреждений и других микро-сообществ, так и на уровне общества в целом, позволит существенно изменить отношения социума к первичному общественному институту семьи.

В основе правовых мер предупреждения насильственных преступлений в семье лежит коррекция действующего законодательства наряду с созданием новых нормативно-правовых актов противодействия насилию в семье.

Во второй главе нашего исследования мы акцентировали внимание на пробелах уголовного законодательства. Вместе с изменением уголовного закона, убеждены, что уже давно пришло время создания единой криминологической программы профилактики насилия в семье, в основе которой будет лежать закон о социально-правовой защите от насилия в семье. Проект этого закона обсуждался еще в середине 90-х годов прошлого века, но до сегодняшнего дня так и не был принят. Отсутствие нормативного акта, предусматривающего государственный механизм противодействия насилию в семье, способствует анархии в сфере реализации разрозненных и бессистемных единичных случаев профилактики, предотвращения и пресечения семейного насилия. Соглашаясь с точкой зрения А.Н. Ильяшенко, считаем, что принятие такого закона, создало бы основу для:

обеспечения своевременного, заблаговременного выявления фактов насилия в семье и быстрого эффективного реагирования на них соц. служб;

организации защиты от насилия в семье тех ее членов, которые в силу малолетнего или преклонного возраста, инвалидности, материальной зависимости не могут самостоятельно проявить инициативу и обратиться за помощью;

оказания экстренной социальной помощи жертвам семейного насилия и их семьям в ситуациях, не терпящих отлагательства, когда промедление может обернуться трагедией;

обеспечения длящейся социальной помощи семьям, в которых наблюдаются случаи насилия, а допускающие это насилие члены семьи не желают изменять своего поведения;

организации социально-реабилитационной работы с лицами, осужденными за совершение уголовно наказуемого насилия над членами их семей, но не разлученными со своими семьями (осужденными условно и т.п.);

обеспечения поддержки со стороны органов милиции деятельности социальных служб по социально-правовой защите от насилия в семье;

постановки на профессиональную основу работы по социально-правовой поддержке, реабилитации такой семьи и отдельных ее членов;

информационного обеспечения работы по социально-правовой защите от насилия в семье[14].

Положительно, что в статье 15 Федерального закона от 28.12.2013 №442- ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в частности наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье (п. 5).

Наряду с созданием предупредительного законодательства, необходимо произвести криминологическую экспертизу уже действующих законов. При проведении криминологической экспертизы выявляется - как скажется на причинном комплексе преступности (в том числе насильственной) принятие того или иного закона, программы и т.п. Ответы на указанные вопросы даются исходя из результатов криминологических исследований взаимосвязей преступности (в том числе насильственной) с соответствующими обстоятельствами[15].

Несовершенство жилищного и гражданского законодательства, позволяет продать родителям жилье, практически без учета интересов ребенка и только решение Конституционного суда РФ может изменить несправедливую ситуацию, однако, не каждый ребенок способен обратиться за помощью в Конституционный суд РФ.

На наш взгляд, требует коррекции и однобокость восприятия насилия в семье, только как негативного явления по отношению к женщинам, о чем говорят, такие нормативно-правовые акты, как Постановление правительства

РФ «О концепции улучшения положения женщин в РФ»[16]; Постановление Государственной Думы РФ «О концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин»[17] и т.д. Закон должен защищать интересы граждан государства независимо от пола.

Законодательного решения требует и проблема ответственности за максимальную доступность, не зависимо от возраста, алкогольной продукции. В связи, с чем считаем необходимым ввести более строгие санкции в отношении продавцов алкогольной продукции, которые продают ее несовершеннолетним: штраф в размере 1 000 000 рублей и запрет на осуществление деятельности в течение 3-х лет.

Комплексность и эффективность правового воздействия на насилие в семье, с целью его искоренения или хотя бы минимизации, возможно только при условии оптимизации профилактической законодательной базы и строгого контроля за его соблюдением.

Однако, действенность общего социального предупреждения зависит от своевременного его сочетания с другими средствами профилактического воздействия и в первую очередь со специально-криминологическим предупреждением.

