Понедельник, 25.11.2024, 01:32
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Развитие федерального законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности личности

На основании теоретико-методологического исследования корреляции векторов развития глобального информационного общества с состоянием правового обеспечения информационной безопасности личности в ходе исследования формулируется вывод о том, что данная составляющая правового обеспечения информационной безопасности тесно связана с проблемой нормативного правового регулирования реализации прав личности, не находит должного закрепления в законодательстве, что требует комплексной оценки состояния совокупности нормативных правовых актов и правоприменительной практики в области создания условий для реализации субъективных прав личности на безопасность от внутренних и внешних угроз в информационной сфере.

В связи с вышесказанным приобретают высокую степень актуальности вопросы систематизации информационного законодательства, и, прежде всего, его кодификации.

Заслуживает внимания точка зрения В.С. Цымбалюка о том, что «актуальность систематизации институтов информационного права при кодификации информационного законодательства определяется потребностями человека, общества, государства, международного сообщества под воздействием такого явления, которое в теории и практике получило условное название Глобального информационного общества (Global Information Society)[1]».

Как справедливо отмечает П.У. Кузнецов[2], важнейшей предпосылкой кодификации информационного законодательства является создание полноценного и устоявшегося терминологического аппарата, который является главным стержневым юридико-техническим началом любого системообразующего закона.

Таким системообразующим законом в будущем может стать Информационный кодекс РФ. При этом - нельзя не поддержать точку зрения П.У. Кузнецова - «главным основанием систематизации и кодификации является разработка научно обоснованной государственной политики в области законодательного обеспечения информационного общества как отдельного направления государственной информационной политики [3] ». Заслуживает внимания заключение А.В. Морозова и Л.В. Филатовой об «огромном массиве (тысячи актов) информационного законодательства, который можно будет определить как в процессах систематизации законодательства (создания Свода законов - название условно), так и кодификации в форме Информационного кодекса РФ...»[4].

Внимание к законодательству Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, прежде всего, обнаруживает несогласованность подходов к терминологии. Несмотря на ориентированность базового закона «Об информации, информационных технологиях и о защите

информации» на обеспечение защиты информации, принимаемые в последние годы нормативные акты в большинстве своем оперируют другим понятием - «обеспечением информационной безопасности»[5]. Кроме того, анализ норм стратегических документов свидетельствует об употреблении понятия «защита» применительно не к информации, а к другим объектам защиты, что можно легко проиллюстрировать положениями Доктрины информационной безопасности Российской Федерации: «обеспечение защиты интересов союзников Российской Федерации в информационной сфере» как одно из основных направлений обеспечения информационной безопасности в области обороны страны, защита критической информационной инфраструктуры как одна из стратегических целей обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности, защита суверенитета Российской Федерации в информационном пространстве посредством осуществления самостоятельной и независимой политики, направленной на реализацию национальных интересов в информационной сфере как одно из направлений обеспечения информационной безопасности в области

стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства.

В свою очередь, собственно само понятие «защита информации» в Доктрине информационной безопасности встречается лишь единожды - применительно к обеспечению защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, иной информации ограниченного доступа и распространения, в том числе за счет повышения защищенности соответствующих информационных технологий.

Анализ показываете, что эта же тенденция характерна и для других нормативных правовых актов. В современных условиях, когда одним из главных ориентиров в регулировании информационных правоотношений становится вопрос обеспечения информационной безопасности, именно он и должен быть включен в предметную область закона, составляющего основу информационного законодательства Российской Федерации.

Анализируя соотношение понятий «защита информации» и «обеспечение информационной безопасности», необходимо отметить следующее:

Информационная безопасность - одна из составляющих

национальной безопасности, определяемая Доктриной информационной безопасности Российской Федерации как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства. А обеспечение информационной безопасности Доктриной определено как осуществление взаимоувязанных правовых, организационных, оперативно-разыскных, разведывательных, контрразведывательных, научно-технических,

информационно-аналитических, кадровых, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления.

В свою очередь, защита информации - термин, подразумевающий процесс принятия правовых, организационных и технических мер, направленных на:

обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;

соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;

реализацию права на доступ к информации.

Сравнительный анализ двух близких по значению, но, в то же время, неравнозначных понятий, позволяет сделать вывод о необходимости рассматривать их как частное и общее, в связи с чем «обеспечение информационной безопасности» как понятие более широкое включает не только меры правового, организационного и технического характера, но и ряд других, не менее важных, направленных при этом не только и не столько на предотвращение информационных угроз и их последствий, но также ориентированных на прогнозирование, обнаружение, сдерживание вызовов и угроз в глобальном информационном пространстве.

