В предыдущем параграфе при характеристике системы интересов личности в глобальном информационном обществе нами было подчеркнута роль правового обеспечения ее информационной безопасности. В целях достижения задач исследования представляется важным анализ правовой природы информационной безопасности в целом, исследование сформированных к настоящему времени подходов ученых.
Понятие «информационной безопасности» сегодня - одно из базовых понятий информационного права. Информационное общество, то есть общество, в котором информационные процессы осуществляются главным образом на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а информационные ресурсы доступны всем слоям населения, переживает один из самых активных этапов своего развития. А значит, актуально все, что связано с понятием безопасности в информационном обществе и в условиях формирования электронного правительстве.
В современной отечественной науке определение актуальных проблем информационной безопасности стало предметом комплексных исследований, проведенных И.А Лазаревым, В.Н. Лопатиным, Ю.С. Уфимцевым, Е.А. Ерофеевым[1].
В последующем проблемы обеспечения информационной безопасности нашли отражение в трудах Б.В. Вербенко, А.А. Николаева, Э.М. Брандмана, Т.А. Поляковой и многих других.[2]
Появление и научное закрепление дефиниции «информационная безопасность» непосредственно связано с осмыслением феномена
информатизации и изучением содержания процесса формирования
информационного общества. Данной проблеме посвящены работы зарубежных теоретиков Д. Белла, Э. Тоффлера, Т. Стоуньера, А. Турена, У. Дайзарда, М. Кастельса, К.Кояма, Е.Масуда[3].
Представляет научный интерес вопрос анализа, наряду с правовым аспектом, подходов философов, политологов, социологов, исследователей технических наук к определению понятия «информационная безопасность». Остановимся на некоторых из них.
Подход философов[4] основывается на выделении трех составляющих информационной безопасности: 1) удовлетворение информационных потребностей субъектов; 2) обеспечение безопасности информации; 3) обеспечение защиты субъектов.
Таким образом, в сущностном плане, информационная безопасность, согласно философскому подходу, есть такое состояние объекта, при котором состояние информационной среды, в которой он находится, позволяет ему сохранять способность и возможность принимать и реализовывать решения сообразно своим целям, направленным на прогрессивное развитие. Это означает, что информационная безопасность может достигаться как в результате проведения мероприятий, направленных на поддержание информационной среды в безопасном для объекта защиты состоянии, защиту объекта от деструктивного воздействия, так и путем укрепления иммунитета и развития способности объекта уклоняться от деструктивного информационного воздействия (в т.ч. за счет предвидения их возможности).
Следовательно, задача обеспечения информационной безопасности государства состоит в том, чтобы создать такие условия функционирования информационной инфраструктуры (главным элементом которой является не компьютер, а человек), при которых отдельные граждане, коллективы, органы власти могли бы принимать управленческие решения и добиваться их реализации сообразно целям, направленным на прогрессивное развитие всего общества.
Политический анализ проблематики информационной безопасности указывает, прежде всего, на растущую необходимость объединения усилий частного сектора, политических институтов и правоохранительных структур, экспертно-аналитических сообществ в поиске способов противостояния многообразным угрозам в данной области. Политологами, в частности, высказывается мнение[5], согласно которому задача государственной политики в области безопасности РФ состоит не только в том, чтобы защитить граждан и общество от этих угроз, но и реализовать эту политику в таких формах и методах которые, в свою очередь, не поставили бы под угрозу выбранный демократический вектор развития. Адекватная запросам времени политика в области безопасности должна опираться на приоритеты взаимовыгодного сотрудничества и развития гражданской инициативы, при руководящей и направляющей роли государства. Сегодня сложились все предпосылки к тому, чтобы стратегии социального партнерства и гражданского участия заняли достойное место в процессах выработки и реализации комплексной политики информационной безопасности.
Достижением политической науки стало признание необходимости привлечения к обеспечению информационной безопасности не только институтов федеральной государственной власти, но и структур
государственного управления субъектов Федерации[6].
