Воскресенье, 24.11.2024, 21:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Национальный и интернациональный аспекты функционирования пенсионных систем стран ОЭСР в условиях глобальных демографических изменений

Особого внимания заслуживает опыт переформатирования пенсионных систем зарубежных стран под новые реалии, которые возникли в результате проявления всех последствий демографического кризиса 1980-х годов и финансовоэкономического кризиса 2007-2008 годов.

На сегодняшний день, пенсионные системы практически всех стран ОЭСР столкнулись с серьезными вызовами. Последний финансово-экономический кризис, с одной стороны, обострил пенсионные проблемы стареющего мира, но также и сузил пространство для маневра с точки зрения проводимой государствами социальной политики, подняв вопрос сохранения высоких социальных обязательств на фоне значительного сокращения темпов роста ВВП и снижения доходов бюджета[1].

Кроме внешнего кризиса, вызванного изменением социальных, демографических и экономических факторов, пенсионные системы настиг и внутренний кризис. Дело в том, что пенсионные системы развитых государств стали жертвами своего же успеха. Результаты социальной политики и возросший уровень жизни дали свои плоды и создали новые вызовы самим сложившимся национальным пенсионным системам. А происходящие параллельно с этим процессом демографические изменения привели к тому, что пенсионные системы стали либо отставать от уровня благосостояния общества, либо стали требовать непосильного для большинства, государств уровня расходов.

К 2050 году в странах ОЭСР следует ожидать роста средней продолжительности жизни до 83,4 лет и увеличения доли людей старше 65 лет до 25% в общей демографической структуре стран[2]. Однако, как уже говорилось выше, более значимой демографической проблемой современных пенсионных систем является не старение населения, а снижение рождаемости. В табл. 1.3 приведены данные коэффициента рождаемости в динамике.

Коэффициент рождаемости в отдельных странах и группах стран

Таблица 1.3

Страна

1980-85

2010-15

2050-55

Канада

1,63

1,66

1,84

Чили

2,67

1,83

1,80

Франция

1,87

1,98

1,99

Г ермания

1,46

1,42

1,66

Италия

1,54

1,48

1,80

Япония

1,75

1,41

1,74

Корея

2,23

1,32

1,71

Мексика

4,25

2,20

1,74

Испания

1,88

1,50

1,81

Турция

4,07

1,75

1,75

Великобритания

1,78

2,05

1,90

США

1,80

1,99

1,99

Бразилия

3,80

1,82

1,72

Китай

2,69

1,66

1,82

Индия

4,47

2,50

1,88

Россия

2,04

1,53

1,83

ЮАР

4,56

2,40

1,85

ОЭСР

2,04

1,74

1,85

ЕС

1,94

1,60

1,82

БРИКС

4,00

1,98

1,82

Источник: United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Prospects: The 2012 Revision, Highlight and Advance Tables. Working Paper No. ESA/p/Wp.228.

 

Данные, представленные в таблице 1.3, демонстрируют устойчивую тенденцию к снижению коэффициента рождаемости как в основных развитых и развивающихся странах мира, так и в целом в группах стран ОЭСР, ЕС и БРИКС. Критическим моментом является то, что ни в одной из приведенных стран прогнозируемый к 2050 году коэффициент рождаемости не достигает уровня воспроизводства населения, необходимого для устойчивости пенсионных систем56.

Интересно, что коэффициент рождаемости в РФ в целом находится примерно на одном уровне с ЕС, БРИКС и ОЭСР. Также важно, что в большинстве стран на 2010-2015 года приходится самый низкий показатель коэффициента рождаемости, а в период с 2010 по 2050 года прогнозируется рост, несмотря на общее снижение по отношению к уровню 1980 года.

Основным негативным последствием старения населения и снижения коэффициента рождаемости является заметный рост отношения лиц старше 65 лет к числу лиц в возрасте от 20 д 65 лет57 - коэффициента демографической нагрузки. Данные представлены в табл. 1.4.

Таблица 1.4

Отношение числа лиц старше 65 лет к числу лиц в возрасте 20-65 лет, в процентах в отдельных странах

Страна

2000

2015

2050

Австралия

0,207

0,251

0,408

Австрия

0,253

0,303

0,528

Бельгия

0,284

0,317

0,505

Канада

0,204

0,259

0,464

Чили

0,129

0,172

0,449

Чехия

0,22

0,281

0,509

Дания

0,242

0,322

0,427

Эстония

0,256

0,304

0,471

United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division (2013). World Population Prospects: The 2012 Revision, Highlight and Advance Tables. Working Paper No. ESA/p/Wp.228, 2013. P.11.

Хотя, на наш взгляд, более точным показателем следует считать соотношение работающих и пенсионеров, так как не все граждане в трудоспособном возрасте фактически трудоустроены и осуществляют взносы в пенсионную систему, но и пенсионеры могут выходить на пенсию досрочно.

