Учеными-административистами неоднократно высказывались предположения о тесной взаимосвязи административной ответственности и административных наказаний,[1] что, на наш взгляд, не вызывает сомнений, т.к. за совершенные правонарушения, в т.ч. и правонарушения, отнесенные к компетенции органов внутренних дел, наступает административная ответственность, которая реализуется в конкретных административных наказаниях.
Как было указано в предыдущих параграфах, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Оно не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.[2]
Между тем в контексте административно-принудительных мер административное наказание является исключительным видом административного принуждения, которое характеризуется высокой степенью позитивного воздействия на правонарушителя, выступая при этом гарантом должного признания, соблюдения и защиты прав человека и гражданина, их объединений[3].
Кроме того, административное наказание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные наказания могут сочетать в себе все названные элементы[4]. Следовательно, наказание имеет принудительный характер. Добровольное исполнение правонарушителем наложенного на него наказания не меняет принудительной сущности этой меры.
Являясь правовым следствием правонарушения, административное наказание причиняет нарушителю менее тяжкие отрицательные последствия, чем уголовное наказание. Тем не менее признак меньшей суровости может быть принят лишь с оговоркой, поскольку содержание целого ряда административных наказаний (лишение специальных прав, административный арест, крупные штрафы, конфискация) отнюдь не свидетельствуют о мягкости этих мер.[5]
Согласно действующему законодательству административные наказания характеризуются той особенностью, что их назначает широкий круг государственных органов и должностных лиц. При этом сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей практической деятельности наделены компетенцией по назначению административных наказаний виновным лицам в виде предупреждения и административного штрафа.
Впервые понятие предупреждения именно как меры административной ответственности было дано в ст. 3.4 КоАП РФ, где предупреждение определяется как мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица и выносимая в письменной форме. Ст. 3.3 КоАП РФ относит предупреждение к основным видам административных наказаний.
Административная ответственность в виде предупреждения может наступать лишь в том случае, если это прямо предусмотрено санкцией соответствующей нормы права. При этом законодатель определил, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Публично-правовое содержание предупреждения обусловливается тем, что данная мера административного наказания применяется властно-обязывающим образом, т.е. властным субъектом государства, полномочным налагать административные наказания. Административное наказание в виде предупреждения применяется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) преимущественно к лицам, виновным в совершении незначительных административных правонарушений, например, в области охраны окружающей среды и природопользования (ст. 8.23), в области дорожного движения (ст. 12.2; 12.3; 12.5; 12.9; 12.11; 12.13; 12.14; 12.16; 12.17; 12.19-12.21; 12.22; 12.29; 12.36.1), в области порядка управления (ст. 19.22; 19.24), в области общественного порядка и общественной безопасности (ст. 20.11).
По мнению ряда авторов, определяя предупреждение как вид административного наказания, законодатель оценивает его как меру ответственности за совершение административного правонарушения в ряду с другими административными наказаниями. Следовательно, как и иным мерам административной ответственности, предупреждению присущи соответствующие признаки административно- властного принуждения.
Предупреждение, как и другие виды административных наказаний, носит личный характер, т.е. применяется к конкретному физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, не затрагивая интересы других лиц. При этом указанная мера административной ответственности может применяться лишь за виновное совершение административного правонарушения. При отсутствии вины применение к лицу даже такого мягкого вида административного наказания, как предупреждение, не может признаваться согласованным с требованием недопустимости умаления человеческого достоинства или нанесения вреда деловой репутации юридического лица.[6]
Соответственно, при рассмотрении дел об административных правонарушениях сотрудники органов внутренних дел (полиции) обязаны не только выяснить все обстоятельства дела, но и установить вину лица, в отношении которого данное дело было возбуждено, учитывая при этом обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность.
Административное наказание в виде предупреждения, назначаемое должностными лицами различных служб и подразделений органов внутренних дел (полиции), по своим правовым последствиям ничем не отличается от иных видов наказаний, т.к. означает привлечение виновного лица к административной ответственности со всеми вытекающими для него неблагоприятными последствиями. Например, при вынесении предупреждения наступает срок, в течение которого виновное лицо считается подвергнутым административному наказанию (в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ срок составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания). В случае же, если данное лицо совершит повторное однородное правонарушение в течение вышеуказанного срока, то при принятии решения об административной ответственности оно будет учитываться должностным лицом органов внутренних дел (полиции) как обстоятельство, отягчающее данную ответственность.
