Одной из наиболее значимых особенностей предварительного расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних является участие законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в ходе досудебного производства по уголовному делу. В соответствии со ст. 424 УПК РФ вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к следователю, дознавателю или в суд производится через его законных представителей, а если несовершеннолетний находится в специализированном учреждении для несовершеннолетних - через администрацию этого учреждения.
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, обязательно участие педагога или психолога (изучение уголовных дел в архиве ленинского районного суда показало 47 % случаев участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого (см. приложение 1).
Говоря об участии психолога в уголовном судопроизводстве, следует иметь ввиду сразу два вида деятельности: профессиональнопсихологическая деятельность осуществляется в связи с уголовнопроцессуальной деятельностью. Поэтому организационные основы участия психолога в судопроизводстве должны учитывать и сочетать специфику их обоих[1].
Перед тем, как установить обязательность или возможность участия в досудебном производстве конкретного лица в качестве законного представителя, необходимо выяснить, соответствует ли это лицо изначально предъявляемым к нему требованиям[2] [3].
Правомочия законного представителя, не являющегося близким родственником несовершеннолетнего, подтверждаются приобщенными к материалам уголовного дела официальными документами, обладающими всеми необходимыми реквизитами (доверенность и т.д.), при этом в документах в обязательном порядке должно быть отражено право на представление интересов несовершеннолетнего именно в ходе
50
предварительного следствия н уголовного судопроизводства .
Особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого закреплены в ст. 425 УПК РФ.
Тщательная подготовка к допросу несовершеннолетнего предусматривает составление письменного плана, где отмечают наиболее значимые данные, круг участников и основную линию допроса, формулирование последовательности вопросов в логическом порядке. Следователь должен владеть тактическими приемами допроса[4].
В ходе подготовки к допросу несовершеннолетнего следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий производства допроса. К ним относятся:
Решение вопроса о месте допроса несовершеннолетнего.
Определение времени и места допроса.
Получение информации о личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого: личные качества несовершеннолетнего (дружелюбие, чувство товарищества, чуткость, конфликтность,
неприязненные отношения и т.п.); черты характера; круг интересов и увлечений, а также другие имеющие значение данные, относящиеся к характеристике несовершеннолетнего.
Определение круга участников допроса.
Составление плана допроса, определение последовательности задаваемых вопросов, их формулировку.
Подготовить средства фиксации показаний.
Задавая вопросы, необходимо убедиться в том, что допрашиваемый правильно уяснил его содержание, и в случае необходимости изменить формулировку вопроса или расчленить на несколько более конкретных и простых вопросов[5].
Согласно и. 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» следует иметь ввиду, что ст. 425 УПК РФ предусматривает обязательное участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) в возрасте от 14 до 16 лет, а в возрасте от 16 до 18 лет - при условии, что он страдает психическим расстройством или отстает в психическом развитии. Показания такого подозреваемого, обвиняемого, полученные без участия педагога или психолога, в силу ч. 2 ст. 75 УПК РФ являются недопустимыми доказательствами.
Важно, чтобы соответствующее лицо не только имело педагогическое образование, но и работало в качестве педагога (желательно с подростками того же возраста, что и допрашиваемый).
Преимущественно, если допрашиваемое лицо знакомо с участвующим в
53
допросе педагогом, и между ними сложились доверительные отношения .
В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого также обязательно участие защитника, который имеет право задавать вопросы,
54
знакомиться с протоколом .
Необходимо разобраться с возможным самооговором, выяснить его причины, к которым могут относиться такие как: ложное представление о романтике, желание взять на себя вину других, чтобы казаться «героем» в чьих-то глазах, либо из страха перед более сильным соучастником, либо по просьбе его родственников или родственников потерпевшего[6] [7] [8].
Тактическими приемами допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого являются: разъяснение задач расследования; выяснение условий жизни и воспитания с целью установления психологического контакта и более точной оценки показаний; выбор правильного тона (недопустимы как суровость и сухость, так и панибратство и заискивание)[9].
Определённое значение при допросе имеет темп. Нельзя торопить, обрывать несовершеннолетнего, поскольку большинство из них может подходить к существу через сложные специфические переживания, ассоциации. Вместе с тем, в определенных случаях эффективным может оказаться обратный прием - форсирование темпа допроса - быстрая, резкая и напористая постановка вопроса, когда допрашиваемому не дается времени подумать)[10].
Согласно п. 11 ст. 5 УПК РФ задержание подозреваемого - это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления.
Ст. 91 УПК РФ предусматривает основания задержания подозреваемого. Задержание несовершеннолетнего подозреваемого в порядке ст. 91 УПК РФ, избрание в отношении него меры пресечения либо иной меры процессуального принуждения допускается только в присутствии защитника, при этом о задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о месте содержания его под стражей незамедлительно извещаются законные представители.
Как показывает анализ результатов изучения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, рассмотренных Ленинским районным судом г. Новосибирска, задержание несовершеннолетнего подозреваемого имело место в 47 % рассмотренных случаев (см. приложение 1).