Специально-криминологическое предупреждение в связи с природой преступности и особенностями ее детерминаций подразделяется на общее и индивидуальное предупреждение. Особенностью специальнокриминологических мер является то, что они непосредственным образом связаны с деятельностью конкретных субъектов, осуществляющих профилактику, предотвращение и пресечение насилия в семье. При том особое значение имеет взаимодействие этих органов и контроль за их работой как при осуществлении общих мер профилактики, так и индивидуальных. Под общепрофилактическим мерами принято понимать «деятельность,

обеспечивающую нормальное (законопослушное) поведение граждан»[18].

Положительно, что в Приказе Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» указано, что используя предоставленные полномочия, решительно пресекать факты жестокого обращения с детьми, физического, психического и сексуального насилия в семьях, воспитательных и образовательных учреждениях (п. 3.1)[19].

В целом эта деятельность направлена на микросреду лиц, как склонных к совершению преступлений, так и лиц, склонных провоцировать в отношении себя преступление.

К общим специально-криминологическим мерам мы предлагаем отнести:

Создание в каждом городе специальной социальной службы помощи жертвам семейного насилия, где жертва может получить временное убежище, помощь психолога, медицинского работника, а также помощь в дальнейшей жизни (защита правовых интересов; помощь в трудоустройстве и т.д.).

Создание областных центров аккумулирующих сведения о субъектах насильственных преступлений и мерах предупреждения насильственных преступлений в семье, а также апробирующих передовые новации в сфере борьбы с насилием в семье на уровне области и отдельных городов, располагающихся в пределах территории области.

Создание региональных кризисных центров с целью проведения компаративного анализа результативности профилактических мероприятий относительно насилия в семье в различных областях, входящих в территориальный состав региона, а также выработка рекомендаций для повышения эффективности конкретным областям.

Выявление неблагополучных семей посредством организации горячих телефонных линий, в том числе и анонимных, располагающихся на базе социальных служб, благодаря которым близкие люди, соседи, знакомые могут сообщать о случаях совершения насильственных актов в конкретной семье. Внести в обязанности педагогов и психологов, воспитательных дошкольных и образовательных учреждений сообщать в соответствующие инстанции (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, правоохранительные органы) об известных им случаях насилия в семье. Обязать медицинских работников о травмах и ранах, полученных челнами семьи и (или) близкими родственниками, с целью проверки факта насилия. С этой целью оказания помощи при ориентации в сложившейся ситуации данными субъектами, мы предлагаем использовать специальные памятки (Приложение № 2). Все сообщения должны быть направлены в различные инстанции (службу социальной помощи, органы опеки и попечительства, комиссию по делам несовершеннолетних, правоохранительные органы), лишь слаженное взаимодействие различных субъектов и осуществление ими специальных профилактических мер в совокупности, может принести положительный результат.

Создание единой базы данных о реальных и потенциальных жертвах насилия и лицах, совершивших насилие или склонных к его совершению. Содержание данной информационной базы должно включать социальнодемографические сведения об указанных лицах; мероприятиях, проводимых по пресечению насилия; мерах воздействующего характера, а также контролирующих мерах. Информация может собираться различными субъектами профилактики насильственных преступлений в семье, но аккумулироваться, с целью координации дальнейших действий и выработки единого подхода к оформлению сведений, составляющих информационную базу[20], в областных центрах предупреждения насилия в семье.

Обязать выявленных лиц пройти курс специальных семинарских занятий, посвященных проблемам насилия в семье и его последствиям.

Укомплектовать обозначенные службы профессиональными специалистами в области психологии, юриспруденции, медицины, социального обслуживания, способных оказать высококвалифицированную помощь обратившимся за ней.

Ввести в школьную программу специальный курс с рабочим названием «Психология семейной жизни», основу которой должны составлять знания о разнообразных сторонах семейной жизни, определенных трудностях и возможных путях выхода из сложившейся ситуации.

В связи с масштабностью проблемы алкоголизации нации, ввести в каждом районе города и области центры принудительного медицинского лечения от алкоголизма и наркомании, включающие трудотерапию.

Ввести в обязанность прокуратуры РФ, как контролирующего органа, проведение контролирующих мероприятий за деятельностью обозначенных организаций, а также деятельностью лиц в чьи обязанности входит сообщение о случаях насилия в семье. «В тех странах, где государственная система защиты прав и интересов детей существует давно, это хорошо поняли. В уголовном законодательстве США, Великобритании, Германии и многих других стран предусмотрена ответственность широкого круга специалистов за несообщение ими в соответствующие службы информации о любом случае возможного насилия над ребенком»[21].

