Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции, происходит в определенной последовательности, складывающейся из конкретных стадий производства.
Участковые уполномоченные полиции осуществляют юрисдикционные полномочия, прежде всего, в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, т.к. именно в этих сферах возникает большинство административных правонарушений, подведомственных данной категории должностных лиц полиции. Вопреки распространенному в научной литературе мнению об отсутствии признака общественной опасности административных правонарушений, они причиняют значительный вред интересам граждан, обществу и государству, представляют серьезную угрозу общественной безопасности в Российской Федерации.[1] О серьезности этой угрозы свидетельствует тот факт, что в 2010 г. только участковыми уполномоченными полиции ГУ МВД по Алтайскому краю было составлено 199 905 материалов об административных правонарушениях.[2]
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) закрепляет порядок производства по делам об административных правонарушениях. Производство по указанным делам, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции, — это особый вид юрисдикционной деятельности, отличающийся набором специфических признаков. В своей совокупности признаки производства по делам об административных правонарушениях выражают особую природу и социальное назначение данного вида юрисдикционной деятельности участковых уполномоченных полиции, помогают отграничивать это производство от иных административных производств и иных сфер юрисдикционной деятельности органов внутренних дел.
К этим признакам относятся:
а)наличие административно-правового конфликта (административного правонарушения или административно-правового спора);
б)содержательный элемент, который связан не только с рассмотрением, но и с разрешением дел об административных правонарушениях и административно-правовых споров;
в)особая процессуальная процедура, четко определяющая порядок правоприменительной деятельности юрисдикционного органа;
г)специальный субъект, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях и административно-правовых спорах;
д) принятие решения в установленных законом форме и порядке.[3]
В соответствии с административным законодательством, первой (основной) стадией производства по делам об административных правонарушениях является возбуждение дела. Однако в научной литературе она может именоваться по-разному. Одни авторы называют ее «установление факта противоправного деяния и его фиксацию (возбуждение дела)»,[4] «первичные процессуальные действия»,[5] «административное расследование»,[6] «возбуждение дела и административное расследование по делу,[7] другие — «возбуждение дела об административном правонарушении».[8]
Несмотря на различные подходы к наименованию первоначальной стадии производства, анализ существующих в научной литературе дефиниций и норм КоАП РФ позволяет прийти к выводу, что большинство ученых данную стадию обозначают как «возбуждение дела» и подразумевают под ним предварительную подготовку к рассмотрению дела или предварительную проверку, в ходе которой должен быть установлен факт административного правонарушения, круг возможных доказательств, решен вопрос о юридической квалификации правонарушения.
Начальная стадия возбуждения дела, безусловно, связана с наличием конкретного состава административного правонарушения и включает: событие правонарушения и получение информации о нем сотрудником полиции, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Однако для возбуждения производства по делу необходимо еще и мыслительное действие — принятие указанным сотрудником полиции решения о возбуждении дела.
Возбуждение дела можно рассматривать как комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование и квалификацию, одно из процессуальных решений компетентных органов,[9] итоговый процессуальный документ, процессуальное решение по делу.
По мнению Н. Н. Цуканова, стадия возбуждения дела определяется как комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств административного правонарушения, их процессуальную фиксацию, подготовку материалов, необходимых для разрешения дела по существу.[10]
С точки зрения В. В. Денисенко, А. Н. Позднышова, А. А. Михайлова стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств правонарушения, их фиксацию и квалификацию.[11]
Однако данные авторы не указывают, что завершающим процессом стадии возбуждения дела является составление протокола об административном правонарушении.
По нашему мнению, стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных мероприятий, направленных на выявление обстоятельств совершенного правонарушения, сбора доказательств по делу, процессуальное оформление результатов расследования, составление должностным лицом протокола об административном правонарушении.
В юридической литературе встречаются различные точки зрения на структуру стадии возбуждения дела. Ученые-административисты предлагают выделять четыре основных этапа:[12] возбуждение дела; установление фактических обстоятельств (в том числе и путем административного расследования); процессуальное оформление результатов расследования; направление материалов дела для рассмотрения по подведомственности.