По своему содержанию административная ответственность в виде предупреждения представляет собой карательную санкцию государства исключительно морального характера, т.к. выражается в официальном причинении правонарушителю морального вреда. При этом следует помнить, что предупреждение выносится должностным лицом органов внутренних дел (полиции) исключительно в письменной форме. Следовательно, сделанные в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ устные замечания лицу, совершившему какое-либо малозначительное противоправное деяние, не относятся к мерам административного наказания.
В соответствии со ст. 32.1 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания виде предупреждения приводится в исполнение должностным лицом органов внутренних дел (полиции) путем вручения под расписку или направления копии постановления лицу (его законному представителю), в отношении которого оно вынесено. Ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ предусматривает, что копия постановления по делу об административном правонарушении высылается по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.[7]
Следует отметить, что в соответствии с п. 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при приведении постановления по делу в исполнение необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.[8]
С учетом этого, а также требований ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве», устанавливающей срок предъявления исполнительных документов к исполнению, по истечении которого эти документы не могут быть приняты к исполнению, несмотря на то, что срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания не истек, надлежит соблюдать предусмотренные сроки направления для исполнения вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.[9]
В то же время Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 71- ФЗ «О внесении изменений в статьи 17.15 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «Об исполнительном производстве» срок давности исполнения постановления о назначении административного наказания увеличен до двух лет. Следовательно, административное наказание в виде предупреждения должно быть приведено в исполнение должностным лицом органов внутренних дел (полиции) в течение двух лет с момента его вступления в законную силу
В отдельных случаях специалистами обращается внимание на неоднозначность начального момента исполнения некоторых наказаний, в т.ч. это относится и к предупреждению. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 31.2 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. В ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, логически развивая предыдущую мысль, законодатель, казалось бы, завершает ее, фиксируя момент вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, а именно после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
Между тем постановление о предупреждении в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, при этом ст. 32.1 КоАП РФ предусматривает, что постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется компетентным органом, вынесшим постановление, путем вручения или направления копии постановления заинтересованным лицам. Если допустить, что жалоба на такое постановление была подана, а постановление уже фактически исполнено, то наблюдается некая юридическая нестыковка между нормами о назначении предупреждения и его реализацией. Налицо полное совпадение по существу различных юридических процедур[10].
Полагаем, что для устранения вышеуказанных противоречий ст. 30.3 и ст. 32.1 КоАП РФ целесообразно внести соответствующие изменения в административно-правовые нормы. В частности, ст. 32.1 КоАП РФ необходимо изложить в следующей редакции: «Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, путем вручения или направления копии постановления в сроки, определенные статьей 29.11, которое вступает в законную силу в соответствии со ст. 31.1 настоящего Кодекса». административный наказание правонарушение подведомственный
Полагаем, что предложенная нами новая редакция рассматриваемой статьи позволит устранить возникающие вопросы, вызванные противоречием между нормами о назначении предупреждения и его реализацией у должностных лиц органов, уполномоченных возбуждать и рассматривать дела об административных правонарушениях, в т.ч. и у сотрудников органов внутренних дел (полиции). При этом реализация указанных предложений не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не потребует признания утратившими силу изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства, за исключением внесений изменений в КоАП РФ.
Следующим видом административного наказания, назначаемым должностными лицами органов внутренних дел, является административный штраф, который представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, выраженную во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. Административный штраф устанавливается в минимально возможном размере, который не может быть менее пятиста рублей, и в максимальном размере для граждан, не превышающем пяти тысяч рублей, для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц - одного миллиона рублей.
Административный штраф - это мера административного принуждения, где чрезвычайно важным моментом является то, что он обусловливается административно-властным взысканием у лица, совершившего административное правонарушение, денежной суммы, т.е. выражается в юридически обязательном, одностороннем, принудительном характере действий государственных органов и их должностных лиц и тем самым имеет публично-правовое содержание.
По своей природе административный штраф можно признать вполне допустимой формой вмешательства в права человека и гражданина в силу того, что такое вмешательство реализуется исключительно государством на основе федерального закона в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия и в целях предотвращения противоправных нарушений, охраны здоровья или нравственности и защиты прав и свобод других лиц[11].
К административному штрафу как к самой распространенной мере административной ответственности, назначаемой должностными лицами органов внутренних дел (полиции), можно применить различные основания для классификаций. Например, по основаниям применения административный штраф подразделяется на абсолютно- определенный и относительно-определенный.
Абсолютно-определенный административный штраф выражается в четко определенном размере, установленном законодательством об административных правонарушениях и не допускающим других вариантов. Например, за правонарушения в области дорожного движения ч. 1 ст. 12.2, ст. 12.3 и ч.1 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрен административный штраф в конкретном денежном размере (в размере пятисот рублей).
