Требование закона о необходимости установления влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц (п. 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ) означает, что выяснению подлежит круг лиц, положительно и отрицательно
39
влияющих на подростка, в чем конкретно это влияние выражается .
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 от 14.02.2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» также подчеркнута необходимость тщательного выяснения характера взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в
40
совершение преступления .
Проверяться должны и факты вовлечения в преступную деятельность, осуществляемую непосредственно подростком без участия взрослого, который вызвал у несовершеннолетнего желания, укрепил решимость совершать преступления (пропаганда среди несовершеннолетних преступного образа жизни, обучение преступному умыслу)[1] [2] [3].
Под вовлечением несовершеннолетнего в преступную деятельность судебная практика понимает действия, которые направлены на формирование у него желания участвовать в совершении одного или нескольких преступлений, которые сопряжены с применением физического или психического воздействия. Конкретные виды воздействия на несовершеннолетнего могут быть самыми разнообразными: побои, уговоры, уверения в безнаказанности, лесть, угрозы и запугивание, подкуп, обман, возбуждение чувства мести, зависти или других низменных побуждений, дача совета о месте и способах совершения или сокрытия следов преступления, обещание оказать содействие в реализации похищенного и другие.
На практике встречается много случаев, когда несовершеннолетние, желая скрыть роль взрослого в совершении преступления, берут всю вину на себя. Часто взрослые соучастники запугивают несовершеннолетних расправой в случае, если последние выдадут их на допросе. Подстрекатели из числа опытных преступников стремятся связать подростка круговой порукой, играют на его чувствах, боязни позора, нежелании выглядеть
42
«предателем» по отношению к «товарищу» .
Наличие в семье деградировавших личностей (алкоголиков, наркоманов и т.д.) нередко приводит к утверждению в отношениях между взрослыми и детьми неприкрытой враждебности, отчужденности, взаимного отторжения. А подобная атмосфера уже сама по себе несет заряд криминогенного влияния на формирование поведения подростка[4] [5].
Установление круга лиц, положительно влияющих на несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого), также имеют большое значение для достижения задач уголовного процесса. Сведения о лицах, способных положительным образом влиять на обвиняемого (подозреваемого) позволяют дознавателю, следователю, прокурору, суду:
- более объективно решить вопрос об освобождении от уголовной ответственности или наказания несовершеннолетнего, совершившего запрещенное уголовным законом деяние, поскольку в основе этого решения лежит вывод о возможности исправления обвиняемого без применения к нему мер уголовно-правового воздействия;
- избрать наиболее целесообразную меру пресечения: в виде присмотра (ст. 105 УПК РФ), которое предполагает установление при расследовании уголовного дела заслуживающих доверия лиц, способных обеспечить предупреждение со стороны обвиняемого (подозреваемого) действий, указанных в ст. 97 УПК РФ, либо домашнего ареста (ст. 107 УПК РФ), предполагающего «здоровую» атмосферу в семье;
- сделать правильный выбор законного представителя при допуске его к участию в уголовном деле, а также при замене одного законного представителя на другого в соответствии с правилами ч. 4 ст. 426 УПК РФ;
привлечь к допросу несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) именно того педагога или психолога, который способен установить с допрашиваемым необходимый контакт и способствовать тем
-44
самым получению от него полных и достоверных показании .
Согласно результатам изучения рассмотренных Ленинским районным судом г. Новосибирска материалов уголовных дел, в 100 % случаев установлено влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. (см. приложение 1).
Итак, установление данного вида обстоятельства, входящего в предмет доказывания по делам несовершеннолетних представляет определенную сложность, особенно это актуально для судебных стадий производства по делам несовершеннолетних. Поэтому, как указывается в литературе, необходимо при установлении обстоятельств по делам несовершеннолетних учитывать мог ли подросток совершить преступление без помощи других лиц [6]
EL 3 ч. 2 ст. 421 УПК РФ регламентирует необходимость установления влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Данное положение сформулировано не вполне четко, что не дает возможность однозначно решить, о каком именно воздействии на несовершеннолетнего - только лишь негативном или и позитивном - идет речь. Также следует иметь ввиду, что наличие взрослого соучастника не означает, что именно он вовлек несовершеннолетнего в преступную деятельность.
На основании вышеизложенного полагается, что целесообразно п. 3 ч. 2 ст. 421 УПК РФ изложить в следующем виде: «3) отрицательное и положительное влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц, а также факт вовлечения несовершеннолетнего старшим по возрасту лицом в преступную деятельность».
Таким образом, необходимость установления влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц предусматривает устанавливать круг лиц как положительно, так и отрицательно влияющих на несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. Также необходимо выяснять характер взаимоотношений между взрослым и подростком, так как эти данные могут иметь значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, а следовательно повлиять на результат расследования уголовного дела в отношении несовершеннолетнего.
[1] Кузьмина ОЛ. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дис. ...канд. юрид. наук/ О. Л. Кузьмина.- Калининград, 2005-С. 97.
[2] О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2000 г. № 7// Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2000,- №4.-С. 10.
[3] Николюк В. В. Расследование и судебное разбирательство уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних/ В. В. Николюк, И. А. Даниленко.-Омск: Омская академия МВД России, 2004.-С.9.
[4] Кузьмина ОЛ. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дис. ...канд. юрид. наук/ О. Л. Кузьмина.- Калининград, 2005-С. 98.
[5] Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции/ В.А. Пятун и н. -М.: Р О О «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010.-С. 213.
[6] Даниленко И.А. Обстоятельства, подлежащие установлению при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дне. ... канд. юрид. наук./ И.А. Даниленко.-М, 2005.-С. 101.
|