С точки зрения В. В. Головко, возбуждение дела об административном правонарушении состоит из таких этапов, как: 1) обнаружение или получение и последующая регистрация информации; 2) предварительная проверка; 3) принятие решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела, прекращение производства по делу до передачи его на рассмотрение и процессуальное оформление принятого решения; 4) процессуальное оформление документов; регистрация и передача дела по подведомственности.[13]
Другие авторы включают в содержание данной стадии: установление факта административного правонарушения; закрепление его в официальном документе; определение подведомственности рассмотрения дела.[14] Думается, что в данной классификации этапов не указано завершение стадии, а именно принятие решения о применении мер принуждения по факту совершенного административного правонарушения.
Представляется, что указанные классификации этапов не дают полного представления о структуре первоначальной стадии производства по делу об административном правонарушении.
Анализ рассматриваемых взглядов позволяет сделать вывод о том, что возбуждение дела об административном правонарушении, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции, состоит из следующих этапов:
а)выявление факта правонарушения или получение информации о совершенном правонарушении;
б)предварительная проверка полученной информации;
в)процессуальное оформление полученных материалов и принятие решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, и составление соответствующего процессуального документа.
Важное значение на стадии возбуждения дела имеет правильное определение повода к возбуждению дела об административном правонарушении, однако среди ученых-административистов нет единого мнения о понятии повода к возбуждению дела об административном правонарушении. Не закреплено понятие повода к возбуждению дела об административном правонарушении и в КоАП РФ, что, на наш взгляд, является пробелом в праве.
В толковом словаре Ожегова под поводом понимается обстоятельство, способное быть основанием для чего-нибудь.[15] С точки зрения В. Ю. Пивченко, повод есть то, с чего начинается производство по делу об административном правонарушении, его побудительное начало к деятельности. При наличии повода у уполномоченного должностного лица возникает юридическая обязанность решить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении.[16]
По мнению А. Б. Борисова, поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является юридический факт, в результате которого возникают процессуальные правоотношения, начинается производство по делу, отсчет сроков и т.д..[17]
Поводы возбуждения дела об административном правонарушении перечислены в ст. 28.1 КоАП РФ. К компетенции участковых уполномоченных полиции, по нашему мнению, относятся: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 1); поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 2); сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (п. 3). Считаем, что п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, а также ч. 1.1. и 1.2. ст. 28.1 КоАП РФ не подведомственны участковым уполномоченным полиции.
Первый повод отличается от других тем, что вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении решается по инициативе участковых уполномоченных полиции. Данный повод имеет некоторые особенности. Во-первых, непосредственное усмотрение, как известно, действие нигде не фиксируется, поэтому не всегда поддается контролю. Во-вторых, предположение о правонарушении возникает лишь в сознании участковых уполномоченных полиции. Непосредственное обнаружение участковыми уполномоченными полиции административного правонарушения не является препятствием для дальнейшего разрешения им конкретного дела по существу, тогда как в уголовном процессе презюмируется, что лицо, имея заранее сложившееся убеждение, не сможет бесстрастно исследовать все существующие по делу факты и вынести правильное, основанное исключительно на материалах дела решения. Указанное обстоятельство не может быть механически перенесено на производство по делам об административных правонарушениях, поскольку исследование обстоятельств дела лицом, являвшимся очевидцем административного правонарушения, позволяет ему немедленно предпринять все необходимые действия по пресечению правонарушения, задержанию виновного, отысканию и закреплению доказательств.[18]
Вторым поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В данном поводе речь идет о тех сведениях, которые содержат в себе информацию о событии административного правонарушения, — ориентировки, сообщения и др. Круг субъектов, от которых поступают данные сообщения, ограничен государственными, муниципальными органами, а также общественными объединениями.
Третьим поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.
Большое количество дел об административных правонарушениях возбуждается по сообщениям и заявлениям граждан и организаций. Как свидетельствует официальная статистика МВД России, в 2010 г. участковыми уполномоченными было рассмотрено более 8 500 000 обращений и заявлений граждан, в результате 1 500 000 правонарушителей привлечены к административной ответственности.[19] В КоАП РФ обращения и заявления граждан выделены в отдельный вид поводов к возбуждению дел об административных правонарушениях. По сути, данный повод схож с предыдущим, различие состоит в субъектах, от которых поступают данные о событии административного правонарушения.
