Российская многопартийность еще следует по пути своего становления, то есть находится в непрерывной стадии развития. При этом можно выделить несколько проблемных моментов, связанных с ее развитием в формировании зрелой демократической политической системы России. Одной из таких проблем является слишком сильный симбиоз членов одной политической партии и руководящих постов в государстве, что, на наш взгляд, недопустимо и антидемократично. Можно утверждать, что государство стремится к централизации власти и вносит определенную стабильность в политическую жизнь общества. Однако, такая ситуация все больше напоминает советскую однопартийную систему, когда понятия политический плюрализм и много партийность даже практически не употреблялись в речевом обиходе.
Большие споры в обществе вызывает вопрос государственного финансирования партий. Государственное финансирование нарушает фундаментальный принцип деятельности политических партий - принцип равноправия. Политические партии, преодолевшие необходимый барьер, и попавшие в Государственную думу и политические партии, набравшие менее 3% на выборах, финансируются государством очень дифференцированно. Получается, что у политических партий разные возможности перед выборами, чтобы агитировать избирателя. Таким образом, происходит конкуренция бюджетов партий, а не конкуренция политических программ и идей, движимых партией.
Также, одной из главных проблем нынешней многопартийной системы – это недоверие населения к политическим партиям и их руководителям. В общественном мнении полностью сложилась картина о безучастности и невозможности повлиять на политические процессы, происходящие в обществе, в т. ч. имеются ввиду и выборы. Это обусловлено «несменяемостью» политической элиты за последние 15-20 лет, неспособностью или нежеланием повлиять на улучшение социально-экономической жизни населения, а также многочисленными коррупционными скандалами.
Приводя в пример проблемы, которые встают на пути к становлению некоторых партий, хотелось бы привести в пример политическую партию «Партия Великого Отечества», председателем которой является Николай Викторович Стариков. В установленные законом сроки руководство партии собрало необходимые 200 тыс. подписей и передали их в ЦИК РФ для проверки, чтобы ЦИК утвердил списки партии в избирательном бюллетене. Однако, 12.08.2016 ЦИК отказал «Партии Великое Отечество» в регистрации, выявив 14% неправильно заполненных бюллетеней. То есть более 200 тыс. избирателей не увидели в бюллетене ту политическую силу, которую хотели бы поддержать. В связи с этим руководство партии подало иск в Верховный суд РФ с требованием признать нарушение гражданских прав избирателей, не получивших возможность поддержать политическую силу, которую желали, а также с нарушением указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763 [5], в котором сказано, что все постановления и распоряжения подлежат обязательному официальному опубликованию. А постановление ЦИК от 22.06.2016 N 13/108-7 «О вопросах, связанных с оформлением, приемом и проверкой подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов в депутаты Государственной Думы» в установленный законом срок опубликовано не было. В таком случае постановление подлежит признанию недействующим, как не вступившее в силу [6].
Как видно из примера, в формировании многопартийности в РФ еще очень много противоречий и разночтений, которые предстоит отрегулировать кропотливой законотворческой работой.
Что же касается перспектив многопартийности в РФ, то можно отметить некоторую сложившуюся стабильность в том смысле, что политические партии не появляются в огромном количестве и так же быстро не исчезают, как это было в 90-е гг. Даже «партия власти» не чувствует себя легко и уверенно, т.к. оппозиционные явления активно вносят свою лепту в принятие итоговых решений по разным вопросам.
Нельзя не отметить, что законодательство в данной сфере регулярно совершенствуется и улучшается. Так, был принят ФЗ от 02.04.2012 № 28-ФЗ «О некоммерческих организациях», где указано, что в политической партии должно состоять не менее пятисот членов, а требования к минимальной численности членов политической партии в ее региональных отделениях устанавливаются уставом политической партии, а не законом. Хотя еще в 2010 году минимальная численность политической партии должна была составлять 45 тысяч человек [1].
Таким образом, необходимо подчеркнуть, что конституционно закрепленный политический плюрализм и многопартийность находят реальное отражение, как в законодательстве, так и в политической жизни РФ. Разнообразие политических партий, стремящихся к прохождению в государственный парламент, является наглядным свидетельством попыток отражения во власти разного рода населения, общественных объединений, организаций и граждан. Однако, текущее законодательство не идеально, остается еще много спорных вопросов в данном правовом поле, которые предстоит совершенствовать текущей власти.
|