Успешная реализация общепрофилактических мер, невозможна без эффективного осуществления индивидуальной профилактики, под которой принято понимать деятельность органов внутренних дел по своевременному выявлению лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и недопущению совершения ими преступлений путем воспитательного воздействия на них, принятия других мер к преодолению их антиобщественных взглядов, привычек, наклонностей[22]. При этом уверены, что данная формулировка не совсем точно отражает субъектный состав индивидуальной профилактики, отдельные индивидуальные меры могут осуществлять и другие профилактические субъекты. Индивидуальная профилактика предполагает работу с конкретным человеком, с целью позитивной коррекции поведения личности с тем, чтобы нейтрализовать или пресечь антиобщественную направленность индивида[23]. На наш взгляд, не совсем верно утверждение о том, что объектами индивидуальной профилактики являются только лица, склонные к совершению преступлений с применением насилия, либо группы таких лиц[24]. Мы считаем, что меры индивидуального профилактического воздействия должны касаться и лиц, чье поведение виктимно, т.е. индивидуальную работу необходимо проводить и с потенциальными жертвами насилия в семье.

Индивидуальная профилактика, как нами уже отмечалось, осуществляется различными профилактическими субъектами: педагоги и психологи дошкольных или образовательных учреждений в случае выявления несовершеннолетнего, подвергающегося насилию в семье имеют право провести первичное обследование семьи с целью установления характера трудной жизненной ситуации, сопряженной с совершением в ней насилием. По результатам обследования составляется акт, который передается в органы опеки и попечительства, либо в комиссию по делам несовершеннолетних, а также обращаются в специальную социальную службу для оказания возможной помощи данной семьи и в правоохранительные органы.

При скоординированных действиях субъектов профилактики, несовершеннолетнего временно, при необходимости, следует изъять из опасной для него микросреды, поместив либо в семью близких родственников, либо в социальный приют для жертв насилия в семье. После решения правоохранительных органов о лице, совершившем насильственный акт, принимается решение о судьбе несовершеннолетнего: его либо возвращают в семью, либо его определяют в соответствии с какой либо из форм устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей.

При выявлении медицинскими работниками случаев насилия в семье относительно несовершеннолетних, следует зафиксировать факт насилия документально и передать его в соответствующие органы.

В выявлении и профилактике случаев насилия в семье относительно взрослых членов семьи, ведущая роль принадлежит правоохранительным органам, и в первую очередь органам внутренних дел. В.Н. Виневский, определил направление деятельность ОВД, акцентируя внимание на том, что она осуществляется в сфере недопущения преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением[25].

Основными задачами при этом является анализ причин совершения преступлений с выработкой адекватных мер реагирования, выявление и постановка на профилактические учет лиц криминальной направленности, пресечение преступлений на стадии подготовки, привлечение к профилактической работе общественных объединений правоохранительной направленности и граждан, предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. Алгоритм действий органов внутренних дел сформулирован в соответствующих ведомственных нормативных документах, в рамках формирования государственной системы профилактики правонарушений.

Основным субъектом в системе ОВД, осуществляющим профилактические мероприятия по предупреждению бытового насилия (в том числе и в семье), является участковый уполномоченный. Приказ МВД РФ №1166 регламентирует мероприятия по предупреждению бытового насилия деятельностью участкового уполномоченного на основании п. 4.2 «Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений»[26]; п. 63: «Участковый уполномоченный полиции проводит

индивидуальную профилактическую работу ........................................ состоящих на

профилактическом учете»; п.63.3: «Совершившими правонарушения в сфере семейно-бытовых отношений и представляющими опасность для окружающих».

