Процесс глобализации на рубеже ХХ—XXI вв. приобрел реальные очертания в политической, правовой, экономической и гуманитарной сфере. В качестве нового этапа развития международных отношений она представляет собой новейший, сложный, многоуровневый процесс закономерных качественных изменений и их правового регулирования. Одним из первых проявлений глобализации стало появление Г енерального соглашения по торговле и тарифам (ГАТТ) как международной организации, созданной на волне многосторонних переговоров, последовавших после Второй мировой войны.
Несмотря на определенные неудачи с созданием Международной Торговой Организации (МТО), 23 страны подготовили и 30 октября 1947 г. подписали Заключительный акт, легитимирующий текст Г енерального соглашения по тарифам и торговле. Оно было основано на положениях коммерческой политики Гаванской хартии. Устав ГАТТ вступил в силу с 1 января 1948 г.
В развитие деятельности ГАТТ восьмой в серии, Уругвайский, раунд завершился в 1994 г. в Марракеше подписанием пакета соглашений, послуживших правовой основой появления нового органа - Всемирной торговой организацией (ВТО). И к настоящему времени состав членов ВТО продолжает расширяться - если в 1995 г. насчитывалось 112 членов, то к 2014 г. их число возросло до 160[1].
Институализация ВТО послужило основой формирования новой правовой системы, получившей название «право ВТО». Как отмечает А.А. Ковалев, под правом ВТО понимается система «норм и принципов, устанавливающих правила торговли товарами и услугами в торговых отношениях между государствами- членами ВТО. Посредством права ВТО, через систему принципов, норм, соглашений часть внутригосударственных полномочий в сфере внешней торговли ставится под международно-правовое регулирование»[2]. Таким образом, унифицированность мирового правового пространства является основой системы ВТО. Вполне очевидно, что право Всемирной Торговой Организации и международное экономическое право соотносятся как частное и общее. Теперь международная торговля регулируется преимущественно не комплексом двусторонних договоров, а многосторонним - даже универсальным - механизмом; произошла замена методов регулирования при постоянном расширении предмета регулирования[3].
Право ВТО, аналогично праву остальных международных служб, считается правовым комплексом в системе торгового международного права, который является подотраслью экономического международного права. Это комплексное образование международных договорных норм процессуального, материального и процедурного характера, отраженных в различных межгосударственных соглашениях[4]. В этой связи можно говорить о том, что именно международный договор является основным источником права ВТО, именно договор закрепляет основные права и обязанности государств-членов ВТО.
В качестве источника международного права правовая доктрина рассматривается традиционно. По мнению В.М. Корецкого, «наука
международного права не просто констатирует применение тех или иных правовых норм. Собирая и изучая нормы, она не простой свидетель, удостоверяющий существование норм ... она подготавливает, содействует формулированию норм международного права, она собирает их (подвергая критической проверке), уточняет, кристаллизирует их, вводит отточенными в какой-то мере в международный обиход и тем самым содействует их закреплению»[5]. Но в настоящее время постепенно эта функция отходит к международным судам и специальным органам международных организаций.
Применительно к ВТО общепринятой является позиция относительно того, что «решения органов этой организации, которые дают официальное толкование норм ВТО, являются источниками права ВТО»[6]. Что свидетельствует о самодостаточности правовой системы ВТО. Сущность доктрины интеграции, которая доминирует в правовой практике ВТО определяется следующим содержанием: развитие/рост экономики требует обеспечения правовыми средствами (в национальных правовых системах и международных отношениях) принципа свободы заключения договора, который будет действовать лишь постольку и до тех пор, пока и поскольку существует конкуренция (поддержание которой, в свою очередь, требует адекватного правового регулирования)[7]. Вместе с тем, необходимо согласиться и с Н.Е. Тюриной, по мнению которой заранее отождествлять право ВТО с международным торговым правом, также на тенденцию к чему указывает все возрастающее и высокое число стран-членов ВТО и такой факт, что как раз благодаря праву ВТО получили кодификацию в ГАТТ принципы торгового международного права, международное торговое право сформировалась качестве самостоятельной системы[8]. В этом и проявляется правовая природа глобализационных процессов, формирующих параметры международного и внутреннего права государств, их взаимодействия и взаимовлияния.
