Мошенничество давно признано глобальной мировой проблемой всем международным сообществом. Поэтому многочисленные межправительственные организации и международные органы, такие как ООН, Совет Европы, ОЭСР, Африканский союз и Европейский союз, активно ведут работу по борьбе с данным видом преступления.
Принят целый свод законодательных актов, включающих в себя не только договоры и конвенции, но и рекомендации, резолюции, инструкции и декларации. Например, Договор о функционировании Европейского союза, подписанный в г. Риме 25.03.1957, Регламент № 2454/93 Комиссии Европейских сообществ, Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями, заключенная в г. Маглингене 18.09.2014и т.д.
Международно-правовые инструменты способствуют не только выявлению, но и распространению положительной практики по борьбе с мошенничеством. А также, содействуют функционированию и укреплению сотрудничества между странами, что позволяет более эффективно бороться с мошенничеством, так как данный вид преступления давно вышел на международный уровень.
Важно отметить, что международные договоры, принимаемые в последнее время, требуют от государств проведения дополнительных работ в национальном праве, учреждения специализированных органов по борьбе и предупреждению данного преступления. Также государствам-участникам следует отразить во внутреннем законодательстве государств ответственность за все преступления, признанные мошенничеством в соответствии с ратифицированными актами: выделяя их в отдельные статьи или же унифицируя одну основную статью.
Теплова Д.О. в одной из своих статей приводит пример, в котором прокуратура Пенсильвании в 2005 году возбудила уголовное дело в отношении главы Минатома России на основании улик о хищении и "отмывании" денежных средств в размере 9 миллионов долларов, которые были выделены США для повышения безопасности российских АЭС. Но привлечь лицо к ответственности не удалось из-за проблемы квалификации и пробельности норм. Однако в 2008 году вышеуказанное лицо было признано виновным в совершении мошенничества на сумму более 30 миллионов долларов, злоупотреблении полномочиями, повлекшими ущерб в особо крупном размере.
Понятием "мошенничество" оперируют законодатели различных государств, но толкуют они данное понятие по-разному.
Полагаем, необходимо большее содействие и сотрудничество государств в сфере борьбы с мошенничеством, а также унификация норм на основании международного опыта для простоты и удобства их использования.
Наиболее обширные, конкретизированные положения о мошенничестве принимались Европейским союзом, которым также были созданы эффективные органы, ведущие борьбу с мошенничеством.
Совет заявляет, что "необходимо сократить количество возможностей, доступных организованной преступности в результате глобализации экономики, в частности во время кризиса, который усугубляет уязвимость финансовой системы, и выделить необходимые ресурсы для эффективного решения этих задач"[1].
Также ведет борьбу с мошенничеством Европейское бюро по борьбе с мошенничеством, которое осуществляет расследования по правонарушениям, посягающим на интересы Европейских сообществ.
Вышеуказанный орган имеет право проводить оперативные проверки и осуществлять контроль с целью выяснить, имело ли место мошенничество.
Советом Европейского союза был создан Евроюст - организация, которая в частности занимается мошенничеством. Россия в данной организации не участвует.
На наш взгляд, было бы целесообразно Российской Федерации присоединиться к вышеуказанным сообществам, так как действия субъектов мошенничества вышли за пределы государства и зачастую распространяются за рубеж. Мы полагаем, что начать следует с унификации терминологии, так как статья 159 УК РФ определяет мошенничество достаточно узко. А Договор о функционировании Европейского союза включает в себя целую главу, посвященную борьбе с мошенничеством, в которой мошенничество представляет собой "различные совершаемые с корыстной целью противоправные деяния, которые наносят ущерб финансовым интересам Союза"[2].
В международных документах встречаются 2 вида понятия мошенничества: общее и специальное, которое применяется к различным правовым ситуациям.
Например, ранее указанное определение мошенничества, встречающееся в договоре о функционировании Европейского союза, является самым широким.
Но существует ряд серьезных международных документов, в которых Российская Федерация не принимает участие. Ярким примером является Конвенция Совета Европы о противодействии торговли людьми. В указанной конвенции мошенничество рассматривается как один из способов осуществления торговли людьми. Важно отметить, что данная Конвенция не была опубликована.
Россия не принимает участие в данной конвенции, но ратифицировала Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми.
мошенничество уголовная ответственность
Мошенничество рассматривается и в Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 28.05.2001 № 62-ФЗ с оговорками и заявлением. В данной конвенции мошенничество отнесено к тяжким преступлениям.
Мошенничество как вид подлога рассматривается во многих международных актах, например, в Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза "О минимальном уровне профессиональной подготовке моряков". Необходимо отметить, что Директива опубликована не была.
В Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации рассматривается такой специальный вид мошенничества, как мошенничество в сфере компьютерных технологий. Важно отметить, что введенная в УК РФ российскими законодателями статья 159.6 о мошенничестве в сфере компьютерной информации является урезанным прототипом нормы, отраженной в указанной ранее конвенции.
Важным фактом является то, что и в различных международных договорах встречаются расхождения в определении мошенничества. Например, Конвенция о Единообразном законе международной купле-продаже товаров о мошенничестве и об обмане говорится как о двух разных невзаимосвязанных явлениях. Конвенция на русском языке опубликована в издании: регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли.
Также, мы полагаем, что, помимо пересмотра понятия мошенничества, законодателю Российской Федерации следует пересмотреть круг субъектов мошенничества с учетом существующих форм объективной стороны, соотнеся их с положительной практикой международного права.
На данный момент в России борьбу с мошенничеством в основном осуществляют работники отделов по борьбе с экономическими преступлениями при МВД, в некоторых ГУВД созданы отделы по борьбе с мошенничеством. Мы полагаем, что активное сотрудничество с международными организациями по борьбе с мошенничеством повысит уровень внутригосударственного "отпора" данному преступлению.
Также необходимо заметить, что на международной арене такое преступление как мошенничество рассматривают как коррупционное преступление. Это подтверждает Рекомендация по совершенствованию законодательства государств-участников СНГ в сфере противодействия коррупции.
Мировому сообществу следует организовать активное, слаженное сотрудничество по борьбе со всеми видами мошенничества, принять, что мошенничество - это проблема не отдельно взятых государств, а мира в целом, объединить свои силы, унифицировать законодательства, выявить методы борьбы с указанным преступлением. Своевременная защита финансовой и экономической систем обеспечит стабильность государств в будущем.
[1] Теплова Д.О. К вопросу о противодействии мошенничеству в актах международного права // Административное и муниципальное право. 2015. №11.
[2] Теплова Д.О. К вопросу о противодействии мошенничеству в актах международного права // Административное и муниципальное право. 2015. №11.
|