Воскресенье, 24.11.2024, 23:20
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Межведомственные организации и их роль в международных отношениях

Как известно, организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей45.

Одним из результатов развития международных общественных отношений на протяжении XIX-XX веков стало появление особого типа организаций - международных, значительного в количественном отношении и влиятельного в политическом плане. В настоящее время в международных организациях принимаются многие политические решения. В них вырабатываются стандарты, тарифы, санитарные правила и многие другие важные нормы социальной жизни.

В сфере деятельности международных организаций находится научное и техническое сотрудничество, культурные и спортивные связи. Эти организации влияют даже на элементы повседневной жизни обычных людей, как, например, Всемирный почтовый союз и Всемирный союз электросвязи, определяющие правила, осуществления обмена корреспонденцией между любыми точками земного шара. Решения, принятые в рамках международных организаций, таких как Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, определяют основные принципы получения зарубежных новостей, печатных СМИ, передвижения граждан за границами своих государств. Международные организации присутствуют в каждой значительной области социальной жизни[1] [2] [3].

По определение резолюции Экономического и Социального Совета ООН от 27 февраля 1950 года, международные межправительственные организации - «Это организации, созданные по соглашению между государствами, членами

 

7 ~

которых являются сами государства» [4] [5] , то есть постоянно действующие конференции представителей государств, создаваемые на основе международных многосторонних договоров.

Признаками международных межправительственных организаций являются: международная правовая основа деятельности (международный договор или устав); постоянно действующие органы управления, персонал, наличие финансовых средств; существование обязательств государства по выполнению решений.

К таким организациям относятся Организация объединенных наций, Организация американских государств, Евратом, НАТО, Организация африканского единства, Содружество независимых государств, а также Интерпол - одна из старейших международных организаций и вторая в мире после ООН по количеству стран-участниц. На сегодняшний момент Интерпол является единственным действенным мировым координационным центром по борьбе с терроризмом и организованной преступностью.

Подавляющее большинство международных контактов на государственном уровне осуществляется ведомственными организациями и учреждениями через международные межправительственные организации.

Для более четкого понимания нюансов этого взаимодействия для Российской Федерации необходимо разобраться с терминами «ведомство», «межведомственное взаимодействие», «межведомственные организации» и «международный межведомственный договор».

Орган государственного управления или местного самоуправления, наделенный правами, обязанностями и полномочиями в какой-либо области государственной деятельности или отрасли народного хозяйства, в России именуется ведомством.

 

Во времена Российской империи и в первые годы советской власти ведомством называли определенную область государственных задач, возложенных законом на какое-либо государственное учреждение. Эта область находилась «в ведении» данного учреждения, которое обладало, как правило, исключительной компетенцией в решении возложенных на него задач. Само учреждение при этом также называли ведомством. К примеру, военное министерство Российской империи в обиходе именовалось «военным ведомством», министерство иностранных дел - «ведомством внешних сношений» и т. п. Слово «ведомство» также использовалось в официальных наименованиях некоторых учреждений, как, например, «Ведомство учреждений императрицы Марии» - орган по управлению благотворительной деятельностью8.

В СССР термин «ведомство» («подведомственный орган») получил уточняющий смысл. Термин стали использовать для обозначения государственного учреждения, не обладавшего самостоятельностью, созданного при каком-либо органе государственного управления. Примером советских центральных ведомств являются комиссии, комитеты, бюро, управления и иные учреждения при Правительстве СССР.

В советский период появилось устойчивое выражение «министерства и ведомства», где центральные ведомства противопоставлялись другим центральным управленческим органам - министерствам, государственным комитетам и государственным агентствам - которые в отличие от ведомств были самостоятельными, независимыми учреждениями. Ведомства также создавались и на более низких уровнях системы советских органов управления - в частности, при Правительствах Союзных и Автономных Республик СССР, а также при Исполкомах Советов различного уровня. Подведомственные государственные [6] [7]

 

органы не следует путать с подведомственными предприятиями и организациями, последние не являлись, в отличие от советских ведомств, органами государственного управления.

В современном законодательстве Российской Федерации термин «ведомство» четко не определен. На федеральном уровне действует система из министерств, агентств и служб, в которой федеральные министерства продолжают пользоваться исключительной компетенцией в решении возложенных задач, а федеральные агентства и службы исполняют роль бывших ведомств, так как создаются при каком-либо органе государственного управления. Таким образом, хотя термин «ведомство» официально упразднен, в российских нормативных актах и правовой литературе встречается не сам термин, а его производные - «ведомственный», «надведомственный», «межведомственный» (нормативный акт, органы управления, контроль, жилой фонд, комиссия). Здесь указанные выражения использовались, как правило, применительно к учреждениям федеральных исполнительных органов9.

