Первоначальным Советским законодательным актом, урегулирующим вопросы условно-досрочного освобождения - это Декрет №2 «О суде»[1] от 07 марта 1918 года. В статье 32 Декрета закреплено, что все лица, осужденные по приговорам народного суда имеют право просить местный суд об условном или досрочном освобождении, а также о помиловании или восстановлении в правах. Хотя Декрет устанавливал, что производство об УДО не исключалось в отношении лиц, осужденных упраздненными дореволюционными судами, при условии сохранения уголовного дела, тем не менее это не означало, что все осужденные могли рассчитывать на УДО. Осужденные ревтрибуналами в период революции досрочному освобождению не подлежали.
В дальнейшем советской властью была утверждена Временная инструкция о лишении свободы, как меры отбытия наказания, и о порядке отбывания такового, утвержденная постановлением НКЮ РСФСР от 23 июля 1918 года. Данная инструкция расширяла круг лиц, имеющих право ходатайствовать перед судом об УДО, включая самого осужденного, его близких родственников, распределительные комиссии, администрацию исправительных учреждений, суд.
Следующим актом, который окончательно закрепил место и структуру УДО в Советском законодательстве стал Уголовный кодекс РСФСР 1922 года. Кодекс устанавливал возможность условно-досрочного освобождения осужденных к лишению свободы и принудительным работам, если они отбыли не менее половины срока.
В первые годы Советской власти также вводится институт зачета рабочих дней как одна из форм досрочного освобождения из мест лишения свободы, сущность которого состояла в том, что осужденному при определенных условиях, связанных, как правило, с добросовестной трудовой деятельностью, засчитывался в счет отбывания наказания больший срок, чем календарное время, которое он фактически провел в местах лишения свободы. В законодательстве первые указания о зачетах рабочих дней осужденным к лишению свободы, были даны в Постановлении Наркомюста от 4 декабря 1919г., где говорилось о зачете каждых двух дней работы за три дня срока наказания осужденным, занятым физическими работами вне стен тюрьмы, работающим сверхурочно и вырабатывающим сверх установленной средней нормы. То есть применение зачетов связывалось только с характером труда и выполнением нормы выработки. В дальнейшем с принятием Уголовного кодекса РСФСР 1922 г. и Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. (далее - ИТК РСФСР), применение зачетов ограничивалось требованием продуктивности труда, подлежащего зачету и требованием приобретения осужденными профессиональных знаний и трудовых навыков. Впоследствии широкое применение зачетов рабочих дней, практиковавшееся в те годы наравне с практикой условно-досрочного освобождения, подверглось серьезной критике, и Приказом Народных комиссаров внутренних дел (НКВД) СССР от 15 июня 1939 года практика применения зачетов во всех исправительно-трудовых учреждениях была отменена и восстановлена только во второй половине 40-х годов (в 1947-1949 гг.).
Все вопросы, связанные с применением условно-досрочного освобождения и досрочного освобождения в порядке зачета рабочих дней, в соответствии со ст. 115 ИТК РСФСР самостоятельно разрешали наблюдательные комиссии. Кроме того, данные комиссии непосредственно руководили оказанием трудовой и других видов помощи освобождаемым из мест лишения свободы. Выполняя практически судебные функции, при
разрешении вопросов досрочного освобождения от отбывании наказания наблюдательные комиссии в соответствии со ст. 110 ИТК строили свою работу на основе максимального участия широких масс трудящихся в деятельности исправительно-трудовых учреждений и учитывали при рассмотрении дел осужденных классовую опасность совершенного преступления, социальное положение осужденного, мотивы совершенного им деяния, успешность применения к нему исправительно-трудового воздействия и общие задачи, которые ставились судебными и
исправительно-трудовыми органами.
Практика многих лет свидетельствовала о том, что в применении зачетов рабочих дней имелись существенные недостатки, что и обусловило, в конечном счете, их отмену. Ограниченность штатных возможностей администраций исправительно-трудовых учреждений, слабая профессиональная подготовка сотрудников, отсутствие должного контроля за работой осужденных создавали условия для различного рода злоупотреблений, приписок отработанных дней и объемов выполненных работ.
