Понедельник, 25.11.2024, 04:35
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Аспекты корпоративных финансов

Финансы - система денежных отношений, выражающихся в формировании и использовании денежных фондов в процессе их кругооборота.

Денежный фонд - обособившаяся часть денежных средств, получившая целевое назначение и относительную самостоятельность.

Функции финансов:

Доходная - формирование денежных доходов и фондов.

Распределительная - распределение денежных фондов и общественного продукта.

Контрольная - контроль за использованием денежных фондов по назначению.

Стимулирующая - воздействие посредством финансовых рычагов на развитие предприятий и отраслей экономики.

Финансовый менеджмент – система взаимоотношений по поводу привлечения и использования финансовых ресурсов в целях эффективного функционирования организации. Финансовый менеджмент имеет два аспекта:[1]

1. инвестиционный аспект финансового управления – как вложить финансовые ресурсы (деньги) с максимальным эффектом.

2. финансовый аспект как привлечь финансирование с максимальным эффектом.

Рис. 1. – Аспекты финансового менеджмента

Таблица № 1 - Эволюция науки финансовый менеджмент[2]

Период

Объект

Теории

20-е годы XX века: бурное развитие экономики, объединение капитала, и созда-ние акционерных обществ

Ценные бумаги: акции, облигации

Привлечение внешнего капитала большого числа мелких инвесторов через ценные бумаги (акции, облигации). Правила выпуска, обращения, обеспечения прав владельцев ценных бумаг.

Стратегии игры на фондовой бирже.

30-е годы - великая депрессия и проблема банкротства

Оценка структуры капитала и ликвидность

Разработки по оценке кредитоспособности предприятий.

Стандартизирована финансовая отчетность предприятий, на основе которой зародился финансовый анализ.

Разработаны основные финансовые коэффициенты.

конец 40-х-50 годы - послевоенный инвестиционный

бум

Оценка инвестиций.

Концепция дисконтирования денежных потоков для оценки инвестиционных проектов.

Разработаны основные инвестиционные показатели: чистая приведенная стоимость, внутренняя норма доходности.

Теории определения стоимости компании и влияния на нее структуры капитала и политики дивидендов.

60-е - 70 годы – рост международной конкуренции

Оборотный капитал, оптимизация затрат

Становление финансового планирования и бюджетирования.

Развитие управленческого учета.

Управление оборотным капиталом.

Методы оптимизации запасов (логистика).

80-е – 90-е годы – глобализация рынков капитала

Фактор неопределенности

Теория и практика инвестиционного портфеля.

Методы управления финансовыми рисками.

Производные ценные бумаги.

Моделирование стоимости капитала.

Экономическая добавленная стоимость.

Основные концепции финансового менеджмента

Концепция – это определенный способ понимания и трактовки явления, процесса, основная идея для систематического их представления. Концепция в финансовом менеджменте это способ теоретического осмысления явлений финансовой деятельности организаций.

В основных концепциях финансового менеджмента выражается принятая точка зрения на отдельные явления финансовой деятельности, определяется сущность и направление развития этих явлений.

К основным концепциям финансового менеджмента относятся:

1. Концепция денежного потока;

2. Концепция компромисса между риском и доходностью;

3. Концепция стоимости капитала;

7. Концепция альтернативных затрат.

4. Концепция эффективности рынка;

5. Концепция асимметричной информации;

6. Концепция агентских отношений;

Все приведенные выше концепции взаимосвязаны и позволяют получить системное представление о современных правилах функционирования финансового рынка.

Концепция денежного потока применяется в рамках анализа инвестиционных проектов, в ее основе лежит количественная оценка связанного с проектом денежного потока.

Решения финансового характера предполагают учет и анализ денежных потоков во времени. При этом денежная единица, имеющаяся в распоряжении у субъекта сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению в будущем, не равноценны. Как правило – «рубль» сегодня дороже, чем «рубль» завтра.

На снижение стоимости будущей денежной единицы, по сравнению с имеющейся, влияют три фактора:[3]

1) инфляция;

2) риск;

3) стоимость денег или их альтернативное использование.

Инфляция обесценивает денежную единицу, снижая ее потребительскую ценность.

Риск является мерой оценки вероятности будущих поступлений денежных средств. Чем меньше вероятность будущих поступлений денежных средств, тем выше риск и тем больше обесцениваются будущие поступления.

Стоимость денег определена инвестиционным характером привлечения капитала в предприятие. Деньги инвестируются собственниками либо кредиторами с целью получить доход на вложенный капитал, следовательно, этот доход должен быть учтен при определении стоимости будущих поступлений.

В связи с этим возникает задача оценки стоимости будущих денежных потоков с позиции сегодняшнего дня, которая решается с использованием метода дисконтирования денежных потоков.

Дисконтирование – процесс приведения стоимости будущей денежной суммы к настоящему моменту времени (ее оценка с позиции текущего момента).

Математически эта операция осуществляется умножением ожидаемой к получению в будущем денежной суммы на коэффициент дисконтирования (формула 1).[4]

где, r – ставка дисконтирования;

n – период времени капитализации процента;

S – будущая сумма, руб.;

P- приведенная сумма, руб.;

При определении ставки дисконтирования необходимо учесть все факторы, влияющие на стоимость денег во времени.