 

Финляндия

0,247

0,354

0,489

Франция

0,275

0,328

0,490

Г ермания

0,262

0,353

0,651

Г реция

0,275

0,335

0,653

Венгрия

0,246

0,282

0,478

Исландия

0,201

0,225

0,447

Ирландия

0,192

0,212

0,478

Израиль

0,189

0,203

0,335

Италия

0,294

0,365

0,683

Япония

0,276

0,472

0,784

Корея

0,115

0,196

0,715

Люксембург

0,229

0,233

0,430

Мексика

0,097

0,121

0,353

Нидерланды

0,219

0,305

0,525

Новая Зеландия

0,202

0,250

0,423

Норвегия

0,258

0,279

0,421

Польша

0,206

0,238

0,554

Португалия

0,267

0,317

0,698

Словакия

0,188

0,206

0,515

Словения

0,224

0,283

0,603

Испания

0,273

0,296

0,732

Швеция

0,295

0,348

0,427

Швейцария

0,249

0,295

0,443

Турция

0,113

0,131

0,374

Великобритания

0,268

0,308

0,464

США

0,209

0,247

0,395

ОЭСР

0,259

0,273

0,485

Источник: OECD Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, P. 159.

 

В результате, как показано в табл. 1.4, на одного гражданина в трудоспособном возрасте приходится все большее количество граждан в пенсионном возрасте, что подрывает устойчивость пенсионных систем. Данные таблицы 1.4 наглядно свидетельствуют о том, что прогнозируется существенный рост количества пенсионеров, приходящихся на одного работающего во всех странах ОЭСР.

Если в 2005 году ситуацию в приведенных странах можно назвать относительно стабильной: в США на одного пенсионера приходилось 5 работающих, в Великобритании, Германии и Японии 3, а в Корее 7, то к 2050 году ожидается значительное ухудшение ситуации. К 2050 году в США на 1 пенсионера будет приходиться 2,5 работающих, в Великобритании 2,15, а в Германии, Японии и Корее на 1 пенсионера будет приходиться всего 1,28-1,54 работающих. В целом, по странам ОЭСР на одного пенсионера будет приходиться 2 работающих[3]. Наименьший коэффициент демографической нагрузки среди стран ОЭСР в 2015 году наблюдался в Чили (0,172), а наибольший в Японии (0,472) при среднем показателе для ОЭСР в 0,276[4].

Международная панорама показателя среднего срока получения пенсий приведена в табл. 1.5.

Таблица 1.5

Средний срок пребывания на пенсии

мужчины

женщины

Канада

2010-2015

2055-2060

2010-2015

2055-2060

Франция

22,1

24,8

26,5

28,4

Г ермания

18,1

21,8

21,9

25,6

Италия

21

20,9

24,7

23,3

Норвегия

17,7

21,7

21,2

25,6

Испания

20,2

22

23,5

24,5

Великобритания

18,5

21,8

21,8

24,6

Россия

15,3

23,4

-

-

ОЭСР

18

22

-

-

ЕС

18,1

21,7

21,2

25,6

Источник: European Commission Directorate-General for Economic and Financial Affairs. The 2015 Ageing Report

 

Анализируя данные табл. 1.5, можно прийти к очевидному заключению: средний срок пребывания на пенсии будет расти как у мужчин, так и у женщин во всех представленных странах, а также в рамках ЕС и ОЭСР в целом[5]. Это неминуемо обернется дополнительными издержками для пенсионных систем.

Наряду со снижением коэффициента демографической нагрузки, старение населения приводит к росту среднего срока пребывания на пенсии, увеличивая тем самым расходы государства на выплаты пенсий.

Особенно ярко уязвимость современных накопительных пенсионных систем проявилась во время финансово-экономического кризиса 2007-2008 годов. С одной стороны, при управлении индивидуальными счетами в рамках накопительной системы возникают существенно более высокие административные издержки, чем при распределительной системе, которые вызваны необходимостью конкуренции частных пенсионных фондов. С другой стороны, эффективность накопительной системы находится в сильной зависимости от состояния финансовых рынков. В своей работе «Пенсионные реформы в развитых странах: новейшие тенденции и выводы для Росси» автор ссылается на исследование консалтинговой компании McKinsey, в котором говорится, что пенсионные фонды потеряли в среднем 18% от оценочной стоимости активов[6]. В аналитическом обзоре центра макроэкономических исследований Сбербанка отмечается, что в 2008 году средневзвешенная стоимость активов пенсионных фондов стран ОЭСР упала на 19% (3,5 трлн. долларов США), что подтверждает версию автора[7]. Убытки пенсионных фондов, вызванные обвалами на финансовых рынках не редкость. По итогам 3-го квартала 2015 года японский Government Pension Investment Fund, крупнейший пенсионный фонд мира, потерял 5,6% активов, а суверенный фонд благосостояния Норвегии - 4,9%[8].

В накопительной системе пенсионные фонды являются институциональными инвесторами и инвестируют средства в финансовые активы, стоимость которых определяется на финансовых рынках. Именно активы пенсионных фондов и используются для осуществления выплат по пенсионным обязательствам.

Рассмотрим примерный бухгалтерский баланс пенсионного фонда, участвующего в накопительной пенсионной системе, составленный на основе бухгалтерской отчетности одного из ведущих российских НПФ и представленный в аналитической форме в табл. 1.6[9].

