При расследовании уголовного дела следователь, дознаватель, обязаны выяснить условия жизни и содержания несовершеннолетнего, уровень его психического развития и иные особенности его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Выяснение данных обстоятельств имеет большое значение для решения ряда вопросов, таких как:
- выбор мер пресечения и мер исправления несовершеннолетнего;
- установление некоторых моментов, связанных с психическому отношению лица к содеянному;
- выявление всей совокупности обстоятельств, способствовавших преступлению;
- принятие мер к предупреждению совершения преступлений другими подростками;
- ответственность воспитателей несовершеннолетнего;
- разработка тактики проведения следственных действий с участием несовершеннолетнего.
Условия жизни и воспитания оцениваются исходя из требований ст. 54, 56, 63-65, 123 Семейного кодекса РФ. В этой связи судебная практика считает существенными обстоятельства, характеризующие отношения в семье или заменяющей ее среде, поведение родителей (заменяющих их лиц), характер отношений несовершеннолетнего с ближайшим окружением, связи и времяпрепровождение, отношение ПОДРОСТКА к учебе (работе), отношение к нему в учебном (трудовом) коллективе, длительность и причины нахождения без определенных занятий, бегство из семьи или детского учреждения, жизненный уровень семьи и т.д. Обязательно следует установить, не имело ли место жестокое
обращение с несовершеннолетним родителей (заменяющих лиц),
30
воспитателен, учащихся, воспитанников .
Большинство семей с низким моральным уровнем находится на грани распада. С педагогической точки зрения такие отношения между родителями оказывают отрицательное влияние на формирование личности ребенка.
Неблагополучные семьи формируют детей по своему образу и подобию, из которых чаще всего выходят люди с циничным отношением к нравственным ценностям, пренебрегающие нормами поведения в обществе и правопорядком. В окружающей их среде они часто бравируют своим неуважительным отношением к требованиям дисциплины, систематически создают криминогенные ситуации и совершают правонарушения.
Таким образом, отрицательный микроклимат неблагополучной семьи, асоциальное поведение ее взрослых членов способствуют тому, что дети, воспитывающиеся в таких семьях, не просто перенимают отрицательные образцы поведения, но и усваивают ценностные ориентации, реализуя их уже в своем антиобщественном поведении[1] [2].
К ряду обстоятельств, оказывающих отрицательное воздействие на развитие несовершеннолетних относится: неблагоприятное влияние родителей и других членов семьи, отсутствие у родителей возможности обеспечить минимальные потребности детей, негативное влияние ближнего окружения, безнадзорность, длительное оставление учебного заведения, низкий уровень работы общеобразовательного учреждения, подстрекательство со стороны взрослых преступников, героизация в СМИ, литературе стандартов антиобщественного поведения (насилия,
жестокости, наркотиков, порнографии), компьютерные игры, подающие
32
насилие как увлекательное приключение .
Можно выделить пять основных типов условий семейного воспитания, при которых и происходят у подростков отрицательные изменения в характере:
К первому типу можно отнести ситуацию, когда ребенок развращается родственниками, опекунами или родителями (пьянство, драки, правонарушения, вовлечение и подстрекательство к антиобщественным действиям).
Ко второму типу относится ситуация, когда в семье отсутствуют родительские чувства (ребенок-обуза с точки зрения родителей).
Третий тип: ребенок недостаточно контролируется родителями, во многом предоставлен самому себе (родители не осуществляют контроль за режимом дня ребенка, его окружением, интересами и занятиями).
Четвертый тип характерен избалованностью детей (в таких семьях ребенок чаще всего один, ему многое прощается, он эгоистичен).
Пятый тип - когда родители, субъективно желают привить ребенку социально-положительные нормы поведения, объективно создают противоположное (из-за приверженности к авторитарным, деспотическим методам воспитания) .