Предыдущие нормативно-регламентационные акты предусматривали более подробный алгоритм, поведения участкового уполномоченного по противодействию насилия в семье и учитывает гораздо больше нюансов выхода из сложившейся негативной ситуации и действия в ней специального субъекта. В современной инструкции отсутствует четкость и предусмотренных действия участкового, а с учетом различных изменений в экономической, социальной, правовой сферах развития общества и трудновыполнимой или вообще не выполнимой. Например, в связи с ростом насильственных преступлений в быту (в том числе и в семье), а также сокращением штата сотрудников правоохранительных органов, осуществлять повседневные необходимые профилактические мероприятия в полном объеме становится крайне затруднительно. В настоящее время практически перестал существовать такой профилактический элемент как помещение в медвытрезвитель или наркологический диспансер, культивируемый принцип добровольности лечения, способствует снижению правового сознания и увеличению числа алкоголиков и наркоманов. Недостаточная профессиональная подготовка сотрудников ОВД, уровень их общего развития и воспитания указывает на довольно сложную проблему, к которой относится необходимость психологической перестройки правосознания работников правоохранительных органов, где важная роль принадлежит организации специализированной подготовки сотрудников по всему спектру отношений между милицией и потерпевшим. Такая изначально важная мера профилактики давно сложилась и оправдала себя в практике правоохранительных органов развитых зарубежных стран[27]. Это далеко не все трудности, с которыми приходится сталкиваться при решении задачи предупреждения насилия в семье на сегодняшний день таким представителям правоохранительных органов, как участкового уполномоченного.

Положительный результат деятельности школьных уполномоченных, как одного из элементов многоуровневой системы профилактики правонарушений, отмечает В.Н. Виневский. Характеризуя данный элемент, он указывает на то, что в основу организации их работы положен принцип взаимодействия полиции и коллектива школы по раннему выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершенствованию правонарушений и преступлений, совершаемых учащимися. Уполномоченный обязан принимать меры по защите учащихся от всех форм дискриминации, физического и психического насилия, грубого обращения и иного подавления личности несовершеннолетнего, противодействовать распространению наркомании и пьянства, оказывать помощь «проблемным» семьям, а также многое другое, что в конечном итоге должно значительно понизить уровень подростковой преступности. Мы считаем, что работа семейных и школьных уполномоченных наряду с активным взаимодействием с другими субъектами, должна быть регламентирована и скоординирована в целях более эффективных результатов[28].

Немаловажную роль в системе профилактики насилия в семье должны играть подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН), их деятельность связана, прежде всего, с выявлением несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и проведением в отношении них индивидуальных профилактических мероприятий, однако, это невозможно осуществить, не диагностировав ситуацию в семье. В связи с чем в обязанности сотрудников ПДН входит: первичное обследование семьи

несовершеннолетнего, требующего профилактического вмешательства со стороны различных субъектов; систематическое проведение как с подучетным, так и с членами его семьи индивидуальных профилактических бесед; при наличии достаточных оснований информирование иных субъектов о необходимости проведения дополнительных профилактических мероприятий; участие в рассмотрении комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав административных правонарушений, совершенных несовершеннолетними или их родителями.

Несмотря на разносторонность индивидуальных профилактических мер, и субъектов их осуществляющих, отсутствие системы четкой регламентации, а также анализа эффективности используемых профилактических индивидуальных мер, приводят к малоэффективное™ применяемых мер и как следствию росту насилия в семье.

В связи с чем считаем возможным предложить ряд индивидуальных мер профилактики насилия в семье:

Необходима консолидация усилий в борьбе с насилием в семье различных органов, а также внутренних подразделений правоохранительных органов с целью максимального воздействия на объект профилактики. Это позволит выявлять семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации и предоставить им конкретную помощь, а также осуществлять наблюдение за изменением негативной ситуации путем проведения еженедельного контрольного визита в семью, опроса соседей и иных контактирующих с семьей лиц.

Распределить сотрудников полиции на семейных и ПДН по принципу участковых уполномоченных, обозначив поле их деятельности конкретным территориальным участком, что будет способствовать более детальному изучению тех семей и их членов, в которых потенциально или реально присутствует насилие. А членам семьи и (или) близким родственникам позволит обращаться к конкретному представителю правоохранительных органов, который более тщательно изучил ситуацию конкретной семьи.

Наиболее распространенной формой индивидуальной профилактики является беседа. Лица, ее осуществляющие должны обладать необходимыми психолого-педагогическими познаниями. Проведение каждой из них должно преследовать решение определенной задачи: выявление причин агрессивного и виктимного поведения; переосмысление своего поведения как жертвой, так и лицом, совершившим насилие; информирование о способах и средствах защиты прав жертвы или возможности воздействия на лицо, совершившее насилие и т.д.

К мерам индивидуальной профилактики, мы относим и важность регулярного проведения рейдов (при этом состав их участников должен включать представителей правоохранительных органов (участкового уполномоченного, подразделения по делам несовершеннолетних[29]), органов опеки и попечительства, общественности данного микрорайона. Осуществление рейдовых мероприятий должно в первую очередь быть направлено на выявление случаев распития спиртных напитков и напитков, содержащих алкоголь в общественных местах (зачастую, это происходит в парках, скверах, дворах общего пользования как несовершеннолетними, так и на глазах малолетних).

