В Российском праве уже давно возникла необходимость реформирования системы контроля над лицами, освобождёнными от наказания условно- досрочно. Так законодатель делает первоначальные шаги в сторону реформирования: принимает Концепцию долгосрочного социально
экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р . Эта концепция предусматривала программу по социальной поддержки лиц, которые оказались в затруднительном положении, в том числе и для лиц, освобожденных условно-досрочно. В 2010 году в силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 октября № 1772-р вступила в силу Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года . В ней рассматривалось решение вопросов социальной адаптации осужденного после отбытия наказания, снижение рецидива преступлений. Но главного документа, который бы напрямую указывал орган по обеспечению контроля над лицами, условнодосрочно освобожденными от наказания, законодатель так и не принял.
Статья 79 УК РФ, возлагая обязанность контролировать поведение лиц, освобожденных от отбывания наказания условно-досрочно, на "уполномоченный на то специализированный государственный орган", конкретно не указывает названия этого органа. В результате уголовноисполнительные инспекции считают, что такой контроль должен относиться к компетенции органов внутренних дел МВД России. По данному вопросу Л. [1] [2]
В. Чуприна26 отмечает, что наложение функций по контролю за данной категорией лиц на полицию не соответствует российской объективной реальности, а также международным стандартам. Но при этом в Федеральном законе « О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ в статье 12 пункте 26 сказано, что на полицию возлагается обязанность по осуществлению контроля за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Органы внутренних дел считают, что такой контроль должны осуществлять уголовно-исполнительные инспекции (в соответствии со ст. 187 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, налагающей на уголовноисполнительные инспекции обязанность контролировать поведение условно осужденных в течение испытательного срока, что, по мнению многих юристов-практиков, обусловливает и соответствующую обязанность вышеназванных инспекций в отношении лиц, условно-досрочно освобожденных).
Суды в большинстве своем придерживаются второй позиции что, контроль за условно-досрочно освобожденными от наказания должен осуществляться уголовно-исполнительными инспекциями. В свою очередь уголовно-исполнительные инспекции обращаются в прокуратору с тое, чтобы обязать суд прописывать в постановлениях об условно-досрочном освобождении, что обязанность по контролю возлагается на органы внутренних дел.
Прокуратура справедливо отмечает, что контроль за условно-досрочно освобожденными от наказания практически отсутствует. Суд в одном случае возлагает контроль на уголовно-исполнительные инспекции, а в другом на органы внутренних дел, что нарушает принцип законности. Ведь тогда нам придется считать, что правильно первое решение (где, контроль осуществляет уголовно-исполнительная инспекция), а второе решение (где,
контроль осуществляют органы внутренних дел) соответственно не верно. Такого разногласия в судебных решениях быть недолжно.
В результате таких непримиримых разногласий контроль за условно- досрочно освобожденным не осуществляют ни органы внутренних дел, ни уголовно-исполнительные инспекции. В основном оба органа формально осуществляют функции по контролю. Такое положение дел, существенно мешает применению института условно-досрочного освобождения по следующим основаниям:
Условно-досрочно освободившийся остается без контроля. Поэтому в случае, если он допустит нарушение режима условно-досрочного освобождения от наказания, скорее всего, останется безнаказанным. Так как ни один орган не отслеживает такие факты. Следовательно к нему не будет применена отмена условно-досрочного освобождения и возвращение его к отбытию реального наказания.
Условно-досрочно-освобожденный чувствует, что контроль за ним не осуществляется, что влечет за собой рост рецидива преступлений (поскольку отсутствие надлежащего контроля за поведением условно - досрочно освобожденных обычно воспринимается ими как безнаказанность, а следовательно, провоцирует совершение ими новых преступлений).[3]
Действительно, буквальное прочтение ч. 1 ст. 187 УИК РФ не дает оснований для однозначного вывода о том, что уголовно-исполнительные инспекции должны контролировать поведение условно-досрочно освобожденных. Однако если руководствоваться выработанным юридической наукой распространительным толкованием закона (что в данном случае, на мой взгляд, вполне допустимо), то такой вывод не может считаться неприемлемым.
В рассмотренных мной постановлениях об условно-досрочном освобождении судов Новосибирской области суд обязанности по контролю за условно освобожденным лицом устанавливал следующим образом:
Суд, возлагает обязанности по контролю на специализированный государственный орган
100%
Суд возлагает обязанности по контролю на органы внутренних дел
0%
Суд возлагает обязанности по контролю на уголовноисполнительные инспекции
0%
Таблица 18
Конечно же оптимальным решением рассматриваемого вопроса было бы изложение ч. 6 ст. 79 УК РФ, например, в следующей редакции: "6. Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом - уголовно-исполнительной инспекцией Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации..." (далее - по тексту статьи). Но пока такой конкретизации (относительно прямого указания на уголовно - исполнительные инспекции - в части их обязанности контролировать поведение условно-досрочно освобожденных) в законе нет, районные суды в большинстве своем совершенно правильно руководствуются распространительным толкованием положений уголовно-исполнительного законодательства относительно компетенции (обязанности) уголовно - исполнительных инспекций контролировать поведение условно осужденных, распространяя эту функцию уголовно-исполнительного инспекционного контроля также на условно-досрочно освобожденных.
[1] Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47, ст. 5489
[2] Там же. 2010. № 43, ст. 5544
[3] Панченко П.Н "Уголовно-исполнительная инспекция как орган, контролирующий поведение условнодосрочно освобожденных""Российский судья", 2005, N 11
|