Для выяснений условий жизни и воспитания несовершеннолетнего необходимо собирать данные относительно:
материально-бытовых условий семьи, наличия у несовершеннолетнего имущества, самостоятельного заработка; [3] [4]
- родителей (или лиц их замещающих)- образования, профессии, места работы; моральных качеств; отношения друг к другу и детям; выполнения обязанностей по их воспитанию; отношения детей к родителям;
- учебы (и работы) несовершеннолетнего- где учится; в качестве кого работает (если работает); успеваемость; отношение к работе или учебе;
- поведения- отношение к старшим, к товарищам, участие в жизни коллектива;
- внимания администрации и общественных организаций к его воспитанию и досугу, поддержанию связей с семьей и т.д.;
- ближайшего бытового окружения, связей, время препровождения и круга интересов несовершеннолетнего; участие в различных формах организационного досуга, поведения дома и бытовом окружении;
- иных правонарушений несовершеннолетнего, если таковые имели место, был ли он поставлен на профилактический учет, какие меры воздействия и устранения отрицательных влияний применялись, почему они не дали результатов;
- времени и причин оставления несовершеннолетним учебы или работы, если он в момент совершения преступления не учился и не работал, было ли это известно семье, органам профилактики, как они на это реагировали.
Для установления этих обстоятельств дознавателю, следователю
надлежит:
Допросить родителей несовершеннолетнего о том, как он рос, развивался, учился, выяснить жилищные условия и уровень материального благосостояния семьи. Необходимо также определиться, насколько родители способны влиять на поведение несовершеннолетнего, выяснить, как часто возникают в данной семье конфликты;
Допросить классного руководителя или иного педагога, хорошо знающего несовершеннолетнего, выяснить отношение его к коллективу, учебе;
Приобщить к делу характеристику со всех мест учебы несовершеннолетнего;
Приобщить характеристику с места жительства.
Согласно анализу изученных уголовных дел, рассмотренных Ленинским районным судом г. Новосибирска, условия жизни и содержания несовершеннолетнего устанавливаются в 100 % случаев,
(см. приложение 1).
К обстоятельствам, подлежащим доказыванию и входящим в предмет доказывания по преступлениям, совершаемым несовершеннолетними, относятся согласно п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ уровень психического развития несовершеннолетнего и иные особенности его личности. Следует учитывать, что для привлечения к уголовной ответственности необходимо, чтобы уровень умственного развития несовершеннолетнего соответствовал «паспортному возрасту». Подлежит прекращению уголовное
преследование в отношении несовершеннолетнего, который хотя и достиг возраста, с которого наступает уголовная ответственность, но в следствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, предусмотренного уголовным законом (ч. 3 ст. 27 УПК РФ; ч. 3 ст. 20 УК РФ).
Установление уровня психического развития подростка предполагает установление степени его интеллектуального развития, соответствия его
34
возрасту, причин задержки психического развития . [5]
Анализ материалов уголовных дел в архиве Ленинского районного суда г. Новосибирска показал, что уровень психического развития и иные особенности личности обвиняемого устанавливается в 100 % случаев, (см. приложение 1).
В соответствии со ст. 19 УК РФ. вменяемость лица является обязательным условием привлечения его к уголовной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 21 УК РФ не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Ст. 22 УК РФ предусматривает уголовную ответственность лиц, которые во время совершения преступления в силу психического расстройства не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, а также данная статья предусматривает наличие психического расстройства, не исключающего вменяемости, которое учитывается судом при назначении наказания.
Снова обращаясь к анализу изученных дел, рассмотренных Ленинским районным судом г. Новосибирска, который показал, что у несовершеннолетнего обвиняемого было установлено наличие психического расстройства в 33% случаев, можно сделать вывод о том, что не смотря на наличие такого расстройства, в момент совершения преступления обвиняемый в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. (см. приложение 1).
В свою очередь лицо, достигшее возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не могущее в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ) .
Уровень психического развития несовершеннолетних определяется степенью их интеллектуального развития, насколько оно соответствует его возрасту, в чем конкретно выражается задержка психического развития и ее причины: психические расстройства, социальная или педагогическая
36
запущенность .
