Весьма длительный период времени услуги рассматривались только в качестве вспомогательных операций, которые связаны с торговлей товарами и, соответственно, не рассматривались в качестве самостоятельного объекта международного правового регулирования торговых сделок. Благодаря именно международным экономическим взаимоотношениям торговля услугами становится самостоятельной правовой категорией, которая потребовала коренных перемен оснований международного правового регулирования.
Словарь С.И. Ожегова понятие «услуги» трактует в качестве «... действия, которые приносят пользу, или помощь другому»[1]. В таком понимании данное понятие в юриспруденции раскрывается через совокупность взаимосвязанных элементов: целей, достижению которых служит услуга и средств достижения этих целей[2]. Невзирая на то, что анализируемое понятие по своей сути считается экономическим, само содержание возникающих в связи с торговлей услугами отношений, а также порядок установления и правоспособность участников этих отношений регулируются нормами права. Поэтому особенностью правового исследования торговли услугами является смешанная, находящаяся на стыке экономики и права, природа, в силу чего предопределяется сложность анализа данного понятия.
Появление термина «услуги» в законодательстве России сопряжено со статьями 8 и 74 Конституции России, а также фиксированием в Гражданском кодексе России категории «услуги» в статье 128 в качестве объекта гражданских прав. В рамках гражданско-правового регулирования услуги образуют определенный вид общественных правоотношений: «Как объект гражданских прав услуги выступают в гражданско-правовом обязательстве в качестве объекта, что и устанавливает его правовую природу в качестве обязательства по предоставлению услуг»[3].
Специфика формулировки понятия услуги в праве Российской федерации - некоторая размытость ее границ, что находит свое отображение в наличии разных интерпретаций данного понятия среди экспертов-цивилистов. Как заявляет Л.В. Санникова, «первоочередной задачей цивилистов видится разработка единого понятия услуг, которое охватывает абсолютно все или большую часть видов этого явления. В основание подобного понятия должна находиться экономическая суть услуг»[4].
С общеэкономической точки зрения под услугой понимается невидимое (неосязаемое) и «в обмен на что фирмы, потребители либо правительства могут предоставить что-нибудь ценное»[5]. При этом услуга как экономическая категория «выражает конкретные экономические взаимоотношения, к ней применимы интерпретации сути услуги как отношений, по поводу полезного действия труда, потребляемого в качестве деятельности»[6]. Имеющаяся разница между услугами и товарами устанавливает соответственные методы торговли ими: «...Услуги обладают нематериальной природой и этим имеют отличие от материальных вещей»[7].
Среди проблем, затрудняющих выработку единого подхода к понятию «услуга», можно выделить следующие:
«к услугам причисляются различные экономические блага, которые невозможно отнести к промышленному производству или сельскому хозяйству;
к услугам причисляются разнообразные и многочисленные действия, которые направлены на разные объекты;
эти разнообразные и многочисленные действия относятся имеющейся официальной статистикой к единому классу экономических благ;
услуга является гибким объектом, границы которого изменяются с легкостью»[8].
В настоящее время еще актуальным остается понимание термина «услуга», которое предложил К. Маркс и у которого услугой является «.. .не что другое, как полезное действие определенной потребительной стоимости - продукции или услуги, воплощенной в товарах, иные же услуги, наоборот, не оставляют ощутимых результатов, наличествующих раздельно от исполнителя данных услуг; другими словами, их результат не пригодный для продажи товара»[9]. По своей сути услуги обладают рядом специфических черт, которые позволяют отделить их от иных объектов торгового оборота. Как отмечает Ф. Котлер услуги представляют собой «... объекты продажи в форме действий, удовлетворений или выгод»[10]. Формулировка А. Хоскинга, обозначенная в «Курсе предпринимательства», раскрывает понятие услуги в качестве действий, выгод или удовлетворений, предлагаемые для продажи или предоставляемые в связи с продажей товаров[11].