Технический подход основывается на различных аспектах. В частности, на проблеме разработки требований безопасности сайтов, включающих защиту серверов, лицензирование, сертификацию и аттестацию объектов
информатизации, применение криптографических механизмов при передаче данных по каналам связи, использование методов идентификации и аутентификации пользователей на сайте[7].
Социологи развивают понятие информационной безопасности в рамках одного из направлений социологии - социологии информатики, тем самым взаимосвязывая социологический и информационный подходы[8].
Среди юристов пока не выработано единого подхода к определению понятия «информационной безопасности».
По мнению В.Н. Лопатина[9] объективно категория «информационная безопасность» возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человеком наличия у людей и их сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путем воздействия на средства информационных коммуникаций, наличие и развитие которых обеспечивает информационный обмен между всеми элементами социума. Выделяя отдельно информационно-психологическую безопасность, В.Н. Лопатин трактует ее как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от воздействия вредной информации»[10].
Законопроектом № 99114515-2, вносимом на рассмотрение
Государственной Думы Российской Федерации депутатами Государственной Думы В.Н. Лопатиным, П.Т. Бурдуковым, С.В. Степашиным в 1999 году, предлагаемое понятие информационно-психологической безопасности
определялось как состояние защищенности, отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере[11].
Через более чем пятнадцать лет один из авторов указанного законопроекта В.Н. Лопатин продолжает отмечать, приводя в пример так называемый «закон информационного опережения (решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый очередной шаг в других сферах социальной деятельности), что следует признать резкое возрастание роли информационной безопасности, необходимость обеспечения которой в рамках информатизации будет в дальнейшем только нарастать»[12].
А. А. Стрельцов об обеспечении информационной безопасности пишет как о сложном явлении, которое включает объект безопасности, который, в свою очередь, образуется за счет совокупности потребностей государства в информации и функций по реализации этих потребностей, угрозы объекту безопасности и противодействие им, включая субъектов противодействия[13].
В свою очередь Т.А. Полякова информационную безопасность рассматривает как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере, состоящих из совокупности сбалансированных интересов личности, общества и государства, от внутренних и внешних угроз, что соответствует принципу обеспечения национальной безопасности в информационной сфере, определенному в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации».[14]
В целом государственная политика в области обеспечения безопасности, согласно ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»[15], является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
На протяжении нескольких лет только Доктрина информационной безопасности определяла исследуемую дефиницию: информационная безопасность - это состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства[16].
В то же время необходимо отметить тенденцию принимаемых и разрабатываемых актов, регламентирующих вопросы безопасности, к выделению личности и ее интересов в информационной сфере в качестве приоритетных. Это становится очевидным при анализе норм Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [17] и новой Доктрины информационной безопасности Российской Федерации[18].
Д.А. Ловцов, пытаясь дать свое определение понятию, отмечает, что «под информационной безопасностью в науке понимается свойство субъекта или объекта, характеризующее степень (уровень) защищенности его потребностей в качественной (ценной) информации, необходимой ему для нормального (устойчивого) функционирования (жизнедеятельности) и развития (обучения).
К сожалению, в законодательстве пока закреплено лингвистически некорректное определение через состояние (мгновенная характеристика объекта, обеспечивающая определение его свойств в конкретный момент времени и определяемая входными управляющими и возмущающими воздействиями и начальными условиями функционирования) защищенности, т.е. одно-единственное - идеальное, а значит, практически недостижимое состояние»[19]. С этим мнением следует согласиться.
Сравнение базового понятия «информационная безопасность» в действующей Доктрине информационной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента 5 декабря 2016 года[20] и в утратившей силу[21] приводит к ряду неоднозначных размышлений. Прежде всего, новое определение стало более развернутым. Напомним, что в утратившей силу Доктрине под информационной безопасностью понималось «состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства». Содержание понятия в новой редакции определено как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства». Как положительное, нельзя не отметить, что нынешняя редакция понятия более осмысленна с точки зрения его не только статических характеристик, но также и динамических, однако «утерянное» указание на значение сбалансированности интересов личности, общества и государства вряд ли следует признать оправданным.