Концепция компромисса между риском и доходностью предполагает достижение разумного соотношения между риском и доходностью. Она состоит в том, что получение любого дохода в бизнесе сопряжено с риском, причем связь между этими двумя характеристиками прямопропорциональная. Как правило, более доходные операции сопряжены с более высоким риском. И с другой стороны, при анализе инвестиций в проекты с повышенным риском, инвестор требует более высокой доходности на вложенный капитал.

Концепция оценки стоимости капитала определяет, что каждый источник финансирования имеет свою стоимость, которая должна быть учтена при анализе как источников финансирования, так и направлений инвестиций капитала.

Стоимость банковского кредитовая определяется банковским процентом, стоимость инвестиций в собственный капитал предприятий – требуемой нормой доходности, которая определяется на основе средне рыночных показателей прироста капитала собственников.

При выборе источников финансирования менеджер должен выбрать оптимальный вариант с учетом стоимости, сроков и рисков. На практике определяется оптимальная структура источников финансирования с учетом приведенных факторов.

Концепция стоимости капитала предусматривает определение минимального уровня дохода от деятельности предприятия или реализации проекта, необходимого для покрытия стоимости финансирования и позволяющего не оказаться в убытке.

Концепция альтернативных затрат предусматривает оценку альтернативных вариантов стоимости возможного вложения капитала, использования производственных мощностей, выбора вариантов политики кредитования покупателей и т.д.

Например, концепция альтернативных затрат проявляется при организации систем управленческого контроля. С одной стороны, любая система контроля стоит определенных денег, т.е. связана с затратами, которых в принципе можно избежать; с другой стороны, отсутствие систематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям.

Концепция эффективности финансовых рынков связана с быстротой отражения информации о рынке ценных бумаг на ценах ценных бумаг. Данная концепция предполагает, что благодаря полноте и доступности информации о финансовом положении предприятия и в целом о состоянии финансовых рынков для всех участников рынка, стоимость ценных бумаг объективно отражает ценность компании, эмитирующей данные ценные бумаги.[5]

Данная концепция реализуется следующим образом, предположим, что на рынке, находившемся в состоянии равновесия, появилась новая информация о том, что цена акций некоторой компании занижена. Это приведет к немедленному повышению спроса на данные акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах и характеризуется уровнем эффективности рынка. Степень эффективности рынка характеризуема уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. На эффективных финансовых рынках практически невозможно получить сверх доходы, владея конфиденциальной информацией о предприятии

Концепция асимметричной информации, ее смысл заключается в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной в равной степени всем участникам рынка. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Каждый потенциальный инвестор имеет собственное суждение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще всего на убеждении, что именно он владеет некоторой информацией, возможно, недоступной другим участникам рынка.

Концепция агентских отношений предусматривает нивелирование групповых интересов управленческого персонала и владельцев компаний. По мере усложнения форм организации бизнеса крупным фирмам в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля. Владельцы компании передают функцию управлении наемным профессионалам и не вникают в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда. В частности при анализе решений получение сиюминутной прибыли может противоречить долгосрочному устойчивому росту. Первое, как правило, долее интересует управленческих персонал, второе собственников.

Чтобы нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и ограничить неблагоприятные последствия, владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки, которые должны учитываться при принятии финансовых решений. Развитие теории послужило основой для формирования дивидендной политики предприятия, введению выплат вознаграждения менеджеров опционами предприятия.

Знание сущности концепций, их взаимосвязи необходимо для принятия обоснованных решений в управлении финансами хозяйственного субъекта.

Цели финансового менеджмента.

Цели финансового управления связаны с целью создания предприятия и различаются в зависимости от его организационно-правовой формы. Наиболее существенна разница в целях финансового управления между коммерческим и некоммерческим предприятием.

Цели финансового управления коммерческим предприятием:

Максимизация прибыли.

Обеспечение ликвидность (платежеспособность) организации.

Рост собственного капитала (капитала собственников).

Цели финансового управления некоммерческим предприятием:

Обеспечение финансовыми ресурсами выполнения функций организации.

Обеспечение ликвидности (платежеспособности).

Выполнение целевых показателей результативности, определенных учредителем.

Цели финансового управления реализуются через его функции. Деятельность финансовых менеджеров связана с осуществлением определенных функций, к которым относятся:

планирование финансовых показателей (объема реализации товаров (работ, услуг), себестоимости, расходов на коммерческую деятельность и управление, финансовых результатов и т.п.);

организация деятельности по достижению запланированных финансовых показателей, которая реализуется через определение сферы ответственности функциональных и линейных руководителей за эти показатели;

учет фактического исполнения финансовых показателей, запланированных на отчетный период;

контроль над исполнением запланированных финансовых показателей в отчетном периоде;

анализ отклонения фактических финансовых показателей с их плановыми значениями, выявление факторов, повлиявших на данные отклонения.