В трактовке Г. Ассэлю услуги представляются неосязаемыми благами, приобретаемыми потребителями, которые, при этом не затрагиваю право собственности[12]. Подтверждением этому является позиция ЮНКТАД, в методическом пособии которой «Вопросы торговли услугами в переговорах о присоединении к ВТО» особо указывается: «Услуги зачастую всего неосязаемы и невидимы кроме некоторых ситуаций, когда услуги имеют вещественную форму, подобную как, к примеру, бухгалтерский отчет, распечатка компьютерной программы или доклад консультанта»[13].
Для определения понятия «услуги» представляет интерес заключение М. Кастельса: «Единственной общей чертой, которая объединяет виды деятельности в области услуг, считается то, что подобной черты нет»[14]. Несмотря на то, что такие качества услуг как непостоянство качества, неосязаемость, несохраняемость и неотделимость, позволяющие отличить их от товаров раскрывая сущность и свойства товаров[15], рассматривались еще в работах К. Маркса и А. Смита, современные исследователи считают, что этим искажается сущность услуги, поскольку ее сущность отражает процесс, в противовес товару, который, как правило, предстает определенной материализованной формой[16].
Итак, исходя из вышеизложенного, рассматривая основные подходы к понятию «услуги» можно согласиться с их выделяемыми признаками:
«услуги представляют собой специфическую форму экономических отношений;
услуги - это совокупность целенаправленных действий, направленных на достижение определенной цели;
услуга удовлетворяет потребности человека;
услуга не имеет вещественного воплощения и неотделима от личности исполнителя;
услуга обладает моментальной потребляемостью, неформализованностью качества»[17].
Как указывает, в частности М.В. Кротов, «как и вещь, услуга выражает конкретную форму продукта труда и имеет все свойства товара»[18]. В свою очередь, Д. И. Степанов под «услугой» понимает некоторые разновидности объектов гражданских взаимоотношений, которые выражены в виде конкретных правомерных операций[19]. Признаки, характеризующие услуги в качестве объекта гражданских прав, были уточнены А. В. Барковым: «неовеществленный результат, т. е. неосязаемость, неотделимость от источника; тесная связь с личностью исполнителя; синхронность оказания и получения услуги; моментальность потребления; несохраняемость, невозможность хранения и накапливания услуг; невозможность исполнителям гарантировать результат услуги; эксклюзивность услуг, которая выражается в их неоднородности и изменчивости»[20].
В главе 39 ГК РФ сформирована нормативно-правовая модель разновидностей договора возмездного оказания услуг, которые используются в гражданском обороте: «Нормы о договорах возмездного оказания услуг представляют собой правовой институт, хотя еще совсем недавно возможность признания таковым этой совокупности норм являлась дискуссионной»[21]. В большинстве статей ГК РФ услуга выступает объектом правоотношений, или, более точно, в качестве объекта обязательств. Как отмечает О.Н.Садиков «включение нового для ГК РФ договора возмездного оказания услуг обусловлено тем, что регулируемые им отдельные услуги, такие как комиссия, поручение, перевозка, банковские и др., не охватывают всего их многообразия, вследствие чего многие из них оказались за пределами ГК РФ .. ,»[22]. Этим обуславливается введение в ГК РФ специальных глав, посвященных этим услугам, внимание которым, в основном, уделялось в кодифицированных актах. Тем не менее, ГК
РФ отражает не в полной мере правовое регулирование многих уже сложившихся видов услуг, а также тех, потребность в которых может возникнуть в будущем[23].
Необходимо указать, что в соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ услугой признаются результаты деятельности, не имеющие материального результата и при этом они могут реализовываться и потребляться в процессе осуществления этой деятельности[24]. Подобная трактовка понятия «услуги» в Налоговом кодексе РФ позволяет выделить четыре основных признака услуги: 1) услуга как деятельность, стремится к достижению конкретной цели на основе комплекса целеустремленных действий; 2) услуга всегда имеет определенный результат (полезный эффект), составляющий основную имущественную (потребительскую) ценность в услуге; 3) результат (полезный эффект) услуги не имеет материального выражения; 4) результат услуги потребляется в процессе оказания услуги и тем самым сразу же теряет свою ценность, именно поэтому он не может обращаться на рынке и выступать самостоятельным объектом гражданско-правовых сделок, а реализуется в процессе оказания услуги.
