Общие задачи развития муниципальных территорий, обеспечение их жизнедеятельности, комфортного проживания жителей выступают условием для сближения интересов органов местного самоуправления с гражданами[1]. Все отчетливее заявляет о себе сложившаяся в местном самоуправлении тенденция к созданию правовых условий для влияния граждан на решение вопросов местного значения[2]. К таким условиям стоит отнести обеспечение гарантий участия в формировании органов местного самоуправления[3].
Совершенствование регулирования данного процесса должно осуществляться исходя из буквы и духа ст. 131 Конституции РФ, закрепляющей самостоятельное участие местного населения в определении структуры органов местного самоуправления.
Для этого требуется определить направления, сферы, в которых необходимо реформирование в рамках рассматриваемой нами проблематики, а также сформулировать конкретные предложения по внесению изменений
в законодательство Российской Федерации с целью совершенствования регулирования участия граждан в формировании органов местного самоуправления.
Определяя оптимальную модель формирования представительных органов муниципальных образований, в каждом случае необходимо исходить из особенностей соответствующего типа муниципального образования
и потребностей его жителей. Так, главной задачей муниципального района является выражение интересов жителей поселений, которые составляют этот район. Поэтому нам видится более правильным и логичным закрепление
в муниципальных районах модели делегирования депутатов сельских поселений в представительные органы районов либо их избрание на прямых выборах по мажоритарной избирательной системе. При этом в ст. 71 ФЗ
№ 131 следует закрепить норму, обязывающую депутатов районных собраний подписывать соответствующие наказы, которые дают им депутаты собраний сельских поселений в случае применения двухуровневой системы избрания депутатов в муниципальных районах.
Необходимо также внести изменения в ст. 35 Федерального закона
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закрепить принцип делегирования депутатов по квоте, определяемой уставом муниципального района для каждого поселения
в зависимости от численности его населения как единственно возможный.
В этом случае можно будет говорить о реальном представительстве интересов населения района[4].
Кандидаты от всех общественных объединений в мажоритарных округах в своем правовом статусе должны иметь не меньший объем правовых гарантий, которым сейчас обладают кандидаты от политических партий. Так, нам представляется необходимым их освобождение
от обязательного сбора подписей, который на сегодня является предметом проявления дискреционных полномочий избирательных комиссий и надуманного отказа в регистрации кандидатам. Думается, что именно
на местном уровне введение уведомительного порядка регистрации кандидатов не приведет к выдвижению чрезмерно большого потока кандидатов, но в то же время обеспечит создание более подходящих условий для демократической конкуренции как главной практической школы демократии.
Представляется целесообразным, чтобы право выдвигать списки своих кандидатов как по единому избирательному округу, так и по мажоритарным избирательным округам имели право не только политические партии, но
и непартийные общественные объединения. Смысл участия объединений граждан в формировании органов местного самоуправления видится нам
в обеспечении представительства всех социальных групп, представляющих население муниципального образования и заинтересованных в решении местных вопросов. Опыт участия курий различных категорий граждан
в формировании земских органов управления позволяют говорить о том, что активное участие в местном самоуправлении заинтересованных категорий граждан, объединенных, к примеру, по профессиональным признакам, способствовало развитию территорий, укреплению их социально-экономической и культурной базы. Безусловно, нельзя говорить напрямую
о сходстве современной и земских, курийных моделей местного самоуправления, однако, представляется, что отдельные – лучшие – элементы исторического опыта развития земств в России в XIX столетии могут быть использованы и сегодня.
В связи с этим видится правильным, чтобы наравне с политическими партиями право выдвигать списки своих кандидатов получили общественные объединения, имеющие представительство или руководящий орган
на территории муниципального образования, а также территориальные организации профессиональных союзов. В свою очередь, решение
о выдвижении списков кандидатов и кандидатов от политической партии должно приниматься исключительно местной партийной организацией без согласования с вышестоящей партийной структурой. Соответствующее положение следует закрепить в качестве отдельной статьи в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации». Это должно стать залогом деполитизации местного самоуправления, укрепления его самостоятельности и усиления общественной составляющей.
