Выбор проблематики правового обеспечения информационной безопасности личности потребовал уделить серьезное внимание теоретикоправовому анализу соотношения понятий «личность», «человек», «физическое лицо», «каждый», «индивид», «гражданин». Решение данной исследовательской задачи должно позволить обосновать, почему именно личность обозначена в качестве субъекта информационных отношений, учитывая внимание к проблемам информационной безопасности. При этом за основу представляется целесообразным принять естественно-правовой подход, что можно обосновать следующим. Прежде всего, авторская позиция близка к взглядам выдающегося философа, правоведа П. И. Новгородцева, которого называют главой русской школы «возрожденного естественного права». Необходимо подчеркнуть, что П.И. Новгородцев рассматривает личность всегда как цель, а не средство общественного развития, которая соединяется с другими личностями в «свободном универсализме» и тем самым приобретает полную свободу и равенство. По мнению П.И. Новгородцева, право, как и нравственность, должно изучаться не только как историческое и общественное явление, но также как психическое индивидуальное переживание, как норма
27
или принцип личности .
Сегодня в условиях глобального информационного общества, как никогда ярким и злободневным воспринимается заключение философа, юриста И.А. Ильина в том, что основной задачей положительного права является принятие на себя содержание естественного права, развертывание его в виде набора правил внешнего поведения, адаптированных к условиям и потребностям современной жизни, а также приведение этих правил в смысловую форму и словесное закрепленное и проникновение в сознание и в волю людей в качестве авторитетного связующего веления»[1] [2].
Задача теоретико-правового исследования соотношения понятий «личность», «человек», «физическое лицо», «индивид», «каждый», «гражданин» решается путем нескольких подходов. Необходимо сразу заметить, что постановка вопроса - не нова, вопрос развития и самовыражения личности в правовой науке исследуется на разных этапах эволюционного пути государства и права. Н.А. Бердяев, разграничивая категории «личность» и «индивид» указывал на то, что личность человека обладает свободой и независимостью по отношению к природе, к социуму, государству, но, при этом она является не только эгоистическим самоутверждением, а противоположностью этому. Персонализм не сопровождается, как и индивидуализм, эгоцентрической изоляцией. Личность человека является его независимостью по отношению к материальному миру, который, по словам Бердяева, является материалом для «работы духа». И вместе с тем личность есть универсум, она наполняется универсальным содержанием»[3]. Вопрос о положении личности, ее правах и свободах, согласно позиции ученых Академии наук СССР, находился в центре идеологической борьбы на международной арене в условиях социализма и капитализма. В то время в советской юридической литературе появилась целая серия монографий, посвященных правовому положению личности применительно к трудовым правоотношениям, отношениям в сфере социального обеспечения, на что указывает И.Я. Киселев, автор одной из таких работ, монографии «Личность в буржуазном трудовом праве» [4] . Но и сегодня дискуссия не завершена, побуждая ученых поднимать вновь и вновь вопросы формирования понятий «человек», «личность» и т.д. в российском праве[5].
Человек и личность - основные изучаемые нами как константы правовых наук - понятия одной эволюционно-направленной цепи, при этом все же - неравнозначны. Человек - понятие общее родовое, в свою очередь личность в глобальном информационном обществе - «продукт», результат формирования определенного социального типа человека. В условиях глобального информационного общества личность есть проявление человека активного, стремящегося к максимальной реализации предоставленных информационнотелекоммуникационными технологиями преимуществ, обладающего высокой степенью самостоятельности, автономности, самосознания. В этом - во взаимосвязи биологического и социального - и проявляется дуалистическая природа человека.
Нормативными актами ряда зарубежных государств концепт «личность» воспринята на уровне основных законов государства. Таков, к примеру, основной закон Федеративной Республики Германия, а именно - положения статьи 2 «Свобода действий, свобода личности». Согласно статье 1) каждый имеет право на развитие личности, так как это развитие не входит в противоречие с правами других людей и не посягает на конституционный порядок или нравственные нормы; 2) каждый человек имеет право на жизнь и на неприкосновенность личности. Свобода личности является абсолютом. Нарушение этих прав возможно только на законном основании[6].
