Согласно ч. 1 ст. 427 УПК РФ если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, которое вместе с уголовным делом направляется руководителем следственного органа или прокурором в суд.
В соответствии с ч. 2 ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:
- предупреждение (разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ);
- передача под надзор родителей или лиц, из заменяющих, либо специализированного государственного органа (состоит в возложении на указанных лиц или учреждений обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю над его поведением);
- возложение обязанности загладить причиненный вред (применяется в случае причинения материального ущерба потерпевшему и состоит в его денежной либо трудовой компенсации);
- ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга,
в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, запрет находиться вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без ведома контролирующего органа).
Несовершеннолетнему может быть назначена не одна, а несколько принудительных мер воспитательного воздействия.
Согласно ст. 5 Пекинских правил, система предварительного расследования и правосудия должна быть направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетних и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения.
Решение следователя (дознавателя) о прекращении уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего должно быть обосновано достаточными доказательствами, собранными им по уголовному делу, которые должны подтверждать, во-первых, что именно этим несовершеннолетним было совершено преступление, а во-вторых, что он может быть исправлен принудительными мерами воспитательного воздействия. К тому же наличие таких доказательств может способствовать выбору более эффективной меры воспитательного воздействия. Таким образом, основанием прекращения уголовного преследования в соответствии со ст. 427 УПК РФ будет доказанность следующих обстоятельств: несовершеннолетний возраст, совершение преступления небольшой или средней тяжести, возможность исправления подростка
63
путем применения принудительных мер воспитательного воздействия .
Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться к несовершеннолетнему независимо от того, какой раз он [1]
совершает преступление, и даже при совершении нового преступления в
64
период условного осуждения .
При принятии решения о возможности применения к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия нужно учитывать не только указанные в ст. 427 УПК РФ условия прекращения уголовного преследования, но и обстоятельства, характеризующие несовершеннолетнего, его поведение, как в настоящем, так и в будущем. Кроме того, возможность исправления несовершеннолетнего прямо связана с условиями его жизни и
65
воспитания .
Установление возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетнего осуществляется путем производства допросов свидетелей (в том числе родителей или законных представителей), анализа характеристик с места учебы (работы) и места жительства, а также путем производства судебной экспертизы[2] [3] [4] [5].
Когда нет необходимости в применении сложного механизма судебной экспертизы, можно к решению вопроса о возможности применения принудительных мер воспитательного воздействия привлечь
67
специалиста .
Вывод о возможности исправления подростка с помощью принудительных мер воспитательного воздействия носит прогностический
характер, но основывается на фактах действительности. При этом нужно учитывать не только реальную возможность совершения данным лицом преступления, но и предполагать наличие изменений личности правонарушителя в лучшую сторону. Для того чтобы такие сведения были достоверными, необходимо тщательно установить и проанализировать все признаки, характеризующие в совокупности обстоятельства дела (особенности деяния, его мотивацию, степень участия лица в
преступлении) и данные о личности правонарушителя и окружающей его
68
социальной среде .
Не смотря на систематизированный комплекс законодательных мер, направленных на обеспечение прекращения уголовного преследования с применением принудительной меры воспитательного воздействия, при изучении рассмотренных уголовных дел Ленинским районным судом г. Новосибирска за период 2014-2015 гг. не было выявлено ни одного случая, когда уголовное преследование было прекращено с применением принудительной меры воспитательного воздействия
[1] Солонина С. Ю. Дискреционные основания прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних: дисс. ...канд. юрид. наук/ С. Ю. Солонина. -Воронеж, 2015. - С. 53.
[2] Курченко В. Н. Применение принудительных мер воспитательного воздействия / В. Н. Курченко // Уголовный процесс. -2012. - № 9. - С.37.
[3] Исакова Т.В. Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних: автореф. дис. ...канд. юрид. наук/ Т. В. Исакова.- Иркутск, 2009.-С.20-21.
[4] Солонина С. Ю. Дискреционные основания прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетних: дисс. ...канд. юрид. наук/ С. Ю. Солонина. -Воронеж, 2015. - С. 67.
[5] Зайцева Е.А. К вопросу о заключении специалиста/ Е. А. Зайцева, С. М. Гарисов // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2009.- №4 (11). - С. 69.
|