Отметим, что отраслевой закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» изначально содержал некоторую несогласованность в отношении предметной области, предусматривая для государственного регулирования в сфере применения информационных технологий регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации). Несмотря на такую не совсем четкую конструкцию нормы закона, вряд ли можно согласиться с возможностью поставить «знак равенства» в отношении понятий «информационные технологии» и «информатизация». Определяя информационные технологии как процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов, закон оставляет без внимания понятие информатизации, в то время как в Доктрине информационной безопасности неоднократно упоминается об объектах информатизации как составляющей информационной сферы и информационной инфраструктуры Российской Федерации.

По мнению автора, в целях гармонизации информационного законодательства, выработки единой системы согласованных понятий необходимо вернуться к понятию «информатизация», определяемому в утратившем силу федеральном законе от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации»[6] как «организационный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов». При этом в современных условиях данное понятие нуждается в корректировке, в связи с чем автору представляется прогрессивным и заслуживающим отдельного внимания совершенствование модельного информационного законодательства государств - участников СНГ с ориентацией на проблемы информатизации.

Понятие информатизации сформулировано в принятом в г. Санкт- Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41-15 на 41-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ «Модельном законе об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности»[7] [8] как «организационный, социально-экономический и научнотехнический процесс создания благоприятных условий для удовлетворения информационных потребностей, реализации прав и свобод субъектов информационной сферы, в основе которого лежит массовое применение информационных систем и технологий во всех видах деятельности физических

427

и юридических лиц».

Автор поддерживает такую формулировку понятия информатизации, охватывающего в своем содержании важнейшие аспекты - ориентированность на полноценную реализацию прав и свобод субъектов информационной сферы, удовлетворение информационных потребностей, при этом информационные технологии совершенно справедливо охватываются этим понятием как его часть.

Итак, ретроспективный анализ информационного законодательства Российской Федерации, учет опыта государств, входящих в состав СНГ, позволяют прийти к выводу о необходимости внесения изменений в базовый федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Данные предложения систематизировано можно представить в следующем виде:

расширить сферу действия Федерального закона, внеся соответствующие изменения в статью 1 Закона, изложив ее в следующей редакции:

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

процессе создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных систем и технологий (информатизации);

обеспечении информационной безопасности.

Рассмотреть вопрос об изменении названия закона, изложив его в следующей редакции: Федеральный закон «Об информации, информатизации и обеспечении информационной безопасности».

Включить в Федеральный закон специальные главы об информатизации и об информационной безопасности

Статью 2 Закона дополнить дефинициями «Информатизация», «Информационная безопасность», «Информационная безопасность личности» и «Правовая культура информационной безопасности личности».

Закрепить в главе об информационной безопасности правовые нормы об обеспечении информационной безопасности личности и о формировании правовой культуры информационной безопасности личности

В настоящее время разрабатывается большое число концептуально важных документов, призванных способствовать урегулированию складывающихся на современном этапе информационных отношений, в том числе и связанных с вопросами информационной безопасности личности, общества и государства, с учетом всех политико-правовых, социальных и других тенденций.

В мае 2017 года прошел этап первого чтения законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи», направленный на пресечение распространения анонимных SIM-карт и планируемых к вступлению в силу с 1 июля 2018 года. Комментируя суть предлагаемых в законопроект поправок, сенатор Л. Бокова уточнила, что «уточняется понятие идентификационного модуля (SIM-карты). «С его помощью будет осуществляться, в частности, идентификация всех физических лиц - сотрудников компаний, которые фактически пользуются услугами связи по договору, заключенному юридическим лицом с оператором связи. Также предусматривается обязанность операторов перепроверять данные об абонентах, предоставленных дилерами, через портал государственных услуг и другие государственные информационные системы. Услуги связи должны оказываться только по завершении такой проверки. Кроме того, законопроектом закрепляется обязанность операторов приостановить оказание услуг связи, если данные о конечных пользователях окажутся недостоверными»[9].

В числе реализованных направлений по совершенствованию информационного законодательства - принятие закона о блокировке «зеркал» пиратских сайтов.

Подготовленная сектором информационного права ИГП РАН под руководством И.Л. Бачило Концепция Информационного кодекса России в главе 7, посвященной вопросам правового обеспечения информационной безопасности, содержит важные выводы о том, что до сих пор не сложилось однозначного определения информационной безопасности, что наличествующие стратегии и другие исходные документы в области обеспечения безопасности приводят к осознанию необходимости принятия

специального федерального закона о правовом обеспечении информационной безопасности, что значимой проблемой в области обеспечения

информационной безопасности является проблема идентификации субъекта - участника отношений и используемых ресурсов в интернет-среде.