Таблица 1.6

Аналитическое представление бухгалтерского баланса пенсионного фонда в рамках накопительной пенсионной системы

Название статьи

Доля на начало периода

Доля на конец периода

Активы

Долгосрочные финансовые вложения

88,0%

83%

Краткосрочные финансовые вложения

9,1%

10%

Дебиторская задолженность

2,9%

7,0%

Итого

100%

100%

Пассивы

|ск

27%

25%

Пенсионные взносы

68,8%

66%

Страховой резерв

4,2%

8%

Прочие

1%

1%

Итого

100%

100%

Источник: Официальная отчетность одного из ведущих российских НПФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npfts.ru/docs/Buh_otchet_2015.pdf

 

Суть накопительной пенсионной системы состоит в том, что привлеченные пенсионные взносы размещаются в различные по своим характеристикам активы на финансовом рынке, подтверждение чему можно найти в табл. 1.6. Активы могут быть краткосрочные (со сроком погашения до 1 года) и долгосрочные (со сроком погашения больше 1 года). Это могут быть активы с фиксированной доходностью (облигации) и с плавающей доходностью (акции, валюта). Безусловно, в каждой стране существуют нормативные ограничения на состав и структуру активов пенсионных фондов, однако они не всегда способны защитить инвестиции в периоды кризисов. Снижение стоимости активов непременно негативно отражается на способности фондов исполнять свои обязательства перед пенсионерами. Динамика доходности пенсионных фондов в международном сравнении приведена в прил. 1.

Данные, представленные в прил. 1, подтверждают наличие серьезных рыночных рисков при инвестировании пенсионных средств на финансовых рынках. Так, по данным ОЭСР, в 2011 году средневзвешенная доходность пенсионных фондов стран ОЭСР была отрицательной - чистое снижение стоимости активов составило 1,3%. Более того, убытки от инвестирования пенсионных средств были зафиксированы в 21 из 34 стран ОЭСР, в которых велись наблюдения. И хотя убытки 2011 года не превысили прибыли 2010 года в размере 1,7%, этот факт не может считаться обоснованием эффективности накопительных пенсионных систем. Потеряв 3,5 трлн. долларов в 2008м году (падение составило 19%), пенсионным фондам стран ОЭСР удалось отыграть лишь 1,5 трлн. долларов в 2009м (рост составил всего 6,6%)[10]. Таким образом, в 2008 - 2009 гг. чистое снижение стоимости активов в пенсионных фондах стран ОЭСР составило 12,4%, а в период 2008-2011 - 11,2 %. Важно заметить, что в средневзвешенная доходность пенсионных фондов стран ОЭСР по итогам 2014 года составила 5%[11].

Устойчивость накопительной пенсионной системы, а вместе с этим и социальное благополучие государства, таким образом, сводится к вопросам финансовой устойчивости пенсионных фондов. По сути, складывается такая картина, когда устойчивость пенсионной системы определяется риск-менеджментом пенсионных фондов, являющихся коммерческими организациями[12]. А так как основной целью функционирования коммерческой организации является прибыль, то можно наблюдать серьезный конфликт интересов: интерес управляющего состоит в получение максимальной доходности, тогда как интерес пенсионеров состоит в минимизации риска.

Конечно, необходимо сделать оговорку касательно способа привлечения пенсионных средств фондами в рамках накопительной пенсионной системы. В мировой практике выделяют два вида пенсионных схем: с постоянными взносами и с постоянными выплатами.

Пенсионная схема с постоянными взносами (defined contributions) предполагает, что сумма взносов, осуществляемых вкладчиком, фиксируется в договоре. Размер пенсии, в таком случае, зависит от величины взносов и доходности вложений, но обязательства пенсионного фонда зафиксированы номинальной суммой, внесенной вкладчиком.

Пенсионная схема с постоянными выплатами (defined benefits) предполагает, что сумма выплат, осуществляемых фондом, фиксируется в договоре. Размер пенсии будет определяться заранее заданной формулой и будет зависеть от заработной платы. Разница в том, что в данном случае, пенсионный фонд берет на себя обязательства по достижению заданного уровня доходности и его обязательства будут выше номинальной суммы, внесенной вкладчиком.

Именно выбор пенсионный схемы в накопительной системе отображает соотношение степени риска между пенсионным фондом и работником. Пенсионная схема с постоянными взносами подразумевает более низкую степень риска изменения стоимости финансовых активов для пенсионных фондов и более высокую для работников по сравнению со схемой с постоянными выплатами. Однако необходимо заметить, что способ выплаты пенсий не влияет на общий социальный ущерб в случае, если пенсионные фонды получают убытки - он лишь определяет соотношение между тем ущербом, который ложится непосредственно на пенсионера и тем ущербом, который ложится на государство.

В период с 2009 по 2015 годы во многих странах мира сложилась уникальная и беспрецедентная ситуация, когда при объективной необходимости проведения пенсионных реформ государства находились в сложнейших макро и микроэкономических условиях. С одной стороны, проявились результаты успешной экономической и социальной политики прошлых лет, когда был достигнут небывало высокий уровень жизни и социальной поддержки населения. С другой стороны, можно было наблюдать заметное ухудшение демографических и экономических факторов. Таким образом, государства одновременно столкнулись с целым особенностей:

рост продолжительности жизни вместе со снижением коэффициента рождаемости привели к росту доли пенсионеров в обществе и ухудшению соотношения работающих и пенсионеров;

абсолютный и относительный рост государственных расходов на выплаты пенсий;

снижение государственных доходов в результате финансовоэкономического кризиса и снижения экономической активности;

рост государственных расходов на проведение антикризисных программ по поддержке экономики и финансового сектора;

