На выводы автора диссертационного исследования серьезное влияние оказали не только обширные материалы правоприменительной практики, но также положительный опыт международного сотрудничества, ряда зарубежных стран в решении задач организационно - правового обеспечения информационной безопасности личности. Так, исследование проблематики защиты персональных данных и неприкосновенности частной жизни в России, вопросов совершенствования организационно-правовых механизмов регулирования соответствующих общественных отношений приводит к необходимости анализа опыта Российской Федерации и зарубежных стран в области обеспечения контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства. В России таким органом, согласно нормам ст. 23 Федерального закона «О персональных данных» является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи - Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
На специализированном Интернет-ресурсе - Портале персональных данных Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных (http://pd.rkn.gov.ru) - размещается информация по всему спектру деятельности Роскомнадзора в сфере защиты прав субъектов персональных данных - новости, аналитические материалы, нормативно-распорядительные документы, рекомендации для операторов персональных данных и т.д., а также осуществляется доступ к реестру операторов, осуществляющих обработку персональных данных.
С учетом международных обязательств Российской Федерации, в том числе Конвенции СЕ № 108, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», федеральных законов, а также нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих направления деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных Роскомнадзором подготовлена и реализуется Стратегия институционального развития и информационно - публичной деятельности в области защиты прав субъектов персональных данных на период до 2020 года[1].
Проведение сравнительного анализа законодательства, регламентирующего деятельность уполномоченных органов по защите прав субъектов персональных данных в России и зарубежных государствах позволяет сделать следующие выводы, свидетельствующие о наличии как общих черт, так и о различиях.
Правовую основу деятельности уполномоченных органов по защите прав субъектов персональных данных в различных странах, как правило, составляет определенный нормативный правовой акт (либо система нормативных правовых актов), регулирующих обработку и защиту персональных данных.
В качестве примеров:
Федеральный закон Федеративной Республики Германия о защите данных, 2001г. (Bundesdaten schutzgesetz),
Закон о конфиденциальности 1974 г. (Privacy Act) Соединенных Штатов Америки,
Закон Японии о защите личной информации, 2003 г. (Actconceming Protection of Personal Information ),
-Законы Королевства Нидерландов:
Закон о защите данных, 2000 T^Wetbescherming persoons gegevens), Закон о данных, обрабатываемых полицией, 2007 г. (Wet politiegegevens),
Закон о муниципальных базах данных, 1994 г. (Wet gemeentelijke basisad ministratie persoons gegevens) идр.
Функции по защите прав субъектов персональных данных в ряде зарубежных государств возложены - по аналогии с Россией - на орган государственной власти: Министерство связи Туркменистана [2] , Служба национальной безопасности Республики Узбекистан [3] , Министерство внутренних дел и коммуникаций Японии [4] (Ministryof Internal Affairs and
Communications), Государственная инспекция данных (Datu valsts inspekcijas) Латвийской Республики[5], Национальный уполномоченный орган Румынии по надзору за обработкой персональных данных (Autoritatii Nationale de Supraveghere a Prelucrarii Date lorcu Caracter Personal)[6] и др.
При этом число таких уполномоченных органов может быть увеличено, с учетом распределения компетенции, как например, это сделано в Азербайджанской Республике [7] (Министерство связи и информационных технологий и Министерство Юстиции Азербайджана), в Республике Армения[8] (Министерство транспорта и связи Республики Армения, Полиция Республики Армения), в Украине[9] (Г осударственная служба Украины по вопросам защиты персональных данных, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины).
В ряде зарубежных стран учрежден специализированный институт уполномоченного должностного лица, осуществляющего функции по защите прав субъектов персональных данных. Вариации наименований таких уполномоченных в различных государствах не меняют сущности возлагаемых на них функций по защите прав субъектов персональных данных.
В Австралии эти полномочия возложены на Комиссара по конфиденциальности (The Privacy Commissioner) [10] , в Новой Зеландии - Комиссар по частной информации Новой Зеландии (Privacy Commissioner's Office)[11], в Объединенных Арабских Эмиратах - на Администратора по защите данных (The Data Protection Administrator) [12] , В Республике Кипр - на
Верховного Комиссара по защите персональных данных и его управление (Графею Елгтролои Проатата<; Ps5opev®v Проаюлжоп Характера) [13] , в Республике Польша - на Генерального инспектора по защите персональных данных и его управление (Biuro Generalnego Inspektora Ochrony Danych Osobowych)[14] и т.п. В Европейском союзе органом, осуществляющем функции по защите прав субъектов персональных данных, выступает также специальное уполномоченное лицо - Европейский Инспектор по защите данных (European data protection supervisor)[15].
