Понятие порядка применения условно-досрочного освобождения в отличие от его оснований связывается с поведением лица после освобождения.
Порядок освобождения - это установленные законом требования, предъявляемые к поведению освобожденного в период не отбытой части наказания. Они выступают в качестве правового средства испытания освобожденного и закрепления результатов его исправления, а также предупреждения совершения новых преступлений после освобождения.
Действующее уголовное законодательство не устанавливает для условно - досрочно освобожденного лица специального испытательного срока. Таковым предполагается не отбытая часть срока наказания. Именно в не отбытой части срока наказания для условно-досрочно освобожденных вводятся специальные ограничения и условия. Если же условно-досрочно освобожденный не соблюдает эти условия условно-досрочное освобождение подлежит отмене. Понятие режима ранее рассматривалось в отношении лишения свободы. Сейчас же в науке существует термин
«непенитенциарный» режим. Такой режим заключается в том, что он не рассматривает весь порядок и образ жизни осужденного, а лишь соблюдение осужденным определенных правил и ограничений, которые на него возлагает закон. Режим условно-досрочного освобождения обладает некоторыми сходствами с режимом условного осуждения, режимом лишения свободы, но и обладает достаточно характерными чертами самобытности. Применительно к лишению свободы Н.А.Стручков писал, что в режиме исполнения наказания отражается то, что как раз содержится в содержании наказания. Содержание режима УДО в отличие от режима лишения свободы, не содержит карательных мер. А лишь устанавливает правовые ограничения. Правоограничения, применяемые при условно-досрочном освобождении [1]
могут быть основными и факультативными. Обязательные: не совершать новых преступлений, не нарушать общественный порядок. А факультативные возлагаются по усмотрению суда
Первое условие - соблюдение обязанностей, наложенных судом на условно-досрочно освобожденное лицо.
Суд, применяя условно-досрочное освобождение, может возложить на лицо те же обязанности, что и при назначении условного осуждения (в ч. 2 ст. 79 УК РФ дается отсылка к ч. 5 ст. 73 УК РФ, регламентирующей условное осуждение): не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, не посещать определенные места, пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи и другие обязанности, способствующие, по мнению суда, его исправлению. При этом судья, в соответствии с п. 10 ранее указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21. 04. 2009 г. № 8, вправе установить как одну или несколько обязанностей, так и все обязанности, указанные в части 5 статьи 73 УК РФ29.
Анализируя постановления об условно-досрочном освобождении, я выяснила, какие обязанности суд возлагает на условно-досрочно освобожденных лиц:
Обязанности, возлагаемые судом
Процент
Не менять постоянного места жительства, работы
100%
Являться на регистрацию в спец. гос.орган, осуществляющий контроль за освобожденными по УДО
100%
Пройти курс лечения от наркомании, алкоголизма
0%
Не посещать определенные места
0%
Т рудоустроиться
21%
Таблица 19
Как я отметила ранее, во всех постановлениях об удовлетворении ходатайств об условно-досрочном освобождении, в соответствии с ч. 2 ст. 79 УК РФ на освобожденных были возложены следующие обязанности:
Не менять постоянного места жительства, работы или учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за их поведением;
Являться на регистрацию в данный государственный орган в установленные им сроки.
Других обязанностей возложено не было. Это свидетельствует о том, что при принятии решения о возложении определенных обязанностей на освобождаемого суды не учитывают особенностей данного лица, его поведение в период отбывания наказания, а также иные обстоятельства, которые помогли бы индивидуализировать данный процесс.
Более того, как абсолютно справедливо указывает Д.В. Долгополов, в течение испытательного срока суд правомочен по представлению органа, осуществляющего надзор за условно-досрочно освобожденным, отменять полностью или частично или дополнять ранее установленные для него обязанности . Ст. 79 УК РФ это не закреплено, но мы можем предположить, что правила гибкого изменения обязанностей, возлагаемых на условно осужденных (ч. 5 ст. 73 УК РФ), распространяются и на условно-досрочно освобожденных. Задачи, поставленные перед этими обязанностями, полностью аналогичны как при условном осуждении, так и при условнодосрочном освобождении. Они должны усилить воспитательное воздействие
30 Долгополов Д.В. Практика применения судами условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.-Уголовное право.- 2010.- № 4. - С. 38.
в течение испытательного срока на условно осужденных и условно-досрочно освобожденных. К такому выводу приводит толкование ст. 79 УК РФ.
Уголовный Кодекс РФ не устанавливает специального испытательного срока для условно-досрочно освобожденных от наказания лиц. Следовательно таким сроком является неотбытая часть наказания, назначенная по приговору суда. Из этого можно сделать вывод, что лица совершившие тяжкие преступления получают наименьший испытательный срок, чем лица, совершившие преступления небольшой и средней тяжести. В связи с этим возникает спорная ситуация в праве, чем меньше неотбытая часть наказания, тем меньше неотбытый срок. Чем опаснее преступник, тем меньше наблюдение за ним после условно-досрочного освобождения.
В рассмотренных мною постановлениях суда об условно-досрочном освобождении от наказания оставшаяся не отбытая часть наказания в среднем равна 1 году, причем самый длительный срок равен 2 годам 10 месяцам, а самый короткий - 26 дням. Из чего следует вывод о том, что суды, принимая решение об условно-досрочном освобождении, не всегда руководствовались длительностью оставшейся не отбытой части назначенного наказания.
