Содержание стадии исполнения в производстве по дисциплинарному делу определяется необходимостью реализации принятого субъектом дисциплинарной власти решения о наложении на сотрудника дисциплинарного взыскания.
С точки зрения структурного элемента нормы права, закрепляющего способ принудительного воздействия, характеризующий содержание меры
дисциплинарной ответственность, дисциплинарные взыскания закрепляются санкциями правовых норм, регламентирующих дисциплинарное принуждение. В связи с этим, стадия исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания включает процессуальные действия, направленные на реализацию способа принудительного воздействия, закреплённого санкцией правовой нормы, устанавливающей меру дисциплинарной ответственности, и характеризующего её содержание.
Как справедливо отмечено в литературе, способы принудительного воздействия, характеризующие содержание первых четырёх видов
дисциплинарных взысканий, перечисленных в п. 1 ст. 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...», которые могут налагаться на сотрудника органов внутренних дел, а именно: 1) замечание; 2) выговор; 3) строгий выговор; 4) предупреждение о неполном служебном соответствии, представляют собой, прежде всего, виды морального осуждения представителем нанимателя противоправных действий (бездействия), подпадающих под признаки нарушения служебной дисциплины1.
Вместе с тем, как справедливо отмечают В.В. Никитин, Н.С. Куликова, отдельные из перечисленных санкций влекут материальные ограничения и становятся препятствием на пути продвижения сотрудника по карьерной лестнице[1] [2]. Так, на основании приказа руководителя сотрудникам, имеющим дисциплинарное взыскание "строгий выговор", "предупреждение о неполном служебном соответствии", "перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел", премия не выплачивается в течение одного месяца со дня их привлечения к дисциплинарной ответственности[3]. В случае наложения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии присвоенное сотруднику квалификационное звание снижается на одну ступень1, что в свою очередь влечёт уменьшение размера надбавки, выплачиваемой за наличие квалификационного звания. Однако, в законодательстве о дисциплинарной ответственности сотрудников ОВД упоминание о таких последствиях отсутствует, а также отсутствуют нормы, обеспечивающие реализацию этих последствий в связи с наложением соответствующего вида дисциплинарного взыскания.
В связи с этим, обязанность ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания должна включать ознакомление не только лица, привлечённого к дисциплинарной ответственности, но и лиц, обеспечивающих реализацию предусмотренных законодательством неблагоприятных последствий (материальных и иных ограничений) в связи с наложением дисциплинарного взыскания.
Следующие два вида дисциплинарного взыскания, а именно, «5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел; 6) увольнение со службы в органах внутренних дел», представляют собой способы воздействия, влекущие изменение, прекращение связей лица с коллективом[4] [5]. Это относится и к такому взысканию, которое предусмотрено в п. 2 ст. 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации...» и налагается в образовательных организациях высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на курсантов, слушателей, а именно, «3) отчисление из образовательной организации».
На курсантов и слушателей в образовательных организациях высшего образования МВД России, согласно указанной нормы, налагаются также дисциплинарные взыскания, представляющие собой по способу принудительного
воздействия: а) дополнительное обременение, путём назначения вне очереди в наряд (за исключением назначения в наряд по обеспечению охраны подразделения) (пп. 1 п. 2 ст. 50); б) разовое лишение права, путём лишения очередного увольнения из расположения образовательной организации (пп. 2 п. 2 ст. 50).
Наименование данной стадии производно от задачи производства по дисциплинарному делу, решаемой на этой стадии, а именно, «обеспечение исполнения принятого приказа о наложении дисциплинарного взыскания».
По мнению Е.А. Шуруповой, стадия «исполнения решения» включает в
себя:
- объявление дисциплинарного взыскания, наложенного в устной форме;
- ознакомление с приказом о наложении дисциплинарного взыскания;
- реализацию наложенного дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел, увольнения со службы в органах внутренних дел;
- учёт наложенного взыскания;
- снятие дисциплинарного взыскания1.
Перечисленный возможный перечень действий по исполнению решения о наложении дисциплинарного взыскания характеризует содержание стадии исполнения без учёта видов порядка наложения дисциплинарного взыскания в органах внутренних дел.
