Все корпорации можно разделить на национальные и транснациональные, а транснациональные, в свою очередь, на интернациональные, многонациональные (мультинациональные) и глобальные корпорации. Все эти четыре вида корпораций отражают в действительности этапы их развития: от национальной к интернациональной компании, от интернациональной к многонациональной и от последней к глобальной корпорации. Остановимся на рассмотрении видов ТНК (табл. 5).
Таблица 5. - Виды ТНК
Характеристические признаки
Интернациональные корпорации
Многонациональные корпорации
Глобальные корпорации
1. Тип взаимоотношений материнской компании и зарубежных филиалов
Этноцентрический
Полицентрический или региоцентрический
Геоцентрический
2. Ориентация
Абсолютный прирост материнской компании, зарубежные филиалы создаются, как правило, только для обеспечения снабжения или сбыта.
Объединение компаний ряда стран на производственной или научно-технической основе. Большая степень независимости при проведении операций в каждой из стран. Филиалы крупны и осуществляют разнообразные виды деятельности, в т.ч. и производственную.
Интеграция воедино деятельности, осуществляемой в разных странах. Например, в разных странах могут производиться составные части одного изделия. Материнская компания рассматривает себя не как центр, а как одну из составных частей корпорации.
3. Отношение к зарубежному рынку
Зарубежные рынки рассматриваются только как продолжение рынка базирования материнской компании.
Зарубежные рынки часто рассматриваются как более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком.
Ареной деятельности является весь мир.
4. Уровень централизации принятия управленческих решений
Высокая централизация принятия управленческих решений на уровне материнской компании.
Децентрализация отдельных функций управления. Делегирование полномочий дочерним фирмам. Управленческие решения принимаются на основе тесной координации между материнской компанией и филиалами.
Высокая децентрализация принятия решений при тесной координации между материнской компанией и филиалами
5. Контроль за деятельностью зарубежных филиалов
Сильный контроль со стороны материнской компании.
Филиалы, как правило, автономны.
Филиалы, как правило, автономны
6. Кадровая политика
Предпочтение отдается соотечественникам в зарубежных филиалах. Работники страны базирования ТНК назначаются на все возможные посты за рубежом.
В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры. Местные кадры принимающей страны назначаются на ключевые посты.
Лучшие работники из всех стран назначаются на любые посты.
7.Организа-ционная структура
Сложная оргструктура материнской компании простая у зарубежных филиалов.
Оргструктура с высоким уровнем независимости филиалов.
Весьма сложная оргструктура с автономными филиалами.
8. Информа-ционные потоки
Большой объем приказов и распоряжений в адрес филиалов.
Небольшой поток информации материнской компании и из нее, небольшой поток между филиалами.
Значительные потоки информации материнской компании и из нее и между всеми филиалами.
Сравнение различных видов ТНК достаточно интересно, тем более что российские крупнейшие компании в лучшем случае находятся на начальном этапе развития международных корпораций и представляют из себя интернациональные корпорации. Сравнивая виды ТНК, значительное внимание уделим, прежде всего, принципам взаимоотношений между материнской компанией и дочерними предприятиями. В зависимости от этого в теории ТНК выделяются следующие типы взаимоотношений (или даже типы ТНК): этноцентрический, полицентрический, регионцентрческийи геоцентрический. [1]
Интернациональные корпорации - это национальные монополии с зарубежными активами. Их производственная и торгово-сбытовая деятельность выходит за пределы одного государства. Для интернациональных компаний характерен этноцентрический тип (ethnocentric) взаимоотношений. При нем высшее руководство ориентируется на абсолютный приоритет базовой (материнской) фирмы.
Многонациональные (мультинациональные) корпорации (МНК) - это собственно международные корпорации, объединяющие национальные компании ряда государств на производственной и научно-технической основе.
Для мультинациональных корпораций характерны полицентрический (polycentric) или региоцентрический типы взаимоотношений материнской и дочерних компаний. Полицентрический тип характеризуется тем, что внешний рынок - это не менее, а часто и более важный сектор деятельности ТНК по сравнению с внутренним рынком. У этих ТНК зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не столько продают продукцию материнской компании, сколько производят ее на месте в соответствии с потребностями их рынков. В зарубежных филиалах преобладают местные менеджеры, сами филиалы автономны. Этот вид ТНК характеризуется достаточно высоким уровнем децентрализации функций управления, делегированием полномочий дочерним фирмам.
К глобальной корпорации относят такую, которая интегрирует воедино хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных странах. Подобная компания проектирует изделие или схему оказания услуг применительно к определенному сегменту мирового рынка либо в разных странах производит составные части одного изделия.