Особенная часть разработанного авторским коллективом сектора информационного права ИГП РАН кодекса представлена тремя

429

суперинститутами[10]:

правовой режим информации, информационных ресурсов,

информационных технологий и коммуникаций;

право на информацию;

правовое обеспечение информационной безопасности.

Развивая представление о структуре будущего Информационного кодекса РФ, его особенной части, и конкретного суперинститута - правового обеспечения информационной безопасности - представляется возможным выделить, в свою очередь, ряд институтов в его составе: правового обеспечения информационной безопасности личности, обеспечения информационной безопасности общества и информационной безопасности государства.

Итак, актуальность предпринятого исследования обуславливает необходимость в условиях систематизации отраслевого законодательства, разработки кодифицированного акта - Информационного кодекса Российской Федерации - правового обеспечения информационной безопасности личности. Автор полагает, что совокупность правовых норм, направленных на правовое обеспечение информационной безопасности личности, образует самостоятельный правовой институт, требующий отдельного отражения, в виде соответствующей главы, в будущем Информационном кодексе Российской Федерации. В отдельной правовой регламентации нуждаются также гарантии прав и интересов в информационной сфере, вопросы установления обладателем информации режима ее распространения, определения видов информации, предоставляемой по соглашению лиц, правового обеспечение защиты прав и интересов в информационной сфере.

Подводя итог анализу нормативных правовых актов и актов стратегического планирования в области правового обеспечения информационной безопасности личности, необходимо отметить бессистемность и непоследовательность норм как действующих документов, так и обсуждаемых проектов.

В связи с вышеизложенными соображениями предлагается включить в систему документов стратегического планирования Концепцию информационной безопасности личности. Структуру предлагаемой Концепции можно представить следующими основными разделами:

Общие положения (обоснование актуальности).

Ключевые принципы формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности личности.

Приоритетные задачи и механизмы реализации государственной политики в области обеспечения информационной безопасности личности.

Ожидаемые результаты реализации Концепции. Целевые индикаторы.

По мнению автора, стратегически Концепция будет способствовать гармонизации информационных отношений, повышению ответственности государства за обеспечением законных интересов личности глобального информационного общества, созданию условий для формирования благоприятной информационной среды.

Так, в числе ожидаемых результатов реализации данной Концепции, по мнению автора, являются следующие характеристики:

минимизация негативных факторов в сфере информационной безопасности для личности в условиях глобального информационного общества;

повышение уровня правовой культуры информационной безопасности личности;

- взаимодействие различных ведомств в реализации механизмов обеспечения информационной безопасности личности и т.д.

Итак, предлагаемая Концепция информационной безопасности личности структурно может быть представлена в следующем виде:

1. Цели, задачи и механизмы реализации государственной политики по обеспечению информационной безопасности личности.

Целью реализации государственной политики по обеспечения информационной безопасности личности выступает создание системы правового обеспечения информационной безопасности личности в Российской Федерации, включающей правовое регулирование соответствующих информационных отношений нормативными правовыми актами, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также правоприменительную практику, направленную на создание условий для реализации субъективных прав личности на обеспечение безопасности от внутренних и внешних угроз в информационной сфере.

Состояние правового обеспечения информационной безопасности личности и процесс развития глобального информационного общества на современном этапе сдерживается новым характером вызовов и угроз информационной безопасности личности - факторами, связанными с: 1) интенсификацией вызовов и угроз, ростом правонарушений в информационной сфере; 2) правовыми проблемами идентификации и аутентификации личности; 3) несовершенством применяемых информационно-телекоммуникационных технологий, включая возможности технологических сбоев и уязвимость баз данных физических лиц в системах электронного правительства и электронного правосудия; 4) сохранением цифрового неравенства; 5) несовершенством цифровой экономики.

Под «информационной безопасностью личности» понимается состояние ее защищенности, которое определяется минимизацией для личности в условиях глобального информационного общества рисков в виде внутренних и внешних вызовов и угроз в информационной сфере, способностью противостоять им на основе культуры информационной безопасности, а также формированием государственной политики, направленной на создание условий для реализации информационных прав и свобод при условии обеспечения информационной безопасности.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Правовыми механизмами и средствами обеспечения информационной безопасности личности, требующими своего совершенствования, являются: механизмы, направленные на идентификацию и аутентификацию личности в информационном пространстве, в том числе - средства биометрической идентификации, механизмы обеспечения защиты информации, ее целостности и достоверности, технологии защиты обеспечения персональных данных. Также необходимо реальное принятие взаимоувязанных организационных, научно-технических, информационно-аналитических, экономических и иных мер по прогнозированию, обнаружению, сдерживанию, предотвращению, отражению информационных угроз и ликвидации последствий их проявления. На современном этапе наиболее актуальны и требуют своего решения вопросы развития современных технологий (по примеру инновационной, универсальной платформы Blockchain, квантовой криптографии), реализации государственной политики в сфере импортозамещения, развития цифровой экономики, правового регулирования криптовалюты.