После проведения анализа информации, необходимо принять решение о планировании на следующий период. Возможно, что под воздействием объективных внутренних (наличие ресурсов, функциональных мощностей и организационных возможностей) и внешних факторов (состояние рынка ресурсов, действия конкурентов и поведение потребителей, государственное регулирование) менеджерам организации следует пересмотреть планируемые показатели или определить управленческие мероприятия для обеспечения реализации принятых программ.

Рис. 2. – Функции финансового управления

Для выполнения вышеозначенных функций менеджменту организации нужна информация. Планированием финансовых показателей занимаются планово-финансовые службы организации. Основным поставщиком фактической финансовой информации является бухгалтерский учет и, соответственно, подразделения им занимающиеся. Бухгалтерский учет поставляет информацию для разных категорий пользователей.

Виды учетной информации по категориям пользователей.

Пользователей учетной информации можно разделить на три категории:

Внешние пользователи (собственники (учредители), кредиторы, поставщики и покупатели, вышестоящие организации).

Налоговые органы.

Внутренние пользователи в организации – менеджеры различного уровня.

Соответственно выделяют налоговый, финансовый и управленческий учет.

Таблица № 2 - Виды учета и пользователи финансовой информации

Пользователь

Вид учета

Отчетность

Внешние пользователи

Финансовый

Стандартные формы финансовой отчетности

Налоговые органы

Налоговый

Налоговые декларации по соответствующим налогам

Менеджмент

Управленческий

Управленческая отчетность

Налоговый учет - это система учета, направленная на определение налогооблагаемой базы и налоговых обязательств по соответствующему налогу. Налоговый учет ведется в строгом соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Финансовый учет – это система учета по строго регламентированным правилам, предназначенная в первую очередь для предоставления информации внешним структурам. Финансовый учет ведется в соответствии с требованиями ПБУ РФ.

Составление финансовой отчетности по установленным правилам необходимо, для того чтобы сторонний пользователь мог понять и проанализировать основные показатели работы организации, а так же для возможности сравнения организаций между собой. Соблюдение общепринятых стандартов отчетности обеспечивает единообразие и сравнимость отчетов.

Бухгалтерский учет регламентируется законодательными требованиями, а финансовые отчеты отличаются по форме в зависимости от того коммерческое предприятие или бюджетное учреждение предоставляет отчеты.

Основные формы финансовой отчетности коммерческого предприятия:

Баланс предприятия,

Отчет о прибылях и убытках,

Отчет о движении денежных средств,

Отчет об изменении капитала.

Основные формы финансовой отчетности бюджетной организации:

Баланс бюджетной организации,

Отчет о финансовых результатах деятельности,

Отчет об исполнении бюджетной сметы,

Отчет об исполнении сметы доходов и расходов

Управленческий учет – это система внутреннего учета и обработки данных о хозяйственной деятельности организации для руководителей различных уровней, на основе которой они принимаются более обоснованные решения в целях повышения эффективности текущих операций.

Таблица № 3 - Сравнительная характеристика видов учета

Финансовый учет

Налоговый учет

Управленческий учет

Пользователи

Внешние и внутренние пользователи

Налоговые органы и внутренние пользователи

Внутренние пользователи

Основная цель

Обеспечение информацией о финансовом состоянии предприятия внешних пользователей

Определение налоговых обязательств предприятия.

Обеспечение информацией менеджеров в целях повышения эффективности деятельности предприятия

Правила ведения учета

Осуществляется в соответствии с принятыми и узаконенными нормам.

(РСБУ, GAAP, МСФО).

Осуществляется в соответствии с принятыми нормам и правилами налогового законодательства (Налоговый кодекс РФ).

Осуществляется по правилам, сформированным организа-цией в соответствии с целями и задачами управления.

Объект учета

Предприятие в целом

Предприятие в целом

Структурные подразделения предприятия, продукция, виды деятельности.

Частота составления отчетов

Основным отчетом, является ежегодный отчет. Менее детализированные отчеты предоставляются раз в квартал.

Составляется в соответствие с установленными законода-тельством сроками предоставления деклараций по соответствующим налогам.

Определяется решением руководства, когда в ней возникает необходимость (ежедневно, еженедельно, ежемесячно).

Взаимосвязь между всеми видами учета осуществляется через систему бухгалтерского учета. Для составления отчетов для всех видов пользователей используются, прежде всего, данные о реальных операциях, производимых предприятием, которые регистрирует и систематизирует бухгалтерский учет.

 

[1] Мировая экономика: Учебник / под ред. А.С.Булатова. 2-е изд., перераб и доп. - М.: Экономистъ, 2007. - 860 с.

[2] Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство, Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: АллАПринт. - 2002. - С. 16.

[3] Поляков В.В., Щетинин Р.К. Мировая экономика и международный бизнес. М.: КНОРУС, 2005. - С.524.

[4] Загашвили В., Шишков Ю. Мировая торговля и международные инвестиции // Мировая экономика и международные отношения. -2000. № 8. - С.25.

[5] Шмелев Н. Кто кого финансирует: (Вывоз капитала) // Новое время. -1996. № 20. - С.9.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (03.03.2017)
Просмотров: 193 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%