С изменением политического климата в стране институт УДО был
Л
восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июля 1954 г. «О введении условно-досрочного освобождения из мест заключения». Указ устанавливал: «К лицам, осужденным к отбытию наказания в местах заключения и доказавшим свое исправление честным отношением к труду и примерным поведением, по отбытии ими не менее двух третей срока наказания может быть применено условно-досрочное освобождение. Оно выражается либо в освобождении от дальнейшего отбывания меры наказания, либо в замене назначенного судом наказания более мягким, по месту содержания осужденного, на основании представления администрации мест заключения». [2]
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 апреля 1954 г. «О порядке досрочного освобождения от наказания осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 18 лет» впервые законодательно урегулирован порядок досрочного освобождения от отбывания наказания несовершеннолетних. Установлено, что лица, доказавшие свое исправление примерным поведением, добросовестным отношением к труду и обучению, могут быть досрочно освобождены по отбытии ими не менее одной трети определенного судом срока лишения свободы, или им может быть сокращен срок наказания.
На уровне общесоюзного законодательства 25 декабря 1959 г. принимаются Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, а вслед за ними принимаются Уголовные кодексы республик. Ст. 44 Основ (ст. 53 УК РСФСР) устанавливала возможность УДО или замены наказания более мягким при отбытии 1/2 назначенного срока наказания, а для лиц, осужденных за особо опасные государственные и другие тяжкие преступления, - по отбытии 2/3 назначенного срока наказания. Условнодосрочное освобождение применялось к лицам, доказавшим примерным поведением и честным отношением к труду свое исправление. Этот критерий становится строго обязательным, и только на основании двух юридических фактов - формального и материального - суд мог освободить осужденного от отбывания наказания условно-досрочно.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1962 г. «О внесении изменений и дополнений в Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик» введены дополнительные ограничения в применении условно-досрочного освобождения к некоторым категориям осужденных. Оно не применялось к лицам, осужденным за особо опасные государственные преступления, бандитизм, действия, дезорганизующие деятельность исправительно-трудовых учреждений (ИТУ),
фальшивомонетничество, нарушение правил о валютных операциях, хищение государственного и общественного имущества в особо крупных
размерах, убийство и изнасилование при отягчающих обстоятельствах, разбой, взяточничество, посягательство на жизнь работника милиции или народного дружинника, совершенные при отягчающих обстоятельствах. Широко стало практиковаться УДО из ИТУ отдельных категорий осужденных с направлением их на предприятия народного хозяйства, прежде всего, на вредные производства.
В соответствии с этим Законом СССР от 11 июля 1969 г. «О внесении дополнений и изменений в Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик» были введены ст. 44 прим. 1 в Основы уголовного законодательства и ст. 53 прим. 1 в УК РСФСР. Новые статьи устанавливали, что УДО не применяется «к особо опасному рецидивисту; к лицу, ранее осуждавшемуся за умышленное преступление, к которому были применены условно-досрочное освобождение от наказания либо замена неотбытой части наказания более мягким наказанием, если это лицо до истечения неотбытого срока наказания вновь совершило умышленное преступление, за которое оно осуждено к лишению свободы», к осужденным за вышеперечисленные преступления, а также за особо злостное хулиганство, хищение огнестрельного оружия.
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 февраля 1977 г. «О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство СССР» дополнил Основы законодательства статьей 44 прим. 2, которая закрепила сложившийся с 1964 г. порядок условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Новая статья 53 прим. 2 появилась и в Уголовном кодексе РСФСР. УДО с обязательным привлечением к труду применялось в отношении тех осужденных, дальнейшее исправление и перевоспитание которых «возможно без изоляции от общества, но в условиях осуществления надзора». Это создавало стимул для правопослушного поведения даже привычных преступников, но на практике не всегда оправдывало себя. Следует заметить, что такое условнодосрочное освобождение не было в полном смысле освобождением, а скорее заменой лишения свободы наказанием в виде исправительных работ. В данном случае поощрительная природа УДО проявлялась слабо, т. К. исправительные работы того времени были куда тяжелее отбывания лишения свободы.
Также этим документом были изменены ст. ст. 44 и 44 прим. 1 Основ уголовного законодательства (ст. ст. 53, 53 прим. 1 УК РСФСР), а именно значительно расширена возможность применения УДО. Институт УДО не применялся только к особо опасным рецидивистам; осужденным за особо опасные государственные преступления; осужденным за умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах; к лицам, которым наказание в виде смертной казни было заменено лишением свободы в порядке помилования или амнистии. Не входящие в их число преступники, осужденные за совершение тяжких преступлений и неоднократно судимые, могли рассчитывать теперь на условно-досрочное освобождение от наказания по отбытии ими не менее 3/4 срока лишения свободы. Указом была предусмотрена обязанность наблюдения трудовых коллективов за досрочно освобожденными. Практика показала высокую эффективность данной меры социального воздействия.
