Пенсионное обеспечение, являясь частью социального обеспечения, составляет одну из важнейших функций государства[1]. Права граждан на социальное обеспечение в соответствии со структурой и возможностями государства зафиксированы в ст.22 Всеобщей декларации прав человека ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года[2].
Термин «пенсионное обеспечение» включает в себя различные формы социальной защиты населения от рисков, связанных с наступлением нетрудоспособности по причине старости и инвалидности, а также с потерей кормильца[3].
В широком смысле пенсионное обеспечение - это совокупность правовых и экономических мер, направленных на материальное обеспечение граждан при утрате ими основного источника дохода по причине старости, инвалидности и в других случаях, установленных законодательством соответствующего государства. Если же говорить о пенсионном обеспечении в узком смысле, то здесь речь пойдет лишь о материальной поддержке наиболее уязвимых слоев населения непосредственно из государственного бюджета или государственных внебюджетных фондов. Таким образом, узкая трактовка предполагает, что пенсионное страхование не включается в пенсионное обеспечение: термин «пенсионное обеспечение» используют при прямом бюджетном финансировании (а также при финансировании из внебюджетных фондов), а при финансировании на основании страховых методов с использованием специальных фондов говорят о пенсионном «стра- ховании»[4].
Следует заметить, что автор считает необходимым в дальнейшем использовать широкую трактовку термина «пенсионное обеспечение». По мнению автора, метод финансирования может быть лишь критерием для классификации той или иной системы пенсионного обеспечения, а пенсионное страхование является одним из элементов системы пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение осуществляется в различных организационно-правовых формах, одной из которых является пенсионное страхование[5].
Система пенсионного обеспечения, или пенсионная система - это упорядоченная и систематизированная совокупность правовых институтов и механизмов, направленных на обеспечение материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а также в случае потери кормильца. В социальном плане, пенсионная система служит отражением той роли, которая отводится пенсионерам текущим поколением, ведь чем выше степень уважения к старшему поколению, тем большее внимание уделяется благосостоянию и обеспечению достойного образа жизни пенсионеров.
Пенсионное обеспечение населения в любом государстве представляет собой сложную социально-экономическую систему. Как правило, национальная система пенсионного обеспечения состоит из взаимно дополняющих друг друга элементов[6]. Одна из важнейших особенностей столь сложного образования, как пенсионная система, заключается в том, что каждый из элементов системы, в свою очередь, представляет относительно обособленную систему, состоящую из элементов более низкого уровня, также образующих систему, имеющую свою собственную внутреннюю организацию[7]. Исходя из этого, элементы национальной пенсионной системы можно назвать ее подсистемами.
Каждая национальная система имеет свой индивидуальный исторический путь развития. Её специфика определяется большим количеством факторов, которые, с определенной условностью, можно разделить на три категории: социальные, экономические и демографические факторы. Указанные категории, на наш взгляд, являются наиболее значимыми, хотя их список и не является исчерпывающим.
Рассмотрим более подробно факторы, которые определяют специфику национальной пенсионной системы в том или ином государстве:
Социальные факторы определяют степень развития общественных и трудовых отношений в государстве. Примером социальных факторов можно считать исторические и этнокультурные особенности развития государства, национальный менталитет, религиозную сторону жизни общества, проводимую государством социальную политику с ее стратегическими и тактическими целями и задачами, социальную структуру населения, ситуацию на рынке труда, уровень оплаты труда и прочее.
Экономические факторы определяют возможности государства и экономические условия, в которых строится и функционирует пенсионная система. К экономическим факторам, к примеру, следует отнести состояние государственных финансов, уровень благосостояния общества, проводимая государством экономическая политика с ее стратегическими и тактическими целями и задачами, роль государства в экономике, уровень развития производства и прочее.
Демографические факторы также служат важным ориентиром для определения качественных и количественных характеристик пенсионной системы, так как они отражают потребности общества в пенсионной защите. К демографическим факторам, среди прочих показателей, относят возрастную структуру населения, долю пенсионеров в обществе, уровень прироста населения, соотношение занятых и пенсионеров и другие.
Начиная с конца 20-го века реформирование сложившихся пенсионных систем приобрело массовый характер. Нередкими были попытки реформирования национальных систем пенсионного обеспечения по образцу зарубежных стран. Таким образом, в последнее время, зарубежный опыт также можно выделить в качестве самостоятельного фактора формирования и развития национальных пенсионных систем. В связи с этим, автор предлагает следующую классификацию факторов:
Внутренние (социальные, экономические и демографические особенности государства).