В России на протяжении нескольких лет институт Уполномоченных также активно развивался. Так, институт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации был учрежден в соответствии с Конституцией России Федеральным конституционным законом в 1997 году [16] . Компетенция Уполномоченного по правам человека, определенная в главе 3 закона сформулирована достаточно широко. В соответствии с Федеральным конституционным законом:
«Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства...;
Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе»[17].
В 2009 году 1 сентября, Указом Президента РФ с целью обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребенка учреждена должность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка[18].
В 2013 году специальным Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»[19] учреждены должности, задачи и компетенция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах Российской Федерации.
Цель учреждения данного института - обеспечение гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации (п. 2 с. 1 Федерального закона).
Институт бизнес-омбудсмена получил сегодня широкое развитие в том числе за счет разветвленной структуры общественных омбудсменов, которых сегодня насчитывается 40. Среди общественных омбудсменов - омбудсмен по вопросам, связанным с ликвидацией нарушений прав предпринимателей при осуществлении регулирования, контроля, функционирования и развития Интернета (Интернет-омбудсмен), деятельность которого имеет целью защитить не только бизнес отдельных предпринимателей, но и развитие интернет-индустрии как отдельной значимой для экономики отрасли [20] , омбудсмен по электронной торговле и предоставлению государственных и муниципальных услуг в электронной форме[21].
Обобщая проведенный анализ специфики института Уполномоченных, специализированных уполномоченных органов по защите прав субъектов персональных данных в России и зарубежных государствах, развития института общественного Интернет-омбудсмена необходимо отметить отсутствие в Российской Федерации специализированного уполномоченного органа в информационной сфере. Однако учреждение такого института
Уполномоченного по защите прав личности в информационной сфере при Президенте Российской Федерации могло бы способствовать более
эффективной защите информационных прав и свобод личности, а также - развитию международного сотрудничества в данном направлении. При этом компетенция Уполномоченного по защите прав личности в информационной сфере может охватить следующий спектр вопросов:
исполнение функции по организации мониторинга информационной безопасности личности,
анализ и информирование о возможных рисках и угрозах безопасности личности в информационном пространстве,
подготовку ежегодных докладов о состоянии правового обеспечения информационной безопасности личности,
рассмотрение жалоб и защита прав и законных интересов личности в информационной сфере, включая задачу защиты прав субъектов персональных
469
данных[22].
Подводя итог исследованию зарубежного опыта и международноправового регулирования в данной части диссертационной работы видится актуальной и востребованной на текущем этапе развития глобального информационного общества разработка проекта международного правового акта, развивающего положения Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года - Международного пакта об информационных правах.
По справедливому замечанию профессора О.И. Тиунова сегодня важным является «создание благоприятного климата для поддержания мира и развития нормальных отношений между государствами, которые обязаны в целях защиты своих интересов опираться на принципы и нормы права, а не на силу, за исключением случаев, предусмотренных Уставом ООН»[23].
Проблему так называемой сетевой, интернет-нейтральности с освещением полярности позиций разных стран, их национальных доктрин, законодательства поднимает И.Ю. Богдановская[24].
В свою очередь, профессор Ю.А. Тихомиров, исследуя вопросы взаимовлияния национального и международного права, справедливо отмечает тенденцию появления новых регуляторов и пишет о том, что время расширить круг источников международного права, который традиционно включает договоры, соглашения, обычаи [25] . Ю.А. Тихомировым предлагаются возможные пути развития международно-правовых регуляторов:
а) расширение и укрепление потенциала договорной базы международного сотрудничества;
б) увеличение удельного веса рекомендательных актов - примерных, типовых, модельных законов;
в) повышение роли договоренности государств на саммитах, конференциях и конгрессах;
придание высокой значимости "образцам лучшей практики";
д) увеличение радиуса взаимодействия институтов национального и международного права, национальных и международных структур (органов, организаций).
Г.О. Крылов справедливо отмечает, что «системная работа в сфере правового обеспечения информационной безопасности требует научного обоснования дальнейшей разработки таких нормативных актов, в которых бы в полной мере были учтены международные принципы и нормы, направленные на укрепление международной информационной безопасности и вместе с тем максимально учитывались национальные интересы»[26].