Формирование уголовно-исполнительной политики и права в период 1991-1996 гг. было отмечено коренными преобразованиями в экономическом, общественном и государственном строе России. Требования развития демократии, защиты прав и свобод человека и гражданина, проявления гуманизма в отношении правонарушителей явились определяющими факторами изменений уголовного и уголовно -
исполнительного законодательства России.
В разработанном проекте Уголовного кодекса 1992 года ст. 71 предусматривала возможность условно-досрочного освобождения от всех видов наказания, назначаемых на определенный срок, за исключением ареста и привлечения к общественным работам; основаниями условно - досрочного освобождения являлись примерное поведение осужденного в период отбывания наказания, добросовестное отношение к труду и фактическое отбытие осужденным от половины до трех четвертей назначенного судом наказания. Отдельно указывалась категория осужденных, к которым условно - досрочное освобождение не применялось. В случае повторного совершения преступления неотбытая часть наказания присоединялась к приговору, назначенному за новое преступление. Несмотря на то, что проект подвергся значительной критике, его создание предопределило значительный шаг в развитии юридической техники, воспринятый Уголовным кодексом России 1996 года.
Проведенный сравнительный анализ законодательства за период с 1918 года по настоящее время позволяет прийти к следующим выводам:
Исчезли запреты на применение условно-досрочного освобождения наказания к некоторым категориям осужденных. Так, например, ст.53
ч. 1 УК РСФСР запрещала применение УДО для лиц: считавшихся особо опасными рецидивистами; ранее осуждавшимся за умышленное преступление, к которому были применены условно-досрочное освобождение от наказания либо замена неотбытой части наказания более мягким наказанием, если это лицо до истечения неотбытого срока наказания вновь совершило умышленное преступление, за которое оно осуждено к лишению свободы», к осужденным за вышеперечисленные преступления, а также за особо злостное хулиганство, хищение огнестрельного оружия. Сейчас же в современном праве нет таких запретов на применение УДО, освобождению подлежат лица, отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части, исправительные работы и лишение свободы (включая пожизненное лишение свободы).
Ранее в уголовных Кодексах использовалась формулировка: «может быть применено условно-досрочное освобождение». А значит, что, если у лица были, все необходимые основание для условно-досрочного освобождения суд на свое усмотрение мог освободить от наказания или
же нет. Сегодня в статье 79 УК РФ содержится следующая формулировка: «подлежит условно-досрочному освобождению,
если...». Значит, если присутствуют все необходимые основания для условно-досрочного освобождения, суд обязан освободить осужденного по УДО.
Менялись основания применения условно-досрочного освобождения от наказания. Самым наглядным является то, что УК РСФСР 1960 года называл основанием для применения УДО исправление осужденного. Сейчас же в статье 79 УК РФ сказано, что лицо подлежит условнодосрочному освобождению от наказания, если суд пришел к выводу о том, что осужденный не нуждается в отбывании всего срока наказания.
Менялись части срока необходимые для применения условнодосрочного освобождения от наказания. В 1922, 1924-1939 годах необходимо было отбыть не менее половины срока наказания, назначенного по приговору суда. 1959 год: УДО могло быть применено после отбытия срока наказания, а для лиц, осужденных за особо опасные государственные и другие тяжкие преступления, - по отбытии 2/3 срока наказания. В дальнейшем в водится УДО для совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, при этом фактический отбытый срок должен быть % срока наказания. Современный уголовный кодекс устанавливает следующие сроки:
-не менее 1/3 за преступления небольшой и средней тяжести;
-1/2 срока за тяжкое преступление;
-не менее 2/3 за особо тяжкое преступление.
- не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности
несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5 и 210 УК РФ.
- не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности
несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
-не менее 25 лет лишения свободы для пожизненно заключенных.
Менялись виды наказания, подлежащие условно-досрочному
освобождению от наказания. Подлежали и осужденные к лишению свободы, принудительным работам, ссылке, высылке, направлению в дисциплинарный батальон. Сейчас статья 79 УК РФ устанавливает, что условно-досрочному освобождению подлежат лица, отбывающие наказание к лишению свободы, в дисциплинарной воинской части исправительные работы.
Менялся круг лиц, имеющий право подачи ходатайства об условнодосрочном освобождении от наказания. Ранее ходатайство могли подать родственники осужденного, администрация исправительного учреждения, суд. По действующему уголовному законодательству суд будет рассматривать только ходатайство об УДО, поданное осужденным лично.
[1] Собранение узаконений РСФСР.-1918.-№26.-Ст.2014
9
[2] Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву.-М.,1959.-С.317
11
|