Исследование процесса развития малого и среднего предпринимательства в России показало, что малый и средний бизнес к настоящему времени не вышел на должный уровень развития, хотя был отмечен значительный прогресс в его развитии в период системного реформирования российского экономики (период с 2000 по 2005 годы). Для развития малого и среднего предпринимательства в России необходимо прямое вмешательство органов государственной власти на всех уровнях управления в решение проблем развития малого бизнеса.
Необходимо не просто выделять бюджетные средства на его развитие, а контролировать их целевое использование со стороны государства, поощрять МСП, участвовать в реализации государственных программ.
К основным целям государственной политики РФ в сфере развития МСП можно отнести следующие [22]:
создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса;
развитие малого и среднего бизнеса для формирования конкурентной среды в национальной экономике;
обеспечение показателей конкурентоспособности малых и средних предприятий;
оказание помощи малым и средним предприятиям по продвижению их товаров, работ или услуг, других результатов деятельности на рынок РФ и зарубежные рынки;
увеличение числа малых и средних предприятий;
обеспечение и занятости населения за счет развития малого и среднего бизнеса;
увеличение доли в объеме ВВП, производимых малыми и средними предприятиями товаров, работ или услуг;
увеличение доли выплаченных налогов в налоговых доходах бюджетов всех уровней.
К основным принципами государственной политики РФ в сфере развития малого предпринимательства можно отнести:
разграничение полномочий между государственными органами власти всех уровней управления по поддержке малого и среднего бизнеса;
ответственность государственных органов власти за создание благоприятной среды для развития малого и среднего бизнеса;
участие малого среднего бизнеса в разработке и реализации государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов законодательных актов всех уровней государственного управления;
обеспечение для малого и среднего бизнеса равного доступа к получению различных форм поддержки в рамках реализации федеральных, региональных и муниципальных программами, направленных на развитие малого и среднего предпринимательства.
Формирование нормативно-правовой базы на всех уровень государственной власти по праву можно считать основным механизмом реализации государственной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса.
Предпринимательские отношения и отношения, связанные с организацией и деятельностью малого и среднего предпринимательства, регулируются несколькими отраслями российского законодательства: гражданского, административного, трудового, налогового и бюджетного права. [2, 3, 4, 7]
Гражданское законодательство регулирует правовое положение коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей; закрепляет основные признаки предпринимательской деятельности и формы ее осуществления (статья 2 ГК РФ); устанавливает порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий, осуществляющих предпринимательскую деятельность, виды предпринимательских договоров, порядок их заключения, изменения или расторжения.
Административное законодательство регламентирует отношения между организацией и исполнительными органами государственной власти, которые имеют отношение с государственной регистрацией юридических и физических лиц, лицензированием отдельных видов предпринимательской деятельности, в процессе надзора и государственного контроля и т.д.
Налоговое законодательство устанавливает порядок и специфику налогообложения малых и средних предприятий.
Бюджетное законодательство регулирует порядок на всех уровнях государственной власти предоставления субвенций и субсидий малому и среднему бизнесу.
Трудовое законодательство регулирует трудовые отношения между работодателем и наемными работниками на малых и средних предприятиях.
Специальные нормативно-правовые акты, направленные на развитие и регулирование МСП, например, "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (от 24.07.2007 №209-ФЗ) и т.п., носят комплексный характер и объединяют в себе нормы административного гражданского, бюджетного, налогового и иных отраслей российского законодательства. [5]
Конституция РФ имеет главное значение в понимании важности и роли малого и среднего предпринимательства в формировании прав и свободы личности в РФ [1]:
Конституция РФ закрепляет общие принципы правового регулирования свобод предпринимательской деятельности в России (ст. 8 пп. 1 и 2, ст. 9 п. 2, ст. 34 п. 1). В данных статьях Конституцией РФ гарантируются:
обеспечение единства экономического пространства, свободы экономической деятельности, поддержка конкуренции для всех субъектов рынка, получение услуг и финансовых средств, для обеспечения деятельности субъектов рынка;
признание и защита всех форм собственности;
право каждого на свободное использование своего имущества и способностей для ведения предпринимательской деятельности;
недопущение монополизации и недобросовестной конкуренции (п. 2 ст. 34 Конституции РФ).
Конституция РФ устанавливает гарантии прав и защиту интересов участников предпринимательской деятельности, равную защиту всех форм собственности, а также гарантию судебной защиты свобод и прав человека (ст. 46, п.). [1]
Следует отметить, что существует ряд федеральных законов, которые устанавливают правовые основы предпринимательской деятельности в разных функциональных направлениях:
1.Федеральные законы, которые устанавливают государственные требования к организации и реализации предпринимательской деятельности. К ним относятся: №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001г.; №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 27.04.2011г.; №184-ФЗ «О техническом регулировании» от 05.04.2016 г.; №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г.
2. Федеральные законы, которые определяют основные правила функционирования и устройства рынка как такового. К ним относятся: Федеральный Закон №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22.06.1996 г Федеральный Закон №135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26.06.2006 г.;
3. Федеральные законы, которые устанавливают правовое положение всех хозяйствующих субъектов в России. К ним относятся: Федеральный Закон №41-ФЗ «О производственных кооперативах» от 08.05.1996г.; Федеральный Закон №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. и др.
4. Федеральные законы, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности в РФ. К ним относятся: №164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» от 29.10.1998г.; №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г.; №156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001г. (ред. от 03.07.2016) и др.
Нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве могут разрабатываться и на уровне региона, например, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.06.2014 №554; Областной закон Ленинградской области№26-ОЗ «О поддержке малого предпринимательства на территории Ленинградской области» от 08.06.2010и др.
Кроме нормативно-правовых актов, утвержденных на разных уровнях государственной власти, предпринимательские отношения также регулируются обычаями делового оборота, которые регулируются Гражданским кодексом РФ (статьи 309, 311, 314, 315, 474 и др.). [2]
Основные направления развития системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства определены в "Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации", принятой в декабре 2001 г. Государственным советом РФ. В ст. 7 Закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007г. сформулированы меры по оказанию поддержки малому бизнесу, например: [21,26]
упрощенная система ведения бухгалтерского учета и отчетности для малых предприятий;
специальные налоговые режимы, упрощенные формы налоговых деклараций;
упрощенный порядок составления статистической отчетности;
льготный порядок расчетов за приватизированное имущество
и другие меры.
Закон РФ №209-ФЗ разграничивает полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по оказанию поддержки малому и среднему бизнесу (статьи 9, 10, 11) [18]. Закон №209-ФЗ предусматривает также право некоммерческих организаций создавать при федеральных органах исполнительной власти, координационные или совещательные органы по развитию малого и среднего предпринимательства [11].
|