История многопартийности в России относительно молода. Можно говорить о существовании законодательно оформленной многопартийности с 1905 г. по середину 20-х годов и с 1990 г. по настоящее время. В дореволюционный период начало законодательного регулирования партийного строительства было положено Высочайшим Манифестом от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», который даровал российским подданным свободу слова, собраний, а также возможность создания союзов и общественных организаций. Этим были созданы предпосылки для создания политических общественных объединений [21].
После Октябрьской революции 1917 г. пришедшие к власти большевики установили диктатуру одной партии, которая вытеснила с политической арены всех других политических игроков, создав такую систему государственной власти, в которой не было место другим партиям.
Восстановление многопартийности в нашей стране было обусловлено перестроечными процессами, когда в 1986–1988 гг. начали массово образовываться неформальные объединения и политические клубы, альтернативные движения и народные фронты в поддержку перестройки, гласности, продвижения демократических реформ. В составе этих организаций были, в основном, представители интеллигенции, молодежь, которые требовали проведения радикальных демократических реформ. Политические партии со своими программными целями, уставами и задачами начали появляться уже с 1989 г. Деятельность этих объединений не осталась незамеченной и способствовала принятию решений об их организационно-правовом оформлении на государственном уровне.
Началом возрождения многопартийности можно считать принятие на III Съезде народных депутатов СССР Закона СССР от 14 марта 1990 г. «Об утверждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР» [11].
9 октября 1990 г. был принят Закон СССР № 1708-1 «Об общественных объединениях» (с изм. от 19 мая 1995 г.), который в том числе заложил основы правового регулирования деятельности политических партий как одного из вида общественных объединений, сформулировал принципы деятельности, определил круг их прав и обязанностей. Именно партии имели право выдвигать кандидатов в народные депутаты, в том числе единым списком, вести предвыборную агитацию, оформлять группы своих сторонников — депутатов в соответствующих Советах народных депутатов. Уже тогда было закреплено правило об обязательном фиксированном индивидуальном членстве в партии. В отличие от них разрешенные законом массовые общественные движения, которые преследуют политические или иные цели, не имели фиксированного членства. В РФ действие данного Закона сохраняло юридическую силу до мая 1995 г., когда был принят российский Закон об общественных объединениях [2].
Важным шагом в данном вопросе стал Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. № 1557 «Об утверждении уточненной редакции Положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти в переходный период». В соответствии с этим документом повысился статус политических партий, которые получили возможность участвовать в избирательном процессе не как группы поддержки того или иного кандидата, а как политические организации, с представлением избирателю своих программ развития государства и общества. В результате такого широкого участия различных политических объединений в общероссийских выборах депутатов Государственной Думы 12 декабря 1993 г. в избирательной кампании были представлены 167 различных общественных объединений и блоков. Депутатами были избраны представители восьми избирательных объединений (ЛДПР, «Выбор России», КПРФ, АПР, Политическое движение «Женщины России», Блок: «Явлинский – Болдырев - Лукин», Партия российского единства и согласия (ПРЕС), Демократическая партия России). Впервые после многих десятилетий засилья однопартийной политической системы в России на законных основаниях начала формироваться многопартийность, представленная различным спектром партий и избирательных блоков [18].
Деятельность указанных общественных объединений до принятия специальных законов, а также деятельность общественных объединений, не урегулированная специальными законами, регулируются настоящим Федеральным законом». Поскольку никакого специального закона о политических партиях вплоть до 2001 г. принято не было, то их деятельность в этот период регламентировалась Законом об общественных объединениях.
Термин «политическая партия» появляется в Федеральном законе «Об общественных объединениях» уже после вступления в силу Федерального закона «О политических партиях» в 2001 г. В соответствии с данным Законом все ранее существовавшие политические общественные объединения лишались статуса политической партии, кроме того, региональные социально-политические объединения были не вправе теперь принимать участие в выборах. Проведя анализ исторических предпосылок многопартийности в России, можно прийти к определенным выводам. Прежде всего, небольшой период дореволюционной истории существования политических партий в Российской империи свидетельствовал о неразвитости партий, их неустойчивом положении в политической системе общества того времени, об отсутствии системного законодательства в сфере многопартийности [4].
Конституционно закрепленная однопартийность в советский период надолго задержала формирование политического плюрализма, многопартийности в нашей стране. В период перестройки деятельность политических партий регулировалась Законом об общественных объединениях, где политические партии рассматривались в качестве одного из их видов.
Принятие Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» способствовало становлению многопартийности, легитимации деятельности политических партий, их институализации [3].
Таким образом, проведя анализ места многопартийности в законодательстве России, можно сформулировать ряд выводов:
Многопартийность является самостоятельным, обособленным от других принципом конституционного строя России.
Наряду с народовластием, разделением властей, политическим и идеологическим многообразием, многопартийность входит в состав политических основ, которые характеризуют демократическую политическую систему Российского государства.
В политической системе РФ наиболее тесно связаны между собой многопартийность, идеологическое и политическое многообразие, поскольку их взаимодействие и взаимовлияние обеспечивают демократическое построение государства, возможность реализовать политическую волю различных групп населения на законных основаниях.
|