Учитывая, что ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» в зависимости от формы оформления решения о наложения дисциплинарного взыскания (устной или приказом) предусматривает процедурный и процессуальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, соответственно:
- процедурный порядок, включает этап «исполнения принятого решения о наложении дисциплинарного взыскания»;
процессуальный порядок, включает стадию «исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания».
Соответственно, производство по дисциплинарному делу как процессуальная форма привлечения лица к дисциплинарной ответственности включает стадию исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания, которая состоит из следующих процессуальных действий (этапов):
ознакомление с приказом о наложении дисциплинарного взыскания;
издание акта управления по обеспечению исполнения дисциплинарного взыскания (в виде перевода на нижестоящую должность, увольнения со службы в органах внутренних дел, отчисления из образовательной организации);
учёт наложенного дисциплинарного взыскания.
Этап ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания является общим для всех видов дисциплинарных взысканий, а для дисциплинарных взысканий, представляющих собой виды морального осуждения и разовые запреты, формой реализации данных способов принудительного воздействия.
Законодательство о службе в органах внутренних дел устанавливает следующие правила ознакомления сотрудника органов внутренних дел с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания:
уполномоченный руководитель обязан ознакомить сотрудника с приказом в течение трёх рабочих дней под расписку (п. 11 ст. 51);
в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника (п. 11 ст. 51);
об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами (п. 12 ст. 51);
в приказе указываются иные сотрудники, до сведения которых должен быть доведён этот приказ (п. 10 ст. 51);
копия акта о наложении на сотрудника взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, вручается сотруднику под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта (п. 7 ст. 51.1).
Перечисленные процессуальные действия, по нашему мнению, требуют уточнения и детализации с точки зрения указанных процессуальных сроков и субъектов, уполномоченных на их осуществление. Об этом свидетельствует и дисциплинарная практика, результаты исследования соискателем 386 дисциплинарных дел показали, что листы ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания имеются лишь в 25 % случаев, а в каждом пятом материале отсутствуют даты, фиксирующие рассматриваемое процессуальное действие.
Так, в пункте 11 статьи 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» указан процессуальный срок, в течение которого «уполномоченный руководитель» обязан ознакомить сотрудника с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания, а именно «в течении трёх рабочих дней». Однако в данной норме не указана «точка отсчёта» для исчисления данного процессуального срока и нет чёткого понимания о том, на кого возлагается исполнение данной обязанности.
По всей видимости, точкой отсчёта является день издания приказа, по аналогии с п. 7 ст. 51.1, в котором устанавливается срок вручения сотруднику копии акта о наложении на сотрудника взыскания за коррупционное правонарушение. Согласно пунктам 28.10, 28.11 Инструкции по
делопроизводству в органах внутренних дел Российской Федерации, «приказ» считается изданным, если после его подписания ему присвоен регистрационный номер, а датой приказа является дата его регистрации.
Таким образом, датой издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания является дата его регистрации после подписания уполномоченным
руководителем (начальником). Именно с этого дня (дня издания приказа) в соответствии с п. 9 ст. 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» сотрудник считается привлечённым к дисциплинарной ответственности.
Однако реализация способа принудительного воздействия обеспечивается путём ознакомления сотрудника с приказом о наложении на него конкретного вида дисциплинарного взыскания, сделать это обязан «уполномоченный руководитель». Правда остаётся не ясно, что в данном случае означает слово «уполномоченный» («кем?», «чем?», «кто вправе уполномочить?», «кого вправе уполномочить?» и т.д.). Речь идёт не о формальном моменте, а о действиях по фактической реализации способа принудительного воздействия в отношении лица, привлечённого к дисциплинарной ответственности.
На практике, как правило, обязанность по ознакомлению с приказом о наложении дисциплинарного наказания возлагается на руководителя подразделения, являющегося «инициатором» проекта приказа, указывает Е.А. Шурупова1. Учитывая важность и значимость данного процессуального действия, при его осуществлении, на наш взгляд, необходимо руководствоваться не усмотрением, а общим правилом.