отсутствие экономического роста;

рост волатильности на финансовых рынках;

убытки, получаемые пенсионными фондами от инвестирования пенсионных средств;

снижение активности бизнеса при финансировании корпоративных программ по дополнительному пенсионному обеспечению;

рост безработицы;

снижение располагаемых доходов населения;

• беспрецедентный рост государственной и корпоративной задолженности и мирового уровня долга, достигшего в 2014 году 286% мирового ВВП[13]. Получилось так, что обе основные модели пенсионных систем (накопительная и распределительная) одновременно проявили признаки необходимости реформирования на фоне тяжелейшей экономической конъюнктуры. По сути, можно сказать, что этот исторический момент стал поворотным в истории национальных пенсионных систем и стал очередным витком их развития, после которого они должны выйти на новый уровень возможностей по обеспечению социальной защиты населения, отвечающий современным демографическим условиям и требованиям времени в социально-экономическом плане.

Перед тем, как приступить к изучению фактически проведенных реформ в области пенсионного обеспечения, нельзя не отметить теоретический вариант реформы пенсионной системы США, предложенный известным экономистом Лоренсом Коликоффом. Выявив долгосрочный дефицит системы социального обеспечения США в размере 20,5 трлн. долларов (что соответствует примерно 1,4 ВВП США), он предложил свой вариант будущей бездефицитной пенсионной си- стемы[14]. Он предлагает государственно-частную накопительную пенсионную систему, в которой работники вносят 8% от зарплаты, государство финансирует взносы за инвалидов, безработных и нищих. Далее средства аккумулируются в государственном фонде и инвестируются в один финансовый актив - взвешенный индекс акций, облигаций и недвижимости. По достижении пенсионного возраста, фонд пересчитывает сумму средств, накопившихся на индивидуальном счете каждого участника в аннуитет в соответствии с законодательно установленным сроком дожития. Г осударство также должно гарантировать защиту от инфляции.

Пенсионные реформы, в соответствии с общепринятой терминологией, следует разделить на два типа: структурные и параметрические реформы[15]. Когда речь идет о параметрических реформах, то это означает, что государства прибегают к изменению определенных параметров механизма функционирования пенсионной системы (ставки взносов, возраст выхода на пенсию)[16]. Структурные реформы предполагают коренное фундаментальное изменение механизма функционирования пенсионной системы.

Можно выделить следующие серьезные структурные реформы распределительных пенсионных систем[17]:

в Г ермании пенсионные выплаты устанавливаются в обратной зависимости от количества пенсионеров на одного работающего (чем больше пенсионеров приходится на одного работающего, тем ниже пенсии);

в Финляндии и Португалии решено привязать будущие пенсионные выплаты к средней ожидаемой продолжительности жизни на момент выхода на пенсию (чем выше ожидаемая продолжительность жизни, тем ниже выплаты);

во Франции вводится автоматическое повышение минимального периода взносов в пенсионный фонд в зависимости от роста продолжительности жизни (чем выше продолжительность жизни, тем выше минимальный период);

в Италии, Швеции и Польше пенсионные выплаты с учетом индексации устанавливаются в момент выхода на пенсию и зависят от средней ожидаемой продолжительности жизни в этом возрасте;

в Швеции и Канаде был введен механизм автоматического понижения выплачиваемых пенсий в случае, если сумма будущих пенсионных обязательств превышает сумму будущих пенсионных взносов;

в Венгрии и Аргентине была произведена национализация частных накопительных пенсионных фондов.

Что касается накопительных пенсионных систем, то структурные реформы,

73

в основном, проводились по следующим направлениям[18]:

переход от пенсионных схем с фиксированными выплатами к схемам с фиксированными взносами;

пересмотр инвестиционных стратегий в пользу более консервативных инструментов (США, Великобритания, Ирландия);

совершенствование норм и практики пруденциального надзора (Италия, Испания, Турция, Словакия, Нидерланды);

улучшение систем риск-менеджмента пенсионных фондов;

ограничение вознаграждения управляющих компаний и снижение административных издержек (Мексика, Польша, Чехия, Венгрия).

Из параметрических реформ распределительных систем особого внимания заслуживают следующие[19]:

изменение ставки пенсионных взносов (Румыния, Македония, Черногория);

изменение условий индексации/сокращение минимальной базовой пенсии (Испания, Хорватия, Греция, Сербия);

повышение пенсионного возраста (Франция, Испания, Италия, Венгрия, Греция, Ирландия);

повышение минимально необходимого рабочего стажа (Франция, Румыния);

ужесточение условий раннего выхода на пенсию (Норвегия, Венгрия, Латвия, Польша, Румыния);

Параметрические реформы были проведены и в накопительных пенсионных системах[20]:

в Сингапуре было осуществлено повышение взносов работодателей

в США, Польше, Латвии, Литве провели снижение ставки взносов

Реформы распределительных пенсионных систем разнообразны по способу

воздействия, но все они, в конечном счете, направлены на балансирование бюджетных возможностей по выплате пенсий и приведение их в соответствие с пенсионными обязательствами государств.

Что касается накопительных пенсионных систем, но здесь реформирование было направлено на приведение в соответствие активов и пассивов пенсионных фондов (улучшение качества активов и снижение обязательств фондов).

