Малое и среднее предпринимательство представляет собой экономическую деятельность субъектов рынка, которое имеет статус предпринимателя без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), либо юридического лица, имеющего статус малого предприятия в соответствии с действующим законодательством, либо юридического лица, оказывающего услуги от своего имени, под свою ответственность, на свой риск (средние предприятия).
В «Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации», принятой Государственным советом РФ в декабре 2001 г., сформулированы основные направления развития малого предпринимательства в России и определена комплексная система поддержки малого и среднего бизнеса.
Программы поддержки малого предпринимательства принимаются в настоящее время не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Финансово-кредитную поддержку осуществляют также финансово-кредитные учреждения РФ. Программа кредитования малого бизнеса была разработана в Сбербанке России и других российских банках. Кредитование малых предприятий осуществляют также и иностранные банки. Например, иностранный Интеза Банк (до января 2010 года — КМБ Банк) работает в России и предоставляет кредиты малым предприятиям[14].
Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. соответствует всем требованиям и новым веяниям, но пока это только рамочный закон. Предстоит большая работа по разработке норм прямого действия, направленных на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса на уровнях субъектов РФ. [4]
Новый этап в развитии малого и среднего предпринимательства в России связывают с выступлением Президента РФ В.В.Путина перед Федеральным Собранием РФ в декабре 2014 г. Президент РФ отметил необходимость снятия ограничений с малого бизнеса, избавление его от навязчивого надзора и контроля, предоставление надзорных каникул для малых предприятий с высокой репутацией, фиксации действующих налоговых условий на 4 года. Эти меры должны способствовать развитию малого бизнеса. Данные положения были подтверждены В. Путиным во время его выступления перед Федеральным Собранием РФ и в декабре 2015 года. государственный предпринимательство петербург
В рамках действующего законодательства в настоящее время приняты следующие критерии, относящие коммерческие организации к малым предприятиям [22]:
предприятие должна иметь статус коммерческой организации;
доля участия в уставном капитале малого или среднего предприятия субъектов РФ, общественных и религиозных организаций/объединений, благотворительных и других фондов, юридических лиц, не зарегистрированных в качестве малого предприятия;
численность работников в зависимости от сферы предпринимательской деятельности.
Многопрофильные малые предприятия, относятся к малым по критериям вида деятельности, который занимает наибольшую долю в годовом объеме производства и реализации товаров или услуг, или в годовом объеме валовой прибыли.
В Трудовом кодексе РФ (ст. 59) закреплено положение о том, что предприятие относится к малым, если численность работников не выше 35 чел., в организациях бытового обслуживания и розничной торговли не выше 20 чел. [8]
В настоящее время понятие «субъект малого предпринимательства» еще не определено, поэтому возникает много проблем в практической деятельности предпринимателей. Малые предприятия являются юридическими лицами. Это их отличает от индивидуальных предпринимателей, которые являются физическими лицами, т.е. реализуют свою предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
В статье 48 ГК РФ дается развернутое понятие юридического лица. Юридическим лицом считается организация, которая имеет обособленное имущество в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении, отвечает своим имуществом по своим обязательствам, приобретает от своего имени и осуществляет от своего имени личные неимущественные и имущественные и права, несет обязанности, может быть ответчиком и истцом в суде. [2]
В соответствии с законом малое предприятие не может быть создано в форме государственного или муниципального унитарного предприятия. Имущество последних находится в муниципальной или государственной собственности соответственно. В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» малые предприятия относятся к коммерческим организациям, поэтому все некоммерческие организации не являются малыми предприятиями, хотя имеют право по закону осуществлять предпринимательскую деятельность.
Малые и средние предприятия, а также крестьянские (фермерские) хозяйства вносятся в государственный реестр как юридические лица, если они соответствуют следующим условиям: [13, 8]
1.Общая доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц и граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов в уставном капитале малого и среднего предприятия не должна превышать 25%, доля в уставном капитале одного или нескольких юридических лиц, которые не относятся по закону к малым и средним предприятиям, не должна превышать также 25%.
2.За предшествующий календарный год средняя численность работников предприятия не должна быть выше установленной законом каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) 101 - 250 чел.(включительно) для средних предприятий;
б) до 100 человек (включительно) для малых предприятий;
в) до 15 чел. (включительно) для микропредприятий.
3. Выручка от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий календарный год не должна превышать значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого предпринимательства. Это значение устанавливается один раз в 5 лет.
Малые и средние предприятия могут создаваться в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, а также производственного кооператива.
|