Конституция Итальянской Республики в статье второй включает признание и гарантию неотъемлемых прав человека -в качестве отдельной личности, и личности в составе общественных образований, и требует исполнения неотъемлемых обязанностей, которые вытекают из политической, экономической и общественной солидарности[7].
В правовой системе Евросоюза личность занимает центральное место, что подтверждается положениями базового документа - Хартии Европейского Союза об основных правах 2007 года, согласно преамбуле которого ЕС базируется на неделимых и универсальных человеческих ценностях, таких как достоинство, свобода, равенство и солидарность; В основе ЕС принцип демократичности и принцип главенства права в государстве. ЕС помещает личность в центр своего функционирования, учреждая гражданство Европейского Союза и основывая пространство свободы, безопасности и правосудия[8].
Проецируя положения Декларации ООН о праве на развитие 1986 года[9], согласно статье 2 которой человек является основным субъектом процесса
развития и должен быть активным участником и бенефициарием права на развитие, а все люди несут ответственность за развитие в индивидуальном и коллективном плане с учетом необходимости полного уважения прав человека и основных свобод, а также своих обязанностей перед обществом, которое только и может обеспечить свободное и полное развитие человеческой личности..., на современное информационное общество можно прийти к выводу о том, что это такое общество, которое только и может обеспечить свободное и полное развитие человеческой личности в условиях возросшего спроса на знания и информацию.
В свою очередь, социальный прогресс и развитие, согласно положениям Декларации социального прогресса и развития 1969 года[10] также основываются на уважении достоинства и ценности человеческой личности, а нормы- принципы, заключенные в преамбулу Европейской Конвенции о трансграничном телевидении 1989 года, расширяют акцент на значении личности, ее развитии и достоинстве. Целью Совета Европы является достижение максимальной консолидации его членов для защиты и реализации идеалов и принципов, представляющих их общее наследие; достоинство и равная ценность личности являются важнейшими частями этих принципов; свобода слова и свобода распространения и получения информации, воплощенная в статье 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являет собой одним из основных принципов жизни демократического общества и одним из основных условий его прогресса и развития личности каждого человека[11].
В условиях интернет-среды личностно-ориентированный подход особенно актуален, что подчеркивается положениями ряда международно-правовых актов. Так, один из принципов Декларации о свободе обмена информацией в
Интернете - принцип анонимности - подразумевает, что для обеспечения защиты от интернет-наблюдения и расширения свободного выражения информации и идей члены ЕС должны учитывать выбор пользователей Интернета в направлении раскрытия их личности[12].
Закрепленный в качестве приложения 1 к Соглашению между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности перечень основных понятий в области обеспечения международной информационной безопасности определяет содержание базового понятия - информационная безопасность; при этом в качестве субъекта, нуждающегося в защищенности, выделена личность. Исходя из этого документа информационная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства в охране их интересов в отношении угроз, а также различных негативных воздействий в информационной среде[13]. Этим же соглашением акцентировано внимание на личности и при определении понятия «угроза информационной безопасности»: это факторы, формирующие опасности для личности, общества, государства в разрезе их интересов в информационной среде.
Личность в глобальном информационном обществе, прежде всего, свободна в выражении своего мнения, а принципиальная позиция Европейского Суда по правам человека, выраженная многократно в различных вариациях (Европейский суд поясняет, отмечает, повторяет...), однозначна: свобода выражения мнений является одной из фундаментальных основ демократического общества и одним из основных условий его развития и
самосовершенствования каждой личности.