Теперь рассмотрим опыт реформирования пенсионных систем в рамках государств, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития[21]. В нее входят как наиболее развитые страны мира, так и некоторые развивающиеся страны, расположенные на 5 континентах. В рамках ОЭСР представлен широкий спектр разнообразных пенсионных систем, сформированных в различных социальных, экономических и демографических условиях. ОЭСР выделяет следующие семь направлений пенсионных реформ в зависимости от ожидаемой цели[22]:

Степень охвата работающего населения пенсионной системой.

Достаточность пенсионных выплат.

Финансовая устойчивость пенсионных систем и соответствие пенсионных обещаний возможностям пенсионной системы.

Инициативы по стимулированию позднего выхода на пенсию и осуществления сбережений во время работы.

Оптимизация административных издержек в пенсионных системах.

Распределение нагрузки пенсионных выплат по источникам (част-

ные/государственные), уровням (государствен-

ный/корпоративный/личный) и формам финансирования (распредели- тельная/накопительная) в рамках пенсионных систем.

Прочие направления (временные меры).


В табл. 1.7 приведены фактически проведенные в 2009-2013 годах реформы в области пенсионного обеспечения в странах ОЭСР.

Таблица 1.7

Обзор пенсионных реформ, проведенных в странах ОЭСР в 2009-2013 годах

охват

достаточ

ность

устойчивость

инициативы административные издержки

нагрузка

прочие

Австралия

x

x

x

x

x

x

Австрия

x

x

x

x

Бельгия

x

Канада

x

x

x

x

x

Чили

x

x

x

x

x

Чехия

x

x

x

Дания

x

x

Эстония

x

x

x

x

x

Финляндия

x

x

x

x

x

Франция

x

x

x

x

x

Г ермания

x

x

x

Г реция

x

x

x

x

Венгрия

x

x

x

x

x

Исландия

x

Ирландия

x

x

x

x

x

Израиль

x

x

x

Италия

x

x

x

x

Япония

x

x

x

x

x

Корея

x

x

x



 

Люксем

бург

x

x

x

Мексика

x

x

x

Нидерлан-

x

ды

Новая Зе-

x

x

x

ландия

Норвегия

x

x

x

Польша

x

x

x

x

Португалия

x

x

x

x

x

Словакия

x

x

x

Словения

x

x

x

x

x

x

x

Испания

x

x

x

Швеция

x

x

x

x

x

Швейцария

x

x

Турция

x

x

x

Великобри-

x

x

x

x

x

x

x

тания

США

x

x

x

Источник: OECD Pensions at a Glance 2013: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, P. 19.

 

Данные, представленные в табл. 1.8, свидетельствуют о высокой активности стран-членов ОЭСР при проведении пенсионных реформ. В целом, можно сказать, что реформирование пенсионных систем на современном этапе приобрело масштабный характер.

Всего в странах ОЭСР в период с 2009 по 2013 годы было проведено 129 реформ, что означает, что каждая страна за этот период провела 3,8 реформы, или по одной реформе в год. Среди стран ОЭСР нет ни одного государства, которое бы миновала необходимость проведения пенсионных реформ и всего три государства (Нидерланды, Бельгия, Исландия), которые ограничились всего лишь одним направлением при реформировании пенсионных систем.

Чаще всего пенсионные реформы проводились по следующим направлениям:

повышение финансовой устойчивости пенсионных систем (26 государств);

введение стимулирующих инициатив по позднему выходу на пенсию и осуществлению сбережений во время работы (22 государства);

повышение коэффициента замещения (достаточности пенсионных выплат) (21 государство).

Кроме этого, в 18 странах были проведены реформы по распределению нагрузки пенсионных выплат по источникам, уровням и формам финансирования. В 16 государствах были проведены реформы по увеличению охвата населения пенсионными программами.

Однако на этом страны ОЭСР не остановились, и реформирование пенсионных систем продолжилось и в период с 2013 по 2015 гг. Лишь 8 стран (Эстония, Венгрия, Г реция, Исландия, Мексика, Словения, Турция и США) не предприняли новых реформ в области пенсионного обеспечения в период с 2013 по 2015 гг., тогда как остальные страны продолжили реформирование в рамках обозначенных выше направлений[23]. Основной акцент, как и двумя годами ранее, также был сделан на повышение финансовой устойчивости и рост коэффициента замещения.

Важно, что все страны ОЭСР, независимо от их исторического опыта и сложившейся в данный момент политической конъюнктуры, адекватно отнеслись к продиктованным социально-демографической и экономической обстановкой условиям и принялись активно и решительно реформировать пенсионные системы.

Краткий обзор конкретных реформ и особенностей пенсионных систем в отдельных странах ОЭСР приведен в табл. 1.8.


 

 

Таблица 1.8

Страна

Пенсионные реформы в отдельных странах ОЭСР

Австралия

Поэтапное повышение пенсионного возраста с 65 до 67 лет к 2023 году. Введение дополнительных стимулов для позднего выхода на пенсию. Повышение ставки отчислений работодателей в обязательную накопительную подсистему с 9% до 9,5% от фонда оплаты труда.

Австрия

Поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 60 до 65 лет к 2033 году, период беременности и воспитания детей включен в трудовой стаж. Существуют ограничения на выплаты пенсий работающим пенсионерам.