Необходимо согласиться с высказываемыми мнениями о «необходимости уточнения и пояснения широкого понятия «информационная безопасность». Так, действительно требуют разграничения понятия «информационная безопасность» и «информационная безопасность Российской Федерации».
Так, сегодня, наряду с такими понятиями, как «безопасность», «национальная безопасность», «информационная безопасность» как никогда актуализируется понятие «информационной безопасности личности». В современных условиях эта проблема выдвигается на уровень
общенациональной.
В попытке определить содержание понятия информационной безопасности личности очевидной становится необходимость понимать его с учетом статических и динамических характеристик. Статика, заключающаяся в характеристике «состояние» в полной мере не отражает сути рассматриваемого понятия.
С учетом этого, информационную безопасность личности предлагается понимать как состояние защищенности личности, определяемое способностью личности противостоять внутренним и внешним информационным
воздействиям и способностью информационного государства и информационного общества обеспечивать информационную безопасность личности.
Ряд исследователей в качестве проблем правового обеспечения информационной безопасности называют отсутствие законодательно закрепленного определения понятия защиты от информации, отмечая, что это, «несомненно, сказывается на правоприменительной практике защиты субъектов информационной безопасности»[22].
Под защитой от информации ряд авторов понимают «деятельность, предусматривающую комплекс правовых, организационных и (или)
технических мер, в результате которой минимизирован риск, связанный с причинением информацией вреда личности, обществу и государству»[23].
Представленные взгляды ученых на понятие и проблему
информационной безопасности обнаруживают как наличие общих взглядов, так и специфику каждого их подходов. Ясно одно: решение проблем информационной безопасности возможно только за счет скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально - экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
Согласимся с позицией Т.В. Закупень относительно того, что «информационная безопасность скорее социальное, нежели чисто техническое явление. Ее нельзя отождествлять с применением специальных технических средств и методов для защиты информации от несанкционированного доступа, похищения, уничтожения и т.д.»[24]
Краткое, но при этом достаточно емкое определение информационной безопасности личности дает С.В. Иванов: «состояние высокой степени защищенности личности, при котором гарантируется реализация ее прав и свобод в информационной сфере и максимально снижен риск негативного воздействия на нее внутренних и внешних угроз»[25].
Неслучайно Модельный информационный кодекс для государств- участников СНГ в статье 1 в числе основных целей информационного законодательства называет в том числе - обеспечение и защиту конституционных прав и свобод человека в информационной сфере; обеспечение информационной безопасности человека, общества и государства;
создание правовых условий для эффективного информационного обеспечения физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления[26].
При этом информатизация общества и проблема информационной безопасности личности тесно взаимосвязаны. К сожалению, в свете проблем «информационной безопасности государства», «информационной безопасности госструктур», «информационной безопасности бизнеса» и т.п. предмет нашего исследования остается как бы «в тени», за рамками внимания как законодателя, так и многих исследователей. Однако можно с уверенностью утверждать, что постепенно эта проблема выйдет на первый план и будет требовать скорейшего решения.
Формирующееся глобальное информационное пространство, в котором циркулируют информационные потоки, создаваемые всей человеческой цивилизацией, ставит в повестку дня решение не только технических, но и нравственных проблем, порождаемых самим фактом существования этого пространства. Активизация и глобализация информационных взаимодействий в современном обществе предъявляют все более высокие требования к обеспечению информационной безопасности личности.
Поскольку сегодня человек - хочет он этого или нет - начинает жить в информационном государстве, необходим целый комплекс специальных мер для обеспечения допустимого уровня безопасности жизни и деятельности человека в таком государстве. Данный комплекс должен включать мониторинг всех аспектов электронного государства, осуществляемый в режиме реального времени с целью своевременного выявления существующих и возникающих в нем информационных угроз, их предотвращения и нейтрализации, а также ликвидации негативных последствий этих угроз. При этом, безусловно, должен соблюдаться определенный баланс интересов личности, интересов общества в целом и интересов самого информационного государства.
