Сравнение пенсионных систем различных стран происходит на основании показателя эффективности пенсионной системы, определенного автором в §2.1. Эмпирический сравнительный анализ эффективности пенсионных систем разных стран проводится с точки зрения способности каждой из систем предоставлять пенсионерам наиболее высокий уровень коэффициента замещения в расчете на 1 п.п. ВВП, потраченных государством на систему пенсионного обеспечения с учетом коэффициента демографической нагрузки, характерного для данной страны. Измерение эффективности пенсионной системы строится на коэффициентном анализе, а сам коэффициент эффективности показывает ту величину пенсии, которая создается в рамках национальной пенсионной системы на единицу государственных расходов на пенсионное обеспечение с учетом сложившихся демографических особенностей страны и определяется по предложенной автором формуле:
коэффициент замещения (в %)
-------------------------------------------------- - ------- — х коэффициент демографической нагрузки
государственные расходы на выплаты пенсий (% к ВВП)
Чем выше показатель E, тем пенсионная система относительно более эффективно решает оптимизационную задачу по сохранению уровня жизни пенсионеров при росте продолжительности жизни и уровня пенсионных расходов. Следует заметить, что такое определение в наилучшей степени соответствует задаче проведения межстранового сравнительного анализа в статике, поставленной в диссертационном исследовании, так как оно позволяет оценить эффект от расходования средств на пенсионное обеспечение в единицах коэффициента замещения и учитывает различия в демографических условиях между странами. Более подробно формулу 1 можно представить в следующем виде:
население в пенсионном возрасте
____________________________________ /население в трудоспособном возрасте
- коэффиЦиеНТ замещения х ------------------------ пенсионные расходы,------- =
/ВВП
население в пенс. возрасте ВВП
— коэффициент замещения х--------------------------------------------- х----------------------------------------------- —
пенсионные расходы население в трудосп. возрасте
ВВП на гражданина в трудоспособном возрасте
— коэффициент замещения х---------------------------------------------------------------------------------------------------
Пенсионные расходы на 1 гражданина в пенсионном возрасте
Раскрытие формулы 1 показывает, что эффективность пенсионной системы определяется умножением коэффициента замещения на показатель перераспределения ВВП в пользу пенсионеров с учетом возрастной структуры населения страны. По сути, речь идет о продуктивности государственных расходов на обеспечение достойного качества жизни людей в пожилом возрасте без ухудшения общего уровня жизни в стране, которое может произойти в силу неэффективных государственных расходов, роста бюджетного дефицита, внутреннего и внешнего долга.
Расчеты коэффициента эффективности проведены на основании данных табл. 1.4 и 2.2 и представлены ниже. Данные по коэффициенту демографической нагрузки были взяты из публикаций ОЭСР, а данные по России были подсчитаны автором на основании методики ОЭСР и данных Росстата (см. §3.1 )[1].
Межстрановой сравнительный анализ пенсионных систем[2]
Таблица 2.4
Г осударствен-
Коэффици-
Коэффициент
Коэффици-
Коэффици-
ные расходы
ент заме-
демографиче-
ент заме-
ент
на пенсии в
щения, %
ской
щения на 1
эффективно-
отношении к
нагрузки[3]
п.п. ВВП
сти
ВВП, %
Австралия
3,5
44,5
0,25
12,7
3,19
Австрия
13,2
78,1
0,3
5,9
1,79
Бельгия
0,32
1,87
10,2
59,9
5,9
Канада
4,3
66,0
0,26
15,3
3,96
Чили
3,2
32,8
0,17
10,3
1,77
Чехия
8,9
49,0
0,28
5,5
1,54
Дания
6,2
67,8
0,32
10,9
3,51
Эстония
6,9
50,5
0,3
7,3
2,22
Финляндия
10,3
55,8
0,35
5,4
1,91
Франция
13,8
55,4
0,33
4,0
1,31
Г ермания
10,6
50,0
0,35
4,7
1,66
Греция
14,5
66,7
0,34
4,6
1,54
Венгрия
10
58,7
0,28
5,9
1,67
Исландия
2,1
69,2
0,23
33,0
7,44
Ирландия
5,3
65,1
0,21
31,0
6,58
Израиль
4,8
61,0
0,2
