В этом параграфе будут детально рассмотрены наиболее эффективные пенсионные системы, определенные в соответствии с результатами исследования автора, а также рейтингами Allianz Pension Sustainability Index и Melbourne Mercer Global Pension Index. Таковыми являются системы пенсионного обеспечения Австралии, Дании и Нидерландов.
Пенсионная система Австралии является трехуровневой и включает в себя государственную распределительную, обязательную накопительную подсистемы. Ставка обязательных пенсионных отчислений составляет 9,5% и будет повышена до 12% к 1 июля 2025 года. Потолком для уплаты взносов признается сумма, равная 2,4 средних годовых зарплат по стране[1]. Также действует программа софинансирования пенсий для работников с низкой и средней зарплатой: государство удваивает взносы граждан в добровольную накопительную подсистемы, но не более чем в размере 500 австралийский долларов. Размер пенсии по старости индексируется в соответствии с ростом индекса потребительский цен и индекса стоимости жизни пенсионера (выбирается больший). В дополнение к этому, австралийская система пенсионного обеспечения предлагает стимулы для продолжения трудовой деятельности по достижении пенсионного возраста.
Дания имеет двухуровневую пенсионную систему, состоящую из государственной распределительной и обязательной накопительной подсистем, построенной по корпоративному принципу и охватывающей 90% населения страны. Существует встроенный механизм уменьшения пенсии в случае, если доход превышает % от среднестранового. Индексация пенсий производится на основании роста уровня зарплат. Взносы в обязательную накопительную подсистему осуществляются в размере 12-18% (в зависимости от уровня дохода) в следующей пропорции: 2/3 уплачивает работодатель и 1/3 сам работник. Существуют механизмы позднего выхода на пенсию вплоть до 10 лет.
Система пенсионного обеспечения в Нидерландах является трехуровневой: наряду с государственной распределительной подсистемой функционируют ква- зи-обязательная накопительная подсистема (де-юре она не является обязательной, однако корпоративное пенсионное страхование предполагается в отраслевых коллективных договорах) и личная добровольная накопительная подсистема. В рамках корпоративных пенсий сотрудниками дается право выбора института инвестирования: пенсионный фонд или страховую компанию. Что касается уровня взносов, то, как и в Дании, 2/3 уплачивает работодатель и 1/3 сам работник. Социальная ответственность бизнеса, развитые трудовые отношения и гибкое законодательство привели к образованию в Нидерландах одной из наиболее развитых корпоративных пенсий в Европе. Корпоративные пенсии, которые, по мнению автора, все же относятся к добровольной накопительной подсистеме, обеспечивают до 2/3 от совокупного коэффициента замещения.
В табл. 2.5 приведены ключевые показатели пенсионных систем Австралии, Дании и Нидерландов. Эти страны отличаются высоким коэффициентом замещения при умеренном уровне государственных расходов. Это достигается благодаря балансу подсистем: значимые государственные распределительные подсистемы дополняются развитой подсистемой накопительных корпоративных пенсий, формирующих львиную долю коэффициента замещения в каждой из рассматриваемых стран. Важным фактором успеха пенсионных систем этих стран является высокий уровень дохода на душу населения, и, как следствие, высокая готовность граждан участвовать в пенсионных накопительных программах.
Что касается демографических условий, то чуть более предпочтительно выглядит Австралия, в которой наблюдается более низкая доля лиц старше 65 лет и более низкий коэффициент демографической нагрузки. Следствием этому является более низкий уровень государственных расходов на выплаты пенсий. Демографическая обстановка в Дании и Нидерландах практически одинаковая.
Таблица 2.5
Сравнительная характеристика наиболее успешных систем пенсионного
обеспечения
Австралия
Дания
Нидерланды
Коэффициент замещения валовый
44,5%
67,8%
90,5%
Коэффициент замещения чистый
58%
66,4%
95,7%
Средняя ежемесячная зарплата
5433 долл.США
5388 долл.США
4930 долл.США
Средняя ежемесячная пенсия
3151 долл.США
3578 долл.США
4718 долл.США
Г осударственные расходы на выплаты пенсий к ВВП
3,5%
6,2%
5,5%
Продолжительность жизни при рождении
82,4
79,3
80,9
Продолжительность жизни при выходе на пенсию
20,8
18,5
19,3
Возраст выхода на
65 с постепенным ро-
65 с постепенным ро-
65 с постепенным ро-
пенсию
стом до 67
стом до 67
стом до 67
Доля населения в возрасте старше 65 лет
15%
18,6%
18,1%
Коэффициент демографической нагрузки
0,25
0,32
0,31
Коэффициент эффективности
3,19
3,51
5,04
Источник: OECD Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, P 207211, 240-246, 310-312, расчеты автора
Таким образом, можно заключить, что, несмотря на явные различия, пенсионные системы Австралии, Дании и Нидерландов имеют целый ряд схожих особенностей: высокий итоговый чистый коэффициент замещения, умеренный уровень государственных расходов на выплаты пенсий, и относительно непростая
демографическая обстановка. При этом ключевых сходством является наличие развитых подсистем корпоративного пенсионного страхования.
[1] OECD Pensions at a Glance 2015: OECD and G20 Indicators, OECD Publishing, 2015. P.207.
|