Правовая система ВТО легализует доступ на рынок услуг посредством специфических обязательств государств, ее членов. Основными движущими правовыми факторами процессов либерализации торговли в этих условиях становятся одностороннее снижение тарифов и преференциальные торговые
соглашения. Что, однако, на глобальном уровне не снижает роли (ГАТС) Генерального соглашения по торговле услугами, которое явилось одним из ключевых соглашений в правовой системе Всемирной торговой организации. ГАТС в своей сущности предназначено для «обеспечения постепенного повышения уровней либерализации торговли услугами путем проведения последовательных раундов переговоров, которые должны быть направлены на продвижение интересов всех членов ВТО и на достижение общего баланса прав и обязательств» (статья XIX ГАТС).
По аналогии с принципами и структурой ГАТТ-1994, которое устанавливает многостороннюю дисциплину в отношении торговли товарами, в Г АТС содержится три основных раздела:
основной раздел ГАТС, в котором определяются общие принципы и правила, которыми государства-члены должны руководствоваться, применяя национальные меры, регулирующие международную торговлю услугами;
раздел определяющий индивидуальные «специфические» обязательства государств-членов по отношению к секторам услуг, которые включены ими в свои списки обязательств;
раздел приложений к ГАТС, в которых устанавливаются правила и принципы в отношении отдельных секторов услуг. Однако в отличие от ГАТТ- 1994, ГАТС содержит еще один, специфический элемент: в списки обязательств государств-членов по торговле услугами включены разделы с перечислением тех секторов, к которым принцип наибольшего благоприятствования в торговле временно не применяется; эти обязательства, так же, как и списки тарифных уступок в рамках ГАТТ-1994, являются неотъемлемой частью ГАТС.
Г енеральное соглашение по торговле услугами включает 29 статей, а также 8 приложений, применяемых к конкретным секторам услуг, имеющих обязательную юридическую силу для государств - участниц ВТО. Положения статей ГАТС и входящий в него набор приложений, устанавливает некоторые общие правовые рамки для государственных мер, влияющих на международную торговлю услугами. Кроме того, национальные перечни обязательств излагают конкретные обязательства каждого из государств - членов ВТО. В то время как текст Соглашения распространяется равномерно для всех членов ВТО, планирование обязательств оговаривается каждой договаривающейся стороной с любой другой договаривающейся стороной.
В тексте ГАТС не определено понятие «услуги», но определено понятие «торговли услугами». Определение охватывает не только трансграничное предоставление услуг, но также сделки, связанные с трансграничным перемещением капитала и рабочей силы. Пункт 2 статьи I определяет торговлю услугами как поставку услуг через любой из четырех режимов:
а) трансграничная поставка услуг - происходит при перемещении услуг с территории одного участника на территорию государства любого другого участника. Это тип сделки, аналогичной торговле товарами. Например: международные перевозки и поставки услуги через телекоммуникации или по почте.
б) потребление услуг за рубежом - происходит, когда потребитель переходит на территорию другого государства, и покупает там услуги. Например, туризма или, когда резидент одной страны пересекает границу для внесения денег в банке другой. Это также может произойти, когда имущество потребителя услуги направляется за границу для обслуживания, как, например, в случае судового ремонта.
в) поставка посредством коммерческого присутствия - включает в себя прямые инвестиции в экспортный рынок посредством создания бизнеса там с целью предоставления услуг. Например, государство позволяет на своей территории открыть иностранный банк или отель.
поставка через присутствие физических лиц - означает, что временный въезд того или иного лица для целей оказания услуг. Этот человек может быть поставщиком услуг сам или представителем поставщика услуг. В обоих случаях, определение ГАТС охватывает только временное пребывание этих лиц.
Обязательства, которые содержатся в ГАТС могут быть поделены на 2 группы:
общие обязательства, применяемые автоматически и непосредственно для всех членов, независимо от существования отраслевых обязательств;
конкретные обязательства, чьи возможности ограничены в секторах и видах деятельности, где члены решили взять на себя обеспечение доступа к рынкам и национальные обязательства по либерализации рынка.
