Если вспомнить СССР, то все мы знаем, что государственная собственность в те времена – это основная форма социалистической собственности. Так, у частного сектора экономики были лишь личные подсобные хозяйства. Когда же стали появляться конкуренция, свобода экономических действий, различные формы собственности, т.е. произошел приход рыночной экономики, доля государственной собственности резко снизилась, но не стоит забывать, что основную роль все же играет государство, которая проявляется в обеспечении выполнения государственных функций органами власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [26,c.61].
Очень часто ученые в своих работах пишут о теории сущности государственной собственности, как о результате общенародного присвоения имущества, обособленного от имущества других организаций и граждан. Данная теория основывается на Конституции РФ, где написано, что носителем и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, а государство - средство организации этой власти. Именно поэтому общенародное имущество в выражении государственной собственности – это взаимосвязь общенародного и государственного интереса.
Правовое определение и содержание понятия «государственная собственность» приводится в Гражданском кодексе. В соответствии с ним, государственная собственность в РФ - это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации) [42,c.122].
Так же, в области собственности, которой владеет государство, находятся земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований.
Российская Федерация выступает в роли главного собственника государственного имущества, имеет поэтому она наделена важными правами в области пользования имуществом. Первое - это право владения. Когда доступ к определенному имуществу есть лишь у одного или у нескольких лиц. Второе – право пользования. Когда собственник сам решает, что, где и когда делать с собственность, как его использовать. Третье - право распоряжения. Здесь проявляются правовые возможности собственника.
Использование государственного имущества идет в различные направления, ради различных целей. Именно поэтому существует разделение на фоне Гражданского кодекса на федеральное имущество и имущество субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законом.
Понятие «виды государственной собственности» закреплено в федеральном законодательстве. Оно же регламентирует правовые отношения в области государственного имущества. Так, Федеральный закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» поясняет нюансы передачи религиозным организациям определенных видов государственной собственности. Это объекты культурного наследия: памятники истории и культуры народов РФ, земельные участки, на которых расположено имущество религиозного назначения, жилые помещения государственного жилищного фонда и т.д. Иными словами, государственное имущество имеет конкретные виды государственной собственности [9,c.76].
Правое определение федерального имущества приведено в Распоряжении Правительства РФ от 16.02.2013 N 191-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»«. В целях утвержденной на период 2013 – 2018 годов программы под федеральным имуществом понимается: «имущество, находящееся в собственности Российской Федерации и закрепленное на праве хозяйственного ведения за федеральными государственными унитарными предприятиями, на праве оперативного управления за федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями (включая государственные академии наук и их подведомственные организации), федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами) и их территориальными органами, органами управления государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и их территориальными органами, имущество государственной казны Российской Федерации, в том числе находящиеся в федеральной собственности акции хозяйственных обществ, доли в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, а также находящиеся в федеральной собственности земельные участки, за исключением недр, лесных участков в составе земель лесного фонда и других природных ресурсов, принадлежащих Российской Федерации».
В состав объектов федерального имущества входят:
-федеральные государственные унитарные предприятия, имущество за которыми закреплено на праве хозяйственного ведения;
-федеральные казенные предприятия, федеральные государственные учреждения, имущество за которыми закреплено на праве оперативного управления;
-имущество, закрепленное за федеральными органами государственной власти и органами управления государственных внебюджетных фондов РФ;
-имущество государственной казны РФ, в том числе акции хозяйственных обществ;
- доли в уставных капиталах ООО;
- земельные участки [7,c.65].
В схеме отображена взаимосвязь объектов федерального имущества в зависимости от вида экономических отношений.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ИМУЩЕСТВО
Хозяйственное ведение
Оперативное управление
Федеральные государственные учреждения
Федеральные казенные предприятия
Федеральные органы государственной власти
Федеральные государственные
унитарные предприятия
Органы управления государственных внебюджетных фондов РФ
Имущество государственной казны РФ
В тч акции хозяйственных обществ
Земельные участки
Доли в уставных капиталах ООО
Рис.1. Взаимосвязь объектов федерального имущества в зависимости от вида экономических отношений
Субъекты Российской Федерации так же имеют состав объектов в отношении использования государственного имущества.
В данной схеме видно, что основными формами управления государственным имуществом являются хозяйственное ведение и оперативное управление.
|