Внешние (элементы зарубежного опыта в национальных пенсионных системах).
Указанные выше группы факторов условны, а перечисленные примеры не являются исчерпывающими. Более того, существуют также универсальные факторы, которые свойственным многим странам и уникальные факторы, свойственные конкретному государству в данное время. Различные сочетания факторов и определяют индивидуальную уникальность каждой конкретной национальной пенсионной системы.
Перейдем к классификации систем пенсионного обеспечения. Существует несколько критериев типизации и систематизации пенсионных систем. Одним из таких критериев является роль государства. Так, в зависимости от соотношения государственного и частного компонентов, можно выделить следующие типы пенсионных систем[8]:
преимущественно государственная система (преобладание государственного пенсионного обеспечения)
смешанная система (комбинация государственного и частного пенсионного обеспечения)
преимущественно частная система (преобладание частного пенсионного обеспечения)
Следующим критерием для систематизации пенсионных систем может служить принцип финансирования[9]. В соответствии с данным критерием, выделяют следующие типы (модели) пенсионных систем:
распределительные (текущие расходы на выплаты пенсий финансируются за счет текущих, зачастую налоговых, поступлений, а выплаты осуществляются из бюджета или внебюджетных фондов)
накопительные (на счете участника в специализированном фонде формируется капитал в виде отчислений от зарплаты, данный капитал инвестируется, а накопленная сумма с инвестиционным доходом выплачивается в виде пенсии)
комбинированные (сочетание элементов распределительной и накопительной систем)
Распределительная модель системы пенсионного обеспечения (pay-as-you-go system) основана на принципе солидарности поколений, поэтому ее также называют солидарной. Суть данного принципа состоит в том, что ответственность за пенсионное обеспечение старшего поколения (пенсионеров) лежит на младшем поколении (экономически активном населении). Чаще всего распределительные системы являются государственными. В распределительной модели, как правило, устанавливается гарантированный уровень пенсии, который зависит от трудового стажа и величины заработной платы (уровень пенсий обычно невысокий, так как основной функцией является защита от бедности). Основным недостатком данной модели является ее уязвимость к демографическим изменениям. Финансирование выплат становится тем накладнее для бюджета, чем ниже доля экономически активного населения (населения, которое реально осуществляет трудовую деятельность) и чем выше доля пенсионеров в возрастной структуре общества.
Накопительная модель (funded system) основана на страховом принципе - выплаты пенсий осуществляются из фонда, сформированного из взносов участников на протяжении их трудовой деятельности (и хотя многие исследователи полагают, что накопительная система непременно предполагает учет личных счетов, примеры Швеции, Сингапура и Малайзии говорят о том, что аккумулирование и размещение средств в рамках накопительной пенсионной системы может осуществляться и в условиях централизованного фонда без использования личных счетов). Такая модель дает возможности работникам со средним и высоким уровнями зарплаты активно влиять на уровень своей будущей пенсии (рассчитывать на получение пенсии, сопоставимой с прежним уровнем зарплаты)[10]. Однако она предполагает высокую степень развития национального финансового рынка (наличие необходимой инфраструктуры, емкость рынка, уровень конкуренции, качество регулирования и надзора, уровень профессионализма высшего руководства и качество управления рисками). К тому же она, по сравнению с распределительной, менее подвержена демографическому фактору, однако она сильно подвержена экономическому фактору, который выражается в риске неэффективности инвестиционного процесса и риске обесценения финансовых активов в результате финансово-экономических кризисов. Дело в том, что в рамках накопительной системы пенсионные фонды инвестируют привлеченные пенсионные взносы в финансовые активы, стоимость которых зависит от конъюнктуры на финансовых рынках.
Тогда как накопительная пенсионная система предоставляет возможность за время трудовой деятельности сформировать определенный портфель активов с тем, чтобы впоследствии обменять его на потребление товаров и услуг в пенсионном возрасте, распределительная пенсионная система предоставляет обещание (преимущественно государственное), что пенсионер получит часть товаров и услуг, произведенных младшим поколением[11]. Таким образом, оба типа пенсионных систем представляют собой различные механизмы по обмену текущих средств (налоги/покупка финансовых активов) на требования в виде части будущего совокупного выпуска товаров и услуг.