К общим обязательствам относится реализация режима максимального благоприятствования. Согласно статье II: «В отношении любой меры, охватываемой настоящим Соглашением, каждый Член немедленно и безусловно предоставляет для услуг и поставщиков услуг любого другого Члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны». Однако участники могут взять одноразовое освобождение для конкретных видов услуг на время вхождения в ГАТС. Они также могут получить освобождение на основе переговоров в соответствии со статьей IX Соглашения о ВТО. Любое такое освобождение является предметом рассмотрения и обычно длится не дольше, чем 10 лет. В целях обеспечения прозрачности члены ГАТС должны, в частности, публиковать все меры общего применения и создавать национальные справочные пункты для осуществления реагирования на информационные запросы других государств- членов.
Члены ВТО обеспечивают предоставление режима наибольшего благоприятствования (РНБ) в различных секторах услуг, за исключением некоторых секторов, в которых государства осуществляют изъятия из РНБ. Гарантия в обеспечении РНБ обозначает, что член ВТО будет давать поставщикам услуг иного члена ВТО подобный режим, не являющийся наименее благоприятным, нежели режим, который предоставляется поставщикам услуг любого иного члена ВТО. Члены ВТО из области действия РНБ могут исключать некоторые меры. Если подобные исключения не идут в разрез с положениями ГАТС о РНБ, они фиксируются в списках изъятий из РНБ.
Максимальное число изъятий из РНБ насчитывается в подобных секторах услуг, как финансовые услуги, аудиовизуальные или транспортные услуги. Организация экономического сотрудничества и развития (или ОЭСР) устанавливает 2 важнейшие причины изъятий из РНБ: международные соглашения и взаимная выгода. Изъятия из РНБ, которые основываются на взаимной выгоде, аргументируются тем, что мера, которая несовместима с принципом РНБ, требуется для обеспечения доступа на рынок либо режима равенства на зарубежных рынках. Изъятия из РНБ, которые основаны на положениях имеющихся многосторонних или двусторонних соглашений, аргументируются правовым фактом подписания подобных соглашений и юридическими последствиями их соблюдения участниками ВТО.
Разрешаются отступления от принципа РНБ лишь для подобных мер, которые внесены в списки изъятий РНБ и соответствуют положениям Приложения по исключениям из II Статьи ГАТС. В этой ситуации применяется подход «негативного списка»: РНБ используется полно и за определенными исключениями, которые объявлены соответственным участником ВТО в момент вступления в ВТО. А после вступления в ВТО в список изъятий из РНБ данной страны не могут записываться новые изъятия из РНБ.
Национальный режим (ст. XVII ГАТС), требует качественно равного обращения национальных и иностранных поставщиков с целью эффективного установления одинаковых правовых условий конкуренции. Принцип национального режима не делает никакого различия между государственными предприятиями, некоммерческими и частными компаниями, стремящиеся максимизировать свои прибыль. Таким образом, принципы доступа на рынок и национального режима не только влияет на отношения между поставщиками отечественных и зарубежных услуг, но и стремятся привнести формально равные конкурентные условия для всех предприятий в той или иной стране. В секторах услуг, перечисленных в Приложении А, член не может применять меры различий между внутренними и иностранными поставщиками услуг. Любая мера, которая нарушает обязательство предоставления национального режима должно быть четко вписано в список обязательств государства-члена организации.
Государства-члены ВТО должны руководствоваться принципом
недискриминации по отношению зарубежных услуг или поставщиков услуг. Обязательство по реализации регионального режима обладает широкой сферой использования, потому что распространяется на меры, которые регулируют поставку услуг. В различие от положений ГАТС о свободном доступе на внутренний рынок, требование о реализации регионального режима не имеет исчерпывающий типовой перечень ограничительных мер.
Среди подобных мер, которые ограничивают осуществление
национального режима, установлены такие меры:
ограничения по месту жительства и национальности;
право на приобретение субсидий, которое предоставляется лишь гражданам государств-участников ВТО;
требование о получении разрешения Центрального Банка государства- участника ВТО на выдачу нерезидентам кредитов;
требования к зарубежным фирмам о юридическом адресе на территории государства-члена ВТО;
требование о передаче технологий;
ограничение на покупку недвижимости либо земли нерезидентами или иностранцами;
требование об использовании местных материалов и комплектующих.