Также мы считаем, что в случае выбора муниципальным образованием пропорционально-мажоритарной избирательной системы избирательной
с формированием части представительного органа городского округа
по спискам общественных объединений она должна иметь другой облик, нежели сейчас. Однако ситуация, при которой в представительный орган местного самоуправления проходят лица малоизвестные или вообще не известные избирателю, не может считаться нормальной. В таком случае уже сложно говорить о представительности данных органов местного самоуправления. Кроме того, при использовании закрытых списков на местных выборах, по сути, происходит формирование представительного органа политическими партиями, которые допускаются к распределению депутатских мандатов по результатам голосования. А это в значительной степени противоречит сущности местного самоуправления, которое предполагает самостоятельность населения в решении вопросов местного значения.
При использовании закрытых списков на муниципальных выборах возникает реальная угроза отчуждения избираемых депутатов от нужд конкретного муниципального образования, работы представительного органа муниципального образования не в интересах населения в случае, если избираемые по партийным спискам депутаты представляют другое муниципальное образование. По нашему мнению, на муниципальном уровне, где депутаты должны быть в максимальной степени приближены
к избирателям, использование закрытых списков недопустимо. Соответственно, нам представляется необходимой персонализация избирательных списков при избрании депутатов представительного органа муниципального образования. Необходимо внедрение открытых списков,
при которых у избирателя будет возможность ранжирования кандидатов
в порядке предпочтения.
Кроме того, при формировании части представительного органа
по пропорциональной избирательной системе голосование должно проходить не по единому избирательному округу, каким является городской округ,
а по избирательным округам, в каждом из которых избирательное объединение должно будет выдвинуть свой список кандидатов. В этом случае у избирателя будет возможность отдать два голоса: один за окружной избирательный список, а другой за предпочитаемых им кандидатов в данном списке. Этим большинство минусов внедрения пропорциональной системы
на местных выборах фактически сводится на нет. А у избираемых депутатов появляется привязка как к выдвинувшему его избирательному объединению, так и к конкретной территории, что в значительной степени усилит его связь с избирателем.
Установление в городских округах с внутригородским делением системы формирования представительных органов по системе прямого избрания гражданами либо путем избрания из числа депутатов представительных органов внутригородских районов должно происходить только после выявления воли местного населения на референдуме. При этом выборы в представительные органы внутригородских районов следует проводить по мажоритарной избирательной системе с запретом выдвижения на этом уровне кандидатов от политических партий.
Данные изменения в законодательстве должны иметь перед собой цель деполитизации и повышения открытости не только процесса формирования местной власти, но и местного самоуправления в целом. Зарубежный опыт показывает, что местное самоуправление является эффективным в том случае, если деятельность его органов доступна и понятна для граждан, если они могут непосредственно почувствовать результаты их работы, а также иметь возможность быть приобщенными к ней. Активное включение непартийных общественных объединений в формирование представительных органов способно сделать эти процессы реальными, а саму деятельность органов местного самоуправления открытой и доступной для граждан, свободной от бюрократических партийных процедур. В этом случае появится возможность вовлечения в решение вопросов местного значения активных граждан, которые представляют местное население и специализируются
на разрешении конкретных проблем, актуальных для того или иного муниципального образования. В конечном счете это будет способствовать повышению эффективности работы представительных органов и предметному разрешению вопросов местного значения, а не политических проблем. Организациями, способными выдвинуть подобных кандидатов, могут стать местные объединения молодежи, малого бизнеса, экологические объединения и другие некоммерческие общественные объединения граждан.
В случае активного участия общественных объединений
в формировании представительных органов муниципальных образований может в значительной степени измениться и сама повестка обсуждаемых
на муниципальном уровне вопросов, что существенно поднимет интерес граждан к местным выборам и к институту местного самоуправления
в целом. Отсутствие при такой системе влияния партийных фракций и фактора ответственности депутатов перед политическими партиями создаст реальные условия для того, чтобы депутаты были независимы в своей деятельности. Граждане получат возможность самостоятельно, открыто создавать на местах общественные объединения, не обладающие жесткой централизованной структурой, с целью участия в формировании органов местного самоуправления.
Вовлечение в этот процесс общественных объединений, не имеющих по закону фиксированного членства (общественных движений, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности), значительно увеличит возможности для участия в формировании представительных органов самых различных категорий граждан, донесения их позиции до местной власти. В итоге это будет способствовать общему укреплению гласности в системе местного самоуправления.
