Существует достаточно свидетельств тому, что костяк Исламского движения Талибан (официальное название на пушту – Да Афганистан да талибано ислами тахрик) составляли талибы и муллы из афганских медресе, уже имевшие боевой опыт участия в джихаде, а также талибы – дети беженцев, прошедших военную подготовку в медресе, действовавших в лагерях для беженцев на территории Пакистана [1, 16].
Слово “талибан” является формой множественного числа от арабского “талиб”, что значит “студент, ученый, ученик”. Их готовили в религиозных исламских школах – медресе. Поэтому все время пока существовали медресе, были и духовные студенты или талибы.
Исследуя социальный состав талибов, следует обратить внимание на одно важное обстоятельство, отмечаемое многими исследователями этой проблемы и, несомненно, оказавшее влияние на формирование мировоззрения талибов. Талибы в подавляющем большинстве – представители маргинальных слоев населения как Афганистана, так и Пакистана. Вот что пишет о талибах афганский политик, ученый и поэт С. Лаек в предисловии к книге афганского ученого В. М. Вазира “Судьба Афганистана и восточные пуштуны (1880 – 1980)”: “Религиозные студенты (талибы), которые становились муллами после завершения религиозного образования в медресе, большей частью были выходцами из беднейших, угнетенных и несчастных семей в племени, пределом мечтаний которых было достичь статуса имама в мечети” [1, 18].
Анонимный автор проталибской брошюры “Талибан: из медресе к власти”, также характеризует талибов aфганских медресе как простых деревенских парней, далеких от “дьявольских искушений западной цивилизации”, выросших в бедности и воспитанных в духе обычаев и традиций, бытующих среди пуштунских племен. Причем в большинстве своем талибы были выходцами из племен гильзаев, наиболее отсталых жителей горного восточного Афганистана (района Лойя Пактия). Между тем, в руководстве движения наиболее широко были представлены пуштуны из другой племенной конфедерации – дуррани. Они отличались более высоким уровнем образования, прежде всего религиозного, и населяли юго-восточный район страны, известный как “большой Кандагар” (Лойя Кандагар) [1, 18].
Среди талибов, помимо пуштунов, встречались представители (хотя число их было крайне невелико) других этнических групп, населяющих Афганистан: таджиков, узбеков, хазарейцев, нуристанцев, пашаев и др. [2, 170].
В то же время очевидно, что в рядах талибов воевало немало иностранцев. По сообщениям международных СМИ, среди них были граждане не только Пакистана, но также выходцы из арабских и центральноазиатских государств, а помимо того, из Китая (Синьцзян-Уйгурского автономного района), Союза Мьянмы (Бирмы) и стран Юго-Восточной Азии. В рядах талибов сражались, как впоследствии выяснилось, и некоторые граждане США и России. Наиболее многочисленная группа “иностранцев” была всё же представлена пакистанцами [1, 21].
Таким образом, в движении Талибан участвовали разнообразные по профессии и недавнему прошлому, но в целом достаточно однородные в социальном отношении слои афганского населения. Помимо этнонациональной общности их объединяло сходство религиозных убеждений и политических взглядов. Лидеры и участники движения, побуждаемые разными мотивами, будь то жажда власти или наживы, стремление “выбиться в люди” или религиозный фанатизм, оказались объединенными под “белыми знаменами талибан” и впервые в истории Афганистана попытались установить на большей части его территории средневековый, по существу репрессивно-теократический, режим под названием Исламский Эмират Афганистана (ИЭА) [1, 23].
|