При исследовании проблематики информационной безопасности информационное право как наука ставит перед исследователем конкретные задачи, обусловленные спецификой познаваемого предмета, а именно: каковы приемы, методы предпринимаемого познания; какими способами достичь максимальный результат систематизации знаний; какие принципы составляют основу правового обеспечения в данной области; каковы закономерности развития отраслевой науки, ее понятийно-категориального аппарата в рамках исследуемых проблем правового обеспечения информационной безопасности?
Эти и другие задачи методологического порядка первостепенны в процессе получения системы знаний в области правового обеспечения информационной безопасности личности в условиях глобального информационного общества.
Итак, предмет, определяемый нами в качестве исходного, требующего исследовательских усилий, внимания со стороны науки информационного права - правовое обеспечение информационной безопасности личности в глобальном информационном обществе. Для предпринимаемого исследования характеристики предмета имеют принципиальное, влияющее на весь его ход и результаты, значение. Прежде всего, принимаемый за основу личностноориентированный подход продиктован ролью личности в развитии информационных отношений, ее значимостью как субъекта этих отношений,
«Личность» и «глобальное информационное общество» в рамках предпринимаемого исследования - те ключевые компоненты, которые предопределяют значимость проблематики правового обеспечения информационной безопасности личности. В чем уникальность личности в условиях глобального информационного общества, каковы условия ее формирования и развития в таком обществе?
Основная гипотеза предпринимаемого исследования - взаимообусловленность, зависимость результативности развития информационного общества в условиях его глобализации, от уровня правового обеспечения информационной безопасности личности как основного «потребителя» всех возможных преимуществ, предоставляемых современными информационно-коммуникационными технологиями. Принятый за основу факторный анализ основывается на исследовании влияния факторов, составляющих опасность для личности, на эффективность реализации ею своих интересов в глобальном информационном обществе. Таким образом, цель исследователя - в определении взаимосвязей и взаимообусловленностей между возможностями, представляемыми личности в глобальном информационном обществе, и сдерживающими факторами, связанными с разнообразием видов и форм угроз информационной безопасности.
Главной гипотезой предпринимаемого исследования предопределяются также приемы и методы, используемые в ходе познания предмета исследования, которые в своей системе объединяют общефилософские, общенаучные и научные методы исследования. Так, концепция диалектического развития современного информационного общества основывается на общефилософском методе, предоставляющем возможность проследить закономерности развития информационного государства, информационного общества, науки информационного права.
В числе общенаучных и частных методов, взятых за основу в ходе предпринимаемого научного поиска - формально-логический, сравнительноправовой, исторический, метод системного анализа, социологический метод, а также прогностический метод. Раскрывая их значимость для конкретного исследования, необходимо отметить, что роль формально-логического (юридического) метода - в возможности посредством анализа норм информационного законодательства, определения содержания основных понятий, систематизировать получаемый материал в целях получения обобщающих выводов в рамках заявленной проблематики. Сравнительноправовой метод способствует исследованию правового обеспечения информационной безопасности личности за счет выявления тенденций, сравнения и сопоставления подходов, выраженных в международно-правовых актах и актах зарубежных государств. В целях получения и обобщения знаний о сущности и закономерностях развития институтов информационного права в аспекте информационной безопасности целесообразно применение историкоправового метода. В свою очередь, элементы системного анализа позволяют произвести оценку сложившихся подходов в законодательстве Российской Федерации к правовому обеспечению информационной безопасности личности, соотнести их с объективно складывающимися общественными отношениями, а социологический метод позволяет произвести оценку факторов, влияющих на правовое поведение личности как субъекта информационных отношений. Наконец, роль используемого прогностического метода - за счет моделирования в определении перспектив развития отраслевого законодательства в области правового обеспечения информационной безопасности личности.
Методологическую основу исследования составляют также принципы, определяющие основу правового обеспечения информационной безопасности личности в условиях глобального информационного общества. В результате на основе исследования содержания базовых принципов отраслевого законодательства эти принципы получают свое развитие в рамках заявленной предметной области.