Следует не допускать участия избрании главы муниципального образования и главы местной администрации представителей конкурсных комиссий, утверждаемых представителями государственной власти субъектов РФ. В этом случае, будет минимизировано участие бюрократии в формировании власти на местах, а органы государственной власти будут исключены из этого процесса, что представляется логичным с точки зрения обеспечения самостоятельного участия местного населения в формировании власти на местах и отказа органов государственной власти от несвойственных им полномочий.
Помимо прямых выборов, предлагается закрепить избрание главы местной администрации из числа депутатов представительного органа
в качестве второго способа. В этом случае, значительно повысится роль местных депутатов на этих территориях. В свою очередь, население, доверяя этим депутатам, сможет через них максимально влиять на процесс формирования местных администраций, а не только на процесс избрания главы муниципального образования и местных депутатов.
Не только главы муниципального образования и местной администрации, но и все руководители структурных подразделений, утверждаемые представительным органом, обязаны ежегодно отчитываться перед депутатами, на основе чего должен ставиться на голосование вопрос
о доверии этим должностным лицам, что также следует зафиксировать
в Федеральном законе № 131. Указанные изменения призваны сделать участие в избрании местных депутатов более значимым для граждан.
Следует законодательно закрепить критерии численности администрации в муниципальном районе, а также ее формирование из состава депутатов представительного органа муниципального района. Таким образом, в муниципальном районе должны быть исключены как влияние региональной власти на процесс формирования власти на местах, так и формирование в районе власти, интересы которой расходятся с интересами сельских поселений и которая не подотчетна им. При таких условиях не будет предпосылок и к развитию районной бюрократии.
В городских же округах, по нашему мнению, ни практика прямых выборов, ни утверждение главы местной администрации по контракту не способствовали успешному становлению местного самоуправления. В то же время падение авторитета выборов мэров во многом объяснимо широко обсуждаемыми в последнее время проблемами избирательного законодательства и правоприменения в этой области. Нам представляется, что проведение выборов главы исполнительной власти городского округа должно быть своего рода «демократической школой», в ходе которой народ приучается делать свой выбор для решения проблем, наиболее близких
к нему в городской агломерации, а также учится брать на себя ответственность за него.
Другое дело, что городским округам необходимо предоставить возможность определиться с моделями этих выборов. На наш взгляд, это может быть непосредственное голосование за кандидата, как происходит сейчас в ряде городов России, но с использованием системы абсолютного большинства и соответственно возможности проведения выборов в два тура.
Прямые выборы Контрольно-счетного органа в муниципальном образовании не будут оправданы в силу специфики деятельности данного органа местного самоуправления. В то же время представляется важным обеспечение его профессиональности и независимости. Для этого требуется его деполитизация, а также исключение участия в его формировании действующего руководителя контрольно-счетного органа. На наш взгляд, оптимальной моделью формирования контрольно-счетного органа и утверждения его председателя в муниципальном образовании было бы их утверждение представительным органом из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, общественными объединениями, действующими на уровне муниципального образования. При этом каждая из кандидатур будет регистрироваться в представительном органе, который должен принимать окончательное решение на открытом голосовании с обязательным проведением публичных слушаний. Соответствующий порядок формирования контрольно-счетного органа муниципального образования следует закрепить в статье 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ситуация, при которой большая часть граждан игнорирует местные выборы, свидетельствует о снижении роли института народовластия на местном уровне и требует разрешения. В первую очередь, такое положение дел связано с недовольством населения уровнем защиты своих избирательных прав. Здесь решение лежит в необходимом противодействии административному ресурсу, грязным технологиям, предотвращении нарушений в ходе голосования и подведении его итогов. При этом следует учитывать, что недостаточным является не только уровень доверия
к местному самоуправлению, но и уровень знаний о нем, в частности
о значении органов местного самоуправления. Привлечение граждан к участию в формировании органов местного самоуправления представляется невозможным без проведения на местном уровне грамотной информационной политики, направленной на популяризацию идей местного самоуправления и участия в формировании местных органов власти[5].
Таким образом, в части повышения авторитета институтов народовластия на местном уровне нами выдвигаются в качестве приоритетных 4 направления: 1) информационное; 2) просветительское;
3) пропагандистское; 4) коммуникативное.