Важное значение имеет анализ и проверка результатов профилактического воздействия с целью его корректировки для получения более стабильных и позитивных результатов. В связи с этим, считаем необходимым проведение регулярных (раз в месяц) семинаров, круглых столов, конференций и т.д., где будут принимать участие непосредственные субъекты профилактики и ученые, разрабатывающие профилактические методики.

Обобщение имеющегося опыта и современных научных разработок в сфере противодействия насилию в семье; реализация полных и четких профилактических программ; экспертиза законодательства с позиции его влияния на причинный комплекс наряду с эффективным взаимодействием различных профилактических субъектов, позволит снизить насильственную преступность в семье, а значит спасти не одну человеческую жизнь.

Анализ системы профилактики насилия в семье дает возможность сделать следующие выводы:

В сфере экономических мер предупреждения насилия в семье необходимо произвести переориентацию с торгово-потребительских отношений на производственные, посредством восстановления и создания различных заводов, фабрик, предприятий и других организаций в соответствии с нуждами конкретного региона и страны в целом. Это позволит не только сократить число безработных, но и увеличит возможность получения средств к существованию легальным путем.

Социальные профилактические меры должны быть направлены на поддержку в первую очередь семей, в которых воспитываются дети за счет различных социальных выплат, а также расширения доступности досуговой сферы и возобновления деятельности общественных институтов наряду с принудительным лечением от алкоголизма и наркомании.

Меры профилактики в сфере духовно-нравственного развития общества, прежде всего, предполагают строгую ответственность за не добросовестную деятельность средств массовой информации и коммуникаций, демонстрирующих агрессию, насилие, аморальный образ жизни и т.д., а также поощрение созданий ими материалов, повышающих уровень правовой культуры и правового сознания населения.

Правовые меры должны предусматривать коррекцию действующего законодательства для получения позитивных профилактических результатов в сфере борьбы с насилием в семье и создания необходимых нормативноправовых актов для правового регулирования той области общественных отношений, которые еще не нашли своей правовой регламентации.

Общие специально-криминологические меры направлены на создание комплексной системы специальных служб противодействующих насилию в семье: городские специальные социальные службы - убежища, оказывающие помощь жертвам насилия; областные центры, аккумулирующие сведения о жертвах и насильниках и апробирующих различные методы на уровне области; региональные кризисные центры, проводящие компаративный анализ эффективность работы различных областей, входящих в регион и по результатам вырабатывающие специальные рекомендации.

Индивидуальные специально-криминологические меры предполагают консолидацию специальных субъектов профилактики и реализацию ими специальных индивидуальных профилактических мер и форм (бесед, рейдов, обобщение опыта и т.д.).

Завершая исследования криминологических мер противодействия насилию в семье, обратим внимание на то, что данный вид преступности находится в росте, порождая тем самым и рост своей «цены», которая определяет не только значительные экономические затраты, но и высокий процент смертности, что доказывает серьезность проблемы и важность ее решения. Способствует росту насильственной преступности в семье комплекс криминогенных факторов, затрагивающих экономические, социальные, духовно-нравственные и правовые сферы развития общества. В целях минимизации негативных последствий внутрисемейной насильственной преступности и снижения ее роста, необходимо применение стратегии противодействия данной преступности, включающей как общие профилактические меры, так и меры специальнокриминологического характера.