Относительно-определенный административный штраф содержится в большинстве статей КоАП РФ и заключается в установлении конкретных границ возможного к применению размера. Например, за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность ст. 20.1, 20.3, 20.5, 20.13, 20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ административный штраф назначается альтернативно из минимально и максимально установленного денежного выражения (в размере от пятисот до тысячи рублей).
Зачастую наказание в виде административного штрафа применяется должностными лицами органов внутренних дел (полиции) к лицам, виновным в совершении умышленных административных правонарушений, выразившихся в явном неуважении к обществу и направленных на порядок управления (ст. 19.15; 19.24), общественный порядок и общественную безопасность (ст. 20.1; 20.8; 20.12; 20.16; 20.17; 20.20; 20.21; 20.23; 20.24), дорожное движение (ст. 12.6; 12.7; 12.10; 12.12).
Непосредственно применяемый размер административного штрафа в каждом конкретном случае определятся уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел (полиции) на основании ст. 23.3 КоАП РФ. При этом административный штраф в соответствии со ст. 3.3 КоАП РФ может устанавливаться и применяться только в качестве основного административного наказания в пределах, урегулированных ст. 3.5 КоАП РФ. В то же время административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
При назначении административного штрафа, так же как и при вынесении предупреждения, наступает срок, в течение которого виновное лицо считается подвергнутым административному наказанию (в соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ срок составляет один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания). Если лицо, привлеченное к административной ответственности, совершит повторное однородное правонарушение в течение обозначенного срока, то при принятии решения о назначении наказания оно будет учитываться должностным лицом органов внутренних дел (полиции) как обстоятельство, отягчающее административную ответственность.
Постановление о наложении административного штрафа, так же как и постановление о предупреждении, может быть обжаловано заинтересованными лицами в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ. При этом ст. 32.2 КоАП РФ предусматривает, что административный штраф уплачивается не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Следовательно, важный момент, предусмотренный КоАП РФ, заключается в возможности предоставления рассрочки на уплату административного штрафа. Рассрочка в соответствии с ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ предоставляется с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности должностным лицом органов внутренних дел (полиции), вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, должностное лицо органов внутренних дел (полиции), вынесшее постановление, также вправе в соответствии с ч. 1 ст. 31.5 КоАП РФ отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок зачисления денежных взысканий в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В то же время в случае неуплаты административного штрафа в срок, предусмотренный законодательством, виновное лицо привлекается к административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
При этом следует обратить внимание на возможность неправильной трактовки норм действующего законодательства. В частности, многие заблуждаются, полагая, что сотрудники органов внутренних дел (полиции) не вправе составлять протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, т.к. в п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ закреплена возможность составления протоколов только по ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ.
Тем не менее должностное лицо органов внутренних дел (полиции) в соответствии п. 12 ч. 5 ст. 28.3 и ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ уполномочено составлять протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в отношении лица, не уплатившего административный штраф, после чего направляет его на рассмотрение судье в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, т.к. глава 23 КоАП РФ не уполномочивает сотрудников органов внутренних дел (полиции) рассматривать данные дела.
По результатам рассмотрения параграфа об основных мерах административной ответственности, применяемых органами внутренних дел, следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством сотрудники органов внутренних дел (полиции) в своей практической деятельности наделены компетенцией по назначению лицам, совершившим правонарушения, административных наказаний только в виде предупреждения и административного штрафа, реализация которых имеет свои специфические особенности.
[1]Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. М., 1961. С. 54.
[2]Тихомиров Ю.А. Административное право и процесс: полный курс: 2-е изд., доп. и перераб. М., 2005. С. 636.
[3]Максимов И.В. Административные наказания: понятие, правовое содержание и их система : монография / под общ. ред. Н.М. Конина. Саратов, 2003. С. 3.
[4]Административное право России: учебник. Ч. III: Административная юрисдикция / под ред. А.П. Коренева, В.Я. Кикотя. М., 2000. С. 20.
[5] Попов Л.Л. Административное право. М., 2002. С. 355.
[6] Максимов И.В. Административные наказания. М., 2009. С. 381.
[7] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Парламентская газета. - N 2-5. - 2017.
[8] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" . N 40. - 19 декабря 2013 г.
[9] Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"// Российская газета. . N 326-ФЗ от 3 июля 2017 г.
[10] Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: учебно-практическое пособие / под ред. С.Е. Чаннова. М., 2010. С. 347.
[11] Максимов И.В. Указ. соч. С. 414.
|