Результаты научных изысканий, проводимых известными учеными-юристами и практиками (в частности, учеными-процессуалистами ВНИИ Генеральной прокуратуры СССР), показывают, что одними из наиболее значимых факторов, которые влияют на допущение ошибок в уголовном судопроизводстве, являются недостатки в профессиональной подготовке кадров юристов. Проблемы, связанные с улучшением образовательного процесса юристов, автор достаточно подробно анализировал в своих научных трудах[1].
Совершенствование подготовки кадров юристов продолжает оставаться актуальной проблемой. Ее успешное разрешение требует коренного улучшения работы по ряду взаимосвязанных направлений: от раннего профессионального отбора будущих следователей, прокуроров, судей и подготовки их в юридических ВУЗах до совершенствования системы повышения квалификации юристов данных специальностей в процессе практической деятельности.
Имеются эффективные разработки системы отбора абитуриентов для юридических ВУЗов (особенно - ведомственных), подготовки кадров для правоохранительных органов на основе соответствия определенному перечню качеств и способностей специалиста конкретного профиля. Есть эффективные методики профессионально-психологического отбора абитуриентов, поступающих на юридические специальности, а также кандидатов, претендующих на работу (службу) в правоохранительных органах.
Ранний профессиональный отбор будущих следователей, прокуроров, судей предполагает активное участие в этом кадровых служб судебных и правоохранительных органов.
У них имеется определенный опыт формирования резерва для выдвижения работников своих структур на руководящие, вышестоящие должности. По аналогии с этим необходимо формировать резерв из числа школьников, молодежи для поступления на учебу в юридические ВУЗы и последующей работы в суде и правоохранительных органах. Для проведения этой работы требуется умелое использование кадровыми службами научно-разработанных программ и методик выявления лиц, желающих трудиться в правоохранительных органах и склонных по определенным критериям к подобного рода деятельности.
Как итог работы с выявленным контингентом кадровые службы правоохранительных органов могли бы использовать различные формы своих партнерских взаимосвязей с юридическими ВУЗами (соглашения о сотрудничестве, контрактная форма подготовки будущего специалиста, создание кафедр практик, поддержка специализированных магистерских программ и др.).
Ю.К. Якимович предлагал в свое время контрактную форму подготовки кадров юристов для государственных структур организовать следующим образом: за счет государства, т.е. на бюджетной основе, должны обучаться лишь те студенты, которые обязуются затем отработать в государственных структурах в течение определенного срока (к примеру, 5 лет). «По-прежнему абитуриенты будут зачисляться по итогам вступительных экзаменов. Но при этом, если зачисляемый абитуриент выбирает бесплатную форму обучения, с ним должен быть заключен трехсторонний контракт с взаимными правами и обязанностями. Сторонами этого контракта будут являться: юридический институт, абитуриент и та государственная структура, в которой по окончании института должен приступить к работе контрактник»[2].
Контрактная система, по мнению Ю.К. Якимовича, позволит укомплектовать правоохранительные органы квалифицированными кадрами, не использовать государственные средства на подготовку специалистов для коммерческих структур, повысит активность и эффективность участия руководителей и кадровых подразделений судов и правоохранительных органов в работе по подготовке кадров.
Мы поддерживаем предложение Ю.К. Якимовича о восстановлении планового начала в подготовке специалистов для судов и правоохранительных органов, прежде всего - следователей.
Актуальным вопросом является совершенствование системы обучения будущих следователей, прокуроров, судей в юридических ВУЗах.
Подготовку будущих юристов в России ведут государственные, ведомственные и негосударственные средне-специальные и высшие учебные заведения.
Вне всякого сомнения, наиболее предпочтительными с точки зрения качества подготовки, к примеру, специалистов-следователей выглядят среди всех этих учебных юридических заведений государственные (юридические факультеты, институты университетов) и ведомственные (Генеральной прокуратуры РФ, СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ) учебные заведения.
Однако, недостатки организации учебы в юридических ВУЗах очевидны, и в первую очередь это оторванность обучения от практики.
Совершенствование учебного процесса по уголовно-правовой (следственнокриминалистической, судебно-прокурорской) специализации необходимо корректировать.
Окончательное формирование молодого специалиста происходит в процессе работы в правоохранительных органах. Погрузившись с первых же дней в значительный по объему труд, выпускник ВУЗа воспринимает методы и стиль деятельности, сложившиеся в коллективе, перенимает опыт коллег по работе, особенно своего наставника, руководителя.
Этот процесс сложен, поскольку идет интенсивное накопление молодым специалистом практических навыков. Возникают и психологические трудности, связанные с вхождением в новую среду, с необходимостью принимать самостоятельные решения и нести за них персональную ответственность.
Положение осложняется в тех случаях, когда выпускник сталкивается на практике с явлениями, о которых при его обучении в ВУЗе ему не было известно, а в борьбе нового со старым, законного и незаконного, гуманного и антигуманного не каждый оказывается способным противостоять сложившимся стереотипам отношений, проявить принципиальность в отстаивании своей позиции, пойти на конфликт ради торжества законности и справедливости. Именно это приводит порой к тому, что молодой специалист воспринимает не только положительную, но и отрицательную практику, становится продолжателем плохих традиций.
В то же время некоторым молодым специалистам не хватает самокритичности в оценке своей работы, стремления разобраться в деле досконально, умения осознать и вовремя исправить свои ошибки, которые объективно не исключаются на первых порах работы. В этой связи институт стажировки молодых специалистов-юристов под руководством их опытных коллег приобретает особую значимость в повышении квалификации (точнее, достижении должной квалификации).