Технология блокчейн, представляющая собой децентрализованную распределенную базу данных всех подтвержденных транзакций, в основе функционирования которой лежат криптографические алгоритмы. Данная технология позволяет: а) фиксировать достоверные данные о принадлежности существующего в цифровой форме актива определенному лицу без необходимости привлечения какого-либо специализированного посредника, в силу чего является сильным фактором дезинтермедиации экономики; б) обеспечить возможность непосредственной передачи такого актива другому лицу. А.И. Савельев отмечает, что «в перспективе она способна осуществить значительную дезинтермедиацию (устранение посредников) в экономике: банки, нотариусы, депозитарии реестров данных становятся лишними в условиях, когда их работа может быть заменена надежными и устойчивыми к изменениям математическими алгоритмами»[11].

Еще одно актуальное и требующее своего решения направление - развитие в целях обеспечения информационной безопасности квантовой криптографии. Неслучайно в утвержденном Правительством Российской федерации Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года[12] в числе ожидаемых результатов заявлены прототипы средств защиты компьютерных инфраструктур на основе принципиально новых парадигм, в т.ч. квантовой криптографии.

Понятие квантовой криптографии определено Указом Президента РФ от 17.12.2011 № 1661 «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль[13]»: это совокупность технических приемов по созданию совместно используемого ключа для защиты информации путем измерения квантовомеханических свойств физической системы (включая те физические свойства, которые ясно определены квантовой оптикой, квантовой теорией поля или квантовой электродинамикой).

Проблемы правового обеспечения информационной безопасности личности напрямую связаны сегодня и с развитием мирового рынка криптовалют. В настоящее время известны, активно развиваются несколько разновидностей электронных финансовых инструментов: биткойн, эфириум и др.

Рост рынка криптовалют академик Т.Я. Хабриева называет неожиданным и малопрогнозируемым витком развития для мировой финансовой системы, констатируя широкое использование биткойна мошенниками: «около 40% от общего числа трансакций «преступник - преступник» осуществляется именно на основе биткойна»[14].

Анонимность транзакций нерегулируемых правовыми нормами криптовалют - безусловный фактор опасности, поскольку такие расчеты, децентрализованные, с отсутствием посредников вызывает объяснимый интерес у преступных сообществ. В связи с этим необходимы официальное признание и правовое регулирование криптовалют, в том числе - в целях обеспечения информационной безопасности. И развитие в данном направлении - объективная необходимость. Не случайно на экономическом форуме в июне 2017 года прозвучало заявление Президента Казахстана Н. Назарбаева о необходимости с учетом цифровизации и возможностпей технологии блокчейна поднятия вопроса создания международной расчетно-платежной единицы. Такое решение, по мнению политика, поможет «избавить мир от валютных войн, спекуляций, избежать перекосов в торговых отношениях, а также снизить волатильность на рынках»[15].

Следующий немаловажный элемент Концепции правового обеспечения информационной безопасности личности - принципы формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности, в качестве важнейших из которых выступают:

-принцип признания личности в качестве ключевого и наиболее уязвимого участника информационных отношений,

принцип ответственности информационного государства в информационной сфере,

принцип соответствия предпринимаемых организационно-правовых мер безопасности реальным вызовам и угрозам,

принцип контроля за обеспечением информационной безопасности личности, в том числе за счет механизма защиты информационных прав и свобод общественными организациями и объединениями, мониторинга состояния защищенности личности от внутренних и внешних угроз в информационной сфере.

Определение приоритетных направлений реализации государственной политики по обеспечению информационной безопасности личности.