Информационное направление должно включать в себя распространение сведений о конкретных формах деятельности формируемых органов местного самоуправления и подробную информацию обо всех мероприятиях и этапах, связанных с участием населения в формировании каждого из органов местного самоуправления. Просветительская составляющая концепции должна являть собой распространение среди граждан знаний, представлений о способах формирования власти на местах, а также о связанных с этим процессом правах граждан и законных способах их защиты. Пропагандистская составляющая должна заключаться в разъяснении преимуществ участия в местном самоуправлении и местных выборах перед проявлением социальной апатии и пассивности.
Поднятие авторитета местных выборов требует сегодня более качественного и грамотного их освещения в СМИ[6], которые рассматриваются как один из важнейших факторов воздействия
на формирование знаний, представлений и воззрений каждого гражданина
по тем или иным социально значимым вопросам. Поэтому СМИ являются ключевым детерминантом в процессе воплощения права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления. В демократическом обществе средства массовой информации должны обеспечивать реальный интерес населения к демократическим процессам и высокую явку на выборы. Тем не менее, на местном уровне, как показывает практика, имеется целый комплекс проблем, связанных с формированием адекватной информационной политики в ходе муниципального избирательного процесса. Эта политика должна быть нацелена
на формирование у местного жителя полной и объективной картины обо всех кандидатах на местном уровне. Однако на деле избиратели зачастую не располагают информацией о кандидатах и их программах.
Истоки этой проблемы – в крайне ограниченном спектре СМИ, которые реально освещают проблемы муниципалитетов. Чаще всего
на местном уровне имеется одно печатное издание, которое публикует агитационные полосы, посвященные различным кандидатам на основании закона. Как правило, эти издания не являются распространенными в широких социальных группах. Между тем, как показывают результаты опросов, основными источниками получения информации о региональной и местной политике и событиях для местного населения являются телевидение и радио, информация, получаемая из общения с родственниками, друзьями, знакомыми и коллегами. Перечисленные источники получения информации являются основными для двух третей опрошенных жителей Республики Марий Эл[7]. Печатные СМИ являются таковыми лишь для трети местного населения. И лишь для 20 % опрошенных источником получения знаний
о местных вопросах и проблемах является информация, получаемая в сети интернет.
Между тем, сегодня наблюдается определенное падение тиражей региональных и местных печатных СМИ, являющихся официальными или специализирующихся исключительно на общественно-информационной тематике, то есть тех СМИ, которые могут предоставить площадку
для кандидатов в органы местного самоуправления. Значительная же часть появившихся в последнее время местных печатных СМИ формально являются изданиями вне политики и на этом основании отказываются
от публикаций агитационных материалов. Печатные издания регионального уровня чаще всего не предоставляют соответствующей площадки большинству кандидатов на местных выборах: их освещение этими СМИ, как правило, строится с учетом интересов региональных элит, но не местного населения. Таким образом, информационное поле освещения муниципального избирательного процесса существенно сужается, поскольку печатные СМИ не могут быть в нем задействованы в полной мере.
Что касается телевидения и радио, то здесь нужно учитывать, что сегодня эти СМИ отсутствуют на муниципальном уровне в подавляющем большинстве муниципальных образований. Подобные теле- и радиоканалы общественно-информационного характера имеются разве что в мегаполисах, таких как Екатеринбург, Томск, Казань, Нижний Новгород. В то же время, как показывает правоприменительная практика, наличие договора местной организации с региональными каналами вовсе не является основанием
для предоставления агитационного времени кандидатам на местных выборах[8]. В свою очередь, региональные телекомпании не предоставляют агитационного времени в ходе избирательной кампании по выборам в органы местного самоуправления. Таким образом, сегодняшнее законодательство, касающееся регулирования агитации на местных выборах, следует признать во многом недоработанным и нуждающимся в существенном дополнении
с целью полноценного представления программ кандидатов населению.
Необходимы и правовые гарантии информационного освещения муниципального избирательного процесса. В Федеральный закон № 67
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует внести положение, в соответствии с которым официальные государственные СМИ субъектов РФ должны будут в обязательном порядке предоставлять площадку для агитационных мероприятий кандидатам на местных выборах в данном субъекте. Кроме того, для повышения реального интереса к муниципальным выборам мы считаем необходимым законодательно закрепить обязательное участие кандидатов в совместных агитационных мероприятиях – таких, как публичные, открытые дебаты, проводимые в прямом эфире на теле- радиоканалах субъекта РФ и в местах, отведенных для агитации.