К категории «личность» Европейский Суд обращается при характеристике частной жизни (частная жизнь - это емкое понятие, которое включает множество элементов и не подразумевает отдельного определения. Европейский суд указывал, что такие элементы, как половая идентификация, имя, сексуальная ориентация и информация о половой жизни являются важнейшей частью личной жизни, которая отражена в статье 8 Конвенции[14]. Эта статья, в том числе, определяет право на личное развитие, право на установление и продолжение взаимоотношений с другими людьми и в целом с окружающим миром... [15]), при правовой оценке рождения и обстоятельств рождения как части личной жизни ребенка, а затем и взрослого (Европейский суд указал, что статья 8 Конвенции охраняет право на личное развитие, и право устанавливать и развивать взаимоотношения с другими людьми и, в целом, с внешним миром. Сохранение психоэмоциональной стабильности при этом является необходимым фактором эффективной реализации права на неприкосновенность личной жизни. Обстоятельства, которые относятся к личному развитию, содержат элементы определения личности человека и жизненно важную заинтересованность, охраняемую Конвенцией, в получении сведений, необходимых для установления правды о важнейших аспектах личности, таких как установление личности родителей. [16]), при анализе обоснованности отказа в регистрации средства массовой информации (Европейский суд указывает на то, что право на свободу выражения личного мнения это одна из базовых основ демократического общества и одно из базовых условий его развития и реализации человеческой личности. Статья 10 Конвенции[17] охраняет как содержание информации и идей, так и способы их распространения, поскольку любое ограничение указанных способов неизбежно ограничивает право получать и распространять информацию»[18]) и др.
Анализ показывает, что в зарубежных государствах также различным является содержание понятий «человек», «личность», «лицо». Так, «конституционные акты США и Великобритании оперируют термином «лицо». Конституции Италии, ФРГ и Испании права и свободы равным образом относят к личности, человеку, гражданину. В ряде актов личность и человек неявно дифференцированы. Во Всеобщей декларации прав человека, Конституциях Греции и Испании говорится о «человеческой личности». В свою очередь, согласно ст. 13 Конституции Японии, все люди должны уважаться как личности. Тем самым предполагается несовпадение человека и его личности[19]. В актах зарубежного законодательства, регулирующих информационные правоотношения, также обнаруживается употребление различных понятий, что можно проиллюстрировать на примере наименований ряда актов: Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных 1995 г., Федеральный закон Мексиканских Соединенных штатов о защите персональных данных физических лиц, 2010 г.,
Закон Румынии о защите лиц в при обработке персональных данных и свободном перемещении таких данных, 2001 г.
Представляет научный интерес исследование, проведенное авторским научным коллективом сектора информационного права Института государства и права РАН в монографии 2003 года[20], где обосновывается, что «особое значение применительно к правам и свободам человека (в особенности - человека в информационном обществе) имеет применение законодателем термина «личность». Авторы монографии акцентируют внимание на том, что именно к личности как индивиду - члену социума, наделенному природой своим образом духовного развития, способностью устраивать частную жизнь по собственному усмотрению в соответствии с природными личными свойствами и склонностями, «обращены статьи Конституции РФ об охране достоинства личности (ст.21), о личной неприкосновенности (ст. 22), неприкосновенности частной жизни, о личной и семейной тайне (ст. 23) и др. Термином «личность» в таком же понимании обозначается человек и в актах международного законодательства». Подводя итог проведенному анализу, авторы приходят к обоснованному выводу о том, что различие в применении терминов не является результатом терминологического произвола, а конкретным образом связано с сущностью этих прав и свобод вообще и субъективных прав и свобод человека в информационной сфере, в частности[21].
Характеризуя информационную сферу (инфосферу), Д.А. Ловцов к субъектам информационных отношений в инфосфере относит так называемых информационных деятелей (человек, социальная группа, социум общество и др.), подчеркивая при этом, что в соответствии с существующими квалификационными представлениями информационный деятель это субъект информационных отношений, имеющий свое мировоззрение, политикоправовые взгляды и морально-нравственные ценности, создатель, администратор и пользователь информационной базы эргасистемы, субъект выработки и принятия управленческих решений и др., имеющий три типа взаимосвязанных знаний: интеллектуальные знания (знания духа), эмоциональные знания (знания души, психические знания) и деятельностные знания (знания тела, моторные знания)[22].