В свое время Павел Иванович Новгородцев, рассуждая о кризисе правосознания, предлагал «войти в обсуждение самого принципа личности». Г оворя о необходимости найти границу между правами личности и государства, П.А. Новгородцев справедливо отмечал: «Не только требования, вытекающие из понятия личности, но и само понятие личности в наше время представляется иным и несравненно более сложным, чем в эпоху Руссо»[27]. Проецируя сказанное на современность, можно с уверенностью утверждать, что личность, полноценная реализация ею всего комплекса информационных прав и свобод - важные составляющие «информационной» эпохи.
В целях изучения комплекса проблем, связанных с современным правовым обеспечением информационной безопасности личности, перечислим и проанализируем историю подходов отечественного законодателя, с учетом формирования системы международной информационной безопасности, к решению таковых. В целях исследования проблематики информационной безопасности личности автором проводилась историко-правовая
характеристика категории информационной безопасности личности в контексте диффамации в Интернете[28].
Окинавская Хартия глобального информационного общества, принятая 22 июля 2000 года лидерами стран «Большой Восьмерки», как стратегия непрерывного движения в направлении всеобщего доступа для всех, преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними, проблемы обеспечения информационной безопасности касается лишь отчасти, упомянув о необходимости: сопровождений усилий международного сообщества, совершенствования идентификации и т.п.
В государственной программе «Информационное общество (2011-2020 годы)» [29] вопросы информационной безопасности личности затрагивает подпрограмма «Безопасность в информационном обществе». За счет реализации общей цели по созданию инфраструктуры, обеспечивающей информационную безопасность государства, граждан и субъектов хозяйственной деятельности планируется к 2020 году достичь реальных результатов. В частности, один из заявленных результатов - снижение доли жалоб субъектов персональных данных.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[30], и в предыдущих редакциях, и в действующей редакции от 19 декабря 2016 года, призванный регулировать в том числе отношения, возникающие при обеспечении защиты информации, полноценного терминологического наполнения в вопросе информационной безопасности, в том числе - и в отношении информационной безопасности личности, не содержит. В этом несложно убедиться, ознакомившись со статьей 2 закона, содержащей перечень основных понятий, используемых в Законе. Ознакомление с установленными базовым Федеральным закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации принципами правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации приводит к выводу о том, что, во-первых, один из основополагающих принципов обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации - касается исключительно государства, вопросов информационной инфраструктуры. Во-вторых, документ содержит конституционно установленный в 1993 году принцип неприкосновенности частной жизни, недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (статьи 23 и 24 Конституции Российской Федерации).
Рассмотренный ЮНЕСКО в 2011 году Code of Ethics for the Information Society (Этический кодекс для информационного общества, предложенный Межправительственным советом программы «Информация для всех» (ПИДВ) и разрабатываемый до этого с 2006 года определил этические взаимоотношения между субъектами информационного общества, в числе совокупность ценностей, основных прав и обязанностей в информационном обществе, которыми членам информационного общества, согласно данному проекту, следует руководствоваться в своих действиях и которые они должны соблюдать (право на свободу выражения мнений, участие и взаимодействие в Интернете, право на защиту личных данных и неприкосновенности частной жизни в Интернете и в других ИКТ, защищенность от незаконного хранения, злоупотребления данными правами или их несанкционированного разглашения, а также от вторжения в их личную жизнь; обязанность проведения совместной работы, направленной на предотвращение злоумышленного использования ИКТ, защиту персональных данных и частной жизни, а также предотвращение нарушений прав человека в Интернете и в других ИКТ, посредством сочетания законодательных мер, обучения пользователей, включающего использование навыков медийной и информационной грамотности, мер самостоятельного и совместного регулирования, а также технических решений, обеспечивающих бесперебойное свободное распространение информации[31].