В ходе любого научного исследования проблем информационного права находит развитие понятийный аппарат, как имеющийся, уже сформированный в ходе предшествующего научного оборота, так и разрабатываемый в ходе предпринимаемого научного поиска. На проблемы понятийного аппарата информационного права учеными обращалось внимание в том числе в рамках
специально ориентированных конференций (к примеру - Международной конференции «Понятийный аппарат информационного права», организованной сектором информационного права Института государства и права РАН. Необходимо отметить, что понятийному аппарату в конкретной предметной области правового обеспечения информационной безопасности посвящены отдельные научные работы [1] . Анализ тенденций в области правового обеспечения информационной безопасности личности в рамках
предпринимаемого исследования определил необходимость выделения и определения таких терминов, как: «глобальное информационное общество», «информационная безопасность личности», «правовое обеспечение
информационной безопасности личности», «мониторинг информационной безопасности личности», «культура информационной безопасности личности». На примере реализуемых подходов к исследованию проблем правового обеспечения информационной безопасности личности в условиях глобального информационного общества нами затронут вопрос методологической основы такого исследования, как совокупности исходных подходов к исследуемому предмету, обеспечивающей систематизацию знаний о предмете, выработки соответствующей концепции.
В целях достижения задач исследования в данном параграфе нами предпринят анализ принятых и планируемых к принятию документов доктринального характера - конвенций, стратегий, доктрин, государственных программ - в сфере правового обеспечения информационной безопасности, а также иных нормативных актов. Современный и ретроспективный взгляд на декларативное содержание положений государственных документов высокого ранга позволит ответить на ряд важных вопросов. Достаточно ли внимание законодателя к поднятой проблеме правового обеспечения информационной безопасности личности? Каковы тенденции правового регулирования данной группы общественных отношений? Способствуют ли основополагающие доктринальные и иные акты в информационной сфере решению задач правового обеспечения информационной безопасности личности?
Ценность человеческой личности подчеркивается в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций[2], которая дословно содержит следующую фразу: «Мы, народы объединенных наций, преисполненные решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...», а в ст. 55 Устава целью ООН определено в том числе содействие «всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии».
Анализ Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)[3] показал, что в ней содержится ряд важнейших положений. Это, прежде всего, положения о праве каждого человека на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3), о недопустимости подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию (ст. 12), и о праве каждого человека на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ (ст. 19).
Заключенная в г. Риме 4 ноября 1950 года Конвенция о защите прав человека и основных свобод [4] также включала отдельные положения, способствующие становлению системы правового обеспечения информационной безопасности личности. Так, согласно ч. 1 ст. 5 Конвенции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, а ч. 1 ст. 8 право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. При этом «не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц».
Право свободно выражать свое мнение регламентировано п. 1 ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Осуществление этих свобод может быть сопряжено с определенными формальностями, ограничениями, связанными, к примеру, с предотвращением беспорядков или преступлений, охраной здоровья и нравственности, защитой репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Важнейшие принципы, провозглашенные Уставом Организации Объединенных Наций в 1945 году, а также Всеобщей декларации прав человека 1948 года, позже получают свое развитие в двух международных пактах - Международном Пакте от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» [5] и Международном пакте от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» [6]. Важно отметить, что оба документа подчеркивают значимость присущего человеческой личности достоинства, а также указывают на то, что они приняты в целях осуществления идеала свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды...
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993), несмотря на то, что оперирует понятием личность в одной статье - 21-ой, в которой подчеркнута наиважнейшая составляющая данного понятия -
достоинство (достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления), тем не менее направлена на регламентацию основ правового обеспечения информационной безопасности личности в следующих основополагающих нормах: о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24 ч. 1); об обязанностях органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 ч. 2); о праве на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).
Автор полностью разделяет точку зрения В.Б. Исакова о том, что «новый формирующийся конституционный идеал свободной личности прошёл определённый путь развития в лоне прежних советских конституций ещё до принятия новой Конституции России 1993 года»[7] и «на современном этапе в Конституции России должен быть отражен пакет свобод, прав и обязанностей человека и гражданина, связанных с формированием в России информационного общества: свобода интернета, право граждан на мобильную связь и интернет, а также находящуюся с ними в едином пакете обязанность каждого идентифицироваться в сетях общего пользования» [8].
Окинавской хартией глобального информационного общества[9] в числе прочих ключевых направлений использования возможностей цифровых технологий определены непосредственно затрагивающие сферу правового обеспечения информационной безопасности личности: «развитие эффективного и значимого механизма защиты частной жизни потребителя, а также защиты частной жизни при обработке личных данных, обеспечивая при этом свободный поток информации; а также дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи, криптографии и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций»[10].
Доктриной информационной безопасности Российской Федерации 2000 года[11] в момент ее принятия было подчеркнуто, что информационная безопасность есть часть национальной безопасности, при этом дальновидно документ содержит утверждение - в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Информационную безопасность Российской Федерации Доктрина определяла через состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. В свою очередь, интересы личности в информационной сфере, согласно утратившему силу документу, заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.
