Установленные Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6.10.2003 года (изм. 2013 года) №131-ФЗ [4] особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения позволяют сформулировать ряд принципов, учитывающих специфику организации городского хозяйства и жизнедеятельности населения в крупнейших мегаполисах. (Приложение 3)
Из принципа сохранения единства городского хозяйства следует, что удовлетворение потребностей населения в ряде жизненно важных услуг, традиционно относимых к муниципальным, должно быть организовано не на муниципальном, а на городском (т. е. государственном) уровне. Типичными примерами таких сфер являются водоснабжение, теплоснабжение, городской транспорт.
Однако требуется толкование принципа единства городского хозяйства применительно к городу федерального значения.
Служебные помещения для муниципальных органов передаются в рамках законодательно установленной минимальной обеспеченности.
Нежилые помещения с размерами меньше установленного критерия передаются в собственность муниципального образования.
Собственность на остальные нежилые помещения оформляется как совместная с городом, долевая, без выделения долей. Размеры долей конкретных муниципальных образований дифференцированы в зависимости от остальных их доходов. Доли города передаются в управление муниципальным образованиям.
Одновременно с государственными полномочиями в соответствии с нормативами передаются здания, нежилые помещения, необходимые для выполнения переданных государственных полномочий.
Учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта передаются в соответствии с критериями, установленными законами города, за отдельными законодательно установленными исключениями. Критерии включают уникальность объекта, широту охвата клиентуры (жители одного или нескольких муниципальных образований), рыночную стоимость объекта с учетом земли.
Итак, единство городского хозяйства – это деятельность компетентных органов государственной власти по управлению комплексом специализированных организаций с целью предоставления населению услуг, имеющих важное значение для вопросов жизнедеятельности.
Принцип субсидиарной ответственности органов государственной власти городов федерального значения и органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований перед населением логически вытекает из предыдущего принципа и требует организации четкого взаимодействия указанных органов.
Необходимость организации четкого и постоянного взаимодействия общегородских и муниципальных органов требует определенной унификации структур и организации деятельности органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований.
Принцип сохранения единства бюджетной системы города предполагает законодательное регулирование источников и объемов доходов местных бюджетов исходя из объемов их расходных полномочий и создания общегородских фондов выравнивания бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований.
Принцип реализации интересов жителей внутригородского муниципального образования с учетом интересов других жителей города позволяет противодействовать тенденциям к самодостаточности или самообеспеченности локальных внутригородских территорий, когда совместное или межмуниципальное решение тех или иных проблем является более экономичным.
|