Особенности местного самоуправления в больших городах и в городах федерального значения совершенно реальны.
Особенность любого большого города в том, что одни потребности человека обеспечиваются городом в целом, другие - разными частями города. Человек живет в одном районе, работает в другом, ездит к родственникам в третий, отдыхает в парке в четвертом, в театр ходит в историческом центре, проходит медицинское обследование в центральной городской больнице и т.д. Социальная и экономическая роль каждого района зависит от его роли в городе. От центральных районов к периферийным в несколько раз падают цена земли и доходность нежилых помещений. Причем эти различия почти не зависят от районных властей и, следовательно, не стимулируют их деятельность. Все это - особенности любого большого города. Кстати, именно в таких городах проживает большая часть демократического электората.
Описанная структура потребностей человека и география их удовлетворения, его права на участие в осуществлении власти не зависят от статуса города (муниципальное образование или субъект Федерации), от административно-территориального деления и структуры органов власти города. Так же не должны от этого зависеть ни разделение полномочий органов власти в городе по горизонтали или по вертикали, ни реальные возможности горожанина участвовать в осуществлении властных полномочий через выборы, ни прочие институты.
Это значит, что примерно одни и те же полномочия в решении городских проблем должны иметь государственные органы власти города федерального значения и городские органы местного самоуправления города - муниципального образования; органы местного самоуправления района в городе федерального значения и органы местного самоуправления или территориального самоуправления района в городе - муниципальном образовании.
С другой стороны, полномочия района в Москве или в городе - муниципальном образовании могут существенно отличаться от функций и полномочий муниципального образования - города средних размеров (без районного деления).[19]
Москва является мегаполисом со всеми присущими ему особенностями:
-многомиллионным населением;
-высоким уровнем ежесуточной внутригородской и пригородной миграции;
-средоточием общефедеральных государственных, общественных и политических структур;
-наличием крупнейших систем жизнеобеспечения федерального значения
(железнодорожные, автомобильные и авиационные узлы, центры управления энергетическими системами и др.);
-наличием большого количества иностранных посольств и представительств.
Москва — крупнейший научный и культурный центр страны. При этом Москва — столица современной России. [21]
В связи с тем, что города являются экономическими и культурными центрами, в них расположены подавляющее большинство промышленных предприятий, коммунальных служб, сосредоточена основная часть культурно — бытовых учреждений, имеется разветвленная сеть вузов и научных центров, одним словом, они объединяют достаточно крупный социально-экономический комитет - соответственно их полномочия по сравнению с другими муниципальными образованиями более обширны. К ним относится создание единой социальной и производственной инфраструктуры в целях удовлетворения потребностей населения — развитие жилищной базы, внутригородского транспорта, охраны здоровья, народного образования и т.д.
Спецификой правового положения Москвы в соответствии с Конституцией РФ является ее статус субъекта РФ. В то же время она является городским поселением, в котором должно осуществляться местное самоуправление. Однако ни Конституция РФ, ни Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" [4]не дали ответа на вопрос, является ли Москва муниципальным образованием или таковыми могут быть только внутригородские территории города.[21]
Неопределенность в правовом статусе городов федерального значения была снята лишь в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 года (в ред. 28.12.13 года) №131-ФЗ. Статья 79 Закона определяет особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.[4]
Специфика организации городского хозяйства и жизнедеятельности населения городов федерального значения определяет их особенности как объектов управления (Приложение 1).
Эти особенности заключаются в следующем:
1. В соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление в Москве осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Внутригородской территорией города федерального значения является часть его территории, в
границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы.
2. В городе федерального значения установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, а также их преобразование осуществляется законами городов федерального значения с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.
3. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяются законами этих городов исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами городов федерального значения к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты городов.
4. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований города федерального значения определяется законами этих городов в соответствии с перечнем вопросов местного значения, установленным для муниципальных образований законами этих городов.[19]
Они существенно осложняют организацию местного самоуправления. Масштаб города федерального значения слишком велик для решения всех вопросов местного значения на общегородском уровне, а создание внутригородских муниципальных образований осложнено многими перечисленными особенностями.