Бельгия

С 2008 года введена система по пересмотру уровня пенсий каждые 2 года. Проведена отмена бонуса за трудовой стаж (дольше 44 лет) для новых пенсионеров. Повышение минимальных требований по возрасту (с 60,5 до 63 лет) и трудовому стажу (с 38 до 42 лет) к 2019 году для возможности раннего выхода на пенсию. Вводятся ограничения на выплаты пенсий работающим пенсионерам.

Канада

Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию.

Чили

Введение доплат пенсионерам, у которых был низкий уровень дохода во время трудовой деятельности.

Чехия

Поэтапное повышение пенсионного возраста и минимального трудового стажа, в 2013 введена обязательная накопительная пенсия в размере 5% от зарплаты, при этом взносы в распределительную часть снижены на 3 п.п., увеличив общую нагрузку на зарплату на 2 п.п., однако уже в 2014 году было принято решение о ее отмене. Стимулирование позднего выхода на пенсию.

Дания

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2022 году, ужесточение условий раннего выхода на пенсию.

Эстония

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 65 лет к 2026 году, с 2009 по 2012 было осуществлено временное приостановление взносов в обязательную накопительную систему

Финляндия

Пенсионные взносы зависят от возраста (5,55% от зарплаты для работни-

 

Страна                                                                      Реформы

 

 

 

ков, не достигших 53 лет и 7,05% для работников старше 53 лет). С 2010 года размер вновь начисляемых пенсий был поставлен в обратную зависимость от динамики средней продолжительности жизни после выхода на пенсию за последние 5 лет. Установлен гарантированный минимум пенсии. Осуществляется стимулирование позднего выхода на пенсию.

Франция

С 2014 года стартовало поэтапное увеличение минимального трудового стажа до 43 лет, введено поэтапное повышение пенсионного возраста до 63 лет, но возраст, дающий право на получение полной пенсии составит 67 лет к 2022 году. Введено ужесточение условий раннего выхода на пенсию и стимулирование позднего выхода на пенсию.

Г ермания

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 67 лет. Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию.

Г реция

Пенсионный возраст повышен до 67 лет, но возможет выход на пенсию в 62 года при условии трудового стажа в 40 лет. Установлен максимальный уровень пенсии. С 2014 года индексация производится по формуле V *рост ВВП + V* инфляция.

Венгрия

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 65 лет к 2022 году. В 2010 году было приостановлено формирование взносов в обязательную накопительную систему, что привело к ее отмене в 2012 году. Взносы были направлены в государственную распределительную систему.

Исландия

Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию.

Ирландия

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 68 лет к 2028 году. Изменение принципов начисления пенсий.

Израиль

Поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 62 до 64 лет к 2017 году. В 2014 году была повышена ставка взносов в обязательную накопительную систему до 17,5%. Ранний выход на пенсию запрещен, существует стимулирование позднего выхода на пенсию.

Италия

Поэтапное повышение пенсионного возраста в соответствии с динамикой продолжительности жизни в возрасте 65 лет. Возраст выхода на пенсию составит к 2019 году 67 лет. С 2011 года установлен механизм гибкого выхода на пенсию в возрасте 62-70 лет. В 2012-2013 годах временно приостанавливалась индексация пенсий. Отменена индексация пенсий, в 6 раз превыша-

 

ющих минимальную. Существует стимулирование позднего выхода на пенсию.

Япония

Поэтапное повышение пенсионного возраста для всех видов пенсий до 65 лет к 2025 году для мужчин и к 2030 для женщин. Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию.

Корея

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 65 лет к 2033 году. Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию.

Люксембург

Введена автоматическая индексация пенсий в соответствии с показателем стоимости жизни и уровнем роста реальных зарплат. С 2013 года поправка пенсий на уровень роста реальных зарплат возможна лишь в случае профицита пенсионной системы (пенсионные взносы превышают выплаты). Установлен минимальный и максимальный уровни пенсий.

Мексика

В случае если трудового стажа к моменту выхода на пенсию недостаточно (меньше 1250 недель), то взамен права на пенсию работник получает единоразовую выплату в размере аккумулированных на его счете средств. Если трудовой стаж превышает 1250 недель, но накопленных взносов недостаточно для начисления минимальной пенсии фондом, то взносы передаются государству, которое далее и выплачивает пенсию.

Нидерланды

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2021 году.

Новая

Введенная в 2007 году система добровольных пенсионных накоплений при

Зеландия

государственной поддержке (в виде налоговых льгот) уже включает 67% экономически-активного населения Новой Зеландии. Досрочный выход на пенсию до установленного законом пенсионного возраста невозможен, при этом также не выплачиваются пенсии при продолжении трудовой деятельности после пенсионного возраста.

Норвегия

В 2011 году в рамках государственной распределительной системы был введен механизм гибкого выхода на пенсию в возрасте 62-75 лет, который также позволял сочетать работу с получением пенсии. Также была введена система корректировки пенсий в зависимости от фактичекского уровня продолжительности жизни для конкретной возрастной группы (в основном, речь о продолжительности жизни после выхода на пенсию).

Польша

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2020 году для мужчин и 2040 для женщин. Поэтапное повышение минимально необходи-

 

мого трудового стажа до 25 лет к 2020 году для мужчин и 2022 для женщин. С 2014 года активы частных пенсионных фондов переводятся под государственное управление.