К приоритетным направлениям реализации государственной политики по обеспечению информационной безопасности личности относятся:

развитие Доктрины информационной безопасности Российской Федерации в части защиты жизненно важных интересов личности от внутренних и внешних угроз в информационной сфере;

формирование безопасной для личности информационной среды;

противодействие информационно-психологическому воздействию, умышленному распространению информации ограниченного доступа, информации, распространение или представление которой запрещено в Российской Федерации и иным источникам опасности для личности в информационном пространстве;

в целях развития принципа неприкосновенности частной жизни в статье 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» нормативное закрепление правового механизма мониторинга состояния защищенности личности от внутренних и внешних угроз в информационной сфере;

учет в планах, утверждаемых Правительством Российской Федерации, осуществление мониторинга информационной безопасности личности как

систематического наблюдения со стороны государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций за состоянием защищенности интересов информационной безопасности личности, направленного на выявление источников внутренних и внешних угроз с целью осуществления правотворческой деятельности на основе анализа результатов правоприменительной деятельности;

учреждение института Уполномоченного по защите прав личности в информационной сфере при Президенте Российской Федерации в целях исполнения функции по организации мониторинга информационной безопасности личности, анализа и информирования о возможных рисках и угрозах, подготовки ежегодных докладов о состоянии правового обеспечения информационной безопасности личности, рассмотрения жалоб и защиты прав личности в информационной сфере;

учет новых стратегических национальных приоритетов и тенденций регионализации, проблем международно-правового сотрудничества в условиях интернационализации управления сетью Интернет, усиление личностноориентированного информационно-правового подхода при взаимодействии Российской Федерации с государствами - членами ШОС, государствами - участниками СНГ, государствами - членами ОДКБ, государствами - участниками БРИКС.

Целевые индикаторы реализации Концепции информационной безопасности личности:

минимизация рисков безопасности личности;

критерии снижения правонарушений против личности в глобальном информационном пространстве;

показатели уровня правовой культуры как фактора информационной безопасности.

Понятие «информационной безопасности личности», по мнению автора, необходимое к определению в данном документе, может быть сформулировано как такое состояние ее защищенности, которое определяется: минимизацией для личности в условиях глобального информационного общества рисков в виде внутренних и внешних вызовов и угроз в информационной сфере, способностью противостоять им, а также возможностью со стороны государства и общества гарантировать реализацию информационных прав и свобод при обеспечении информационной безопасности. Предлагаемое понятие определено на основе разработанного законодательством исходного понятия «информационная безопасность», выявленной корреляционной взаимосвязи между уровнем обеспечения информационной безопасности и эффективностью реализации информационных прав и свобод, а также с учетом его не только статических, но и динамических характеристик. Необходимо подчеркнуть, что автором не поддерживаются попытки расширительного толкования содержания понятия информационной безопасности личности (выделения отдельно информационно-технической, психологической, идеологической безопасности), ввиду многоаспектности понятия, предопределяемой характером воздействия внутренних и внешних угроз в информационной сфере. В конечном итоге все вышеназванные проявления информационной безопасности личности взаимосвязаны и зачастую пронизывают друг друга.

 

[1] Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / Под ред. И.Л. Бачило. М.: ИГП РАН - Канон+ РООИ "Реабилитация", 2014. С. 88 - 119.

[2] Кузнецов П.У. Проблемы формирования источников нормативного обеспечения информационной среды // Информационное общество: проблемы развития законодательства: сб. науч. работ. М., 2012. С. 38.

[3] Кузнецов П.У. Методологические проблемы кодификации информационного законодательства // Демократические институты в условиях развития информационного общества / отв. ред. И.Л. Бачило. Сб. науч. работ. - М.: ИГП РАН - Изд-во «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - С.20-32.

[4] Морозов А.В., Филатова Л.В. Значение систематизации законодательства в развитии информационного права // Сборники Президентской библиотеки. Вып. 4: Право и информация: вопросы теории и практики: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. Н.А. Шевелева, д-р юрид. наук, проф. - 2014. - С. 38.

[5] См., например: Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»; Основы государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 24.07.2013 № Пр-1753) и др.

[6] Федеральный закон от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» // документ утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

[7] Документ опубликован не был

[8] Там же.

[9] Л. Бокова: продажа анонимных SIM-карт будет законодательно запрещена // Официальный сайт Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Режим доступа: http://www.council.gov.ru/events/news/81835/ (дата обращения 28.06.2017).

[10] Концепция Информационного кодекса Российской Федерации / под ред. И. Л. Бачило. М., 2014. С. 151—156.

[11] Савельев А.И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. - 2-е изд. М.: Статут, 2016. - 640 с.

[12] Документ опубликован не был.

[13] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 20.12.2011.

[14] Хабриева Т.Я. Правовые проблемы финансовой безопасности России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. № 10. С. 50.

[15] Назарбаев предложил ввести международную криптовалюту [Электронный ресурс] // https://lenta.ru/news/2017/06/16/nazarbaev/ (дата обращения 16.05.2017).

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (13.11.2017)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%