Необходимо заметить, что упоминая в своих работах человека в качестве «информационного деятеля» Д.А. Ловцов, характеризуя его, скорее всего, также имеет в виду именно личность как участника информационных отношений.
Итак, личность в глобальном информационном обществе есть личность свободная, реализующая принадлежащие ей права и свободы и способная защитить их. Эта личность обладает высокой степенью автономии в информационных отношениях, наличием собственной шкалы ценностей, своими интересами и определенной долей ответственности.
Объективно имеет место достижение информационным обществом нового этапа общественного развития, который предопределяет возможности для самоопределения и самореализации личности в условиях глобального информационного общества динамичное понятие личности наполняется новым содержанием ее прав и свобод.
В ходе исследования информационного законодательства и трудов ученых выявлены проблемы семантического характера в комплексе связанных между собой понятий. Исследование позволяет сделать вывод, что сегодня применяются в международных актах и в национальном законодательстве такие понятия, как «человек», «каждый» (ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах); «физическое лицо», «гражданин» (ст. 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»); ««личность, человек, гражданин» (Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016 года).
Анализ правовых актов с помощью справочной правовой системы «Консультант плюс» [23] при запросе по ключевым словам было выявил следующее процентное соотношение употребления исследуемых понятий. В международных правовых актах употребление термина «человек» составляет - 42 %, «каждый человек» - 11,62 %; «индивид - 0,57 %, «физическое лицо» - 29,31 %, «личность» - 16,53 %. В российском законодательстве: «человек» - 36,42 %, «каждый человек» - 6,41 %; «индивид - 0,45 %, «физическое лицо» - 37,14 %, «личность» - 19,57 %.
Вместе с тем аналогичное исследование в разделе «законодательство» этой же системы, но по конкретной тематике - «информация и информатизация» показало, что термин «человек» употребляется в 26,47 % случаях, «каждый человек» - 6,89 %; «индивид - 0,54 %, «физическое лицо» - 43,41 %, «личность» - 22,69 %. Анализ полученных результатов приводит к выводу о наметившейся тенденции в российском законодательстве выделять личность в информационном обществе как объект внимания законодателя.
В результате проведенных исследований выделим отличительные особенности концепта личности в глобальном информационном обществе.
Личность в информационном обществе как концепт, объединяющий понятия «индивид», «физическое лицо», «человек», характеризуется устойчивой системой характерных для глобального информационного общества социальных черт.
Личность как активный субъект информационных отношений не только участвует в общественных отношениях, но и воздействует, влияет на них. При этом важную мотивационную роль занимают интересы личности в глобальном информационном обществе, поскольку именно они формируют мотивы того или иного поведения в информационном пространстве.
Отметим, что в условиях глобального информационного общества в процессе социализации минимизируется возможность изоляции личности от общества, коммуникативные процессы делают «жизнь» личности более открытой, публичной. И.Л. Бачило подчеркивает, что «социальная активность индивида теснейшим образом связана с информационной открытостью личности перед обществом и государством»[24]. И такая информационная открытость выводит на новый уровень проблемы, связанные с правовым обеспечением информационной безопасности личности, выработкой устойчивых правовых гарантий.
Личность в условиях глобального информационного общества обладает определенной свободой, при этом государство должно обеспечить комфортные условия для развития личностью своего социально-деятельностного
потенциала. Представляется обоснованной точка зрения В. Гумбольта о том, что «государство должно ограничивать себя в той сфере, которая затрагивает частную жизнь граждан и определяет меру их свободной и беспрепятственной деятельности[25].
Как совершенно справедливо отмечает Т.А. Полякова, «органы государственной власти имеют право осуществлять сбор и хранение информации только в целях обеспечения возможности реализации гражданами и юридическими лицами установленных законом прав и обязанностей, а также в целях осуществления установленных законом государственных функций[26].
Проведенный анализ приводит к следующим обобщающим выводам.