Проведем наглядный сравнительный анализ распределительной и накопительной пенсионных систем по основным критериям. Результаты анализа представлены в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика распределительной и накопительной систем
пенсионного обеспечения
Критерии Распределительная Накопительная
Цели Защита пенсионеров от бедности
Создание условий для сохранения высокого уровня жиз-
ни после выхода на пенсию
Финансирование Взносы идут на текущие выплаты, которые осуществляются из бюджета или государственных внебюджетных фондов
Взносы формируются на личных счетах участников в специализированных фондах
Подверженность Высокая зависимость от дедемографическим мографических условий
Низкая зависимость от демографических условий
факторам
Подверженность Зависит от состояния госу- экономическим дарственных финансов, и не факторам зависит от состояния финансовых рынков, функционирует преимущественно в рамках государственной системы пенсионного обеспечения
Слабо зависит от состояния государственных финансов, и очень сильно зависит от состояния финансовых рынков, функционирует в рамках государственных, частных и смешанных систем пенсионного обеспечения
Подверженность Стабильный и заведомо просоциальным гнозируемый размер пенсии, факторам низкая дифференциация пенсий
Размер пенсии зависит от величины взносов и процесса инвестирования, высокая дифференциация пенсий
Роль граждан Нет необходимости в высо-
Необходима высокая инфор-
кой информированности и мированность и активное активном участии населения участие населения
Анализ сравнительной характеристики накопительной и распределительной моделей пенсионного обеспечения, приведенной в табл. 1.1, позволяет заключить, что каждой из моделей свойственны свои собственные риски, следовательно, ни одна из моделей не может быть устойчивой в долгосрочном периоде. Данное теоретическое заключение подтверждается мировой практикой: на сегодняшний день, крайне редко встречаются накопительные либо распределительные модели пенсионного обеспечения в чистом виде. Чаще можно встретить комбинированные системы, сочетающие в себе признаки как накопительных, так и распределительных моделей. При этом важно заметить, что именно государственные распределительные элементы пенсионных систем играют основополагающую роль - именно через них осуществляется основной объем финансирования пенсий в большинстве стран мира[12].
Существует еще одна классификация пенсионных систем, основанная на типологии социально-направленных государств Г. Эспинга-Андерсона. В своей работе «Три мира капитализма всеобщего благосостояния», он выделяет следующие группы стран: либеральные (например, Великобритания), «корпоратистские» (например, Г ермания, Франция), социально-демократические (например, Швеция, Дания)[13]. На основании представленной выше типологии стран А.Сёдэ и К. Фро- маном была разработана эмпирическая классификация пенсионных систем в зависимости от уровня пенсий и соотношения государственной и частной компонент в структуре пенсионной системы[14]. В соответствии с данной классификацией, можно выделить следующие четыре кластера пенсионных систем:
- «корпоратистский» кластер (В пенсионной системе страны преобладает государственная распределительная подсистема, обеспечивается высокое соотношение пенсий и зарплат. Негосударственное пенсионное обеспечение не играет существенной роли. Примерами могут служить Германия, Австрия, Франция, Люксембург);
либеральный кластер (характеризуется весьма средним уровнем государственных пенсий, который обеспечивается в рамках государственной распределительной подсистемы, и более высоким возрастом выхода на пенсию, по сравнению со странами «корпоратистского» кластера. Довольно сильное развитие в таких странах получило негосударственное пенсионное обеспечение. К таким странам относятся США, Великобритания, Ирландия, Канада);
кластер «умеренных пенсий» (характеризуется еще более скромным уровнем пенсий, обеспечиваемым государством и более высоким возрастом выхода на пенсию. Роль негосударственного пенсионного обеспечения в этих странах также высока. Из стран с таким типом пенсионной системы можно выделить Бельгию, Чехию, Норвегию, Словакию);
кластер «обязательных частных пенсий» (характеризуется наличием обязательной частной накопительной подсистемы. При этом сохраняется высокая роль негосударственного пенсионного обеспечения. Из стран с таким типом пенсионной системы можно выделить Австралию, Швецию, Данию, Нидерланды);
Как уже было отмечено выше, национальная пенсионная система представляет собой сложную социально-экономическую систему, состоящую из взаимно дополняющих друг друга элементов, или подсистем. Большинство существующих в мире комбинированных пенсионных систем включают в себя три элемента[15]:
• Элемент 1 - подсистема государственного пенсионного обеспечения. Данная подсистема представляет собой базовый уровень современной пенсионной системы большинства стран мира. Она призвана гарантировать выплату государственных пенсий, обеспечивающих прожиточный минимум при потере трудоспособности;
Элемент 2 - подсистема государственного пенсионного страхования. Данная подсистема должна обеспечивать достойный уровень дохода, пропорциональный прежнему заработку, при выходе на пенсию. Размер пенсии зависит от величины страховых взносов, отчисленных за период трудовой деятельности;
Элемент 3 - подсистема добровольного пенсионного страхования. Данная подсистема основана на личной инициативе граждан и призвана обеспечивать дополнительный уровень дохода пенсионеров после прекращения трудовой деятельности путем индивидуального накопления средств с использованием специализированных институтов (негосударственных пенсионных фондов, банков, страховых и инвестиционных компаний).