Данные ограничительные меры, даже если они обладают
дискриминационным характером, попадают под влияние правовых обязательств по свободному доступу на рынок и ликвидируются из области действия обязательств по региональному режиму. В этом случае действие положений ГАТС об осуществлении национального режима будет также распространяться на другие дискриминационные меры, а не на сами ограничения по свободному доступу на рынок. Так, участникам ВТО, которые не связаны обязательствами по беспрепятственному доступу на рынок, позволяется реализовывать дискриминационные ограничения или другие ограничения в пределах положений Г АТС о доступе на рынок, так как подобные ограничения будут ликвидированы из области действия обязательств по региональному режиму. В отличие от принципа наибольшего благоприятствования нации, который считается общее обязательство все секторы услуг, принципы доступа к рынкам и национального режима, относятся только к тем секторам, где либерализация предусмотрена обязательствами конкретного государства-члена.
Обязательства свободного доступа на рынок и реализация регионального режима, в соответствии с ГАТС, используются лишь тогда, когда участник ВТО выделяет определенный сектор услуг, на какой распространяется влияние этих обязательств. РНБ в качестве общего обязательства используется применительно ко мерам во всех секторах, если только государство-участник ВТО не исключило конкретную меру из собственных обязательств. Эти специфики противопоставляются в теоретических подходах к изучению положений ГАТС в качестве «позитивного списка» (время от времени употребляется данное определение, в качестве «точного списка») или «негативного списка» (либо «списка исключений»).
«позитивный список» используется лишь к секторам, на которые влияет действие специфических обязательств свободного доступа на рынок или реализации национального режима, отмеченных участниками ВТО в списках специфических обязательств. Термин «негативный список» обозначает, что обязательства влияют на все секторы, если только эти обязательства не содержатся в перечнях изъятий. Так, необходимо согласиться, что «доступ к рынку и национальный режим рассматриваются как специфические обязательства, а другие обязательства - как общие обязательства и меры регулирования. Исходя из особого характера режима наибольшего
благоприятствования по ГАТС, предлагается рассматривать РНБ (изъятия из РНБ) как специфическое обязательство, влияющее на фактическое понимание конкретными членами ВТО объема принятых обязательств, а также на правовые последствия их применения»[9].
Любая мера, которая нарушает обязательства по доступу на рынок, должна быть четко формализована в списке обязательств. При этом правила государств- членов должны быть введены во внутреннее регулирование разумно, объективно и беспристрастно. В частности, требования по квалификации, лицензированию и техническим стандартам должны быть основаны на объективных и прозрачных критериях и не являться обременительными более, чем это необходимо для обеспечения качества обслуживания.
Применение свободного доступа на национальный рынок возможно лишь в такой мере, в которой доступ на рынок отражен в Перечне по определенному сектору услуг и методу поставки услуг участникам ВТО. Ст. XVI ГАТС устанавливает шесть видов государственных мер, которые могут быть описаны как условия доступа на рынок, если правительство при том не устанавливает исключений[10]:
ограничения общей цены операций с услугами либо капитала в виде количественных квот, либо требования в подтверждении экономической потребности;
ограничения количества поставщиков услуг или же в форме численных квот, исключительных поставщиков услуг, монополий, или же требований в подтверждении экономической потребности;
ограничения общего количества операций с услугами либо объема производства услуг, которые выражены в виде определенных цифровых единиц в форме требования в подтверждении экономической потребности или квот. При этом меры, которые ограничивают ресурсы для производства услуг и товаров, не считаются юридическими ограничениями общего количества операций с услугами либо объема производства услуг. Если государство-член ВТО ограничивает объем воды или электроэнергии, рабочие помещения, необходимые для оказания услуги, такие ограничения не будут расцениваться как ограничительные меры;
ограничения количества физических лиц, которые заняты в конкретном секторе услуг либо количества физических лиц, каких может нанять поставщик услуг и какие имеют непосредственно отношение к поставке конкретной услуги, в форме численных квот либо требования в подтверждении экономической потребности. Как ограничительная мера также анализируется требование участника ВТО о том, что заграничная рабочая сила не должна быть больше указанного процента в пределах одного сектора услуг;