Личность выступает в качестве уникального субъекта информационных отношений, наиболее уязвимого по сравнению с обществом и государством, и потому требующего особого подхода к правовому обеспечению информационной безопасности. Уязвимость личности предопределяется многими составляющими ее природы, среди которых наиболее подвержены влиянию современных вызовов и угроз психика, сознание, чувства, мнения, нравственные и иные установки. Представляется целесообразным отметить, что понятие «информационная безопасность» имеет расширительное толкование, не охватывающее всей сути рассматриваемого правового института. Информационную безопасность личности предложено понимать- с учетом статических и динамических характеристик понятия как состояние защищенности личности, определяемое ее способностью противостоять внутренним и внешним вызовам и угрозам и возможностью информационного государства и информационного общества гарантировать и обеспечивать информационную безопасность личности.
Вопрос о месте правового обеспечения информационной безопасности личности в общей системе обеспечения информационной безопасности предопределяет целесообразность сбалансированного подхода, учитывающего публичные интересы, общественные интересы и личные интересы на паритетных началах. Совершенно справедливо ведущими специалистами в области правового обеспечения информационной безопасности отмечается, что важными составляющими глобального информационного общества являются принцип доверия и принцип безопасности в использовании информационнокоммуникационных технологий, исходящие из необходимости поощрять, развивать и активно внедрять стабильную глобальную культуру кибербезопасности[27].
В ходе исследования информационного законодательства и различных точек зрения выявлены проблемы семантического характера в комплексе связанных между собой понятий: человек, индивид, физическое лицо, личность. В актах зарубежных государств и в национальном законодательстве Российской Федерации используются различные понятия: «человек», «каждый» («каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ...» ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах), «физическое лицо», «гражданин» (обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо).» ст. 6 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
Современные тенденции личностно-ориентированного подхода в сфере информационной безопасности отражены в положениях политико-правовых актов - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683, Доктрине информационной безопасности Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации,
утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642, Основах государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года, утвержденных Президентом Российской Федерации 24.07.2013 № Пр-1753.
Понятие «личность в информационном обществе» отличается от понятий «индивид», «физическое лицо», «человек» устойчивой системой характерных для современного этапа глобального информационного общества социальных черт, включая высокую степень автономии, свободы в информационных отношениях, широкие возможности не только для участия, но и влияния на информационные отношения, условия для реализации личностью своих интересов в информационной сфере. Материальные, духовные, имущественные, познавательные, социальные, политические и другие интересы личности в информационной сфере определяют содержание информационных отношений, в которых личность участвует, и формируют мотивы своего поведения в информационном пространстве.
При этом под интересами личности в информационной сфере автором понимаются проявления осознаваемых ею потребностей в реализации информационных прав и свобод, в информационной безопасности.
Интенсивностью использования глобальных сетей, трансграничность глобального информационного пространства вызывает многочисленные деструктивные явления, информационные риски и угрозы, обнаруживает наличие корреляционной зависимости между ними и прогрессирующими проблемами безопасности, что способствует перераспределению акцентов с правового обеспечения информационной безопасности государства в аспекте национальной безопасности в направлении сбалансированной политики правового обеспечения личности, общества и государства, с учетом декларативных норм ст. 2 Конституции Российской Федерации, согласно которым «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства» и содержания ст. 6 Модельного информационного кодекса для государств-участников СНГ о том, что «обеспечение информационных прав и свобод человека в информационной сфере, информационной безопасности является важнейшей функцией государства».
Не случайно в учебном пособии «Информационное право» доктора юридических наук Н.Н. Ковалевой характеристике информационной безопасности личности посвящена отдельная пятнадцатая глава[28], при этом автором делается отдельный акцент на информационно-психологической и информационно-идеологической безопасности.
[1] Новгородцев П. И. Нравственный идеализм в философии права (к вопросу о возрождении естественного права) // Проблемы идеализма. М., 1902. С. 274, 280 - 281.