Роль внешней торговли для любого государства переоценить трудно. Так, Д.Сакс указывает: «... экономический успех любой страны мира напрямую зависит от уровня развития ее внешней торговли»[25]. В современных условиях глобализация мирового хозяйства и торгово-экономическая интеграция, а также расширение сфер международного разделения труда повлекли значительное усиление значения международной торговли. По своей сущности международная торговля представляет «совокупный оплачиваемый товарооборот между государствами, где внешняя торговля — торговля (оплачиваемый экспорт или импорт) какого-либо государства с остальными странами»[26]. Торговля и в настоящее время есть важный стимул для роста мировой экономики. Как отмечал А.Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов»: «Поскольку одна страна обладает такими преимуществами, а другая лишена их, для последней всегда будет выгоднее покупать у первой, а не производить самой»[27].
Международная торговля, как основная форма международных экономических отношений, представляет собой совокупность внешнеэкономических сделок, где предметом выступают товары, сырье, услуги, продукты интеллектуального труда всех стран мира. При этом и доктрина, законодательство и международные договоры понятие внешнеэкономической сделки трактуют по-разному. Согласно Л.А. Лунцу, внешнеторговыми правоотношениями и сделками по внешней торговле относятся подобные «в которых по меньшей мере одна из сторон является иностранцем и содержанием сделки являются операции по ввозу или вывозу товаров за границу либо какие- нибудь подсобные операции, связанные с вывозом или ввозом товаров. ... также связанные с товарным экспортом или импортом сделки подряда, комиссии, перевозки, поклажи, кредитно-расчетные отношения, страхование и др.»[28]. Аналогичной позиции придерживаются и М.М. Богуславский, О.Н. Садиков и ряд других исследователей.
В противоположность этой позиции, И.С. Зыкин предлагает относить к внешнеторговым договорам те договоры, которые совершаются лицами или коммерческими предприятиями, которые находятся в разных государствах[29]. Подобный подход нашел свое отображение в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года и Нью-Йоркской конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 года. В обобщенном виде понятие «внешнеэкономическая сделка» может быть сформулировано как «действия субъектов предпринимательской деятельности, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей, в которых присутствует иностранный элемент»[30].
Благодаря развитию межгосударственных правоотношений и техническому прогрессу разные виды услуг, «вышли» за рамки национального правового регулирования и стали объектом международно-правовых торговых отношений, создав определенные проблемы правового характера. Так, например, современные телекоммуникационные средства с экономической точки зрения дали возможность преодолеть главное препятствие в торговле разнообразными услугами - необходимость присутствия потребителя и поставщика услуг в одном месте, обусловив проблемы правовой регламентации подобного взаимодействия субъектов торговли. Очень часто и место, и время оказания услуг разделить невозможно, что предполагает присутствие покупателя и продавца услуг одновременно в качестве обязательного условия сделки. Подобные условия обеспечиваются правовыми средствами, например, требованием нахождения покупателя услуг в стране, их экспортирующую (туризм, ремонт самолетов или кораблей в иностранном порту). Другим случаем может быть требование обязательного присутствие экспортера услуг в стране импортере (организация ресторана быстрого питания или филиала зарубежного банка), или правовые особенности временного передвижения физических лиц в иные государства для предоставления услуг (к примеру, строительство).
Спецификой юридического регулирования экспорта услуг считается то, что в отличие от фактического передвижения товара при продаже его за границу, только некоторые виды услуг осуществляют перемещение из одной юрисдикции в другую. Для примера передвижения услуг за границу можно отметить услуги международной телефонии, денежные переводы, предоставление консалтинговых услуг по сетям Интернет. Услуги нельзя складировать, таким образом, услугодатель не имеет возможности быстро формировать предложение, регулировать на них цены и что существенно влияет на их правовой статус. Основной причиной такой метаморфозы является то, что главный элемент себестоимости услуги - зарплата услугодателя[31].