Согласно и. 4 с. 196 УПК РФ установление психического состояния обвиняемого (подозреваемого) сопровождается обязательным назначением судебной экспертизы.
Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза - это одна из разновидностей межродовых комплексных экспертиз, основанная на совместном рассмотрении и оценке результатов совместного применения для исследования психической деятельности несовершеннолетних специальных знаний эксперта-психолога и эксперта-
37
психиатра .
Необходимость выяснения наличия или отсутствия психических расстройств у несовершеннолетнего обвиняемого, имеющего признаки отставания или отклонения в психическом развитии, предопределяет предпочтительность комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. [6] [7] [8]
Как показывает экспертная практика, подавляющее большинство выявляемых форм недостаточности интеллектуального и личностного развития у подростков связано с теми или иными видами психической патологии: психическим и психофизическим инфантилизмом,
органическими положениями головного мозга, олигофренией. .
Следует отметить, что назначая судебную комплексную психологопсихиатрическую экспертизу, следователем, в первую очередь, должны быть поставлены следующие вопросы:
Страдает ли данное лицо каким-либо психическим расстройством, страдало ли оно таким расстройством, в период, относящийся к инкриминируемому деянию?
Если лицо страдает психическим расстройством, то могло ли оно осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в период совершения инкриминируемого деяния?
Нуждается ли лицо в применении мер медицинского характера?
Имеется ли у обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством, в чем оно выражается?
Если имеет место, то в какой мере это отставание повлияло на осознание им фактического характера и общественной опасности своих действий, на его способность руководить ими?
В п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ неполно определено содержание обстоятельств, подлежащих установлению. В связи с этим, а также для усиления профилактической работы следователей и дознавателей по делам в отношении несовершеннолетних, в УПК РФ необходимо дополнительно [9] закрепить примерную группировку обстоятельств, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними, и закрепить и. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ в следующем виде: «2) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, обстоятельства, способствовавшие совершению преступления несовершеннолетним (обстоятельства, характеризующие источник возникновения у несовершеннолетних антиобщественных взглядов и привычек, обстоятельства, приведшие к формированию преступного умысла и непосредственно толкнувшие на совершение преступления, обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления), уровень психического развития и иные особенности его личности».
Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Условия жизни и воспитания оцениваются следователем помимо законодательных требований, установлением уровня жизни семьи, определением семейных ценностей, морального уровня как несовершеннолетнего, так и его окружения, образа его жизни и т.д. Установление же уровня психического развития несовершеннолетнего важно для определения степени его интеллектуального развития и соответствия его возрасту, а также сопоставление уровня психического развития с инкриминируемым деянием.
[1] Энциклопедия уголовного права: в 35 т. - Санкт-Петербург: Издание профессора Малинина.,2008.-Т. 11: Уголовная ответственность несовершеннолетних. - С. 146.
[2] Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции/ В.А. Пятунин.-М.:РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010.-С. 213. С. 59
[3] Зобнин Д. В. Ненужные дети / Д. В. Зобнин // Предварительное следствие - Вып. № 25.- 2014.
-С.91.
[4] Дроздов Т. М. Классификация неблагоприятных условий семейного воспитания в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя/ Т. М. Дроздов // Российский следователь.-2012. - № 23. - С.51.
[5] Кузьмина ОЛ. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дис. ...канд. юрид. наук/ О. Л. Кузьмина.- Калининград, 2005-С. 89.
[6] Лебедев В.М. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации/ В.М. Лебедев. Режим доступа: http://www. novoart7.narod.ru/simple.html
[7] Гурьева В.А. Клиническая и судебная подростковая психиатрия/ В.А. Гурьева.-М: МИА, 2007.-
С.73
[8] Особенности проведения судебно-психологических и комплексных экспертиз в отношении несовершеннолетних правонарушителей: [научно-методическое пособие] / Е. В. Васкэ. - Н. Новгород, 2007.-С. 18.
[9] Нагаев В. В. Основы судебно-психологической экспертизы/ В. В. Нагаев.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000,- С. 146-147.
|