Существенный урон авторитету местных выборов наносит участие кандидатов и списков кандидатов, чьей реальной целью является не борьба
в избирательном процессе для решения местных вопросов, а лишение части голосов избирателей других кандидатов, к примеру, выдвижение списка кандидатов с идентичным названием, либо же дискредитация института выборов. Выдвижение на местных выборах подобных «лже-кандидатов» является формой злоупотребления правом граждан и их объединений
на участие в формировании органов местного самоуправления.
Для решения данной проблемы существуют два направления.
Во-первых, необходима грамотная и целенаправленная работа авторитетных институтов гражданского общества, СМИ по выявлению подобных нарушений и донесения информации о них до населения. Но это направление может быть эффективным только в рамках реализации общей концепции
по восстановлению авторитета института местных выборов. Поэтому непременным условием успешного разрешения названной проблемы является закрепление в ФЗ № 67 положения, которое вводило бы специальные цензы для кандидатов на муниципальных выборах, а также при утверждении в органы местного самоуправления при иных моделях.
Эти цензы должны выражаться в необходимости для каждого кандидата иметь регистрацию или вид на жительство на территории муниципального образования, где он избирается, либо в условии постоянного проживания на территории этого муниципального образования не менее пяти лет или же факта рождения на территории этого муниципального образования (городского округа, муниципального района). Кроме того, следует обязать политические партии выдвигать своих кандидатов
на муниципальных выборах по решению местного отделения партии
в муниципальном районе и городском округе.
Обязательным условием повышения доверия к институту местных выборов является формирование избирательных комиссий, обладающих авторитетом среди всех участников избирательного процесса, профессионализмом, а главное, не подверженных давлению посредством административного ресурса со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Муниципальную избирательную комиссию
в целях повышения эффективности ее работы, обеспечения независимости и профессиональности следует формировать на постоянной основе из числа кандидатов, выдвигаемых общественными объединениями – теми, которые ставят перед собой задачу разрешения вопросов местного значения и специализируются на защите избирательных прав граждан, и при этом
не ставят перед собой задач участия в политической сфере на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ.
С этой целью необходимо внести соответствующие изменения в статью 25 ФЗ № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и на участие
в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно этим изменениям, указанные общественные объединения будут ежегодно регистрироваться
в обязательном реестре, задача ведения которого должна быть возложена
на Центральную избирательную комиссию субъекта РФ. Регистрация в этом реестре с предоставлением копии устава организации станет обязательным условием участия общественных объединений в формировании муниципальных избирательных комиссий. На основе предлагаемых данными общественными объединениями кандидатур решение об окончательном составе муниципальных избирательных комиссий должны принимать представительные органы соответствующего муниципального образования.
Поскольку важнейшей формой осуществления народовластия
на местном уровне является право объединений граждан[9], представляется необходимым более детально закрепить их правовой статус как участников всех процессов формирования органов местного самоуправления. С этой целью предлагается внести соответствующие дополнения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации», а также в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления». Обязательными условиями участия общественного объединения
в формировании местной власти должны считаться нацеленность на решение вопросов местного значения, указанная в его уставе в качестве одной
из приоритетных целей, а также наличие представительства, отделения, либо руководящего органа на территории муниципального района, городского округа, либо города федерального значения, в формировании органов власти которого данное объединение намерено принять участие.
Поддержка общественным объединением определенного кандидата или списка кандидатов является достаточным основанием, чтобы заручиться поддержкой населения, соответственно мы не видим необходимости
в обязательном сборе подписей в поддержку регистрации этих кандидатов. Необходимо закрепить за общественными объединениями право выдвигать кандидатов или списки кандидатов на выборы депутатов представительных органов, главы местной администрации, а также право вносить свои кандидатуры на рассмотрение в представительные органы муниципальных образований на должность председателя и членов контрольно-счетного органа.
Право граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления неразрывно связано с обеспечением подотчетности, ответственности формируемых органов местного самоуправления перед населением[10]. Представляется, что при формировании органов местной власти как раз и должны закладываться механизмы последующей ответственности местной власти перед гражданами. Между тем, сама ответственность должна находить свое воплощение не только на очередных выборах и иных способах формирования местной власти, которые выражаются в продлении или не продлении полномочий выборного лица.