[2] Ильин И.А. О сущности правосознания. - Мюнхен, 1956. - С. 56.
[3] Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. - М., 1995 - С. 21.
[4] Киселев И.Я. Личность в буржуазном трудовом праве. - М.: Издательство «Наука», 1982. - С. 5.
[5] См., например, Малеина М.Н. Формирование понятия «человек» в российском праве // Государство и право. - 2017. - № 1, - С. 16-22; Матузов Н.И. Правовая система и личность // Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1987; Лоханский С. С. Уголовно-правовая характеристика признаков понятия «личность» // Право: современные тенденции: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012 и др.
[6] Основной закон Федеративной Республики Германия (Принят 23.05.1949) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. - С. 164 - 245.
[7] Конституция Итальянской Республики" от 27.12.1947 // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. - 8-е изд., исправл. и доп.- М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 270 - 308.
[8] Хартия Европейского Союза об основных правах (2007/С 303/01) (Принята в г. Страсбурге 12.12.2007).
[9] Принята резолюцией 41/128 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1986 года.
[10] Декларация социального прогресса и развития (Принята 11.12.1969 Резолюцией 2542 (XXIV) на 1829-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Документ опубликован не был.
[11] Европейская конвенция о трансграничном телевидении (ETS № 132) (Заключена в г. Страсбурге 05.05.1989) // Совет Европы и Россия. 2003. № 1. С. 50 - 58.
[12] Декларация о свободе обмена информацией в Интернете (Принята 28.05.2003 на 840-ом заседании заместителей министров Совета Европы) // на русском языке подготовлена для публикации в системах КонсультантПлюс, на английском языке опубликована не была.
[13] Соглашение между Правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности (Вместе с Перечнями основных понятий и видов угроз, их источников и признаков) (Заключено в г. Екатеринбурге 16.06.2009) // Бюллетень международных договоров. 2012. № 1. С. 13 - 21.
[14] Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года: 1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. 2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
[15] Постановление ЕСПЧ от 28.01.2003 по делу «Пек (Peck) против Соединенного Королевства» (жалоба № 44647/98). П // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2003. № 6.
[16] Постановление ЕСПЧ от 13.02.2003 по делу «Одьевр (Odievre) против Франции» (жалоба № 42326/98). Отказ в предоставлении данных о личности биологических родителей// Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2003. № 7.
[17] Согласно ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года: каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.
[18]Постановление ЕСПЧ от 27.09.2007 «Дело «Джавадов (Dzhavadov) против Российской Федерации» (жалоба № 30160/04). // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. 2008. № 2.
[19] Тюгашев Е.А. Юридическое понятие личности // Государство, право, образование: Сб. науч. тр. Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2003. С. 201-210.
[20] Информационные ресурсы развития Российской Федерации: правовые проблемы / А. А. Антопольский, И. Л. Бачило, Г.В. Белов и др.; Отв. ред. И. Л. Бачило; рос.акад. наук. Ин-т государства и права. Издательство: М.: Наука, 2003. - С. 207.
[21] Там же. С. 208.
[22] Ловцов Д.А. Лингвистическое обеспечение правового регулирования информационных отношений в инфосфере // Информационное право. 2015. № 2. С. 8 - 13.
[23] Справочная правовая система «Консультант Плюс» (выборка производилась автором 10.01.2017 г.)
[24] Информационное право: актуальные проблемы теории и практики: колл. монография / под общ. ред. И.Л. Бачило. - М.: Юрайт, 2009. - С. 63.
[25] Гумбольт В. Язык и философия культуры. - М., 1985. С. 34.
[26] Полякова Т.А. Информационно-правовые учетные системы федеральных органов государственной власти: опыт создания и проблемы // Административное право и процесс. 2015. № 10. С. 23 - 30.
[27] Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под.ред. Т.А. Поляковой, А.А. Стрельцова. - М.: Юрайт, 2016. - С. 117.
[28] Ковалева Н.Н. Информационное право России: учебное пособие. - М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2007. - С. 268-278.
|