Заслуживает внимания мнение старшего научного сотрудника ИГП РАН Е.Г. Лукьяновой о том, что «тенденция возрастания роли права в развитии современного общества будет продолжать оставаться ведущей тенденцией развития современных правовых систем, включая правовую систему России и обуславливать другие тенденции» [27] . Исследуя вопросы современных тенденций развития основных компонентов правовой системы России Е.Г. Лукьянова приходит к обоснованному выводу о том, что «тенденция углубления взаимодействия международного и внутригосударственного права, или интернационализация внутреннего права, включающая стандартизацию - приведение его в соответствие с международными стандартами, несколько замедлилась, однако продолжается и в настоящее время»[28].
Имеющие более чем 50-летнюю историю, внесшие неоценимый вклад в развитие правового регулирования большого спектра правоотношений Международный Пакт от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» 476 и Международный пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах»[29] [30] [31], придавая большое значение ценности прав и свобод личности, человека и гражданина, тем не менее не являются документами «на вырост» и не в полной мере охватывают важнейшую составляющую правового статуса личности - информационные права и свободы.
В то же время эти документы и сегодня, в условиях глобального информационного общества не теряют своей актуальности. Преамбулой Международного Пакта «О гражданских и политических правах» 478подчеркнуто «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи... признается, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства (выделено автором)... что по Уставу Организации Объединенных Наций государства обязаны поощрять всеобщее уважение и соблюдение прав и свобод человека... что каждый отдельный человек, имея обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит, должен добиваться поощрения и соблюдения прав, признаваемых в настоящем Пакте.». Документом определено, что
каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9: 1.);
каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений (ст. 19: 1.);
. - каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору (ст. 19.2.).
В свою очередь, «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды» задекларирован также и Международным пактом «Об
экономических, социальных и культурных правах»[32].
Формирование согласованной позиции государств в вопросе обеспечения информационных прав и свобод возможно выстраивать аналогично алгоритму сближения законодательства государств-членов ОДКБ в сфере информационнокоммуникационной безопасности. Предлагаемый авторами данной концепции[33] алгоритм подразумевает:
во-первых, определение стратегической цели обеспечения информационно-коммуникационной безопасности;
во-вторых, определение основных направлений обеспечения безопасности в информационной сфере;
- в-третьих, сближение и гармонизация законодательства государств- членов по всем определяемым направлениям;
в-четвертых, разработку системы практических мер законодательного обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на национальном уровне;
в-пятых, формирование и согласование системы мер правового обеспечения информационно-коммуникационной безопасности на международном уровне[34].
Целевая направленность предлагаемого Международного пакта об информационных правах определяется обязанностями участвующих государств применительно к информационным правам в форме: обеспечения любому лицу, информационные права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективного средства правовой защиты, обеспечения, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты, обеспечения применения компетентными властями эффективных средств правовой защиты.
Архитектура Международного пакта об информационных правах должна включать принципы правового обеспечения информационной безопасности личности, призванные иметь ориентирующее значение для соответствующего законодательства государств-участниц. За основу определены принципы недопустимости вмешательства в осуществление личностью информационных прав и свобод, ответственности государств за обеспечение информационной безопасности личности, значения организационно-правового обеспечения информационной безопасности личности как важнейшей составляющей национальной безопасности.
Осознание актуальности усиления роли международных механизмов защиты информационных прав и свобод автор связывает с возможными направлениями совершенствования соответствующих механизмов на национальном уровне.
Итак, структурно предлагаемый Международный пакт можно представить следующим образом.
Международный Пакт об информационных правах (проект):
Принципы правового обеспечения информационной безопасности личности, призванные иметь базовое значение для информационного законодательства государств-участников в целях усиления роли международноправовых механизмов защиты информационных прав и свобод и совершенствования соответствующих информационно-правовых механизмов на национальном уровне:
принцип недопустимости вмешательства в законное осуществление личностью своих информационных прав и свобод,
принцип ответственности государств за обеспечение информационной безопасности личности,
принцип значимости организационно-правового обеспечения информационной безопасности личности в системе международной информационной безопасности.
На государства возлагаются обязанности по обеспечению любому лицу, информационные права и свободы которого нарушены, эффективной правовой защиты.