меры, ограничивающие либо требующие особенных форм юридического лица, либо общего предприятия, с помощью которых поставщик услуги может оказать услугу. В этой ситуации, область влияния ограничительных мер весьма широка и реализация поставок услуг позволяется только некоторым видам юридических лиц. При том, определенным видам юридических лиц запрещено оказывать услуги конкретного вида (к примеру, в Германии бухгалтерские услуги не могут оказываться коммандитным товариществом c ООО как комплементарий - GmbH & Co. KG);
ограничения на участие капиталовложений в виде лимита предельного процента заграничного участия в акционерном инвестировании либо общей стоимости совокупного или индивидуального иностранного капиталовложения. Обычно, подобные меры ограничивают часть участия иностранцев в виде коммерческого присутствия до конкретного процента (к примеру, Индия ограничивает оказание профессиональных туристических и медицинских услуг с помощью коммерческого присутствия в виде учреждения фирмы с предельным процентом иностранного содействия в 51 %). Определенные государства определяют минимум иностранных капиталовложений при основании общего предприятия либо фирмы с участием иностранцев (в Китайской Народной Республике часть иностранных капиталовложений в общих инвестициях общих предприятий должна быть не меньше 25 % от уставного капитала). Отклонение от этих параметров будет означать нарушение ГАТС и может привести к претензии, прежде всего, в Совет по урегулированию споров ВТО.
Вместе с тем, участникам ВТО, которые не связаны обязательствами по свободному доступу на рынок, дозволяется внедрять дискриминационные и другие ограничения в пределах положений ГАТС о свободном доступе на рынок, так как подобные ограничения будут ликвидированы из области влияния обязательств по национальному режиму. Связь между этими обязательствами отображает их правовую одинаковую природу, что обеспечивает участникам ВТО юридическую определенность при записи в списки обязательств по свободному доступу на рынок или же национальному режиму.
Важным принципом обеспечения указанных режимов является соблюдение принципа прозрачности, согласное которому государства-члены обнародует все правовые меры, которые относятся к реализации ГАТС. ВТО должен быть уведомлен о любых соответствующих изменениях в государственной политике, правилах или административных руководящих принципах, которые значительно влияют на торговлю услугами, охваченных конкретными обязательствами в рамках Соглашения. Кроме того, государства-члены должны оперативно реагировать на запросы о предоставлении информации об их правовом регулировании. В случае, если член не исполняет свои обязательства либо специфические обязательства в рамках ГАТС, другие члены прибегнуть к правовому механизму урегулирования споров в ВТО.
К числу проблемных вопросов ГАТС, не урегулированных нормативно, относится доступ к государственным услугам. Классификация услуг в ГАТС свидетельствует о том, что Соглашение охватывает все услуги, которые во многих странах мира осуществляются государственными корпорациями или за счет государства или которые только недавно были (частично) приватизированы: почта и телекоммуникаций, радио и телевидение, образование и здравоохранение, вывоз мусора и услуги канализации, страхование медицинской помощи и пенсий, театров и музеев, библиотеки и архивы, а также местные и междугородные перевозки.
Тем не менее, заявления, сделанные в рамках ВТО, указывают на то, что государственные услуги, соответственно услуги, предоставляемые государственными органами, исключены из положений ГАТС. Эта позиция затронута в брошюре под названием ВТО «ГАТС - факты и вымысел»: «Многие государственные услуги не поставляются на коммерческой или конкурентной основе и не является объектом ГАТС. Соглашение исключает из сферы своего все поставляемые услуги в осуществлении государственной власти. Они определены в статье 1: 3 (С) в качестве любой услуги, которая поставляется на коммерческой основе, ни в конкуренции с один или больше поставщиков услуг»[11].
Утверждение, что многие общественные услуги, исключены из ГАТС является введением в заблуждение. Практически во всех секторах услуг, перечисленных выше конкуренция существовала в течение многих лет между государственным, частным или частично приватизированными поставщиками. Таким образом, вопреки утверждению ВТО, вряд ли при реализации услуг есть значительная сфера государственных интересов, в которую уже не вторгается ГАТС.