По причине большого разнообразия услуг, правовое регулирование международной торговли услугами обладает рядом отличительных особенностей в сравнении с международной торговлей товарами:
данный вид торговли контролируется не на границе, а внутри государства, потому что больше половины услуг не переходит таможенную границу, вследствие чего они не могут отмечаться таможенными органами. Сам факт пересечения услугой границы или его отсутствие не может выступать критерием импорта или экспорта услуг;
значительной читается роль страны в области услуг, поэтому изготовление и их реализация обеспечиваются государством в большей степени, чем сектор торговли. Это сопряжено, в первую очередь, с тем, что услуги остаются основным направлением социально-экономической политики страны;
международное предоставление услуг в большинстве своем тесно взаимосвязано с торговлей товарами и поэтому на нее оказывает все увеличивающееся влияние;
услуги не подлежат сохранению. Они потребляются и производятся фактически одновременно, вследствие чего различные виды услуг базируются на непосредственных контактах между потребителями и производителями, без которых осуществление услуг невозможно, то есть качество услуг устанавливается только в момент их потребления;
международная торговля услугами имеет повышенную чувствительность к экономической конъюнктуре рынка и короткий период реагирования на ее перемены, и также существенную зависимость от фактора сезонности, значительность воздействия рекламы, информированности и моды;
превалированием неценовых барьеров ввода на рынки услуг и безусловными преимуществами, за исключением уже на них действующих производителей услуг;
сегментированностью спроса на различные услуги в зависимости от цен, доходов, субъективной оценки значимости услуги, и также от особенностей потребления, национальных традиций, стиля жизни и др.;
сильной территориальной привязанностью, а также локализованностью обслуживания;
на международном рынке динамичное предоставление услуг требует высокого уровня развития соответственной базы в сфере науки, связи, транспорта, туризма, и политической стабильности в государстве и мире в целом[32].
Существующие нормативно-правовые акты, а также теоретические работы, при большом массиве исследовательской информации не дают полного понимания термина «услуги». Вместе с тем, существующий Международный стандарт ISO 8402:1994 позволяет определять услуги как «итоги
непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребности потребителя. Услуга может быть связана с производством и поставкой материальной продукции»[33]. Исходя из этого, существующая система статистического учета и классификации международной торговли услугами (классификации МВФ, Перечень классифицированных услуг по секторам, единый временный классификатор ООН) позволяют приблизиться к формированию адекватной нормативной базы, определяющей количественную оценку операций, связанных с международной торговлей услугами и сопоставить способы поставки услуг.
Большая работа в этом направлении была совершена специалистами в рамках переговоров Уругвайского раунда для подготовки Г енерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)[34]. В итоге был обнаружен более общий признак качества услуг как объектов международно-правового регулирования торговых отношений. Это сопряжено с тем, что их производство - такой вид деятельности, продукт (или результат) которой устремлен на удовлетворение потребностей иных лиц на основании договорных взаимоотношений между потребителем и производителем услуг, кроме услуг связанных с осуществлением трудовых взаимоотношений. Подобный подход дал возможность сформировать Классификатор услуг, который стал базой для грядущих переговоров о либерализации торговли услугами, создании нормативных актов, развитии государственной политики и иных практических целей.
Эксперты ГАТС разрабатывали ключевые положения документов во взаимодействии с остальными международными службами. В 2002 году начало свою деятельность Руководство по статистике международной торговли услугами (РСМТУ), вместе сформированное Статистической комиссией ООН, ОЭСР, Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН, МВФ, ВТО и ЮНКТАД. В качестве нормативного акта данный документ стал значимым шагом в обеспечении унифицированной, четкой, комплексной и подробной системы количественной оценки торговли услугами. На сегодняшний день функционирует документ в редакции 2010 года - РСМТУ-2010[35]. Согласно этому документу «термином «услуги» охватывается разнородный круг видов деятельности и нематериальных продуктов, которые с трудом поддаются простому определению. В нем выделяются две категории услуг: услуги, которые вызывают изменение состояния (преобразующие услуги) и маржинальные услуги.