Как представляется, это должен быть прямой руководитель структурного подразделения, в котором служит сотрудник, привлечённый к ответственности, которому при подписании приказа руководитель, уполномоченный налагать дисциплинарное взыскание, поручает ознакомить подчинённого с приказом о его наказании. Такой подход исключает из числа уполномоченных руководителей руководителей кадрового аппарата и иных структурных подразделений, заместителей руководителя, наложившего дисциплинарное взыскание приказом.
Для реализации данного подхода предлагается в пункте 11 статьи 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» слова «уполномоченный руководитель» заменить на «руководитель (непосредственный или прямой) структурного подразделения, в котором служит сотрудник, привлечённый к ответственности, которому при подписании приказа поручено ознакомить подчинённого с приказом о наложении дисциплинарного взыскания». Кроме того, для привязки срока ознакомления с приказом к моменту его издания, указанный пункт после слов «трех рабочих дней» дополнить словами «со дня издания приказа».
При отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом составляется акт. С точки зрения здравого смысла составляться он должен лицом, уполномоченным ознакомить сотрудника с приказом, о чём необходимо прямо указать в законе.
Далее, согласно закону (п. 12 ст. 51 342-ФЗ), акт подписывается
«уполномоченными должностными лицами». Использование термина «уполномоченное должностное лицо» во множественном числе создаёт трудности в определении круга таких должностных лиц и их количестве. Подчеркнем, что в данном случае речь идёт уже о должностном лице, а не только руководителе. Таким должностным лицом может быть сотрудник кадрового аппарата, подразделения делопроизводства, заместители прямого, в том числе непосредственного, руководителя (начальника).
Думается, что п. 12 ст. 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» может быть сформулирован следующим образом: «об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом руководителем, уполномоченным ознакомить сотрудника с приказом, составляется акт, подписываемый также сотрудником кадрового аппарата и подразделения делопроизводства».
Издание акта управления по обеспечению исполнения дисциплинарного взыскания. Способы принудительного воздействия, характеризующие содержание дисциплинарных взысканий, предусмотренных пунктами 5 и 6 части 1 статьи 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» реализуются в порядке, установленном, соответственно, частью 16 и 17 данного закона.
Так, исполнение дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел осуществляется в порядке, установленном статьей 30, а дисциплинарного взыскания в виде увольнения со службы в органах внутренних дел осуществляется в соответствии с главой 12 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...».
Приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел не устанавливает должность, на которую должен быть переведён сотрудник, привлеченный к ответственности, а лишь указывает на вид дисциплинарного взыскания, применённого к нему. В связи с этим, исполнение данного вида дисциплинарного взыскания осуществляется в установленном ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» порядке для этого вида перемещения по службе.
Как справедливо указывает Е.А. Шурупова, перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел включает в себя:
проведение внеочередной аттестации;
получение согласия сотрудника на перевод, выраженного в письменной форме;
оформление представления к назначению на должность;
внесение изменений в контракт о службе в органах внутренних дел;
издание приказа о назначении на нижестоящую должность;
ознакомление с приказом о назначении на нижестоящую должность под расписку кадровым подразделением1.
Порядок проведения аттестации определён ст. 33 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» и приказом МВД России от 14 марта 2012 г. № 170 «О порядке проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Виды рекомендаций, которые принимает аттестационная комиссия по результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел, указаны в п. 13 ст. 33 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...». Одной из таких рекомендаций является следующая: «5) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел», которая всего лишь подтверждает необходимость реализации в отношении сотрудника вида воздействия, соответствующего содержанию наложенного дисциплинарного взыскания.
По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел, как сказано в п. 14 ст. 33 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...», аттестационная комиссия «может ... также внести другие предложения». В качестве таких предложений, в рассматриваемом случае в контексте наложенного дисциплинарного взыскания, речь должна идти о рекомендациях о дальнейшем использовании сотрудника на конкретных видах нижестоящих должностей и предложения о назначении на такие должности из числа имеющихся вакансий.
При невозможности перевода сотрудника на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода он подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел.
При исполнении дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов внутренних дел, с сотрудником, привлечённым к данному виду дисциплинарной ответственности, расторгается контракт, а сотрудник увольняется со службы в органах внутренних дел по следующим основаниям:
- в связи с грубым нарушением служебной дисциплины (пп.6 п. 2 ст. 82);
- в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя (пп.7 п. 2 ст. 82);
- в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел (пп.9 п.3 ст.82);
- в связи с утратой доверия (ст. 82.1).