Португалия

Поэтапное повышение пенсионного возраста в соответствии с ростом продолжительности жизни в возрасте старше 65 лет. С 2012 года временно приостановлена возможность досрочного выхода на пенсию. Осуществляется стимулирование позднего выхода на пенсию.

Словакия

С 2017 года вводится поэтапное повышение пенсионного возраста в соответствии с ростом продолжительности жизни в возрасте старше 65 лет. Постепенное повышение роли фактора инфляции и понижение фактора роста зарплат при определении уровня индексации пенсий с 40:60 в 2014 до 0:100 к 2018 году соответственно (с 2018 года индексация будет проводиться исключительно на основании темпов инфляции). Обязательная накопительная система, действовавшая с 2005 года, стала добровольной для новых участников с 2013 года. Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию.

Словения

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 60 лет к 2018 году для мужчин и 2020 для женщин при минимальном трудовом стаже в 40 лет. При отсутствии минимально необходимого трудового стажа, возраст выхода на пенсию повышается до 65 лет с 2020 года. Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию.

Испания

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2027 году, однако, если трудовой стаж превышает 38,5 лет, то выход на пенсию возможен в 65. С 2014 года размер пенсии зависит от соотношения работающих и пенсионеров и соотношения доходов и расходов пенсионной системы. С 2019 года размер пенсии будет учитывать рост продолжительности жизни пенсионеров в возрасте выхода на пенсию. Осуществляется стимулирование позднего выхода на пенсию.

Швеция

Уровень индексации пенсий и самих пенсий зависит от баланса пенсионной системы (индексация зависит от соотношения активов и обязательств). Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию.

Швейцария

Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию. Индексация пенсий на 50% зависит от инфляции и на

 

50% от роста номинальных зарплат. Обязательная накопительная система функционирует лишь для работников с годовым доходом, превышающим 21 тыс. франков.

Турция

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 65 лет к 2044 году для мужчин и 2048 для женщин

Великобритания

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2028 году, предложено привязать повышение пенсионного возраста к росту продолжительности жизни. С 2016 года минимальный трудовой стаж увеличен с 30 до 35 лет. С 2012 по 2018 год происходит изменение принципов формирования пенсии для работников со средним и высоким уровнем дохода. Повышается стимулирование позднего выхода на пенсию.

США

Поэтапное повышение пенсионного возраста до 67 лет к 2022 году. Ужесточение условий раннего выхода на пенсию, стимулирование позднего выхода на пенсию.

Источник: OECD Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing P.201 -

374, данные http://www.pensionfundsonline.co.uk/content/country-profiles

 

Как можно убедиться из данных, представленных в табл. 1.8., несмотря на все разнообразие пенсионных систем в странах ОЭСР, реформы, в основном, касались распределительных пенсионных систем и были направлены на снижение государственных обязательств перед пенсионерами. К таковым можно отнести повышение пенсионного возраста, повышение минимального трудового стажа, необходимого для получения пенсии, ограничение раннего выхода на пенсию (запрет, либо снижение пенсии) и стимулирование позднего выхода на пенсию (увеличение пенсии). Наиболее интересными реформами, по мнению автора, следует считать реформы со встроенными стабилизационными механизмами, которые привязывают возраст выхода на пенсию к средней продолжительности жизни после выхода на пенсию, а пенсионные выплаты к соотношению активов и обязательств государственной распределительной системы.

Особого внимания заслуживают реформы обязательных накопительных систем. В Австрии и Израиле были повышены ставки отчислений. В Словакии,

Польше, Венгрии и Чехии, были проведены реформы по полной или частичной отмене накопительного элемента и переводу средств в государственные системы.

В заключение главы 1 стоит сказать, что с момента формирования первой пенсионной системы в Г ермании в 1889 году и по сегодняшний день идет непрерывный процесс эволюции систем пенсионного обеспечения.

Существует несколько классификаций пенсионных систем, однако чаще всего их принято разделять по методу финансирования на распределительную (текущие взносы идут на выплаты текущих пенсий) и накопительную (текущие взносы формируются на отдельных счетах, инвестируются на протяжении трудовой деятельности и выплачиваются при выходе на пенсию). Мировая практика говорит о том, что, на сегодняшний день, большинство пенсионных систем являются сложными многокомпонентными системами. Архитектура национальных пенсионных систем в различных странах представляет собой определенную комбинацию распределительной и накопительной систем, каждая из которых является отдельным элементом (подсистемой). Некоторые страны преимущественно полагаются на государственные распределительные подсистемы (Г ермания, Франция, Италия), другие частные и государственные накопительные подсистемы (Австрия, Чили, Исландия, Нидерланды). Третьи стремяться к равномерному распределению нагрузки по источникам, формам и методам финансирования (Швеция, Канада, США, Великобритания).

Устройство национальной пенсионной системы отражает также и ее основную цель, которая может выражаться в защите от бедности, в стремлении обеспечить приемлемый уровень жизни после выхода на пенсию, либо в их сочетании.

Первые пенсионные системы были построены по распределительному принципу, однако резкое ухудшение демографических условий (снижение рождаемости и рост продолжительности жизни) привело к старению населения в большинстве ведущих стран мира. Это, в свою очередь, привело к росту пенсионеров и снижению работающих граждан в возрастной структуре населения этих стран. Одновременное снижение доходов пенсионных систем и рост расходов привели к кризису распределительных систем. В качестве основной альтернативы при активной поддержке Всемирного банка была выдвинута накопительная модель пенсионной системы.