Как отмечается в Вставке I.2 Международная торговля услугами в РСМТУ- 2010, «Услуги отличаются от товаров чаще всего установлением непосредственных отношений между поставщиком и потребителем услуг. Многие услуги не поддаются транспортировке, то есть для их оказания необходим непосредственный контакт между поставщиком и потребителем. В международных торговых соглашениях, касающихся услуг, в частности в ГАТС, содержатся положения, предусматривающие договоренность о присутствии поставщиков в стране потребителя и наоборот»[36].
В п.п. 6.18 и 6.19 СНС - 2008 раскрывается понятие «преобразующая услуга»: «изменения, которые по заказу потребителей услуг осуществляют производители таких услуг, могут принимать самые разные формы, в том числе следующие: а) изменения в состоянии потребительских товаров: производитель услуги непосредственно воздействует на товары, принадлежащие потребителям, путем их перевозки, очистки, ремонта или иного их преобразования; b) изменения в физическом состоянии людей: производитель услуги перевозит людей, предоставляет им проживание, оказывает им медицинское или хирургическое лечение, улучшает их внешний вид и т. д.; с) изменения в психическом состоянии людей: производитель услуги предоставляет образование, информацию, консультации, развлечения или аналогичные услуги в личном общении»[37]. Перемены могут быть постоянными или временными и могут рассматриваться в качестве улучшений, так как заказчиком услуги выступает ее потребитель. Как видно, использование РСМТУ-2010 позволяет расширить содержание международно-правовых отношений в сфере торговли услугами за счет включения перечня услуг, предоставляемых филиалами, созданными за границей.
Международная интеграция и развитие международной торговли стали существенными факторами развития международной торговли юридическими услугами, в том числе для обеспечения доступности и улучшения качества юридических услуг в развивающихся странах. Мировой рынок юридических услуг стремительно развивается благодаря росту производства и услуг у многонациональных компаний и соответственно расширением потребностей клиентов, связанных с диверсификацией и необходимостью расширения спектра правовых экспертиз.
Эта тенденция свойственна концепциям развития международных юридических компаний, которые способны обеспечить обслуживание своих клиентов в разных странах, культурах и спектрах правовые потребностей в сферах слияний и поглощений, трудовых отношений, охраны окружающей среды, налогообложения и законодательства в сфере недвижимости. Так, в самой большой в мире юридической фирме, «Baker & McKenzie», работает более 3900 юристов примерно в 40 странах. Но это является некоторым исключением, так как рынок юридических услуг весьма сегментирован. И большинство юридических услуг оказывается небольшими юридическими фирмами, работающими, в основном, в сфере национального законодательства.
Довольно долгий период юридические услуги рассматривались как объект продажи исключительно в рамках конкретной страны. Но развитие международного публичного права привело к принятию большого количества нормативных актов в областях инвестиционного права, торгового права, транспортного права, требующих правовой экспертизы, которая выходит далеко за рамки национального законодательства. В этом контексте, более открытые рынки и более международная интеграция в сфере правовых услуг могут принести новые знания и улучшение юридической практики в разных странах и помочь государственным органам и образовательным учреждениям
приспособиться к новым вызовам и возможности, которые открываются на мировых рынках. В этой связи, расширение юридической практики и увеличение продаж юридических услуг связано с двумя основными факторами: во-первых, обслуживание транснациональных компаний требует расширенного набора навыков, чем при оказании юридических услуг отечественным клиентам; во- вторых, экономическая интеграция открывает новые возможности для национальных юридических компаний в расширении области их практики и клиентской базы.