В рамках Уругвайского раунда торговых переговоров была сформирована рабочая группа профессиональных услуг для обсуждения применимости к сектору профессиональных услуг основных понятий, разработанных для Соглашения о торговле услугами. Было принято решение об отсутствии необходимости конкретного приложения, связанного с правовым регулированием юридических услуг. Тем не менее, в конце Уругвайского раунда было отмечено, что еще предстоит сделать на внутреннем регулировании профессиональных услуг, в том числе юридических услуг.
Внутренние правила, такие как профессиональные стандарты и требования по квалификации представляют собой серьезные ограничения для свободной торговли в сфере юридических услуг. В результате, Рабочая группа по профессиональным услугам (РГПУ) внесла свой вклад в разработку дополнительных правил, связанных с внутренним регулированием профессиональных услуг. РГПУ в феврале 1998 сформулировала положения, затрагивающие «бухгалтерский сектор» и которые будут применяться ко всем другим профессиональным секторам, включая юридические услуги.
Согласно классификации ВТО, юридические услуги подразделяются на: (I) юридические консультации и представительские услуги, касающиеся уголовного права; (II) юридические консультации и представительство в судебных процедурах, касающихся других областей права; (III) юридические консультации и представительство в предусмотренных законом процедур квази-судебных органов, советов и т.д.; (IV) услуги в сфере правовой документации и сертификации; и (v) других юридические услуги и консультативная информация. Тем не менее, различие между различными областями права проявляется в планировании странами-членами обязательств в части различий между консультациями и представительством в принимающей стране, национальным и международным правом. В результате, классификация ГАТС выделяет следующие виды юридических услуг: (а) право принимающей страны; (б) право инициирующей страны и / или право третьей; (в) Международное право; (г) иные юридические документы, сертификация, консультативные и информационные услуги.
ГАТС охватывает все консультативные и представительские услуги в различных областях права и в установленных законом процедурах. Это включает в себя и нотариальные услуги, так как они поставляются на коммерческой основе. Тем не менее, деятельность, связанная с отправлением правосудия (судьи, судебные клерки, прокуроры и т.д.) исключены из сферы действия ГАТС, как в большинстве стран это считается «услуга, оказываемая при реализации функций государственной власти».
Хотя сфера действия ГАТС очень широка и в нем описаны все области, связанные с торговлей услугами, существуют ряд областей, которые не охвачены ГАТС, при условии, что эти области услуг не используются для обхода своих обязательств в рамках ГАТС:
иммиграционные правила, при условии, что они не противоречат обязательствам в режиме 4;
услуги, поставляемые в рамках государственного управления;
фискальная политика и меры налогообложения (при условии, что налоги не дискриминировать иностранных услуг и поставщиков услуг.)
ограничения на импорт оборудования, необходимого для оказания услуги;
ограничения на краткосрочные движения капитала, или меры, которые
влияют на права собственности (при условии, что они носят
недискриминационный характер)
приватизация государственной собственности, хотя есть направления для государственных торговых организаций и монополий.
На этом фоне увеличилось число инициатив, выдвигаемых как на многостороннем, так и на региональном уровне в целях совершенствования правового регулирования международной торговли услугами. Так, 23 государства - члена ВТО, на которые приходится 70% глобальной торговли услугами, приступили к переговорам с целью заключения многостороннего соглашения (с ограниченным кругом участников) по торговле услугами (ТИСА). Предполагается, что это соглашение будет всеобъемлющим по своему охвату и будет строиться на принципах, положенных в основу Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), т.е. будет предполагать постепенное расширение круга участников и охват инициатив в области автономной и преференциальной либерализации.
Переговоры в рамках ТИСА начались весной 2013 г. Предполагается, что ТИСА будет направлено на открытие рынков и совершенствованию правил в таких областях, как лицензирование, финансовые услуги, телекоммуникации, электронной коммерции, морского транспорта, а профессионалы переезда за границу временно для оказания услуг. Подавляющее большинство участников уже представили свои предложения, определяющие области в которых они готовы участвовать, чтобы быть открытыми для международной конкуренции.