В этой связи нам видится логичным, чтобы предусмотренная ФЗ № 131 процедура отзыва выборных должностных лиц органов местного самоуправления применялась не только в случае установленных судом нарушений законодательства, но и в случае неисполнения ими своих предвыборных обещаний, игнорирования интересов местного населения, муниципального образования.
Саму по себе избирательную компанию кандидатов можно оценить
как своего рода публичную оферту. И соответствующий выбор избирателей во время голосования вполне можно оценивать как принятие этой оферты. Поэтому целесообразно, чтобы каждый кандидат, список кандидатов
на муниципальных выборах в обязательном порядке формулировал и предлагал населению свой проект публичного контракта с ним. Победа кандидата или списка кандидатов на выборах означает их обязанность подписать этот контракт с населением. От имени населения подпись на этом контракте должен будет поставить глава муниципального образования, после чего эти контракты должны в обязательном порядке публиковаться.
Нарушение, неисполнение ряда условий этого контракта
по прошествии года с момента избрания и не позднее, чем за год до конца срока, на который избраны соответствующий орган местного самоуправления и должностное лицо, послужит поводом для создания инициативной группы по реализации процедуры отзыва в том порядке, который сейчас предусмотрен Федеральным законом № 131. В случае если
за расторжение контракта проголосует большее количество избирателей, чем на выборах, контракт автоматически следует считать расторгнутым.
Установление механизмов ответственности местной власти на стадии ее формирования способно позитивно повлиять на сам институт муниципальных выборов. Во-первых, в этом случае повысится профессионализм формируемой местной власти, так как преимущества получат наиболее образованные, подготовленные кандидаты. Во-вторых, сами кандидаты при данной системе будут более ответственно и профессионально подходить к формированию своих программ, осознавая юридическую ответственность за их последующее исполнение, что заставит их, в частности, избегать популизма. В-третьих, создаются условия для повышения интереса местного населения к участию в формировании органов местного самоуправления. Кроме того, при указанной системе гораздо более прозрачным становится как сам процесс формирования местной власти, так и последующий общественный контроль над ее деятельностью.
На основе изложенных выше направлений совершенствования регулирования права граждан и их объединений на участие в формировании органов местного самоуправления можно сделать следующие выводы относительно механизмов изменения федерального законодательства:
1. Федеральное законодательство устанавливает необоснованно большие преференции для кандидатов в депутаты и должностные лица муниципальных образований от политических партий. Они выражаются
в облегченных по сравнению с другими условиях выдвижения кандидатов руководящим или местным партийным органом, освобождении представителей парламентских партий от обязательного сбора подписей при выдвижении кандидатов, обязательном информационном освещении
в средствах массовой информации деятельности этих партий, их широких финансовых возможностях, обусловленных государственным финансированием. В то же время законодательством не урегулирован правовой статус общественных объединений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях». Общегосударственный характер партий и спектр поставленных перед ними задач не соотносятся с теми задачами, которые необходимо решать на уровне муниципальных образований. В этой связи вносится предложение внести дополнение в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающее участие политических партий в выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов и на другие выборные должности в муниципальных районах, внутригородских районах и сельских поселениях исключительно партийными отделениями в муниципальных районах и городских округах. Это должно способствовать более тесной взаимосвязи представителей партий с местными сообществами и минимизировать угрозу подчинения местного самоуправления партийным либо государственным интересам.
2. Предлагается внести изменения в ст. 38 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части, касающейся формирования контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях. Председатель и аудиторы данного органа должны утверждаться представительным органом муниципального образования из числа кандидатур, предлагаемых депутатами данного представительного органа, а также местными территориальными общественными объединениями. Именно при подобной системе могут быть созданы условия как для обеспечения профессиональной работы контрольно-счетных органов, так и для их независимости, возможности участия в процессе их формирования представителей местного населения.
3. Обоснована необходимость внесения изменения в порядок избрания глав местных администраций в городских округах. В статье 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» предлагается закрепить возможность выбора на местном референдуме гражданами одной из двух моделей избрания главы местной администрации. В одном случае это может быть избрание гражданами мэра путем прямого голосования абсолютным большинством голосов. Во втором случае кандидатов на должность главы местной администрации должны выдвигать избирательные объединения, участвующие в выборах в представительные органы городских округов, и эти выборы автоматически становятся выборами главы местной администрации.