Торговля юридическими услугами, как правило, тесно связаны с торговлей товарами и движением персонала и капитала. Компания-резидент редко проконсультироваться с юридической фирмой, основанной за рубежом, если компания не работает в юрисдикции юридической компании. Аналогичным образом, большинство юридических компаний могут осуществлять сопровождение экспортной деятельности клиента. Международная торговля юридическими услугами происходит в том момент, когда услуга, поставщик услуг или потребитель услуг пересекают границу. Торговля может происходить через курьерскую службу, средства телекоммуникации (телефон, факс, видеоконференции), или электронные средства (электронная почта), установление представительства (офисы за рубежом) и перемещение поставщика услуг или услуг потребителю.
Нематериальный характер юридических услуг затрудняет измерение объема и качества правовых услуг. Проблема заключается в том, что значительная доля легальной торговли услуг происходит среди филиалов транснациональных компаний и не могут быть определены должным образом. Тем не менее, даже если количественных подтверждений не хватает, можно опираться на качественную информацию о торговых потоках юридических услуг, в частности, о количестве офисов крупных юридических компаний за рубежом.
В случае, если местная юридическая компания стремиться экспортировать юридические услуги, ей необходимо специализироваться в определенной области права и работать в тесном сотрудничестве с местными или международными партнерами, чтобы обеспечить спрос на более широкий спектр услуг для крупномасштабных клиентов. Кроме того, сотрудничество с иностранными партнерами можно рассматривать как лучшее решение для обхода внешнеторговых барьеров стране партнера. Действительно, торговля юридическими услугами часто осуществляется через различные формы сотрудничества между юридическими фирмами различных национальных принадлежностей. В зависимости от конкретной нормативно-правовой среды и клиентских потребностей, механизмы сотрудничества между глобальными и национальными юридическими фирмами могут принимать следующие формы:
интегрированные международные партнерства;
ассоциации местных независимых практикующих юристов;
наем местными фирмами иностранных специалистов;
наем международными компаниями «местных» юристов;
установление международными компаниями партнерских отношений с «местными» юристами;
договорной аутсорсинг;
специалисты, выступающие в качестве иностранных юридических консультантов.
Так, снижение затрат и улучшения в информационно-коммуникационных технологиях способствовали сотрудничеству между юридическими фирмами и становлении деловых отношений между юридическими фирмами и клиентами в разных странах. Например, юристы-практики из более чем 60 стран, в том числе Алжира, Эквадора, Марокко, Нигерии, Пакистана, Папуа-Новой Гвинеи, Таиланда, Украины и Вьетнама участвуют в «International Lawyers Network»[38] по вопросам коммерческого права, судебного процесса, и заключения торговых контрактов.
Аутсорсинг и оффшоринг юридических услуг, начав с определенных задач документооборота и корректуры, сейчас пришли к более наукоемкой работе, например, проведению судебных исследований и защите интеллектуальной собственности в случаях, связанных с получением патентов в части анализа и составления патентных заявок. Аналитики ожидают, что эта тенденция сохранится и правовой аутсорсинг станет значительной формой международной торговли услугами.
Возможно, импорт юридических услуг так же важен для развития, как и экспорт. Государства могут получить значительный выигрыш от открытия правового рынка для иностранных поставщиков услуг. В то время надлежащее правовое регулирование юридической практики способно обеспечить защиту потребителей от мошенничества на этом рынке. Следует так же избегать дискриминации между национальными и зарубежными поставщиками услуг. К сожалению, регулирование рынка юридических услуг часто предполагается на основе саморегулирующихся организаций юристов, которые во многих странах выступают фактором протекционизма. В данном контексте особую значимость приобретает совершенствование нормативно-правовой базы и ее либерализация с целью развития конкуренции на международном рынке услуг, от которой, в конечном счете, выигрывает потребитель.
[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 771.
[2] Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Кн. третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М.: Статут, 2002. С. 202.