Последствия положений ТИСА, касающихся доступа к рынкам и рыночных правил, для государств-участников, других государств и многосторонней торговой системы в целом требуют тщательного анализа. Согласно имеющимся оценкам, ТИСА может способствовать увеличению объемов многостороннего экспорта, однако эти оценки не учитывают существования региональных торговых соглашений (РТС) между участниками ТИСА. Так, например, у Чили соглашения о торговле услугами заключены с 17 из 23 государств - участников ТИСА, а у Колумбии, Мексики, Перу, Соединенных Штатов и Европейского союза - как минимум с 9 государствами - участниками ТИСА.
Доля экспорта в рамках ТИСА в общем объеме экспорта отдельных стран будет не столь значительной без учета торговли между парами стран, являющихся участниками РТС о торговле услугами. Кроме того, инициативы с ограниченным кругом участников в рамках Дохинского раунда свидетельствуют о том, что участники ТИСА, возможно, заинтересованы в первую очередь в увеличении экспорта в страны, не охваченные этим соглашением[12]. Предполагается, что пока не будет накоплена «критическая масса» членов ВТО, присоединившихся к этому соглашению, не будет предприниматься никаких усилий по его автоматической «универсализации» на основе принципа наибольшего благоприятствования. Это означает, что ТИСА может стать одним из преференциальных соглашений, предусмотренных статьей V ГАТС.
Существующая нормативно-правовая база ВТО предоставляет членам необходимые возможности для разрешения споров, возникающих при осуществлении соглашений ВТО. В идеале споры разрешаются путем переговоров. Если это невозможно, члены ВТО могут потребовать созыва Совета по урегулирования спора. Доклад Совета также может быть обжалован в Апелляционном органе ВТО по вопросам права. Если член не выполняет рекомендациям по урегулированию споров, в отношении его могут последовать определенные санкции, например, увеличение таможенных пошлин.
Многие члены ВТО, включая ЕС, активно используют эту систему. Решение разногласий между государствами в соответствии с международными торговыми соглашениями установлено для двустороннего урегулирования споров. Этот механизм позволяет странам использовать механизм урегулирования споров, специально предназначенный для борьбы с нарушениями обязательств, возникающих в рамках соглашения. Таким образом, ГАТС представляет собой широкое и всеобъемлющее Соглашение, которое выступает и как правовое руководство и как форма обеспечения гарантий для поставщиков услуг для иностранных клиентов. В случае сомнений о своих правах на внешнем рынке или при необходимости уточнения возможностей, открытых для них, ГАТС является основным правовым актом, регламентирующим либерализацию в международной торговле услугами.
[1] WTO Members and Observers // URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/org6_e.htm
[2] Интервью с Ковалевым А.А. // Евразийский юридический журнал. 2013. № 7 (62). С. 6
[3] Шумилов В.М. Право ВТО и правовая система России // URL:
http: //www .ilarb.ru/html/news/2013/Shumilov .html
[4] Петюкова О.Н. Особенности современного международного экономического права и права всемирной торговой организации в правовой доктрине // Современный юрист. 2015. №2(11). С. 58.
[5] Корецкий В.М. Памятник русской науке международного права. Избранные труды: в 2 кн. Кн. 2. Киев, 1989. С. 235
[6] Bossche P. The Law and Policy of the World Trade Organization. Text, Cases and Materials. Cambridge University Press. 2005. Р. 56
[7] Скурко Е.В. Глобальная и региональная торгово-экономическая интеграция. Эффективность правового регулирования. М. : Юридический центр Пресс, 2004. С. 37.
[8] Тюрина Н.Е. Фрагментация международного права в контексте "права ВТО" // Российский юридический журнал. 2013. № 3. С. 52-58.
[9] Третьякова Е.С. Генезис принципа наибольшего благоприятствования как основы международных торговых отношений // Вестник Пермского Университета. 2012. № 3(17). С. 253.
[10] Генеральное соглашение по торговле услугами (GATS) [рус., англ.] (заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // URL: http://russia.bestpravo.rU/fed1994/data03/tex14245.htm#1
[11] GATS - Facts and Fiction // URL: https://www.wto.om/english/tratop e/serv e/gatsfacts1004 e.pdf. Р.10
[12] Marchetti J., Roy M. The TISA initiative: An overview of market access issues. Staff Working Paper ERSD- 2013-11. WTO.
|