Порядок расторжения контракта и увольнения из органов внутренних дел, как справедливо указывает Е.А. Шурупова, включает следующие действия:
- проведение внеочередной аттестации (по предложению руководителя);
оформление представления к увольнению из органов внутренних дел;
уведомление о предстоящем увольнении;
проведение с сотрудником беседы, в ходе которой сообщается об основаниях увольнения, разъясняются вопросы получения выплат, гарантий и компенсаций, трудоустройства.
издание приказа о расторжение контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел;
ознакомление с приказом или выпиской из приказа об увольнении под расписку;
выдачу под расписку трудовой книжки1.
Речь идет об установленной законодательством о службе в органах внутренних дел общей процедуре увольнения со службы, которая обеспечивает реализацию способа принудительного воздействия, характеризующего содержание наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания, на стадии его исполнения, и в этом смысле может рассматриваться составным элементом производства по дисциплинарному делу. Нарушение правил этой процедуры при увольнении сотрудника из органов внутренних дел может стать основанием для отмены судом приказа об увольнении сотрудника и принятия решения о восстановлении его на службе.
Процессуальное значение этих действий определяется установленными процессуальными сроками реализации дисциплинарных взысканий в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел и увольнения из органов внутренних дел. Перечисленные дисциплинарные взыскания исполняются не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника органов внутренних дел, нахождения его в отпуске или в командировке. Соответственно, приказы о «назначении на нижестоящую должность», «расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел» должны быть изданы не позднее этого срока.
Лицами, ведущими производство по дисциплинарному делу на данном этапе стадии исполнения, являются уполномоченные сотрудники кадрового подразделения.
Учёт наложенного дисциплинарного взыскания является завершающим этапом стадии исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания. В соответствии с п. 13 ст. 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» налагаемые на сотрудника «в письменной форме» дисциплинарные взыскания заносятся в материалы личного дела сотрудника. Дисциплинарные взыскания учитываются раздельно от мер поощрения.
Таким образом, под учетом дисциплинарного взыскания понимается занесение в материалы личного дела сотрудника, привлечённого к дисциплинарной ответственности, сведений о наложении на него дисциплинарного взыскания в письменной форме. В отличие от устной формы, в письменной форме дисциплинарное взыскание налагается путём издания приказа.
Данное процессуальное действие, как отмечено в Апелляционном определении Алтайского краевого суда от 9 декабря 2015 г. по делу № 33 - 11816/2015, является обстоятельством, «влияющим на деловую репутацию, дальнейшую перспективу карьерного роста и профессиональную характеристику» сотрудника.
Кроме того, такой учёт необходим для того, чтобы в дальнейшем можно было отслеживать дисциплинарную практику в отношении конкретного сотрудника органов внутренних дел и снятие с него дисциплинарного взыскания.
Так, дисциплинарное взыскание, наложенное на сотрудника органов внутренних дел приказом уполномоченного руководителя, считается снятым по истечении одного года со дня его наложения, если этот сотрудник в указанный период не подвергался новому дисциплинарному взысканию, либо со дня издания приказа о поощрении в виде досрочного снятия ранее наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания.
В свою очередь, если в течение одного года со дня наложения взыскания за коррупционное правонарушение сотрудник органов внутренних дел не был
подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2, 3, 4 или 5 части 1 статьи 50 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...», или взысканию, предусмотренному статьей 50.1 данного закона, он считается не имеющим взыскания ( ч. 9 ст. 51.1).
С момента занесения информации о наложении дисциплинарного взыскания в личное дело сотрудника производство по дисциплинарному делу может считаться завершённым.
Завершая анализ процессуальных действий на стадии исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания сформулируем обобщающие выводы:
Исходя из того, что ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» устанавливает устную и письменную форму наложения дисциплинарного взыскания, и, соответственно, процедурный и процессуальный порядок привлечения к дисциплинарной ответственности, существует два варианта исполнения наложенного взыскания:
в рамках процедурного порядка в виде этапа «исполнения принятого решения о наложении дисциплинарного взыскания»;
в рамках процессуального порядка в виде стадии «исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания».