Отдельно указывается на то, что основными формами взаимодействия органов государственной власти города федерального значения и органов местного самоуправления являются:
1) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями;
2) заключение договоров и соглашений;
3) создание совместных консультативных и совещательных органов, а также согласительных комиссий для урегулирования возникающих споров и разногласий;
4) реализация органами местного самоуправления законодательной инициативы в представительном органе государственной власти города федерального значения. В городе федерального значения существуют тенденции к государственной централизации публичной власти, противоречащие принципам самостоятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Одновременно с этим существует такая проблема, как необходимость согласования решений определенных вопросов между органами государственной власти городов федерального значения и органами местного самоуправления.
Местное самоуправление в субъектах Российской Федерации – городе федерального значения Москве– это признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации деятельность населения города по осуществлению публичной власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами городов федерального значения, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы внутригородского самоуправления вопросов обеспечения жизнедеятельности населения городов федерального значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Следует отметить практическую схожесть моделей организации местного самоуправления в городах федерального значения, значимое различие между которыми связано только с уровнями функционирования территориальных органов государственной власти. В отличие от города Москвы, сформировавшаяся система государственного управления и местного самоуправления города Санкт-Петербурга полностью соответствует установленной Конституцией Российской Федерации правовой модели организации публичной власти на территории Российской Федерации.[21]
Финансово-экономическую основу местного самоуправления города Москвы составляют средства местных бюджетов, имущество органов местного самоуправления, муниципальные предприятия и учреждения, другое движимое и недвижимое имущество, необходимое для удовлетворения потребностей жителей.
Государственная поддержка местного самоуправления осуществляется посредством принятия городских программ развития местного самоуправления. Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются: методическая помощь; информационное обслуживание; развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
Укрепление местного самоуправления имеет огромное политическое, экономическое и социальное значение, является ключевым условием устойчивого социально-экономического развития города. Благодаря местному самоуправлению могут развиваться и укрепляться важнейшие элементы гражданского общества, повышаться активность населения, выявляться и использоваться внутренние резервы территории. Развитие местного самоуправления отвечает принципу субсидиарности и соответствует концепции вырастания власти снизу вверх.[15]
Основным правовым актом, регулирующим организацию местного самоуправления города федерального значения является Устав города федерального значения. В городе федерального значения Москве перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований, состав муниципального имущества определяются законом города федерального значения. (Приложение 2)
Подходы, принятые в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", позволяют развивать местное самоуправление в городах федерального значения, использовать инициативу жителей внутригородских муниципальных образований в решении местных вопросов и одновременно обеспечить необходимую централизацию городского управления, целостное, устойчивое и эффективное социально-экономическое развитие этих городов.
К федеральному законодательству, регулирующему функционирование муниципальной власти в городах федерального значения помимо этого Федерального закона относится группа законов, которые являются источниками муниципального права и в определенной мере регулируют деятельность муниципальных органов власти.
В качестве подзаконных актов приводятся издаваемые в соответствии с федеральными законами указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие деятельность муниципальных органов власти.
Следует отметить, что в городах федерального значения существует такая проблема, как отсутствие четкой и ясной иерархии правовых актов, в связи с чем Н. В. Постовым предлагается классификация нормативных правовых актов в городах федерального значения, которые подразделяются на четыре группы:[20]
1) основополагающие правовые акты, устанавливающие правовую основу местного самоуправления в городах федерального значения;
2) законы городов федерального значения, регулирующие наиболее важные правовые отношения, которые, в свою очередь, делятся на подгруппы: законодательство о государственной и муниципальной службе, законодательство о полномочиях, законодательство о выборах и правовом положении депутатов и членов выборных органов и должностных лиц местного самоуправления, законодательство о формах народовластия, финансовое и бюджетное законодательство, законодательство об органах власти, законодательство о наименовании, символике и регистрации муниципальных образований, законодательство, регулирующее правотворческие отношения;
3) подзаконные акты субъектов Федерации – городов федерального значения;
4) муниципальные правовые акты: уставы муниципальных образований; решения, принятые непосредственно населением (на референдумах, сходах граждан); акты представительного органа муниципального образования; акты главы муниципального образования; постановления и распоряжения руководителя местной администрации, иных органов и должностных лиц местной администрации.
|