12,7
2,58
Италия
15,8
69,5
0,37
4,4
1,61
Япония
10,2
35,1
0,47
3,4
1,61
Корея
2,2
39,3
0,2
17,9
3,51
Люксембург
7,7
76,8
0,23
10,0
2,33
Мексика
1,8
25,5
0,12
14,2
1,71
Нидерланды
5,5
90,5
0,31
16,5
5,04
Новая
Зеландия
4,9
52,5
0,25
10,7
2,67
Норвегия
5,4
49,8
0,28
9,2
2,57
Польша
10,8
43,1
0,24
4,0
0,95
Португалия
13
73,8
0,32
5,7
1,81
Словакия
7,0
62,1
0,21
8,7
1,8
Словения
11,4
38,4
0,28
3,4
0,96
Испания
10,5
82,1
0,3
7,8
2,31
Швеция
7,4
56,0
0,35
7,6
2,64
Швейцария
6,6
40,2
0,29
6,1
1,8
Турция
7,5
75,7
0,13
10,1
1,32
Великобри-
тания
5,6
51,4
0,31
9,2
2,84
США
6,7
67,8
0,25
10,2
2,52
Россия
9,6
35
0,34
3,6
1,22
ЕС
10,9
57,6
5,3
ОЭСР
9,0
56,7
0,28
6,3
1,72
Источник: OECD Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, P 141, 159, 207-374, расчеты автора
Как видно из табл. 2.4, наиболее эффективные пенсионные системы у Австралии, Канады, Кореи, Дании, Исландии, Ирландии, и Нидерландов. Самый высокий показатель эффективности отмечен у Исландии (7,44), а самый низкий у Польши (0,95) и Словении (0,96). Что касается пенсионной системы России, то с показателем в 1,22 п.п. коэффициента замещения на 1% государственных расходов, она является одной из наименее эффективных из рассматриваемых стран, во- многом, по причине крайне высокого коэффициента демографической нагрузки.
Данные таблицы 2.4 показывают, что пенсионная система Франции уступает в эффективности пенсионным системам Великобритании и Швеции при сопоставимом коэффициенте демографической нагрузки. С одной стороны, это наглядно демонтирует показатель коэффициента замещения на 1 п.п. ВВП государственных расходов. С другой стороны, это демонстрирует и структура итогового коэффициента замещения. Все 100% коэффициента замещения во Франции формируется в рамках государственной распределительной подсистемы, тогда как в Великобритании и Швеции она создает приблизительно половину от коэффициента замещения. Вторая половина в этих странах формируется в рамках добровольных накопительных подсистем. Именно за счет такой структуры пенсионные системы Великобритании и Швеции и имеют более высокую эффективность. Механизмы дополнительного пенсионного обеспечения в рамках добровольной накопительной подсистемы дают возможность всем группам населения формировать пенсию именно в том объеме, в котором они пожелают исходя из собственных возможностей.
23 из 34 стран имеют коэффициент эффективности, превышающий средний уровень по странам ОЭСР, тогда как у оставшихся 11 стран этот показатель находится на уровне ниже среднего[4].
Для наглядности данные сравнительного анализа эффективности пенсионных систем представлены на рисунке 2.1. Анализируя распределение коэффициента эффективности среди стран ОЭСР, можно выделить 4 группы стран:
• К первой группе относятся страны с низким уровнем коэффициента эффективности национальной пенсионной системы, не превышающим показатель 1,5. Это такие страны, как Польша, Словения, Франция и Турция.
• Во второй группе представлены страны со средним уровнем коэффициента эффективности национальной пенсионной системы - в диапазоне от 1,5 до 2,0. Странами второй группы являются: Греция, Чехия,
Япония, Италия, Г ермания, Венгрия, Мексика, Чили, Австрия, Швейцария, Словакия, Португалия, Бельгия и Финляндия.
• Третья группа включает в себя страны с высоким уровнем коэффициента эффективности национальной пенсионной системы: от показателя в 2,0 до 3,0. В третью группу стран входят: Эстония, Испания, Люксембург, США, Норвегия, Израиль, Швеция, Новая Зеландия и Великобритания.
• В четвертую группу входят страны с максимальным коэффициентом эффективности национальной пенсионной системы (коэффициент эффективности национальной системы пенсионного обеспечения превышает показатель 3,0). В ней представлены Австралия, Корея, Дания, Канада, Нидерланды, Ирландия и Исландия, а их национальные пенсионные системы являются наиболее эффективными в соответствии с проведенным анализом.