Производство по дисциплинарному делу как процессуальная форма привлечения лица к дисциплинарной ответственности включает стадию исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания, которая состоит из следующих процессуальных действий (этапов):
ознакомление с приказом о наложении дисциплинарного взыскания;
издание акта управления по обеспечению исполнения дисциплинарного взыскания (в виде перевода на нижестоящую должность, увольнения со службы в органах внутренних дел, отчисления из образовательной организации);
учёт наложенного дисциплинарного взыскания.
Перечисленные процессуальные действия направлены на реализацию способа принудительного воздействия, закреплённого санкцией правовой нормы, устанавливающей меру дисциплинарной ответственности, и характеризующего её содержание.
Этап ознакомления с приказом о наложении дисциплинарного взыскания является общим для всех видов дисциплинарных взысканий, а для дисциплинарных взысканий, представляющих собой виды морального осуждения и разовые запреты, формой реализации данных способов принудительного воздействия.
Данный этап и стадия исполнения в целом начинаются с даты издания приказа о наложении дисциплинарного взыскания. Датой издания приказа является дата его регистрации после подписания уполномоченным руководителем (начальником).
Закреплённые законодательством о службе процессуальные действия по ознакомлению с приказом, по нашему мнению, требуют уточнения и детализации с точки зрения указанных процессуальных сроков и субъектов, уполномоченных на их осуществление, для этого предлагается:
в пункте 11 статьи 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» слова «уполномоченный руководитель» заменить на «руководитель (непосредственный или прямой) структурного подразделения, в котором служит сотрудник, привлечённый к ответственности, которому при подписании приказа поручено ознакомить подчинённого с приказом о наложении дисциплинарного взыскания». Кроме того, для привязки срока ознакомления с приказом к моменту его издания, указанный пункт после слов «трех рабочих дней» дополнить словами «со дня издания приказа»;
п. 12 ст. 51 ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации ...» закрепить в следующей редакции: «об отказе или уклонении сотрудника от ознакомления с приказом руководителем, уполномоченным ознакомить сотрудника с приказом, составляется акт, подписываемый также сотрудником кадрового аппарата и подразделения делопроизводства».
Исполнение дисциплинарных взысканий в виде перевода на нижестоящую должность в органах внутренних дел или увольнения из органов внутренних дел осуществляется в общем порядке в рамках установленной законодательством о службе в органах внутренних дел соответствующей административной процедуры, которая обеспечивает реализацию способа принудительного воздействия, характеризующего содержание наложенного на сотрудника дисциплинарного взыскания, и в этом смысле эта процедура может рассматриваться в качестве отдельного элемента производства по дисциплинарному делу, а именно самостоятельного этапа стадии исполнения приказа о наложении дисциплинарного взыскания.
Процессуальное значение данного этапа определяется также процессуальными сроками, установленными для исполнения указанных дисциплинарных взысканий. Рассматриваемый этап заканчивается изданием приказа о «назначении на нижестоящую должность», «расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел» не позднее чем через два месяца со дня издания приказа об их наложении.
Под учетом дисциплинарного взыскания понимается занесение в материалы личного дела сотрудника, привлечённого к дисциплинарной ответственности, сведений о наложении на него дисциплинарного взыскания в письменной форме (путём издания приказа).
Назначение данного заключительного этапа состоит в том, чтобы в дальнейшем можно было отслеживать дисциплинарную практику в отношении конкретного сотрудника органов внутренних дел и снятие с него дисциплинарного взыскания.
[1] Высоцкий С.А., Ухов В.Ю. Указ. соч. С. 44.
[2]
Никитин В.В., Куликова Н.С. Ответственность сотрудника органов внутренних дел за совершение дисциплинарного проступка // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 4. С. 83.
Пункт 32 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённого приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65.
[4] Пункт 25, 25.3 Инструкции о порядке присвоения квалификационных званий сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утверждённой приказом МВД России от 10 января 2012 г. № 1.
[5] Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник. Д.Н. Бахрах. 3-е изд., исправ. и доп. - М.: Эксмо, 2007. С. 518.
|