Для наиболее зрелого типа ТНК - глобальных корпораций - характерен геоцентрический (geocentric) подход к взаимоотношениям между материнской компанией и ее филиалами. Эти ТНК являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов. Материнская компания рассматривает себя не как центр ТНК, а лишь как одну из ее частей. Ареной деятельности геоцентрической ТНК является весь мир. Лишь компания, высший управленческий персонал которой придерживается геоцентрической позиции, может именоваться многонациональной или глобальной.
Первое поколение современных международных корпораций представляли, главным образом, так называемые колониально-сырьевые транснациональные корпорации. В ходе цервой мировой войны и послевоенный период набрали силу ТНК, специализирующиеся на производстве вооружений. На этом этапе развития ТНК не оказывали столь существенного влияния на мировую экономику и соответствующие ей мирохозяйственные связи. Общее число международных монополий к началу 40-х годов XX века не превышало 300.
С момента появления международные корпорации постепенно вырабатывали стратегическую линию своего поведения. К основным ее признакам можно отнести:
обеспечение своего производства иностранным сырьем;
закрепление на зарубежных рынках через сеть своих филиалов;
размещение производства в тех странах, где издержки производства ниже, чем в стране базирования;
ориентация на дифференцированную производственно-торгово-финансовую деятельность.
С начала 50-х годов международные корпорации начинают активные действия по завоеванию мировых рынков. Этому способствовала политика либерализации международных экономических связей, появление на политической арене многих освободившихся государств, растущий мировой потребительский спрос и другие факторы. Бурное развитие международных корпораций, как по их количеству, так и по масштабам и объемам деятельности способствовало тому, что они приобрели особую значимость и роль в международной экономике.[2]
Субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства (экономики отдельных стран), региональные экономические объединения (объединения стран, возникающие на базе межгосударственных соглашений, согласованно регулируемые национальными или межгосударственными органами в целях создания преференций друг другу и в процессах внутри регионального перемещения факторов и результатов производства), международные корпорации, международные экономические организации, отдельные фирмы.
Основными субъектами мировой экономики являются национальные хозяйства — исторически сложившиеся в определенных территориальных (национальных) границах системы общественного воспроизводства. В настоящее время в мире существует 210 государственных территориальных образований, т.е. стран и территорий.
Национальные хозяйства можно классифицировать по различным признакам: уровню экономического развития (наиболее распространенный показатель — объем ВВП на душу населения); типу экономического роста (экстенсивный, интенсивный); уровню и характеру внешнеэкономических связей; величине экономического потенциала (уровень развития, масштабы производительных сил, численность населения, размер территории, наделенность природными ресурсами).
По уровню экономического развития и социально-экономической природе хозяйствования страны подразделяются на:
развитые страны с рыночной экономикой, или передовые страны (США, Канада, Западная Европа, Япония, Австралия, Новая Зеландия): среди них особое значение имеют страны «Большой семерки» (США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония);
развивающиеся страны с рыночной экономикой (большинство стран Африки, Латинской Америки, Азии, Океании): в этой группе стран наиболее динамично развиваются новые индустриальные страны (НИС) — группа развивающихся государств, которые отказались от аграрно-сырьевой специализации, добившись значительных успехов в индустриализации, создании отдельных видов современных наукоемких отраслей, и существенно расширили экспорт продукции обрабатывающей промышленности и по ряду показателей социально-экономического развития приближаются к развитым странам;
страны с переходной (от командно-административной к рыночной) экономикой (Центральная и Восточная Европа, СНГ).
Среди других показателей, характеризующих уровень экономики той или иной страны, можно выделить:
уровень и качество жизни населения, которые обычно отражают такие взаимосвязанные показатели, как потребительская корзина и прожиточный минимум, потребление на душу населения основных продуктов питания в калориях;
состояние трудовых ресурсов (средняя продолжительность жизни, уровень образования и т.д.);
структура ВВП страны (для развитых стран характерна высокая доля сферы услуг, низкая доля сельскохозяйственного производства, в промышленности — преобладание обрабатывающих отраслей над добывающими);
развитие социальной сферы (число врачей на 100000 населения, число больничных коек на 1000 населения, обеспеченность жильем);
показатели экономической эффективности (производительность труда, капиталоемкость и материалоемкость единицы ВВП или конкретного вида продукции, фондоотдача единицы основных фондов);
активность в мировой торговле, основными показателями которой служат экспортная квота; структура экспорта и импорта (особенно соотношение объемов ввозимого в страну сырья и готовой продукции, что наиболее ясно показывает зависимость экономики страны от внешнего рынка); доля страны в мировом производстве ВВП, ВНП и в мировой торговле.
[1]Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России / Под ред. И.П. Фаминского. - М.: Республика, 2010.- С. 229
[2]Государство и транснациональные компании // Проблемы теории и практики управления/ Шиман М.: М, 2009. –с. 338
|