Польша Словения Россия Франция Турция Греция Чехия Япония Италия Германия Венгрия Мексика ОЭСР Чили Австрия Швейцария Словакия Португалия Бельгия Финляндия Эстония Испания Люксембург США Норвегия Израиль Швеция Новая Зеландия Великобритания Австралия Корея Дания Канада Нидерланды Ирландия Исландия
IV
0 0,5 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5 5,5 6 6,5 7 7,5 8
Рисунок 2.1. Межстрановой анализ эффективности пенсионных систем
Следует заметить, что пенсионные системы Австралии, Канады и Нидерландов также входят в рейтинг лучших пенсионных систем Melbourne Mercer Global Pension Index 2015[5]. В 2016 году первенство сохранилось за Нидерландами и Австралией, а место Канады заняла Дания[6]. Пенсионная система Исландии
не включена в исследование, а система пенсионного обеспечения Ирландии также вошла в 10-ку наиболее эффективных систем. Данный индекс разрабатывается Австралийским центром финансовых исследований совместно с консалтинговой компанией Mercer и включает в себя анализ пенсионных систем 25 стран мира по трем критериям: достаточность пенсий, финансовая устойчивость и качество управления. Каждый из критериев отражает комплексную количественную и качественную оценку рассматриваемого явления. Критерий достаточности пенсий состоит из 11 показателей, критерий финансовой устойчивости из 7, а критерий качества управления из 12. Индекс публикуется ежегодно, начиная с 2009 года, и не включает оценку российской пенсионной системы.
Наряду с Melbourne Mercer Global Pension Index общепризнанным рейтингом пенсионных систем является Allianz Pension Sustainability Index, который рассчитывается страховым гигантом Allianz начиная с 2004 года. Методология данного индекса состоит в оценке долгосрочной устойчивости пенсионных систем 50 государств на основании оценки демографической обстановки, государственных финансов и архитектуры национальных пенсионных систем. Каждый из этих трех индикаторов включает в себя различные показатели, такие как коэффициент демографической нагрузки (демография), соотношение пенсионных выплат к ВВП и гос. долга к ВВП (гос. финансы), а также возраст выхода на пенсию и роль каждой из подсистем (архитектура национальной пенсионной системы) и оценивается по 10-бальной шкале[7]. В соответствии с индексом Allianz Pension Sustainability Index 2014, наиболее устойчивыми пенсионными системами обладают Австралия, Швеция, Новая Зеландия, Норвегия и Нидерланды[8]. По состоянию на 2016 год, наиболее устойчивыми признаны системы пенсионного обеспечения Австралии, Дании, Швеции, Нидерландов и Норвегии[9]. Что касается наиболее слабых пенсионных систем, то, как и в проведенном автором исследовании, Словения также занимает в нем одно из последних мест.
[1] В соответствии с методикой ОЭСР, коэффициент демографической нагрузки определяется как соотношение лиц в возрасте 65 лет и старше к лицам в возрасте от 20 до 64. Однако данная методика не подходит для России, так как в ОЭСР средний возраст выхода на пенсию составляет 64 года у мужчин и 63,1 у женщин против 60 и 55 соответственно. По этой причине при расчетах по РФ автор модифицировал формулу расчета и взял соотношение лиц в возрасте 60 лет и старше к лицам в возрасте от 20 до 60.
[2] В таблице представлены данные и расчеты по состоянию на 2015 год.
[3] По методологии ОЭСР
[4] Исследование проводилось по официальным статистическим данным на начало 2016 года, когда в ОЭСР входило 34 государства.
[5] Melbourne Mercer Global Pension Index, Australian Centre for Financial Studies, Melbourne, 2015. P. 8.
[6] Melbourne Mercer Global Pension Index, Australian Centre for Financial Studies, Melbourne, 2016. P. 7.
[7] Pension Sustainability Index, Allianz International Pension Papers 1/2014, 2014. P. 19. [Electronic resource] - Mode of access: https://www.allianz.com/v_1396002521000/media/press/document/other/2014_PSI_ES_final.pdf
[8] Там же, p. 6.
[9] Pension Sustainability Index, Allianz International Pension Papers 1/2016, 2016. P. 6. [Electronic resource] - Mode of access: http://projectm-online.com/app/uploads/Allianz_2016_Pension_Sustainability_Index.pdf
|