Налагаемые на условно-досрочно освобожденных обязанности, на наш взгляд, сопряжены с правоограничениями, принуждением, не имеющим карательного содержания. По справедливому замечанию С.Ю. Скобелина, они призваны создавать, улучшать условия для организации воспитательного процесса с осужденными (например, обязанность проходить обучение в общеобразовательной школе) .
Злостное уклонение от наложенных судом при применении условно - досрочного освобождения обязанностей могут явиться основанием для отмены условно - досрочного освобождения.
Под злостным уклонением от выполнения обязанностей, возложенных судом на осужденного, предусмотренным п. «а» ч. 7 ст. 79 УК РФ, следует понимать повторное невыполнение таких обязанностей после вынесения органом, контролирующим поведение осужденного, письменного предупреждения о возможности отмены условно-досрочного освобождения. Вместе с тем, вопрос о том, является ли уклонение от выполнения возложенных судом на осужденного обязанностей злостным, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом его продолжительности и причин уклонения, а также других обстоятельств дела .
Если суд решает отменить условно-досрочное освобождение от наказания, то неотбытая осужденным часть срока подлежит реальному исполнению. В данном случае указывается на тот факт, что понятие «злостность» используемое в п. «а» ч. 7 ст. 79 УК РФ и понятие «систематичность», применяемое в отношении условно осужденных и раскрываемое в ч. 5 ст. 190 УИК РФ не являются тождественными.
В качестве второго условия условно - досрочного освобождения уголовный закон указывает на недопустимость совершения условнодосрочно освобождённым лицом нарушения общественного порядка, за которое на него было бы наложено административное взыскание. Как видно, в качестве одного из оснований возможной отмены условно-досрочного освобождения от отбывания наказания законодатель предусматривает совершение не любого административно-наказуемого проступка, а составляющего нарушение общественного порядка, то есть предусмотренные главой 20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Обязательным условием является наложение за это правонарушение на условно-досрочно освобожденное лицо законного и обоснованного административного наказания.
Если в течение испытательного срока условно-досрочно освобожденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, суд может по представлению органа, осуществляющего надзор за условно-досрочно освобожденным, отменить условно-досрочное освобождение, в связи с чем не отбытая часть срока наказания подлежит реальному исполнению (п. «а» ч. 7 ст. 79 УК РФ).
В связи с вышесказанным, я проанализировала 64 постановления об УДО, где выяснила, сколько лиц, ранее уже освобождались от наказания условно-досрочно:
Критерий
Процент
Ранее освобождались по УДО
22,5%
Ранее не освобождались по УДО
77,5%
Таблица 20
Из рассматриваемого предписания закона, как справедливо указывает К.В. Михайлов, следует, что не всякое нарушение общественного порядка условно-досрочно освобожденным, а только то, которое повлекло за собой применение к нему мер административной ответственности, является основанием для возможного, а отнюдь не обязательного решения суда об отмене условно-досрочного освобождения .
Третье условие - недопустимость совершения условно-досрочно освобождённым лицом нового преступления.
Таким образом, в случаях отмены условно-досрочного освобождения по основаниям, предусмотренным п.п. «а», «б» ч. 7 ст. 79 УК РФ, законодатель оставляет решение этого вопроса на усмотрение суда, тем самым, допуская возможность отмены или сохранения условно-досрочного освобождения, тогда как в другом случае, согласно п. «в» ч. 7 ст. 79 УК РФ, он указывает на обязанность отмены условно-досрочного освобождения.
33 Михайлов К.В. Нерешенные вопросы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания // Уголовное право.- 2009.- № 6. - С. 31.
Порядок отмены условно-досрочного освобождения заключается в следующем. Специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением освобожденного условно-досрочно лица, при наличии одного или нескольких факультативных оснований выносит представление об отмене условно-досрочного освобождения и обращается с ним в суд.
В тех случаях, когда условно-досрочно освобожденный во время испытательного срока совершит неосторожное преступление либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, суд решает вопрос об отмене или же о сохранении условно-досрочного освобождения. Представляется, что если за новое преступление суд назначает виновному наказание в виде лишения свободы или ареста, условно-досрочного освобождение необходимо отменить. По нашему мнению, нельзя считать лицо, реально отбывающее лишение свободы или арест, успешно проходящим испытательный срок.
При совершении условно-досрочно освобожденным тяжкого преступления во время испытательного срока к наказанию за новое преступление частично или полностью присоединяется не отбытая часть предшествующего наказания по правилам назначения наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ)
По этим же правилам назначается наказание, если при совершении неосторожного или умышленного преступления небольшой или средней тяжести суд находит необходимым отменить условно-досрочное освобождение (п. "в" ч. 7 ст. 79 УК РФ).
В настоящее время судебная практика по отмене условно-досрочного освобождения за злостное уклонение от исполнения обязанностей, возложенных судом, а также за административные правонарушения, связанные с нарушением общественного порядка, практически отсутствует, поскольку до сих пор на законодательном уровне не урегулирован вопрос о
том, кто должен готовить в суд представление в отношении условно - досрочно освобожденных, допускающих подобное поведение. В некоторых регионах, однако, сложилась практика по рассмотрению судами представлений об отмене условно-досрочного освобождения, подготовленных начальниками городских (районных) органов внутренних дел по месту жительства осужденных.
Закон предусматривает контроль за поведением лица, освобожденного досрочно, в том числе и за выполнением возложенных на него судом обязанностей. Контроль возлагается на уполномоченный специализированный государственный орган, а в отношении военнослужащих - на командование воинских частей и учреждений.
[1] Стручков Н.А. Курс исправительно-трудового права: Проблемы особенной части. М.,1985 С.256
50
|