Следует иметь в виду, что при решении вопроса об избрании меры пресечения к несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому в каждом случае должна обсуждаться возможность отдачи его под присмотр в порядке, установленном ст. 105 УПК РФ, то есть в постановлении о возбуждении перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в обязательном порядке должна быть приведены мотивировка невозможности избрания иной меры пресечения.[11]
Заключение под стражу может иметь место только в случае, если несовершеннолетний подозревается или обвиняется в совершении тяжкого либо особо тяжкого преступления. Только в исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести (ч. 2 ст. 108 УПК РФ)[12].
Согласно Минимальным стандартным правилам ООН, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), содержание под стражей несовершеннолетних до суда должно применяться лишь в качестве "крайней меры и в течение кратчайшего периода времени" (п. 13.1); предлагается во всех возможных случаях заменять содержание под стражей другими альтернативными мерами (п. 13.2).
При сравнении этих Правил с общими (относящимися к взрослым) правилами ограничения свободы и личной неприкосновенности (ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и др.) по отношению к несовершеннолетним очевиден особый, более гуманный подход. Так, в соответствии с общими правилами "содержание под стражей лиц, ожидающих судебного разбирательства, не должно быть общим правилом", тогда как в отношении несовершеннолетних лишение свободы допускается, во-первых, "в качестве крайней меры" и, во-вторых, оно возможно "в течение кратчайшего периода времени"[13].
К числу обстоятельств, которые имеют существенное значение при решении вопроса об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого можно, например, отнести такие как повторность совершенного преступления, нарушение отсрочки исполнения приговора, направленность умысла, агрессивность преступных действий, отрицательное поведение после совершения преступления, связь с преступной средой, отсутствие работы и учебы и другие[14].
Наиболее сложным является вопрос о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних, не достигших 16 лет. В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 108 УПК РФ и ч. 6 ст. 88 УК РФ избрание меры пресечения в виде заключения под стражу не допускается в отношении несовершеннолетнего, не достигшего 16 лет, который подозревается или обвиняется в совершении преступлений небольшой или средней тяжести впервые, а также в отношении остальных несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой тяжести впервые[15].
Подводя итог, уместно отразить статистику применения мер пресечения. Согласно проведенному анализу рассмотренных уголовных дел Ленинским районным судом г. Новосибирска мера пресечения в отношении несовершеннолетних избирается в 97 % случаев, а мера пресечения в виде заключения под стражу в 17 % случаев (см. приложение
1).
Итак, к особенностям предварительного расследования уголовных дел в отношении несовершеннолетних относятся: участие законного представителя несовершеннолетнего, возможность участия педагога или психолога в допросе, осуществление применения меры пресечения в отношении несовершеннолетнего только в присутствии защитника, незамедлительное извещение законных представителей
несовершеннолетнего о задержании, избрании в отношении него меры пресечения, особый порядок применения меры пресечения в виде заключения под стражу.
[1] Мифтахова Л. А. Проблемы участия психолога в уголовном процессе: дне. ... канд. юрид. наук Л. А. Мифтахова.- Уфа, 2011.-С.82.
[2] Цветкова Е.В. Доказывание в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дне. ... канд. юрид. наук / Е. В. Цветкова.-Владимир, 2014.-С.53.
[3] Методические рекомендации по расследованию уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: [сборник учебно-методических пособий и рекомендаций]®. Ю. Рогозин.- Москва: Академия СК России, 2014.- С. 9-10.
[4] Тетю ев С. В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования: автореф. дне. ... канд. юрид. наук/ С. В. Тетюев. - Москва, 2010.- С. 15.
Мозяков В. В. Руководство для следователей / В.В. Мозяков. - Москва: Экзамен, 2005. - С. 368.
[6] Расследование преступлений, совершенных несовершеннолетними: [методическое пособие] / 3. И. Брижак, С. Н. Волочай. - Москва: Кредо, 2010.-С. 53.
[7] Кузьмина О. Л. Процессуальная форма судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дне. ... канд. юрид. наук / О. Л. Кузьмина.-Калининград, 2005.-С.142.
[8] Рыжаков А. П. Задержание, меры пресечения и допрос несовершеннолетнего подозреваемого / А. П. Рыжаков. - Москва: Экзамен, 2007. - С. 115.
[9]Фоминых А.В. Особенности расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними/ А.В. Фоминых/Шредварительное следствие.-2013.-Вып. 2.-№20.-С.95.
[10] Методические рекомендации по расследованию уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: [сборник учебно-методических пособий и рекомендаций]®. Ю. Рогозин.- Москва: Академия СК России, 2014.- С. 36.
[11]
Методические рекомендации по расследованию уголовных дел о преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних: [сборник учебно-методических пособий и рекомендаций]®. Ю. Рогозин.- Москва: Академия СК России, 2014.- С. 11.
[12] Цветкова Е.В. Доказывание в досудебном производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Цветкова. - Владимир, 2014.-С.40.
[13] Лавдаренко Л. И. Задержание и заключение под стражу несовершеннолетнего / Л. И. Лавдаренко //Российский следователь. -2015. - № 6. - С.41.
[14] Лебедев В.М. Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации/ В.М. Лебедев. Режим доступа: http://www. novoart7.narod.ru/simple.html
[15] О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. № 1// Бюллетень Верховного Суда РФ.-2011.- № 4. - С. 36.
|