Отраслевой закон, регулирующий информационные отношения - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации»[12] - содержит ряд норм, направленных на правовое обеспечения информационной безопасности личности, при этом само понятие «личность» употребляется в документе лишь дважды (в отношении документа, удостоверяющего личность, а также нормах, определяющих возможность установления федеральными законами обязательной идентификации личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности).
В характеристике предмета регулирования принятого 28 декабря 2010 года Федерального закона № 390-ФЗ «О безопасности»[13] в числе иных видов безопасности выделена безопасность личности, а одним из основных принципов обеспечения безопасности в статье второй звучит соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.
Важно, что основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности, определяемые Президентом Российской Федерации, включают широкий круг вопросов правового обеспечения информационной безопасности личности. Указами Президента России утверждены такие концептуальные акты, как Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) [14], Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 24.07.2013 № Пр-1753) [15], Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009)[16] и др.
Статья 10 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации[17] определяет цель противодействия терроризму в Российской Федерации - это защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
В числе основных внутренних факторов, обусловливающих возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующих ему причинами и условиями Концепцией назван «ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве Российской Федерации» (ст. 3), а в числе основных внешних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации - «распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации» (ст. 4).
системы правового обеспечения информационной безопасности личности способствует активное становление важнейшего направления информационной безопасности - международное. Представляется
значительным тот факт, что понятие «международная информационная безопасность», закрепленное Основами государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года означает «такое состояние глобального информационного пространства, при котором исключены возможности нарушения прав личности, общества и прав государства в информационной сфере, а также деструктивного и противоправного воздействия на элементы национальной критической информационной инфраструктуры»[18]. Статья 8 Основ определяет основные угрозы в области международной информационной безопасности (ограничение суверенитета, кибертерроризм.
Анализ системы правового обеспечения информационной безопасности личности важно продолжить в направлении базового документа стратегического планирования, определяющего национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации[19]. Сложно переоценить значение данного документа в совершенствовании правового обеспечения информационной безопасности личности. Представляется далеко не случайным построение формулировки понятия национальной безопасности, которое, помимо определения информационной безопасности частью национальной безопасности, акцентирует внимание именно на защищенности личности: национальная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.
Отдельную составляющую системы правового обеспечения информационной безопасности личности составляет совокупность нормативных актов, направленных на обеспечение информационной безопасности детей. В контексте предпринимаемого исследования дети воспринимаются как личности, с небольшой оговоркой - как личности формирующиеся, и в данном случае вопрос эффективности правового обеспечения их безопасности в информационной сфере представляется еще более актуальным. Последние годы российское законодательство данному вопросу уделило достаточно много внимания, последовательно включив правовую систему: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[20], Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [21] , Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»[22], Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении
Концепции информационной безопасности детей»[23], ряд актов федеральных органов исполнительной власти[24].
В числе целей государственной политики в интересах детей Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[25] содержит такие цели, как содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитии. В свою очередь, органы государственной власти Российской Федерации должны принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (ст. 14 Закона).
Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [26] определяет информационную безопасность детей через состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию. Закон в статье 5 конкретизирует виды информации, оказывающей деструктивное воздействие на здоровье и развитие детей
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденная указом Президента РФ № 761 знаково, в праздничный день 1 июня 2012 года[27] определила ключевые меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства, такие как создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости; внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений; создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей и пр.
Последовательно решать важные задачи в области правового обеспечения информационной безопасности детей продолжила утвержденная в конце 2015 год Концепция информационной безопасности детей [28]. Ею, во-первых, определена стратегическая цель государственной политики в области информационной безопасности детей - обеспечение гармоничного развития молодого поколения при условии минимизации всех негативных факторов, связанных с формированием гиперинформационного общества в России.
Во-вторых, подчеркнут принципиально новый характер вызовов и угроз информационной безопасности детей в условиях гиперинформационного общества.
В-третьих, информационная безопасность детей понимается как защиты ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного
мировосприятия...
В-четвертых, документом подчеркивается, что учет психологопедагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения
информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей - участников глобального информационного процесса.
Отметим, что политика государства в отношении правового обеспечения информационной безопасности детей потребовала внесения соответствующих изменений и дополнений во многие ранее принятые акты. Так, регламентирующий порядок распространения массовой информации Закон РФ «О средствах массовой информации»[29] предусматривает, что распространение продукции средства массовой информации, осуществляемое с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», может быть прекращено судом на основании заявления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. При этом распространение указанной продукции может быть приостановлено судом в целях необходимости обеспечения иска.
