К сожалению, в правовом и нравственном сознании части следователей и судей имеются дефекты, вызванные недопониманием своей роли и ответственности вершителя судеб людей, что отрицательно сказывается на результатах расследования по уголовным делам и их судебному разбирательству.
Соблюдение требований профессиональной этики юриста (судьи, прокурора, следователя и т.д.) - одна из важнейших составляющих в уголовно-процессуальной деятельности. «Этика уголовно-процессуального доказывания способствует оптимизации, повышению эффективности и культуры расследования уголовных дел, позволяет сориентировать правосознание должностных лиц, осуществляющих уголовнопроцессуальное доказывание, на системы моральных ценностей и идеалов, определить нравственные приоритеты. Она также оказывает непосредственное воздействие на формирование позитивных профессиональных качеств и установок у дознавателя, следователя, прокурора и судьи. К ним, в первую очередь, относятся чуткое, уважительное отношение к людям, вовлеченным в процесс доказывания, чувство профессионального долга, объективности и справедливости».[1]
Серьезного внимания заслуживает обсуждение вопросов: «Какую юридическую карьеру должен пройти претендент на должность судьи?», «Нормально ли то, что значительную часть судейского корпуса составляют бывшие секретари судебных заседаний и помощники судей?», «Не важно ли в качестве условия для назначения на должность судьи (особенно - федерального) предъявить к претендентам требование об обязательном наличии у него стажа работы в органах следствия, прокуратуры, адвокатуры?» и др.[2] Найденные оптимальные пути эффективного формирования судейского корпуса позволят сделать его, прежде всего, высокопрофессиональным и авторитетным для восприятия обществом.
[1] Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). М., 1996. С. 9-10.
[2] См. Приложение №44.
|