Таким образом, в данном документе вопросы информационной этики тесно увязаны с вопросами обеспечения информационной безопасности.
Впоследствии на 36-й сессии Генеральной конференции в 2011 году государства-члены приняли к сведению этот кодекс и призвали Организацию предложить возможные пути решения этических вопросов, связанных с информационным обществом. Последующие консультации с государствами- членами и другими заинтересованными сторонами привели к созданию документа «ЮНЕСКО и этические аспекты информационного общества», одобренного Исполнительным советом на его 190-й сессии в 2012 году.
Один из основных принципов, которым руководствуется ЮНЕСКО и ее межправительственные программы, следующий: «При использовании ИКТ и при создании контента следует уважать права человека и основные свободы других людей, включая неприкосновенность частной жизни и право на свободу мысли, совести и религии, согласно положениям соответствующих международных документов»[32].
В целом необходимо отметить неоднозначность международной информационной политики, в том числе и в вопросе обеспечения информационной безопасности личности.
На примере института персональных данных можно убедиться в том, что этот вопрос в зарубежных странах продуктивно решался задолго до принятия в 1981 году Конвенции Совета Европы № 108 «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». Исследователи истории формирования отрасли информационного права и ее основных институтов, в частности Л.А. Сергиенко, отмечают, что персональные данные в развитых странах стали предметом внимания на рубеже 60-70-х годов[33].
В настоящее время разрабатывается большое число концептуально важных документов, призванных способствовать урегулированию складывающихся на современном этапе информационных отношений, в том числе и связанных с вопросами информационной безопасности человека,
общества и государства, с учетом всех политико-правовых, социальных и других тенденций. Подготовленная сектором информационного права ИГП РАН под руководством И.Л. Бачило Концепция Информационного кодекса России [34] в главе 7, посвященной вопросам правового обеспечения информационной безопасности, содержит важные выводы о том, что до сих пор не сложилось однозначного определения информационной безопасности, что наличествующие стратегии и другие исходные документы в области обеспечения безопасности приводят к осознанию необходимости принятия специального федерального закона «О правовом обеспечении информационной безопасности, что значимой проблемой в области обеспечения
информационной безопасности является проблема идентификации субъекта - участника отношений и используемых ресурсов в интернет-среде.
В апреле 2015 года Президент России В.В. Путин поручил Совету безопасности РФ разработать проект новой Доктрины информационной безопасности, учитывая пятнадцатилетний срок действия Доктрины 2000 года. В настоящее время об утверждении Доктрины главой государства подписан соответствующий указ. Анализ особенностей принятого документа [35] , его основных положений свидетельствует о следующем: 1) разработка нового документа продиктована изменившимися реалиями, связанными с угрозами информационной безопасности, изменением в стратегическом планировании в сфере обеспечения национальной безопасности; 2) ключевая причина необходимости принятия нового концептуального документа состоит в том, что информационное пространство все чаще используется «для решения военнополитических задач, а также в террористических и иных противоправных целях»; 3) к национальным интересам в информационной сфере разработанный проект в числе прочих относит «соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения и использования информации, включая неприкосновенность частной жизни», «обеспечение устойчивого развития и бесперебойного функционирования информационной инфраструктуры РФ в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время», «доведение до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ» и др.; 4) выделив пять блоков угроз для национальной безопасности страны в информационной сфере, положения документа указывают на увеличение числа инцидентов, связанных с нарушением законных прав граждан на неприкосновенность частной жизни, а также на необходимость «противодействия деятельности по информационному воздействию на население и в первую очередь на молодых граждан страны, имеющей целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты отечества».
