Понедельник, 25.11.2024, 01:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Системный анализ правового регулирования информационной безопасности формирующейся личности детей

Об актуальности рассматриваемого вопроса свидетельствуют данные различных социологических исследований, неполнота охвата правовым регулированием общественных отношений в данной сфере на фоне беспрецедентного роста преступности в сети Интернет по отношению к несовершеннолетним, тематика проводимых научных и методических мероприятий [1] .Выступая на коллегии МВД России 9 марта 2017 года Президент В.В. Путин в поддержку инициативы депутатов Госдумы расширить в законодательстве перечень действий, при которых наступает уголовная ответственность за доведение до самоубийства, справедливо отреагировал на новую угрозу: «В информационной сфере появилась еще одна угроза, о которой я бы хотел сказать отдельно. Это распространение сайтов, пропагандирующих суицид»[2].

Потребность срочного реагирования со стороны государства на преступления, совершаемые в социальных сетях администраторами так называемых «групп смерти» и подобных им неформальных сообшеств находит воплощение в реализуемых предложениях незамедлительного внесения изменений в Уголовный кодекс и Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации [3] . Рассмотренный в кротчайшие сроки

Государственной Думой Федерального Собрания законопроект, 26 мая 2017 года принят в третьем, окончательном чтении и предусматривает внесение изменений в ст. 110 Уголовного кодекса РФ («Доведение до самоубийства»), а также появление новых статей («Склонение к совершению самоубийства или содействие совершению самоубийства» и «Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства», направленных на решение проблем суицидальных пабликов.

Предмет утреннего пленарного заседания Государственной Думы - законопроект №118634-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в части установления дополнительных механизмов противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению» был принят единогласно («за» - 408 депутатов). На заседании член Комитета по государственному строительству и законодательству О. Баталина отметила, что «документ вводит уголовную ответственность за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах его совершения, а также за склонение, призывы или содействие совершению самоубийства. Максимальным наказанием за такие преступления станет лишение свободы сроком до 6 лет, однако если организатор преступной деятельности добровольно ее прекратит и будет активно способствовать раскрытию и пресечению преступлений данной категории, то он может быть освобожден от уголовной ответственности»[4].

Такое решение законодательного органа своевременно. Так, Е.А. Брылева, исследуя проблемы реализации права на информационную безопасность несовершеннолетних (на примере Пермского края)[5], отмечает, что ходе исследования было опрошено 1034 человека, что позволило сформулировать ряд определенных выводов. Так, 57% респондентов отметили, что проводят в Интернете в среднем более трех часов, и лишь 29,5% указали, что родители ограничивают время пользования ими компьютером и Интернетом. Из всех респондентов 61,8% указали (ответили "да" или "иногда"), что просматривают видеоролики в Интернете со сценами насилия, 75,2% - жестокости, 61,2% - террористических актов, 79,7% - массовых беспорядков, 46,8% - порнографии. При просмотре таких видеороликов испытывают отвращение 66,7%, страх - 35,6% респондентов. Настораживает, что треть (35,6%) опрашиваемых считают такие ролики интересными, а единицы - даже наслаждаются ими. Молодежь бессознательно перенимает образцы противоправного поведения, соответственно ведет себя и в повседневной жизни. Происходит передача определенного эмоционального заряда, который усиливается путем многократного отражения сцен противоправного поведения по обычной цепной реакции, то есть происходит так называемая реакция заражения.

Актуальность затрагиваемой проблемы приводит к принятию серьезных контролирующих мер. Приводятся данные[6] о том, что сегодня новейшие системы контроля интернета, которые позволяют не только блокировать нежелательные ресурсы, но и наблюдать за сетевой активностью учащихся функционируют более чем в 7000 школах России.

Проблема организационно-правового обеспечения информационной безопасности детей остро осознается и другими странами. Так, по недавнему заявлению прокуратуры Великобритании 25% британских подростков пострадали от онлайн-троллинга по признаку пола, сексуальной ориентации, расы, религии, состояния здоровья или гендерной идентичности. Г енеральный прокурор Великобритании Элисон Сондерс категорично заявила: «Интернет — это не анонимное место, где люди могут отправлять сообщения без каких-либо последствий. Люди должны думать о своем собственном поведении. Если вы грубо издевались над людьми, оскорбляли и домогались их в интернете, то мы будем вас преследовать в судебном порядке так же, как если бы вы это делали офлайн»[7].