Всемирный Банк, выделяя в дополнение к этим трем элементам еще и «нулевой» элемент минимальной поддержки и неформальный элемент внутрисемейной поддержки, считает именно такой способ организации пенсионной системы, основанный на многокомпонентном подходе, наиболее предпочтительным[16]. Каждый из трех элементов такой пенсионной системы отвечает своим целям и зада- чам[17]. Если первый элемент пенсионной системы обеспечивает лишь защиту от бедности, гарантируя возможность удовлетворения минимального набора потребностей, то второй элемент пенсионной системы уже должен обеспечивать пенсионерам приемлемый уровень жизни, в определенной степени соответствующий доходу пенсионера перед выходом на пенсию. Третий элемент пенсионной системы представляет собой дополнительное пенсионное страхование, основанное на личном выборе граждан, целью которого является поддержание сформировавшегося к моменту выхода на пенсию уровня жизни.
Зачастую первый элемент пенсионных систем носит распределительный характер, второй элемент может быть основан как на распределительном, так и на накопительном принципе или их комбинации. Третий же элемент, в основном, строится на накопительном принципе.
Приведенное выше теоретическое обобщение характерно для большинства развитых стран, где найдено наиболее удачное сочетание элементов систем пенсионного обеспечения, а также определена роль государства, предпринимателей и граждан в пенсионном обеспечении[18].
[1] Роик В.Д. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования. М.: МИК, 2007. С. 116.
[2] The UN Declaration on human rights. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.ohchr.org/EN/UDHR/Documents/UDHR_Translations/eng.pdf
[3] Каспарьянц Н.М. Пенсионное страхование: региональные аспекты (Краснодарский край): монография. Армавир: РИО АГПА, 2014. С. 17.
[4] Павлюченко В.Г. Социальное страхование. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. С26-27.
[5] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: БЕК, 2002.С 25.
[6] Федотов А.И. Анализ моделей построения пенсионных систем // Труды ИСА РАН, 2008. № 38. С.168.
[7] Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. - 2-е изд., испр. и перераб. - М.: БЕК, 2002.С 34.
[8] Новиков А.А. Особенности эволюции зарубежных пенсионных систем // Мировая экономика и международные отношения, 2006. № 5. С.67.
[9] Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства. С.4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.problemanalysis.ru/Doklad5/Moseiko.pdf
[10] Роик В.Д. К формированию в стране современного института обязательного пенсионного страхования // Российский экономический журнал, 2009. № 1 - 2. С.30
[11] Barr N., Diamond P. The economics of Pensions // Oxford Review of Economic Policy, 2006. - Vol. 22 - № 1. - P. 17
Источник: Составлено по данным статьи Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как
проявление социальной функции государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://old.problemanalysis.ru/Doklad5/Moseiko.pdf
[12] Центр макроэкономических исследований Сбербанка: Пенсионные системы после кризиса, 2011. С.7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/pens_syst.pdf
[13] Esping-Andersen G. The three world of welfare capitalism // Princeton University Press, 1990. - P. 26-28. [Electronic resource]. - Mode of access:
http://isites.harvard.edu/fs/docs/icb.topic1134169.files/Readings%20on%20Social%20Democracy/Esping%20Anderson%2
0-%20THe%20Three%20Worlds%20of%20Welfare%20Capitalism.pdf
[14] Soede A., Vrooman C. A comparative typology of pension regimes // ENEPRI research report №54, 2008. P. 25-26. [Electronic resource]. - Mode of access: http://aei.pitt.edu/11490/1/1647.pdf
[15] Федотов А.И. Анализ моделей построения пенсионных систем // Труды ИСА РАН, 2008. № 38. С.168.
[16] Holzmann R., Hinz R. Old Age Income Support in the 21st century: An international perspective on pension systems and reform // The World Bank, Washington D.C., 2005. P. 42. [Electronic resource]. - Mode of access: http://siteresources.worldbank.org/INTPENSIONS/Resources/Old_Age_Inc_Supp_Full_En.pdf
[17] Волгин Н.А. Социальная политика: Учебник. М.: Экзамен, 2003. С. 307.
[18] Федотов А.И. Анализ моделей построения пенсионных систем // Труды ИСА РАН, 2008. № 38. С.173.
|