Проанализировав указанные поводы, закрепленные в КоАП РФ, и мнения ученых- административистов по данному вопросу, предлагается авторское определение повода к возбуждению дела об административном правонарушении. Поводом, по нашему мнению, являются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, дающие право уполномоченному должностному лицу возбуждать дело об административном правонарушении.
В теории административного права остается дискуссионным вопрос, какой объем данных о совершении правонарушения является достаточным для признания их основаниями для возбуждения дела.
Существуют различные точки зрения о моменте возбуждения дела. Так, Л. Л. Попов утверждает, что дело о об административном правонарушении возбуждается с момента составления протокола об административном правонарушении.[20] Д. Н. Бахрах делает вывод о том, что факт возбуждения дела связывается с началом действий, направленных на сбор доказательств, подтверждающих или опровергающих совершение административного деликта.[21] Естественно, возбуждение дела связано со сбором и исследованием доказательств по конкретному делу и составлением протокола об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента, указанного в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ. Профессиональное выполнение указанных действий влияет на объективность юридической квалификации правонарушения, законность и обоснованность принимаемого затем решения по делу, и, в итоге, способствует повышению эффективности административно- юрисдикционной деятельности. Выявление (обнаружение) административного правонарушения и лица, его совершившего, влечет, в соответствии с действующим законодательством, обязанность его фиксации путем составления протокола.
В.В. Головко полагает, что протокол об административном правонарушении считается актом возбуждения процесса по делу и служит основным процессуальным документом на всех стадиях производства.[22]
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении возбуждается с составлением первого процессуального документа уполномоченным полиции, направленного на собирание, исследование и оценку доказательств для установления объективной истины по делу. Причем возбудить производство можно любым действием, предусмотренным в ст. 28.1 КоАП РФ.
Участковые уполномоченные полиции в своей практической деятельности к составлению протокола зачастую относятся без должного внимания, что, несомненно, снижает эффективность применения административной практики. Изучение 246 протоколов об административных правонарушениях, составленных участковыми уполномоченными полиции в Алтайском крае за 2010 г., позволило нам выявить существенные недостатки по их оформлению.[23] К ним относятся, прежде всего, следующие: в протоколах не всегда фиксируются объяснения правонарушителей; не указываются документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении дела; отсутствует специальное звание лица, составившего протокол; нет наименования органа внутренних дел; не указано точное место совершения правонарушения; отсутствует характеристика конкретного административного правонарушения; не указан нормативно-правовой акт, на который ссылались при квалификации административного правонарушения, например, КоАП РФ; не приведены данные документов, удостоверяющих личность правонарушителя; сведения о совершенных административных правонарушениях в течение года по информационным банкам данных органов внутренних дел; перечень документов, прилагаемых к протоколу, например, рапорт сотрудника полиции, заявление потерпевшего, объяснения свидетелей и очевидцев, протокол изъятия вещей и документов и др.
С целью устранения указанных недостатков необходимо, обобщив административную практику участковых уполномоченных полиции по данному вопросу, разработать мероприятия, направленные на недопущение отмеченных недостатков. Это позволит, по нашему мнению, более эффективно воздействовать на правонарушителей и будет способствовать обеспечению законности в деятельности участковых уполномоченных полиции.
Остановимся на рассмотрении перечня моментов изложенных в ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, с возникновением которых дело об административном правонарушении считается возбужденным.
Так, одним из моментов возбуждения дела об административном правонарушении является составление первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ. Уполномоченные полиции имеют право применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Такие меры применяются в целях: пресечения административного правонарушения; установления личности правонарушителя; при невозможности составления протокола об административном правонарушении на месте обнаружения административного правонарушения; обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления.