В литературе справедливо подчеркивается психологический аспект проблем информационной безопасности. Приводятся данные о том, что «у лиц, длительное время посвящающих просмотру фильмов, поиску информации в сети Интернет, общению в социальных сетях, отмечается высокая тревожность, а тревожная личность более подвержена манипуляциям сознания, поскольку обладает повышенной лабильностью (от лат. labilis - «неустойчивый», «скользящий») правого полушария головного мозга. В результате развивается благодатная среда для навязывания этой личности определенных образов, информации, ослабляется критическое отношение личности к воспринимаемым сведениям»[8].

Определенный научный интерес представляет позиция законодателя относительно категории «благоприятная информационная среда», ее характеристик. Так, одной из областей в спектре задач государственной культурной политики обозначена область формирования информационной среды, благоприятной для становления личности. Основы государственной культурной политики [9] в направлении реализации обозначенных целей называют следующие задачи:

- формирование информационной грамотности граждан.

- повышение качества материалов и информации, размещаемых в средствах массовой информации и сети "Интернет".

- повышение этической и эстетической ценности, профессионального уровня распространяемых государственными теле- и радиовещателями программ и продуктов.

- формирование единого российского электронного пространства знаний на основе оцифрованных книжных, архивных, музейных фондов, собранных в Национальную электронную библиотеку и национальные электронные архивы по различным отраслям знания и сферам творческой деятельности.

- создание национальной российской системы сохранения электронной информации, в том числе ресурсов в сети "Интернет".

Характеристикой «благоприятность» в отношении информационной среды законодатель оперирует также и в иных нормативных актах.

Так, исходя из положений Концепции информационной безопасности детей[10], подход к пониманию информационной безопасности детей как защиты ребенка от дестабилизирующего воздействия информационной продукции и создания условий информационной среды для позитивной социализации и индивидуализации, оптимального социального, личностного, познавательного и физического развития, сохранения психического и психологического здоровья и благополучия, а также формирования позитивного мировосприятия, государственная политика в области обеспечения информационной безопасности детей базируется, в числе прочих, на принципе создания условий для формирования в информационной среде благоприятной атмосферы для детей вне зависимости от их социального положения, религиозной и этнической принадлежности (выделено автором).

При этом анализ нормативно определенных механизмов реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [11] обнаруживает в числе заявленных правовых, организационноуправленческих, кадровых, финансово-экономических и информационных так называемые научно-методические механизмы, охватывающие проведение прикладных исследований по изучению роли и места средств массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в развитии личности ребенка.

В сфере обеспечения информационной безопасности детей Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» вступил в силу 1сентября 2012 г.

Законом определяются виды информации, запрещенной к распространению среди детей (лиц, не достигших 18 лет), а также виды информации, распространение которой среди детей определенных возрастных категорий ограничено.

В продолжение решения вопросов обеспечения информационной безопасности детей в ноябре 2013 года Роскомнадзором была вынесена для общественного обсуждения Концепция информационной безопасности детей. Разработка данного концептуально важного документа была продиктована необходимостью развития одного из направлений «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»[12], а именно - обеспечения информационной безопасности детства.

Как пояснялось в момент обсуждения Концепции на сайте ведомства[13], она была разработана на основе многостороннего анализа законодательства разных стран мира в области информационной безопасности детей, а также практики применения российского федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». В частности, экспертами исследовалось соответствующее правовое поле Евросоюза, стран Азиатско-Тихоокеанского региона, США и Канады. В том числе, исследована практика создания и функционирования в разных странах института саморегулирования информационного сообщества.

При подготовке Концепции был проведен анализ содержания и структуры информационного потребления современных российских детей и подростков по возрастным категориям.

Авторы концепции выделили четыре ключевых элемента информационной безопасности детей: государственно-правовой, медийный, психолого-педагогический и художественно-культурный. Только сочетание этих элементов, говорится в документе, «позволит построить эффективную систему регулирования потребления информационной продукции, максимально безопасного для психического и физического развития и здоровья подрастающего поколения».