Подводя итог приведенному анализу принятых в последние десятилетия и принимаемых, в том числе проектных концептуальных документов, основополагающих нормативных актов, призванных способствовать обеспечению состояния защищенности каждой отдельной личности, общества, их интересов от угроз, негативных воздействий в глобальном информационном пространстве, можно сделать вывод о сложившихся к настоящему времени основах правового регулирования информационной безопасности личности, требующих, в условиях систематизации информационного законодательства, осознания важности со стороны законодателя к данному институту информационного права. Нельзя не отметить опасность ввиду повышения внимания к интересам, прежде всего, государства в вопросах обеспечения информационной безопасности упустить из внимания важнейшую составляющую - информационную безопасность личности.
Кроме того, учитывая, что содержание понятий «обеспечение информационной безопасности», «средства обеспечения информационной безопасности», дефиниции которых закреплены в новой Доктрине информационной безопасности и включает целый комплекс мер и средств, среди которых на первом месте указаны правовые, задача совершенствования системы информационного законодательства приобретает особую актуальность. В связи с этим в целях реализации стратегических задач по обеспечению информационной безопасности, по мнению автора диссертации, необходимо расширение сферы действия базового Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» путем внесения изменений в его название, заменив слова «и о защите информации» словами «и обеспечении информационной безопасности», а также путем внесения соответствующих изменений в статью первую, предусматривающую предметную область регулируемых отношений в сфере обеспечения защиты информации и в статью 16 «Защита информации». Это последовательно могло бы развить основные направления в области информационной безопасности, определенные в Стратегии национальной безопасности и Доктрине информационной безопасности. Предлагаемое расширение сферы действия базового федерального закона продиктовано также содержанием «Модельного закона об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности» от 28.11.2014 года[36].
[1]Лазарев И.А. Информация и безопасность. Композиционная технология. - М.: Изд-во Московского городского центра научно-технической информации, 2002; Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. - СПб.: Фонд Университет, 2000; Информационная безопасность России / Ю.С. Уфимцев, Е.А. Ерофеев и др. - М.: Экзамен, 2003.
[2]Брандман Э.М. Глобализация и информационная безопасность общества. - М.: Изд-во ГПиБ России, 2007; Вербенко Б.В. Информационная безопасность России в контексте современного политического процесса: сущность, проблемы обеспечения. Автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2005; Нанадзе И. Информационная безопасность в период политической модернизации // Обозреватель. - 2007. - №7; Николаев А.А. Информационная безопасность России в условиях социальной трансформации. Автореф. дис ... канд. полит. наук. - М., 2007; Полякова Т.А. Информационная безопасность в условиях построения информационного общества в России. - М.: РПА Министерства юстиции России, 2007; Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. - М.: Академический проект, 2005.
[3] Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М.: Наука, 1998; Masuda Y. The information societyas Post - industrial Society.Tokyo, 1981; Neisit F/ Magatrends: The New Derection Transforming Ourhites; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. -
М.: ГУВШЭ, 2000; Bell D. The Social Framework of the Information Society / Oxf. - 1980; Коваленко В.И. Критика новейших буржуазных концепций государственно-монополистического капитализма.— М.: Прогресс, 1987;Новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986; Тоффлер Э. Третья волна. - М..: Изд-во «Аст», 1999; Уэбстер Ф. Теории информационного общества. - М.: Аспект - пресс, 2004.
[4] Атаманов Г.А. Информационная безопасность: сущность и содержание // Бизнес и безопасность в России. - 2007. - № 47. - С. 108.
[5] Ковалева Е. В. Обеспечение транспарентности органов местного самоуправления современной России в процессе информатизации политического управления. Автореф. дис. ...канд. полит. наук: 23.00.02. - Саратов, 2010
[6] Кафтанчиков Д.П. Информационная безопасность Российской Федерации: современное состояние и приоритеты обеспечения. Автореф. дис. .канд. полит. наук: 23.00.02. Орел, 2009.
[7] Проценко Е.А. Модель и метод анализа эффективности систем защиты информации сайтов органов власти Российской Федерации. Автореф. дис. ...канд. технич. наук: 05.13.19. Санкт-Петербург, 2008.