Следует подчеркнуть, уполномоченные полиции относятся к должностным лицам, которые осуществляют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не только в соответствии с КоАП РФ, но и в соответствии с ведомственными нормативно-правовыми актами. Так, например, перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных осуществлять административное задержание, закреплен в Приказе МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».[24]
В рамках производства по делам об административных правонарушениях уполномоченными полиции может осуществляться также проверка у граждан документов, удостоверяющих личность, «если ... имеется повод к возбуждению в отношении их дел об административных правонарушений» в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-Ф3 «О полиции».[25]
Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо отличать от многочисленных принудительных мер иной направленности, таких, как: задержание и личный обыск подозреваемого, задержание и доставление несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей п. 15 ч. 1 ст. 13 Ф3 «О полиции».
Следующим моментом возбуждения дела об административном правонарушении является составление протокола об административном правонарушении. Уполномоченные сотрудники полиции наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ. Кроме того, данное полномочие закреплено в ведомственном нормативно-правовом акте, а именно: в п. 5.3 Перечня должностных лиц системы МВД РФ, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях приложение к приказу МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 «О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию».
Протокол об административном правонарушении — основной процессуальный документ всего дела об административном правонарушении. В зависимости от того, насколько полно и правильно он будет составлен, будет зависеть дальнейшее рассмотрение дела. Исходя их этих обстоятельств законодатель предъявляет определенные требования к форме и содержанию протокола, которые закреплены в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.
Обязательным условием составления протокола об административном правонарушении является точное установление субъекта, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Нередки случаи, когда правонарушитель в целях уклонения от ответственности выдает себя за другого известного ему гражданина. Протокол должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих его личность. Если такая возможность отсутствует, соответствующее лицо может быть доставлено в орган внутренних дел, помещение органа местного самоуправления сельского поселения для установления личности и составления протокола об административном правонарушении.
Протокол составляется на лицо, совершившее административное правонарушение. Однако при появлении несовершеннолетнего в возрасте до 16 лет в общественных местах в пьяном виде, либо распитии им спиртных напитков, в протоколе указываются сведения о его родителях или законных представителях, поскольку к ответственности привлекаются не сами подростки, а лица, ответственные за их воспитание.
Протокол подписывается лицом, его составившем и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (представителем юридического лица), а при наличии свидетелей и потерпевшего подписывается также этими лицами.
Лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Оно вправе знакомиться с содержанием протокола, внести в него свои замечания и объяснения, изложить мотивы отказа от подписи в протоколе. Объяснения граждан могут быть изложены на отдельном листе и приложены к протоколу. В случае отказа физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись, в присутствии двух свидетелей по делу.
При совершении правонарушения группой лиц протокол составляется на каждого правонарушителя в отдельности. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать ответственность каждого из них, и лишает их возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу дела.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ, копия протокола вручается под расписку физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.
Как было отмечено выше, протокол об административном правонарушении представляет собой важный процессуальный документ, подтверждающий факт совершения административного правонарушения. Однако среди ученых-административистов остается дискуссионным вопрос в определении его правового значения. Так, О. К. Застрожная протокол по делу об административном правонарушении называет основным процессуальным документом на стадии возбуждения дела, М. Я. Масленников — актом возбуждения процесса по делу, с точки зрения В. Ю. Пивченко — это акт окончания стадии возбуждения дела.[26]
Разнообразие точек зрения в науке административного права обусловлено тем, что в соответствии с КоАП РФ протокол об административном правонарушении может выступать не только как процессуальный документ, фиксирующий факт возбуждения дела, но и как процессуальный документ, подводящий итог по административному расследованию.
Думается, что правовое значение протокола об административном правонарушении заключается в том, что в нем концентрируется основная информация по конкретному делу, к нему приобщаются необходимые доказательства, подтверждающие факт совершения административного правонарушения, что дает возможность уполномоченным полиции рассматривать протокол об административном правонарушении и принимать решение по делу, или направлять его в соответствующий государственный орган по подведомственности.
Следующим моментом является вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования. Административное расследование проводится в случаях, если в производстве по делу об административном правонарушении возникают трудности, требующие значительных затрат времени, и т.д. В соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ участковый уполномоченный полиции выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и о проведении административного расследования.
