Вторник, 26.11.2024, 14:34
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовое положение безработного в трудовом праве Российской Федерации

Российское законодательство закрепляет следующие условия, которым должно отвечать лицо, для признания его безработным: гражданство; трудоспособность; отсутствие у лица работы и заработка, за существующим исключением предусмотренным законом; регистрация в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости в установленном порядке; поиск работы и готовность приступить к ней.

Рассмотрим подробнее условия признания лица безработным.

Гражданство

В перечне условий в статье 3 Закона о занятости указания на гражданство нет. В соответствии с преамбулой Закона о занятости, гарантии государства по реализации конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы предназначены гражданам Российской Федерации. Пункт 2 статьи 6 Закона о занятости распространяет законодательство о занятости населения так же и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международными договорами Российской Федерации. Значит, при соблюдении условий, предусмотренных статьями 2 и 3 Закона о занятости, иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть поставлен на учет в службу занятости и признан безработным.

В этом случае службой занятости должны быть учтены особенности регулирования будущих трудовых отношений с иностранными работниками, закрепленные в Федеральном законе №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 года[1]. В частности, наличие на работу для временно проживающих и возможность работы только в регионе временного проживания; ограничение срока нахождения иностранных граждан на территории России.

Таким образом, действующее законодательство позволяет кроме граждан Российской Федерации признать безработных иностранных граждан и лиц без гражданства при соблюдении особенностей их трудоустройства.

Трудоспособность

В Законе о занятости нет определения этого понятия. Этимологическое значение данного слова трудоспособность – это способность к трудовой деятельности[2]. В зависимости от характера работы, которую может выполнять человек, различают: общую, профессиональную и специальную трудоспособность. Кроме того, различают трудоспособность полную, если функциональное состояние организма соответствует требованиям профессии и ограниченную (сниженную).

Поскольку безработный – это будущий работник, то понятие трудоспособности для безработного следует соотносить с понятием трудоспособности работника.

В трудовом праве Российской Федерации трудоспособность – это способность лица к трудовой деятельности, не зависящая от состояния здоровья человека, определяемого совокупностью его врожденных и приобретенных способностей к действию, направленному на получение социально значимого результата в виде определённого продукта, изделия или услуг[3]. Признание наличия фактической трудоспособности у работника закон связывает с признанием достижения им установленного в законе минимального возраста трудоспособности.

Статья 63 Трудового Кодекса Российской Федерации установила общий возраст для поступления на работу – 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст снижен до 15 и 14 лет, а в творческих видах занятости могут работать лица, не достигшие 14 лет, но только если это не нанесет ущерб их здоровью и нравственному развитию. В соответствии со статьей 3 Закона о занятости лишь лицо, достигшее 16-летного возраста, может быть признано безработным.

Максимальный возраст утраты трудоспособности Трудовой кодекс Российской Федерации и Закон о занятости не предусматривают.

Отсутствие работы и заработка

«Не иметь работы» означает не относиться ни к одной категории занятых граждан, указанных во 2 статье Закона о занятости.

Этимология слова «занятость» совпадает с этимологией слова «работа».

Закон о занятости определяет занятость как деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству Российской Федерации и не приносящую, как правило, им заработок, трудовой доход.

В науке трудового права выделяют следующие виды занятости: трудовая деятельность, которая в свою очередь делится на занятость в сфере наемного труда и самостоятельную занятость; нетрудовая занятость – занятие иными видами общественно полезной деятельности[4].

Регистрация в государственных органах занятости населения в целях поиска подходящей работы

Для того чтобы официально быть зачисленным в ряды безработных и получить соответствующий статус, необходимо зарегистрироваться в органах государственной службы занятости населения. Если раньше порядок регистрации граждан в органах службы занятости в качестве лиц, ищущих работу, определялся на основании Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 г. №458[5], то сегодня нет документа, утверждающего порядок регистрации граждан в целях поиска походящей работы.

В соответствии со статьей 4 Закона о занятости, «подходящая работа» - это работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условий последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Понятие подходящей работы, данное в статье 4 Закона о занятости, неоднократно уточнялось. Это относится в первую очередь к размеру заработка предлагаемой работы. В действующей редакции ст. 4 Закона о занятости[6] размер заработной платы предлагаемой работы не должен быть ниже среднего заработка гражданина за последние три месяца работы по последнему месту работу. Данное положение не распространялось на граждан, заработок которых превышал прожиточный минимум трудоспособного лица в регионе. В каждой новой редакции Закона о занятости проводились изменения требований к размеру заработной платы подходящей работы, следовательно, можно сделать вывод, что законодатель постепенно ужесточает условия для признания лица безработным.

Лицо ищет работу и готово к ней приступить, что и подтверждается дальнейшими его действиями

Помимо ожиданий (после регистрации) от службы занятости предложений подходящей работы, безработный должен явиться в службу занятости для получения предложений подходящей работы и иных видов содействия в трудоустройстве, прохождения перерегистрации, а также не отказываться от переговоров с работодателями о возможном трудоустройстве и т.п. Гражданин должен быть готов приступить к работе, когда работа будет найдена, у гражданина не должно быть никаких препятствий к ее выполнению. Поэтому безработными не могут быть признаны лица, осужденные по решению суда к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы; временно нетрудоспособные.

Таким образом, безработными могут быть зарегистрированы следующие лица: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства с учетом особенностей правового регулирования их будущих трудовых отношений; трудоспособные, достигшие 16 лет; не имеющие работы и заработка, т.е. не относящиеся ни к одной категории занятых граждан, перечисленных в статье 2 Закона о занятости; зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в органах службы занятости в установленном порядке; ищущие работу и готовые к ней приступить.

 

[1] Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (ред. От 28.06.2009г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1986. - С.706.

[3] Маврин.С.П. Трудовое право России. - Екб, 2009. - С.228.

[4] Маврин.С.П. Трудовое право России. - Екб, 2009. - С.229-230.

[5] Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 N 458 (ред. от 14.12.2006, с изм. от 26.04.2010) "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан"// Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

[6] Федеральный закон от 20.11.1999 № 195-ФЗ «О внесении дополнения в статью 4 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Российская газета. - 1999. - №123.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (19.12.2017)
Просмотров: 228 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%