Однако переход к накопительной системе не всегда приводит к росту благосостояния населения. Для успешного перехода к накопительной системе нужен целый ряд предпосылок, а сама по себе она не может служить решением проблем распределительной системы. Это подтверждает опыт таких стран как Австралия, Эстония, Венгрия, Израиль, Польша, Словакия, Россия и Китай.

Основной особенностью реформирования пенсионных систем на современном этапе является уникальная макроэкономическая и демографическая среда. Финансово-экономический кризис 2008-2009 годов впервые одновременно обострил проблемы как распределительных, так и накопительных пенсионных систем и подтолкнул государства к дальнейшему реформированию комплексных систем пенсионного обеспечения.

Обобщая новейший опыт реформирования распределительных пенсионных подсистем в странах ОЭСР, нужно сказать, что все реформирование сводилось к приведению в соответствие текущих возможностей государства по выплатам пенсий с текущими пенсионными обязательствами.

Отдельного внимания заслуживают реформы обязательных накопительных подсистем, которые подтверждают поспешность перехода к использованию накопительного элемента в отдельных странах.

Проанализировав историю развития пенсионных систем в разных странах мира, мы пришли к еще одному существенному заключению: вопросы формирования и реформирования пенсионных систем не лежат в сугубо экономической плоскости, - решения в области пенсионной политики должны приниматься также с учетом социальных, культурных и исторических особенностей данной конкретной страны. Более того, изучив все разнообразие проведенных и проводимых пенсионных реформ, можно заключить, что использование зарубежного опыта без учета социальных факторов и культурных особенностей государства на современном этапе ее развития может привести к негативным последствиям для пенсионной системы страны и ее экономики.

 

[1] Важно заметить, что в диссертационном исследовании проводится анализ на основании официальных данных ОЭСР по состоянию на начало 2016 года, когда в организацию входило 34 госдударства. По этой причине в исследование не входят данные по Латвии, ставшей полноправным членом ОЭСР 1 июля 2016 года.

[2] Жарков А.А. Этапы реформирования пенсионной системы России // Аудит и финансовый анализ, 2008. № 3. С.461-464

[3]Делэйни К. Жизнь на пенсии в цифрах // Русская служба BBC, 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.bbc.com/russian/interactivity/2010/09/100910_pensions_data_analysis.shtml

[4] Там же

[5] European Commission Directorate-General for Economic and Financial Affairs. The 2015 Ageing Report, 2015. P.67.

[6] Дегтярь Л.С. Пенсионные реформы в развитых странах: Новейшие тенденции и выводы для России // Проблемы прогнозирования, 2012. № 2. С. 106.

[7] Центр макроэкономических исследований Сбербанка: Пенсионные системы после кризиса, 2011. С. 15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/pens_syst.pdf

[8] Кузнецов А. Крупнейший пенсионный фонд мира потерял $64 млрд за третий квартал // РБК, 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/finances/30/11/2015/565c18359a7947b428e29764

[9] Отчетность НПФ Телеком-союз по итогам 2015 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.npfts.ru/docs/Buh_otchet_2015.pdf

[10] Центр макроэкономических исследований Сбербанка: Пенсионные системы после кризиса, 2011. С. 15. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/pens_syst.pdf

[11] OECD Pension Markets in Focus 2015: OECD Publishing, 2015. P.6.

[12] Rozanov A. Public pension fund management: best practice and international experience // Asian Economic Policy Review, 2015. № 10. P. 281

[13] Debt and not much deleveraging // Mckinsey Global Institute, 2015. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.mckinsey.com/global-themes/employment-and-growth/debt-and-not-much-deleveraging

[14] Kotlikoff L. Social security hole overwhelms taxes, cuts // Bloomberg, 2012. [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.bloomberg.com/view/articles/2012-07-11/social-security-hole-overwhelms-taxes-cuts

[15] Pension reform and the development of pension systems // The World Bank, Washington D.C., 2006. Glossary [Electronic resource]. - Mode of access:

http://lnweb90.worldbank.org/oed/oeddoclib.nsf/DocUNIDViewForJavaSearch/43B436DFBB2723D085257108005F6309/

$file/pensions_evaluation.pdf

[16] Disney R. Public pension reform in Europe: policies, prospects and evaluation // The World Economy, 2003. Vol 26. № 10. P. 1431.

[17] Центр макроэкономических исследований Сбербанка: Пенсионные системы после кризиса, 2011. С. 10-11. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/pens_syst.pdf

[18] Центр макроэкономических исследований Сбербанка: Пенсионные системы после кризиса, 2011. С.16-18. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/pens_syst.pdf

[19] Центр макроэкономических исследований Сбербанка: Пенсионные системы после кризиса, 2011. С. 12-13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/pens_syst.pdf

[20] Центр макроэкономических исследований Сбербанка: Пенсионные системы после кризиса, 2011. С.12-13. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/pdf/press_center/pens_syst.pdf

[21] Сайт ОЭСР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.oecd.org

[22] OECD Pensions at a Glance 2013: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, 2013. P.18.

[23] OECD Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, 2015. P.20.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (28.11.2017)
Просмотров: 261 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%