Концепция информационной безопасности детей, утвержденная Распоряжением Правительства 2 декабря 2015 года[14], применила к термину «информационное общество» характеристику «гиперинформационное», тем самым подчеркнув актуальность решения проблем информационной безопасности в условиях новых, представляющих серьезную опасность для современного поколения детей и подростков вызовов.

Принятые в последние годы нормативные акты, способствующие урегулированию проблем информационной безопасности, свидетельствуют об отсутствии четкой стратегии в вопросе правового обеспечения информационной безопасности, о фрагментарном, точечном решении отдельных, нуждающихся во внимании законодателя вопросов. Так, повышенной заботой государства стала информационная безопасность детства, об этом свидетельствует последовательное принятие целого комплекса документов: Модельный закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (принят в г. Санкт-Петербурге 03.12.2009 Постановлением 33-15 на 33-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ)[15], Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [16] , Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы»[17], Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»[18].

Между тем, по нашему мнению, такой подход, при всей важности реализации единой государственной политики в области информационной безопасности детей, цели создания современной медиасреды, учитывающей риски, связанные с развитием интернета и информационных технологий, обнаруживает в итоге, учитывая получаемый результат - наличие комплекса актов, регулирующих вопросы обеспечения информационной безопасности только части информационного общества - бессистемность подхода в выработке единой государственной политики в отношении информационной безопасности личности в целом. Вектор на обеспечение информационной безопасности детства целесообразнее рассматривать как отправной в направлении выработки комплексного подхода в решении проблем информационной безопасности каждой из составляющей информационного общества, каждого его сообщества: молодежи, как наиболее активной части пользователей сети Интернет, людей пенсионного возраста, людей с ограниченными возможностями, активно овладевающих сегодня компьютерной грамотностью, в том числе за счет реализации специальных социальных программ, адресной социальной помощи и других.

 

[1] Международный форум «Средовое образование и экология личности в информационную эпоху», Сетевая международная конференция по формированию цифрового детского пространства «Сетевичок», Всероссийская научно-практическая конференция для работников образования «Цифровое детство: социализация и безопасность» и др.

[2] Путин поддержал идею уголовной ответственности за пропаганду суицида в сети // Lenta.ru [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://lenta.ru/news/2017/03/09/putin_suicide/ (дата обращения 09.03.2017).

[3] Яровая внесла в Госдуму законопроект о борьбе с «группами смерти». За «смертельные игры» с подростками организаторов может ждать до 12 лет тюрьмы // Известия. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://izvestia.ru/news/669762 (дата обращения 09.03.2017).

[4] Утреннее пленарное заседание Госдумы 26 мая // Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/news/273/1948547/ (дата обращения 26.05.2017).

[5] Брылева Е.А. О реализации права на информационную безопасность несовершеннолетних (на примере Пермского края) // Информационное право. 2015. № 1. С. 31 - 34.

[6] Любить и банить: российский «родительский файрволл» обрел новые возможности [Электронный ресурс] // http://blog.smart-soft.ru/2017/06/13/lyubit_i_banit_rossiiskii_roditels/ (дата обращения 13.06.2017).

[7] Спасение детей от киберпреступлений [Электронный ресурс] // https://vk.com/spasti_detei (дата обращения 25.06.2017).

[8] Федотова Ю.Г. Формы и виды участия граждан в обеспечении обороны страны и безопасности государства, не связанные с включением в состав военной организации государства // Современное право. 2016. № 2. С. 18 - 30.

[9] Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 25.12.2014.

[10] Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей» // Официальный интернет-портал правовой информации. http://www.pravo.gov.ru. 07.12.2015.

[11] Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 02.06.2015.

[12] Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.06.2012.

[13] Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых

(Роскомнадзор) [Электронный ресурс] // Режим доступа:

http://rkn.gov.ru/news/rsoc/news22857.htm.

[14] Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2015 № 2471-р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 07.12.2015.

[15] Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2010. № 46. С. 190-228.

[16] Российская газета. 2010. № 297. 31 декабря.

[17] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 04.06.2012.

[18] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 07.12.2015.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.11.2017)
Просмотров: 177 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%