Необходимо отметить, что Закон РФ «О средствах массовой информации» с учетом внесенных за более чем двадцатилетнюю историю действия изменений, сегодня представляет собой нормативный акт, соответствующий «духу времени», поскольку содержит большое число норм, непосредственно направленных на решение задач правового обеспечения информационной безопасности личности. В качестве яркого примера - статья 4 Закона, регламентирующая вопросы недопустимости злоупотребления свободой массовой информации: в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности и других законно установленных ограничений.
Отдельного внимания при анализе состояния законодательства в сфере правового обеспечения информационной безопасности личности заслуживают вопросы регламентации группы общественных отношений, связанных с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях. На регулирование данных отношений, прежде всего, направлены нормы Федерального закона 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», целью которого является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Законодательство России в области персональных данных основывается также на международных договорах, важнейшим из которых выступает заключенная в Страсбурге 28 января 1981 года, но вступившая для России в силу только с 1 сентября 2013 года «Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных»[30]. Цель Конвенции - «в обеспечении на территории каждой Стороны для каждого физического лица, независимо от его гражданства или местожительства, уважения его прав и основных свобод, и в частности его права на неприкосновенность частной жизни, в отношении автоматизированной обработки» касающихся его персональных данных. Конвенцией последовательно затрагиваются вопросы качества обрабатываемых данных, специальных категория персональных данных, вопросы защиты данных, трансграничной передачи данных и т.п.
На обеспечение информационной безопасности личности как составной части национального законодательства направлен ряд нормативных актов, принятых последовательно в течение нескольких лет, в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации, повышения защищенности паспортов, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации. К ним относят, прежде всего - Указ Президента РФ от 19.10.2005 № 1222 «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации»[31] и Указ Президента РФ от 29.12.2012 № 1709 «О паспорте гражданина Российской Федерации,
удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащем на электронном носителе информации дополнительные биометрические персональные данные его владельца»[32].
Так называемые паспорта нового поколения содержат электронные носители информации, которые, в свою очередь, наряду с другими данными, призваны удостоверять личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации. Прежде всего, на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, подлежит отражению нормативно определенный перечень персональных данных. Согласно Постановления Правительства РФ от 04.03.2010 № 125 «О перечне персональных данных, записываемых на электронные носители информации, содержащиеся в основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию»[33] такими данными являются:
- номер документа;
- фамилия и имя владельца документа;
- гражданство владельца документа;
- дата рождения владельца документа;
- пол владельца документа;
- цветное цифровое фотографическое изображение лица владельца документа (биометрические персональные данные владельца документа);
- изображение папиллярных узоров 2 пальцев рук владельца документа (биометрические персональные данные владельца документа).
Указанные последними в перечне данные определены Указом Президента РФ от 29.12.2012 № 1709[34], который ввел в действие паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащий на электронном носителе информации дополнительные биометрические персональные данные его владельца (изображение папиллярных узоров двух пальцев рук).
В целях обеспечения гарантированной идентификации граждан Российской Федерации, в том числе в электронной среде, повышения уровня удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных, муниципальных и иных услуг за счет повышения их доступности и качества их оказания, а также за счет сокращения потерь времени гражданами при их получении, создания условий для существенного роста доли электронных операций и новых электронных сервисов Федеральной миграционной службой РФ разработана и введена в действие Правительством Российской Федерации (наряду с соответствующим планом мероприятий по реализации) Концепция введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации [35] . Характеризуя предпосылки к введению удостоверения личности, документ акцентирует внимание на том, что текущий уровень развития информационных технологий и их применение в органах государственной власти и органах местного самоуправления создает предпосылки для введения более защищенного от подделок удостоверения личности и создания необходимой для этих целей информационно- технологической инфраструктуры, что позволит обеспечить:
- гарантированную государством идентификацию личности посредством как физических, так и электронных способов и средств подтверждения личности, в том числе при предоставлении государственных, муниципальных и иных услуг;
- создание комплексной системы однозначной идентификации граждан Российской Федерации на основе единого реестра удостоверений личности с использованием сквозного единого идентификатора;
- юридическую значимость действий в электронной среде.
Анализ состояния законодательства в сфере правового обеспечения информационной безопасности личности был бы неполным без внимания к вопросу ответственности, механизму защиты прав личности в информационной сфере.
Нормы, регламентирующие различные виды ответственности, содержатся в Г ражданском кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Трудовом и Уголовном кодексах.