Понятие «межведомственное взаимодействие» в Российской Федерации законодательно было закреплено в 2010 году, понимаемое как обмен документами и информацией, в том числе в электронной форме, между органами власти и органами местного самоуправления в целях предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг[8] [9].

Четкое осознание разницы между понятиями органа государственной власти, обладающего исключительной компетентностью и не обладающего самостоятельностью ведомства, созданного для обеспечения деятельности в каком-либо конкретном направлении, позволяет нам понять механизмы создания межведомственных организаций. К ним относятся агентства, службы, комитеты, комиссии, образованные для решения конкретных вопросов и проблем в рамках взаимодействия различных государственных органов как на внутреннем, так и на международном уровнях.

Правовой основой регулирования отношений субъектов международного права являются международные договоры. Они вносят элемент стабильности в международный правопорядок и функционирование правовых государств.

Заключение международных договоров от имени определенных органов исполнительной власти того или иного государства имеет длительную практику, однако широкое распространение такого рода договоры получили лишь в XX веке, что отражает все большее развитие и универсализацию международных связей между государствами[10] .

Согласно Федеральному закону, международный договор применяется в отношении международных договоров России с иностранными государствами, а также с международными организациями. Федеральный закон разделяет международные договоры России на следующие виды: межгосударственные, межправительственные, межведомственные. Если межгосударственные договоры Российской Федерации заключаются от имени Российской Федерации, а межправительственные от имени ее Правительства, то договоры межведомственного характера заключаются от имени федеральных органов исполнительной власти[11] .

Однако на международной арене государство выступает как целое, а федеральные министерства или иные органы исполнительной власти являются представителями своего государства. Министерства и ведомства, представляя государство в международных отношениях, ограничиваются вопросами, входящими в их компетенцию. Устанавливая компетенцию для федеральных органов исполнительной власти, государство тем самым очерчивает рамки, в которых министерству надлежит действовать. Представляется, что министерство или ведомство не вправе самостоятельно увеличить или уменьшить объем своей компетенции12.

Большинство международных межправительственных организаций осуществляют взаимодействие на основании международных межведомственных договоров на уровне ведомств, созданных по решению государственных органов власти именно для обеспечения этого взаимодействия.

На основании этой логики, сотрудничество с Интерполом как международной организацией, первоначально началось с решения Правительства СССР в 1990 году и признания нормативных документов

Интерпола, а через 6 лет, в соответствии с Указом Президента РФ от 30.07.1996 № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола» установлено, что в России межведомственной организацией является Национальное центральное бюро Интерпола МВД России[12].

Таким образом, основами межведомственного взаимодействия на международном уровне являются международные межведомственные договоры, направленные на достижение общих целей и обеспечение этого взаимодействия.

В условиях глобализации всех процессов мирового сообщества усилий отдельно взятых государств недостаточно, поэтому закономерно возрастает роль международных межправительственных организаций. Если в современном мире насчитывается порядка 200 независимых государств, являющихся главными действующими лицами на международной арене, то межгосударственных организаций - более 4000, из них межправительственных - около 300, и они охватывают все сегменты современных международных отношений.

 

[1] Мескон, Майкл, Альберт Майкл, Хедоури, Франклин. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: «Дело», 1997, с.

[2]

[3] Кутейников А.Е. Международные межправительственные организации: социологический подход. //Журнал социологии и социальной антропологии. 1999, т. II, вып. 4, с

[4] Les Organisations internationales entre I'innovation et la stagnation. Lausanne, 1985, p. 21.

[5]

[6] Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. т. Vila : Выговский - Гальбан, СПб.,1892, с. 611-612.

[7]

[8] Бахрах, Д. Н. Административное право России: учеб. / Д. Н. Бахрах, В. Г. Татарян. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009, с 46.

[9] Федеральный Закон от 27.07.2010 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

[10] Миронов Н. В. Международное сотрудничество министерств и ведомств СССР // Советское государство и право. 1981. N 7. С. 78.

[11] Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации". 12 Игнатюк Н. А. Компетенция федеральных министерств Российской Федерации. М., 2003. С. 100.

[12] https://mvd.ru/mvd/structure1/Upravlenija/Nacionalnoe_centralnoe_bjuro_Interpola 14

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (14.11.2017)
Просмотров: 328 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%