Административное расследование по делу об административном правонарушении проводится по месту его совершения или выявления. Срок проведения административного расследования участковыми уполномоченными полиции не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству участкового уполномоченного полиции может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца. По окончании административного расследования в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Последним моментом является вынесение постановления по делу об административном правонарушении в случае, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченный полиции на месте совершения административного правонарушения выносит постановление по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа. Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.
Проведенное исследование стадии возбуждения дел об административных правонарушениях, осуществляемое участковыми уполномоченными полиции позволяет сделать следующие выводы:
—стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных мероприятий, направленных на выявление обстоятельств совершенного правонарушения, сбора доказательств по делу, процессуальное оформление результатов расследования, составление должностным лицом протокола об административном правонарушении;
—возбуждение дела об административном правонарушении, осуществляемое уполномоченными полиции состоит из следующих этапов:
а)выявление факта правонарушения или получение информации о совершенном правонарушении;
б)предварительная проверка полученной информации;
в)процессуальное оформление полученных материалов и принятие решения о возбуждении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и составлением соответствующего процессуального документа.
—поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, дающие право уполномоченному должностному лицу возбуждать дело об административном правонарушении;
—правовое значение протокола об административном правонарушении заключается в том, что в нем концентрируется основная информация по конкретному делу, к нему приобщаются необходимые доказательства, подтверждающие факт совершения административного правонарушения, что дает возможность участковым уполномоченным полиции рассматривать протокол об административном правонарушении и принимать решение по делу, или направлять его в соответствующий государственный орган по подведомственности.
[1] Цуканов H. H. Теория и практика производства по делам об административных правонарушениях, осуществляемого органами внутренних дел: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2011. С. 3.
[2]Сведения о работе участковых уполномоченных полиции ГУ МВД по Алтайскому краю, по административной практике за 12 месяцев 2015 г. // [Электронный ресурс] СПС КонсультантПлюс
[3] Сасыков Т. П. Проблемы административной юрисдикции органов внутренних дел: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 132.
[4] Масленников М. Я. Административно-юрисдикционный процесс. Воронеж, 1990. С. 17.
[5] Шергин А. П. Административная юрисдикция. М., 1979. С. 90.
[6] Бахрах Д. Н. Административная ответственность. М., 1999. С. 69.
[7] Коренев А. П. Административное право России. М., 2000. С. 239.
[8] Пивченко Ю. В. Возбуждение дела об административном правонарушении: Дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. С. 23.
[9] Головко В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: Дис. ... докт. юрид. наук. Омск, 2008. С. 215.
[10] Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев 3. А. Российское административное право. М., 1996. С. 194.
[11] Пивченко Ю. В. Указ. соч. С. 52.
[12] Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами. / 3-е изд., перераб. и доп. М., 2011. С. 791.
[13] Кураков В. С., Павлова Е. В. Указ. соч. С. 247.
[14] Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2015 году: Аналитические материалы МВД РФ. М., 2015. С. 56.
[15] Толковый словарь Ожегова онлайн. // [Электронный ресурс] http://slovarozhegova.ru/word.phpPwordid =21345 (дата обращения 20 июня 2017 года).
[16] Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2008. С. 731.
[17] Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2008. С. 731.
[18] Застрожная О. К. Советский административный процесс. Воронеж: 1985. С. 85.
[19] Масленников М. Я. Указ. соч. С. 56.
[20] Пивченко Ю. В. Указ. соч. С. 106.
[21] Бахрах Д. Н. Административное право: учебник. 3-е изд., пересмотр. и доп. М., 2008. С. 747.
[22] Головко В. В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел в области дорожного движения: Дис. ... докт. юрид. наук. Омск, 2008. С. 215.
[23] Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск в 2015 году: Аналитические материалы МВД РФ. М., 2015. С. 78.
[24] О полномочиях должностных лиц МВД России по составлению протоколов по делам об административных правонарушениях и административному задержанию: приказ МВД России от 05.05.2012 N 403 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 36. 2012
[25] О полиции: федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. N 7. Ст. 900.
[26] Пивченко, Ю. В. Возбуждение дела об административном правонарушении : дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2005. С.114.
|