К мерам, направленным на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, относит: ратификацию Европейской конвенции об осуществлении прав детей, подписанной Российской Федерацией в 2001 году, конвенций Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера, о противодействии торговле людьми, о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье; приведение законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами с участием Российской Федерации и международными стандартами в области прав ребенка, а также с рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей; внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части, касающейся установления мер повышенной защиты прав детей, пострадавших от преступных посягательств, обеспечения конфиденциальности информации об участии в уголовном деле несовершеннолетнего, а также введения ответственности за распространение сведений о таком несовершеннолетнем, в том числе через сеть «Интернет» и другие средства массовой информации; подготовку концепции кодификации законодательства Российской Федерации в части, касающейся осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних, и разработка соответствующих федеральных законов; разработку программы восстановительного правосудия в отношении детей, совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, предусматривающей комплекс воспитательных мер и мер социально-психологического и педагогического сопровождения, а также обеспечение взаимодействия судов и правоохранительных органов со специалистами по ювенальным технологиям - медиаторами, психологами, социальными педагогами и социальными работниками при ее реализации; определение координирующего федерального органа исполнительной власти по выработке и реализации государственной политики в отношении детей; создание государственно-общественного механизма реализации Конвенции о правах ребенка[30], а также заключительных замечаний Комитета ООН по правам ребенка, сделанных по результатам рассмотрения периодических докладов Российской Федерации; усиление института уполномоченных по правам ребенка на федеральном и региональном уровнях путем принятия соответствующих законодательных актов, определяющих их компетенцию и права, включая право на обращение в суд, порядок представления докладов; совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи[31]. Считаем указанные меры обоснованными и своевременными.

Справедливы и продуманны меры, предложенные в Распоряжении Правительства РФ «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы»[32], согласно которым требуется: проведение мониторинга эффективности реализации мер по профилактике различных форм насилия, в том числе семейно-бытового и сексуального, в отношении женщин и детей в целях оценки масштабов и быстрого реагирования на факты такого насилия; формирование эффективных моделей профилактики насилия в отношении женщин и детей, включая подготовку кадров по специальности «судебная социальная работа»; расширение практики проведения информационно-образовательных мероприятий по вопросам профилактики насилия в отношении женщин, в том числе для сотрудников правоохранительных органов, судей, сотрудников организаций здравоохранения, психологов и социальных работников, оказывающих помощь женщинам в кризисных ситуациях; развитие и укрепление материальнотехнической базы учреждений, оказывающих услуги женщинам и детям, пострадавшим (страдающим) от насилия в семье, сексуального насилия и других форм насилия, в том числе кризисных центров для женщин как меры безопасности на период разрешения конфликта, в том числе семейного, ставшего причиной насилия; оказание содействия некоммерческим организациям, предоставляющим убежище жертвам насилия и оказывающим им психологическую и социальную поддержку.

В Распоряжении Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской

Федерации на период до 2025 года» указано на необходимость развития кризисных центров (приютов, центров временного пребывания и отделений) для женщин и мужчин, в том числе с детьми, подвергшихся насилию, в том числе в семье; развития программ по работе с лицами, подвергающими психологическому или физическому насилию членов своей семьи; развития форм досуга, спорта, туризма и дополнительного образования, специально ориентированных на интеграцию детей групп риска и детей, находящихся в социально опасном положении; разработки и внедрение модельных стандартов социальных услуг для семей групп социального риска и семей, находящихся в социально опасном положении; реализации просветительских программ среди молодежи по профилактике насилия, проведение информационных кампаний о ресурсах, возможностях и об услугах, доступных пострадавшим от насилия, а также продолжение общенациональной кампании по противодействию

~ ~3?1

совершению правонарушений в отношении детей[33].

В целях минимизации негативных последствий внутрисемейной насильственной преступности и снижения ее роста, необходимо применение стратегии противодействия данной преступности, включающей как общие профилактические меры, так и меры специально-криминологического характера. В частности предлагается комплексная система специальных служб противодействующих насилию в семье: городские специальные социальные службы - убежища, оказывающие помощь жертвам насилия; областные центры, аккумулирующие сведения о жертвах и насильниках и апробирующих различные методы на уровне области; региональные кризисные центры, проводящие компаративный анализ эффективность работы различных областей, входящих в регион и по результатам вырабатывающие специальные рекомендации.

 

[1] Герцензон А.А. Введение в советскую криминологию / А.А. Герцензон. - М.: Юрид.лит., 1965. С.17; Криминология: учебник для вузов / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М.Кропачева. - СПб., 2003. С.177-178; Криминология: учебник / под ред. Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского.- М., 1994. С.177.

[2] Антонян Ю.М. Криминология. Учебник для академического бакалавриата, 3-е изд., - М.: «Юрайт», 2016. 388с.; Иншаков С.М. Криминология. Практикум. Учебное пособие, 2-ое издание, - «Юнити-Дана», 2013. 367с.; Гладких В.И. Криминология (бакалавриат и магистратура). Учебник, - М.: Юстиция, 2017. 472с.