[8] Шемякин В.П. Информационная безопасность в современных российских условиях: Социолого-управленческие аспекты. Автореф. дис. .канд. социол. наук: 22.00.08. Москва, 2004.
[9] Лопатин В.Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство /
Н. Лопатин. - СПб.: Фонд Университет, 2000. - 428 с.
[10] Лопатин В.Н. Информационное право: Учебник. СПб: Юридический центр Пресс, 2005.
C. 474.
[11] Проект Федерального закона № 99114515-2 «Об информационно-психологической безопасности» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 03.12.1999).
[12] Лопатин В.Н. Актуальные проблемы реализации и защиты прав Российской Федерации при построении электронного государства // Актуальные проблемы обеспечения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере: доклады и сообщения на научно-практической конференции, г. Москва, 8 сентября 2015 года/ под общей редакцией д.ю.н., проф. Н.Н. Куняева. - М.: МФЮА, 2015. - С. 92.
[13] Стрельцов А.А. Содержание понятия «обеспечение информационной безопасности» // Информационное общество. 2001. - вып. 4. С. 16.
[14] Полякова Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности при построении информационного общества в России. Автореф. дис. ...докт. юрид. наук: 12.00.14. Москва, 2008.
[15] Российская газета. № 5374. 29.12.2010.
[16] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом РФ 09.09.2000 г. № Пр-1895) // Парламентская газета. 2000. № 187. 30 сентября (утратила силу)
[17] Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 31.12.2015.
[18] Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 06.12.2016.
[19] Ловцов Д.А. Лингвистическое обеспечение правового регулирования информационных отношений в инфосфере // Информационное право. 2015. № 2. С. 8 - 13.
[20] Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 06.12.2016.
[21] Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр- 1895 // Российская газета. № 187. 28.09.2000 (утратила силу).
[22] Жигоцкий П.Э., Чесноков Н.А. Проблемы информационной безопасности (защита от информации, распространение которой запрещается) // Российский следователь. - 2015. - № 4.- С. 42.
[23] Там же. С. 42.
[24] Закупень Т.В. Понятие и сущность информационной безопасности и ее место в системе обеспечения национальной безопасности РФ // Информационные ресурсы России. - 2009. - № 4. - С. 28 - 34.
[25] Иванов С.В. Правовое регулирование информационной безопасности личности в Российской Федерации // Вестник Екатерининского института. - 2014. - №1 (25). - С. 50.
[26] Модельный информационный кодекс для государств-участников СНГ. Часть первая (Санкт-Петербург, 3 апреля 2008 г.) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2008. № 42. С. 223 - 251.
[27] Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. - Серия «Мир культуры, истории и философии». - СПБ.: Издательство «Лань», Санкт- Петербургский университет МВД России, 2000 - С. 212.
[28] Чеботарева А.А. Обеспечение информационной безопасности личности в Интернете: история и проблемы развития законодательства // История государства и права. - 2010. - № 11. - С. 15.
[29] Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 (ред. от 17.06.2015) «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)» // Официальный интернет-портал правовой
информации http://www.pravo.gov.ru. 24.04.2014.
[30] Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
[31] Code of Ethics for the Information Society (Этический кодекс для информационного общества // Юнеско [Электронный ресурс] //
http://unesdoc.unesco.org/images/0021/002126/212696e.pdf (дата обращения 22.05.2017).
[32]Женевская Декларация принципов. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества, 2003 г.
[33] Сергиенко Л.А. История формирования информационного права в СССР и Российской Федерации 1960-2000 гг. Монография. - М.: ЮРКОМПАНИ, 2013. - С. 150.
[34] Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И.Л. Бачило - М.: ТГП РАН - Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - С. 88-119.
[35] Коммерсант.ру [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/2829842 (дата обращения 16.05.2017); Интерфакс [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.interfax.ru/russia/472500 (дата обращения 16.05.2017).
[36] Модельный закон об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности (Принят в г. Санкт-Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41-15 на 41-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) // Документ опубликован не был.
|