Глава 8 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельно посвящена нематериальным благам и вопросам их защиты
Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
В 2006 году в целях совершенствования правового обеспечения информационной безопасности личности путем внесения дополнений и изменений в текст Г ражданского кодекса была введена дополнительная Статья 152.1 охрана изображения гражданина, в соответствии с которой обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. Если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушением пункта 1 настоящей статьи, распространено в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.
Статья 152.2 Гражданского кодекса, регламентирующая вопросы охраны частной жизни гражданина, устанавливает, что, если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.
В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
В свою очередь, Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ[36] предусматривает такие уголовно наказуемые деяния, как нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137 УК РФ), отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ), неправомерный доступ к компьютерной информации (ст. 272 УК РФ).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях[37] в главе 13 определяет административные правонарушения в сфере связи и информации. Так, в соответствии со 13.14 КоАП РФ Разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Проведенный анализ основополагающих конвенций, доктрин, стратегий, проектов доктринальных правовых актов, нормативных правовых актов информационного законодательства в области правового обеспечения информационной безопасности свидетельствует об имеющемся «заделе» в решении задачи эффективного правового обеспечения информационной безопасности личности в отсутствие системного, последовательного подхода, в связи с чем актуален вопрос необходимости более детального, системного внимания к вопросам правового обеспечения информационной безопасности личности.
[1] Полякова Т.А., Акулова Е.В. Правовое обеспечение информационной безопасности: проблемы понятийного аппарата // Понятийный аппарат информационного права / Отв. Ред. И.Л. Бачило. Э.В. Талапина. Сб. научных работ. - М.: ИГП РАН - Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2015. - С. 117-123.
[2] Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945 // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами, Вып. XII, - М., 1956. с. 14 - 47.
[3] Российская газета. № 67. 05.04.1995.
[4] Бюллетень международных договоров. № 3. 2001.
[5] Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
[6] Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
[7] Исаков В.Б. Правовой статус личности как идеал: конституционный замысел и его воплощение // Российское государствоведение. - 2014. - № 1. - С. 6-20.
[8] Там же.
[9] Принята на о. Окинава 22.07.2000 // Дипломатический вестник. 2000. № 8. С. 51 - 56.
[10] Там же.
[11] утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895 // Российская газета. № 187. 28.09.2000 (утратила силу).
[12] Собрание законодательства РФ. 31.07.2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3448.
[13] Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 2.
[14] Документ опубликован не был.
[15] Документ опубликован не был.
[16] Российская газета. № 198. 20.10.2009.
[17] Утв. Президентом РФ 05.10.2009 // Российская газета. № 198. 20.10.2009.
[18] Утв. Президентом РФ 24.07.2013 № Пр-1753 // Документ опубликован не был.
[19] Утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 31.12.2015.
[20] Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.
[21] Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 48.
[22] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.06.2012.
[23] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 07.12.2015.
[24] См. например: Приказ Минкомсвязи России от 29.08.2012 № 217 «Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2012 № 25682) // Российская газета. № 245. 24.10.2012; Приказ Минкомсвязи России от 10.04.2013 № 81 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию» // Российская газета. № 258. 15.11.2013; Письмо Минобрнауки России от 28.04.2014 № ДЛ-115/03 «О направлении методических материалов для обеспечения информационной безопасности детей при использовании ресурсов сети Интернет» (вместе с «Методическими рекомендациями по ограничению в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования», «Рекомендациями по организации системы ограничения в образовательных организациях доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети Интернет, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования») // Администратор образования. № 23, декабрь, 2014 (письмо, Методические рекомендации, Перечень), Администратор образования. № 24, декабрь, 2014 (окончание) и др.
[25] Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. № 31. Ст. 3802.
[26] Собрание законодательства РФ. 03.01.2011. № 1. Ст. 48.
[27] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.06.2012.
[28] Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 07.12.2015.
[29] Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016) // В данном виде документ опубликован не был.
[30] Бюллетень международных договоров. 2014. Апрель. №4.
[31] Собрание законодательства РФ. 24.10.2005. № 43. Ст. 4372.
[32] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.01.2013.
[33] Собрание законодательства РФ. 08.03.2010. № 10. ст. 1103.
[34] Указ Президента РФ от 29.12.2012 № 1709 «О паспорте гражданина Российской Федерации, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащем на электронном носителе информации дополнительные биометрические персональные данные его владельца» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.01.2013.
[35] Распоряжение Правительства РФ от 19.09.2013 № 1699-р «Об утверждении Концепции введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, и плана мероприятий по реализации Концепции» (вместе с «Концепцией введения в Российской Федерации удостоверения личности гражданина Российской Федерации, оформляемого в виде пластиковой карты с электронным носителем информации, в качестве основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 24.09.2013.
[36] Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
[37] Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
|