При частичном или полном избрании представительного органа
по мажоритарной системе право выдвигать свою кандидатуру на пост мэра должны получать и независимые кандидаты, баллотирующиеся по одномандатному округу. В случае прохождения через 7-процентный заградительный барьер списка избирательного объединения и его представителей в депутаты через одномандатные округа голоса всех избранных депутатов от общественного объединения автоматически отдаются в представительном органе за их претендента на должность мэра города. Независимые же депутаты в этом случае должны получить возможность самостоятельного голосования за того или иного избранного депутатом независимого кандидата.
В случае если никто из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов депутатов представительного органа, должен назначаться второй тур, победителем в котором следует считать кандидата, получившего большее количество голосов от депутатов, чем остальные. Процедуру применения данной системы при выборах главы местной администрации следует закрепить в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Представляется важным, чтобы при любой
из указанных выше систем избрания главы местной администрации кандидат на эту должность формировал открытый список, в котором были бы обозначены кандидаты на должности его заместителей и руководителей структурных подразделений. Любой из предлагаемых вариантов обеспечивает условия для прозрачности, гласности при формировании местной власти, активного участия городских гражданских сообществ в этом процессе.
Обобщив проведенный анализ всех необходимых направлений совершенствования федерального законодательства в части порядка формирования органов местного самоуправления можно сделать следующие выводы относительно конкретных изменений в ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»:
1. В целях усиления гласности при избрании главы муниципального образования и главы местной администрации и осуществления гражданами контроля за их последующей деятельностью необходимо установление на федеральном уровне двух способов их избрания: 1) гражданами на прямых выборах; 2) из числа депутатов представительных органов. В этом случае в целях обеспечения подотчетности главы муниципального образования и главы местной администрации населению необходимо закрепить их избрание депутатами представительного органа из числа кандидатур, внесенных общественным объединением, получившим по результатам выборов мандаты депутатов представительного органа. В свою очередь, конкретные избирательные модели должны устанавливаться в региональных законах, а также в уставах муниципальных образований
2. Для обеспечения профессиональной работы контрольно-счетного органа необходимо, чтобы его председатель и аудиторы утверждались представительным органом муниципального образования на конкурсной основе из числа кандидатур, предлагаемых депутатами, а также местными общественными объединениями. Подобная модель способна обеспечить независимость и гласность при формировании данного органа, чему будет способствовать участие в этом процессе представителей общественности.
[1]Михеева Т.Н. К вопросу о взаимодействии органов местного самоуправления с населением: зарубежный опыт // Законы России: Опыт, анализ, практика. – 2014. – № 8. – С. 94.
[2]Михеев Д.С. Гласность в правовом регулировании местного самоуправления в зарубежных государствах // Законы России: Опыт, анализ, практика. – 2014. – № 1. – С. 97.
[3]Михеев Д.С. О направлениях демократизации муниципального избирательного процесса // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2013. – № 1. – С. 2 .
[4]Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2008 г. № 71-П. «О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования» // Собрание законодательства Республики Марий Эл. – 2008. –
№ 71. – Ст. 1202.
[5]Mikheev D. S. Legal analysis of European charter of the local government in the light of the of the principle of publicity // Life science journal. – 2014. – № 11 (6). – P. 620.
[6]Холопов В.А. Актуальные направления совершенствования организационно-правовых механизмов регулирования института муниципальных выборов в Российской Федерации //Муниципальная служба: правовые вопросы. –2012. – № 3. – С. 4.
[7]Центральная избирательная комиссия республики Марий Эл. Официальный сайт. {Электронный ресурс} – URL. http://www.mari-el.izbirkom.ru. (Дата обращения: 11.10.2013).
[8]Шамгунов А.И. Система правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации: автореф. дисс….на соискание степени кандидата юридических наук. 12.00.02. Казань, 2006. – С. 24.
[9]Михеев Д.С., Михеева Т.Н. Формы взаимодействия общественных институтов с органами местного самоуправления // Правовое государство: теория и практика. – 2011. – № 1. – С. 9.
[10] Михеев Д.С. Ответственность органов местного самоуправления, как элемент гласности.// Закон и право. – 2014. – № 4. – С. 43.
|