[3] Теоретические основы предупреждения преступности на современном этапе развития российского общества / под общей ред. Р.В.Журбина, - М.: «Проспект», 2016. 656с.;

Личность преступника и профилактика преступлений : монография / Ю.М. Антонян, под ред. — М.: «Проспект», 2017., 224с.

[4] Старков О.В. Роль криминогенной ситуации в бытовых насильственных преступлениях: автореф. дисс... к.ю.н.: 12.00.08. - М., 1981.С. 12.

[5] http://www.sovetpamfilova.ru/text/38/?parent=/ (обращение 01.08.2016)

[6] Побегайло А.Э. О законодательной регламентации профилактики семейного неблагополучия как криминогенного фактора // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. № 12.

[7] Крайнева О.Л. Криминологическая характеристика форм криминального насилия. Дисс...канн. юр. наук.: 12.00.08. - Саратов. 2009. С. 178.

[8] Чабанянц М.Б. Криминологические аспекты влияния насилия и жестокости в средствах массовой коммуникации на агрессивное поведение несовершеннолетних. Автореф. ...канд. юрид. наук.: 12.00.08. - Ставрополь, 2002. С.22.

[9] Пристанская О.В. Правовые основы организации системы правового просвещения несовершеннолетних // Проблемы правового просвещения и участие в нем органов прокуратуры: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции - М.: Акад. Ген. прокуратуры РФ, 2011, С.55.

[10] Крайнева О.Л. Криминологическая характеристика форм криминального насилия. Дис...кан. юр. наук.: 12.00.08. - Саратов. 2009.С.162.

[11] Четвериков В.С. Криминология и профилактика преступлений. Учебное пособие.- М.: «Инфра-М, Форум», 2005. С.102.

[12] Голубева Л.Н. Основные направления общей виктимологической профилактики насильственных преступлений // Право и политика. 2007. № 7. С.130.

[13] Фатеев А.Н. Домашнее насилие: опыт криминологического исследования: опыт криминологического исследования. Дис...кан. юр. наук.: 12.00.08. - М., 2006. С. 7.

[14] Ильяшенко А.Н. Борьба с насильственной преступностью в семье. - М., 2003. С. 152

- 154.

[15] Криминология/ под общ. ред. А. И. Долговой. - М., 2002. С.443-444.

[16] Постановление Правительства РФ от 08.01.1996 N 6 (ред. от 26.07.2004) «О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации»// Российская газета, №30, 14.02.1996

[17] Постановление ГД ФС РФ от 20.11.1997 № 1929-II ГД «О Концепции законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин»// Собрание законодательства РФ, 01.12.1997, №48, ст. 5527

[18]Криминология: учебник для студентов вузов, Учебник для студентов вузов. Гриф МО РФ, / Под ред. Г. А. Аванесова. 6-е изд., - М.: «Юнити-Дана», 2013. С.317

[19] Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»// «Законность», N 2, 2008.

[20] Примерную учетно-статистическую карточку мы предлагаем в Приложении № 1

[21] Пронин А.А. Социально-правовая защита детства в России Монография. - М.: «Директ-Медиа», 2014. С.204.

[22] Лекарь А. Г. Профилактика преступлений - М., 1972. С.92.

[23] Криминология: учебник для студентов вузов, Учебник для студентов вузов. Гриф МО РФ, / Под ред. Г. А. Аванесова. 6-е изд., - М.: «Юнити-Дана», 2013. С.317.

[24] Крайнева О.Л. Криминологическая характеристика форм криминального насилия. Дис...кан. юр. наук.:12.00.08. - Саратов. 2009. с.197.

[25] Виневский В.Н. Роль органов внутренних дел в системе профилактики правонарушений // Юридический мир. 2006. № 11. С.56.

[26] Приказ МВД России от 31.12.2012 №1166 (ред. от 08.09.2016) «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2013 N 27763)// Российская газета, №65, 27.03.2013.

[27] Лиманская И.В. Виктимологическая профилактика насильственных преступлений против личности. Дис. . канд. юрид. наук.: 12.00.08. - М., 2002. С. 121.

[28] Виневский В.Н.

[29] Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»// Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2014 №31238)// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 11, 17.03.2014

[30] "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993

[31] Собрание законодательства РФ, 04.06.2012, №23, ст. 2994.

[32] Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы»// Собрание законодательства РФ, 13.03.2017, N 11, ст. 1618

[33] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.08.2014.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (12.11.2017)
Просмотров: 162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%