Помимо стажировки молодых специалистов, широкого привлечения их к участию в расследовании уголовных дел в составе следственных групп и бригад вместе с опытными следователями-профессионалами и т.д., требуют дальнейшего совершенствования такие формы повышения квалификации, оправданные временем, как самообразование, выполнение индивидуальных учебных заданий, проведение учебных семинаров, конференций по обмену опытом работы и др.
Повышение квалификации является служебной обязанностью судей, прокуроров, следователей. Отношение к работе и рост профессионализма должны серьезным образом учитываться при решении вопросов о соответствии судьи, прокурора, следователя занимаемой должности, их поощрении и продвижении по службе.
Источником получения регулярных знаний о новых законодательных актах и руководящих разъяснениях Пленумов Верховного Суда Российской Федерации, передовом опыте раскрытия и расследования преступлений, следственно-прокурорской и судебной практике являются периодическая и специальная печать, электронные системы и носители информации.
А в самих судебно-правоохранительных учреждениях очень важно иметь надлежаще укомплектованные кодификационные кабинеты, библиотеки научной и специальной юридической литературы.
Важная роль в повышении квалификации юристов принадлежит ведомственным Институтам повышения квалификации.
Таким образом, обновление технологий подготовки и переподготовки кадров юристов, которые осуществляют свою профессиональную деятельность в сфере уголовной юстиции, способно существенным образом позитивно сказаться на ситуации с минимизацией ошибок в уголовном судопроизводстве.
Решая проблему нейтрализации указанные выше причин, необходимо пересмотреть многие вопросы, связанные с подбором, подготовкой, расстановкой и воспитанием прокурорско-следственных кадров и судей, своевременным выявлением в их среде коррумпированных и морально неустойчивых лиц с целью освобождения от них.
Профессия судьи, прокурора и следователя предъявляет повышенные требования к их психологическим и моральным качествам. Присутствие в судейском корпусе и среди сотрудников правоохранительных органов людей, склонных к коррупционному поведению, с установками, направленными на удовлетворение эгоистических потребностей, психологически неуравновешенных и агрессивных, с неконтролируемым поведением, злоупотребляющими алкоголем, наркотикамии т.п., негативно отражается на состоянии морально-психологического климата в следственных, прокурорских и судебных коллективах, на служебной дисциплине и результатах труда, способствует совершению порочащих поступков, несовместимых со службой в органах следствия, прокуратуры и в суде, вплоть до преступлений. Сложные процедуры отбора кандидатов и работы с действующими следователями, прокурорами и судьями (в том числе, профессионально-психологическое тестирование, прохождение испытаний на полиграфе, изучение характеристик и т.п.), безусловно, снижают указанные выше риски, но пока не могут свести их к нулю.
К сожалению, на должности судей, прокуроров и следователей иногда назначаются люди, далеко не всегда соответствующие по своим личным качествам необходимым для работы требованиям.
В этой связи концепция подбора, расстановки, закрепления и воспитания кадров следственно-прокурорских органов и суда особый упор делает на необходимость их укомплектования честными, бескорыстными людьми, в максимальной степени пригодными по своим внутренним убеждениям к судебной и правоохранительной деятельности.
Разработанная система психологической оценки, помимо использования для психологической диагностики кандидатов на должности судей, прокуроров и следователей может быть использована для решения следующих задач:
- психологического отбора абитуриентов на специализированные факультеты юридических вузов (с последующим зачислением выпускников на работу в органы следствия, прокуратуры, в суд);
- психологического отбора кандидатов на работу в органы следствия, прокуратуры, в суд (помимо выпускников специализированных вузов и факультетов);
- психологической оценки кадрового резерва на выдвижение;
- психологической оценки следственных, прокурорских работников и судей при проведении аттестации кадров.
Кроме общей профессиограммы и психограммы прокурорско-следственной, судебной деятельности требуются современные профессиограммы по конкретным специальностям работников с учетом специфики профессиональной деятельности по каждой специализации (например, военного судьи, военного прокурора, следователя по особо важным делам и т.д.).
Психологическая оценка работников может быть эффективно использована для решения широкого круга задач по совершенствованию кадровой политики в органах прокуратуры, следствия и в судах.
Вполне допустимо высказать предложение о том, чтобы при принятии на работу в органы прокуратуры, следствия, в суд кандидату давались бы письменные (одна-две) рекомендации практических работников или его преподавателей из ВУЗа. Моральная ответственность и общепризнанный авторитет лиц, дающих такие рекомендации, способствовали бы чистоте рядов прокурорско-следственных работников и судей.
В ФСБ, МВД и в ряде других структур действуют соответствующие подразделения собственной безопасности, наделенные Законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» полномочиями по проведению оперативно-разыскных мероприятий в целях обеспечения безопасности указанных органов. Подобные структуры набирают обороты в своей деятельности в СК, прокуратуре.
[1] См.: Назаров А.Д. Следственные ошибки в досудебных стадиях уголовного процесса. С. 185-197; Назаров А.Д. Влияние следственных ошибок на ошибки суда. С. 253-270; Назаров А.Д. Причины следственных ошибок. С. 61-71.
[2] Якимович Ю.К. Избранные статьи. Томск, 1997. С. 51-52.
|