[3] Санникова Л.В. Услуги в гражданском праве России. М., 2006. С. 73-74.
[4] Там же. С. 94-95.
[5] Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: В 2 т. Т. 2. Пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 34
[6] Христофорова И. В. Современные подходы к маркетингу услуг // Журнал «Сервис Plus». 2008. № 1. С. 87.
[7] Публичные услуги и право: Науч.-практ. пособие / Под ред. Ю. А. Тихомирова. М., 2007. С. 355.
[8] Миронова Н.В. Дифференцированный подход к маркетингу услуг URL: www.marketologi.ru/11b/differ.htm.
[9] Маркс К. Капитал: соч. в 44 т. М., 1982. т. 26, ч. 1, С. 203.
[10] Котлер Ф. Основы маркетинга. M.: Изд-во «Прогресс», 1992. С. 287.
[11] Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993. С. 68
[12] Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. Учебник. М.: ИНФРА-М, 1999.
[13] ЮНКТАД Вопросы торговли услугами в переговорах о присоединении к ВТО (методическое пособие). // UNCTAD Division on International Trade in Goods and Services, and Commodities Commercial Diplomacy Programme Geneva, November 2001.
[14] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. URL:
gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/kastel/04.php
[15] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 26. Ч. 1. т. 26, ч. 1, С. 142-143, 145, 149, 414.
[16] Челенков А.П. Маркетинг услуг: продукт // Маркетинг. 1998. № 1. С. 638.
[17] Халудорова С. В. Понятие "услуга" в российском законодательстве // Гражданское право. 2012. № 4.
[18] Кротов М. В. Обязательство по оказанию услуг в советском гражданском праве. Л.: РИО ЛГУ, 1990. С. 4.
[19] Степанов Д. И. Услуги как объект гражданских прав. М., 2005. С. 217.
[20] Сфера услуг: гражданско-правовое регулирование: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Суханова, Л. В. Санниковой. М., 2011. С. 109.
[21] Пучков Е. А. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 15
[22] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Ин-т законодат. и сравнит. правовед. при Правительстве РФ; Отв. ред. Садиков О. Н. 3-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. С. 148
[23] Накушнова Е. В. Особенности правового регулирования договора возмездного оказания услуг // Нотариус. 2007. № 2. С. 13.
[24] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 года № 146-ФЗ (ред. от 07.05.2013 года) // Собрание законодательства РФ. № 31. 03.08.1998 года. Ст. 3824.
[25] Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия. — М.: Экономика, 1994. — С. 244.
[26] Вологдин А. А. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности : учебное пособие. М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2010. С. 17.
[27] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007. С. 444-445.
[28] Лунц, Л.А. Внешнеторговая купля-продажа. М., 1972. С. 14
[29] Зыкин, И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М., 1994. С. 72
[30] Смирнов А.Е. Учебно-методическое пособие по курсу «Международное торговое право». Вильнюс : ЕГУ, 2007. С. 16.
[31] Музюкин Д.В. Правовое обеспечение рынка юридических услуг: дисс. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 2007. С. 41, 42.
[32] Соколов Э. Г. Международные экономические отношения. Брест : Альтернатива, 2008. С. 60.
[33] Международный стандарт ISO 8402:1994. Управление качеством и обеспечение качества: Словарь. М.: Изд-во стандартов, 2001, п. 1.5.
[34] URL: wto.ru/documents.asp?f=sogl&t=13.
[35] Руководство по статистике международной торговли. ООН, ЕЭК ООН, ОЭСР, МВФ, ЮНКТАД, ВТО,
Люксембург, Нью-Йорк, Париж, Вашингтон, 2011. URL:
http://unstats.un.Org/unsd/publication/SeriesM/seriesM_86Rev1r.pdf#2. В РСМТУ-2010 употребление термина услуги, как правило, соответствует Системе национальных счетов 2008 года, где дается его определение (СНС-2008, пункт 6.17).
[36] Там же.
[37] Там же.
[38] http://www.iln.com/
|