Право на защиту для любого лица, требующего такой защиты, компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
https://pd.rkn.gov.ru/docs/STRATEGIJA_ot_31_marta_2016_2.pdf (дата обращения 22.05.2017).
[2] Специальный закон о персональных данных в этой стране отсутствует.
[3] Закон о персональных данных в Республике Узбекистан разработан, но не принят.
[4] Закон Японии о защите личной информации, 2003 г. (Act concerning Protection of Personal Information).
[5]Закон Латвийской Республики о защите личных данных физических лиц, 2000 г. (Fizisko personu datu aizsardzibas likums).
[6] Закон Румынии о защите лиц при обработке персональных данных и свободном перемещении таких данных, 2001 г. (Legea pentru protectia persoanelor cu privire la prelucrarea datelor cu character personal si libera circulatie a acestor date).
[7] Закон Азербайджанской республики «О персональных данных» от 11.05.2010 г. № 998 III
g.
[8] Закон Республики Армения от 07 ноября 2002 г. № ЭР-422.
[9] Закон Украины «О защите персональных данных» от 1 июня 2010 г. № 2297 VI.
[10] Закон Автралии о конфиденциальности, 1988 г. (The Privacy Act 1988).
[11] Закон новой Зеландии о конфиденциальности, 1993 г. (Privacy Act).
[12] Закон ОАЭ о защите информации, 2007 г. (Data Protection Law 2007).
[13] Закон Республики Кипр об обработке персональных данных, 2001 г. (л^ Eле^ерyаG^а^ PsSopsvrov Прооюлжон Характера).
[14] Закон Республики Польша о защите персональных данных, 1997 г. (Ustawa o ochronie danych osobowych).
[15] Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных 1995 г. (Directive 95/46/EC of the European Parliament and of the Council on the protection of individuals with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data).
[16] Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.03.1997. № 9. Ст. 1011.
[17] Ст. 15 и 16 ФКЗ-1 от 26.02.1997.
[18] Указ Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства РФ. 07.09.2009. № 36. Ст. 4312.
[19] Федеральный закон от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. 08.05.2013.
[20] Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав
предпринимателей // Режим доступа: http://ombudsmanbiz.ru/2014/07/marinichev-dmitrij- nikolaevich/#1 (дата обращения 20.05.2017).
[21] Официальный сайт Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав
предпринимателей // Режим доступа: http://ombudsmanbiz.ru/2014/03/dimitrov-iliya-dimitrov/#1 (дата обращения 20.05.2017).
[22]в настоящее время данная функция возложена на Роскомнадзор.
[23] Тиунов О.И. Суверенное равенство государств в системе основных принципов международного права // Журнал российского права. - 2014. - № 5. - С. 5.
[24] Богдановская И.Ю. Сетевая нейтральность: политико-правовые аспекты (на примере опыта США) // Информационное право. - 2015. - № 4. - С. 39 - 44.
[25] Тихомиров Ю.А. Новые векторы регулирования - «другое» право? // Журнал российского права. - 2016. - № 4. - С. 11.
[26] Крылов Г.О. Международный опыт правового регулирования информационной безопасности и его применение в Российской Федерации. Автореф. дис. ...канд. юрид. наук: 05.13.19. Москва, 2007.
[27] Лукьянова Е.Г. Правовая система России: современные тенденции развития // Труды Института государства и права РАН. - 2016. - № 6 (58). - С. 11.
[28] Там же.
[29] Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
[30] Бюллетень Верховного Суда РФ. №12. 1994.
[31] Бюллетень Верховного Суда РФ. № 12. 1994.
[32] Бюллетень Верховного Суда РФ. №12. 1994.
[33] Макаров О.С., Вус М.А. Общие подходы к сближению законодательства государств- членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности // Сборники Президентской библиотеки. Вып. 4: Право и информация: вопросы теории и практики: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. Н.А. Шевелева, д-р юрид. наук, проф. - 2014. - С. 57-61.
[34] См. об этом: Макаров О.С., Вус М.А. Общие подходы к сближению законодательства государств-членов ОДКБ в сфере информационно-коммуникационной безопасности // Сборники Президентской библиотеки. Вып. 4: Право и информация: вопросы теории и практики: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. Н.А. Шевелева, д-р юрид. наук, проф. - 2014. - С. 57-61.
|