Вторник, 26.11.2024, 14:56
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из студенческих работ

Правовое регулирование социального обеспечения безработных

В научной и учебной литературе[1] общепринято сказать, что отношения возникающие по поводу предоставления материальных благ безработным (пособий по безработице и иных видов социальной поддержки), по своей правовой природе являются социальнообеспечительными, составляющими предмет права социального обеспечения.

Социальное обеспечение адресовано индивиду, как члену общества, попавшему в такую ситуацию (старость, инвалидность, потеря, кормильца, безработица), когда по независящим от него обстоятельствам, он нуждается в поддержке со стороны государства для сохранения своего материального, социального статуса. И такая поддержка ему гарантирована за счет специально предназначенных на эти цели средств.

В законодательстве о занятости используется термин социальная поддержка безработным, которую следует рассматривать как способ осуществления социального обеспечения в отношении безработных, поскольку на лицо признаки социального обеспечения[2]: источник финансирования – федеральный и региональный бюджеты; круг лиц, подлежащих обеспечению – безработные; условия предоставления обеспечения – признание лица, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным; цель предоставления обеспечения – материальная поддержка безработных.

Д.А. Сторожук выделяет в системе социальной защиты безработных активные организационно-правовые формы (квотирование рабочих мест, организацию общественных работ, профессионального обучения безработных по направлению органов службы занятости, трудоустройство безработных и содействие их самозанятости) и пассивные формы (пособие по безработице, пенсионное обеспечение безработных)[3].

К современным формам трудовой помощи безработным, закрепленным в Законе о занятости, можно отнести: содействие в поиске подходящей работы, общественные работы, временные работы, профессиональная подготовка, содействие в самозанятости.

Виды социальной поддержки классифицируются по разным критериям.

По целевому назначению выделяют социальные выплаты и финансовую поддержку. Социальные выплаты – пособие, стипендия, материальная помощь, досрочная пенсия – назначаются и выплачиваются с целью предоставления средств существования безработным гражданам и, как правило, являются единственным источником дохода безработного гражданина. Финансовая поддержка оказывается с целью компенсации предстоящих расходов, вызванных переездом (переселением) безработного, а также членов его семьи в другую местность для трудоустройства или для профессионального обучения по направлению органа службы занятости.

По источнику финансирования меры социальной поддержки безработного разделяют на меры, финансируемые из федерального бюджета (социальные выплаты) и бюджетов субъекта федерации (финансовая поддержка).

По сроку выплаты меры социальной поддержки безработных классифицируют на ежемесячные выплаты (пособие по безработице, стипендия, материальная помощь, досрочная пенсия) и единоразовые (финансовая поддержка в связи с переездом (переселением) безработного, а также членов его семьи в другую местность для трудоустройства или для профессионального обучения по направлению органа службы занятости).

Безработный гражданин, как любое физическое лицо, при наличии условий, установленных в законе, может быть субъектом любого вида правоотношений в праве социального обеспечения. Как специальный субъект, т.е. имея статус безработного, - только в правоотношениях по назначению и выплате предусмотренных в Законе о занятости социальных выплат.

Правовой статус безработного – это права, гарантии, обязанности, входящие в общий (международный), конституционный (базовый) правовой статус человека и гражданина, отраслевой (трудоправовой и права социального обеспечения), родовой и специальный статус безработного[4].

При невыполнении или ненадлежащем выполнении своих обязанностей в рамках данных правоотношений к безработному гражданину могут быть применены правоограничительные санкции органом службы занятости, или безработный может быть привлечен к выходящей за рамки права социального обеспечения гражданско-правовой или уголовной ответственности при получении пособия по безработице обманным путем[5].

Пособие по безработице

Впервые в мировой практике пособие по безработице стало выплачиваться в Великобритании, где в 1911 году был принят Закон о национальном страховании, вводивший обязательное страхование на случай болезни и безработицы. В США в 1935 году был принят Закон о социальном страховании, который включал в себя страхование по старости и выплату пособий по безработице.

Возможность получения пособий по безработице в России впервые было зафиксировано в Кодексе Законов о Труде 1918 года в Приложении к статье 79 Правилами о безработных и получаемом ими пособий.

Правила выплаты пособий по безработице были уточнены Постановлением Совета труда и обороны Российской Советской Федеративной Социалистической Респибликой от 13 июля 1923 года «Основные положения о работе бирж труда и мероприятиях по улучшению их постановки».

После длительного перерыва пособие по безработице было введено в России в 1991 году, наряду с другими государственным мерами пособие по безработице гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и социальной защиты от безработицы.

В России права на пособие по безработице не зависит от причин увольнения, последние учитываются при определении размера пособий и продолжительности его выплаты.

Законодатель определяет размеры пособий по безработице, критерии их дифференциации, учитывая при этом целевое назначение данной выплаты, ситуации на рынке труда, имеющиеся у государства материально-финансовые средства; формы реализации права на труд используемый гражданами; связь прекращения трудовых сношений с виновным поведением гражданина и иные социально-значимые обстоятельства[6].

Размер пособия по безработице (после перехода на бюджетное финансирование) снизился и не является материальным возмещением утраченного заработка при потере работы, не позволяет поддерживать социально приемлемый уровень жизни безработных, не способствует сосредоточению безработного на активном поиске работы. Максимальный размер пособия по безработице, даже увеличенный на районный коэффициент, выплачиваемый к заработной плате, гораздо ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения. В 2015 году минимальный размер пособия по безработице определен в размере 850 рублей, а максимальный – 4900 рублей[7].

В условиях экономического кризиса и увеличения числа безработных в промышленно развитых странах высказываются мнения о реформировании системы обеспечения пособиями по безработице, в первую очередь, это касается источников финансирования. Были высказаны разные предложения о финансировании пособий: от финансирования пособий по безработице за счет вводимых налогов на приобретаемые товары и услуги – до превращения пособий по безработице в ваучеры занятости, передача которых предпринимателям будет гарантировать прием на работу[8].

Что касается России, то были сделаны предложения о воссоздании существовавшего до 2001 года Фонда занятости населения, системы страхования от безработицы. При этом работодатели не готовы повышать налоговую нагрузку для выплаты в фонд, но готовы рассматривать вопрос перераспределения страховых взносов для формирования Фонда занятости.

Министерство здравоохранения и социального развития не исключает возможности возвращения к системе страхования от безработицы в будущем, но на сегодняшний день выступает за бюджетное финансирование пособий по безработице.

Пособие по безработице начинается с первого дня вынесения решения органа службы занятости о признании лица, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным. При этом гражданин не должен обращаться с заявлением в орган службы занятости с просьбой о назначении ему пособий по безработице. Правоустанавливающим фактом будет являться вынесение решения о признании его безработным.

Пособие по безработице в науке права социального обеспечения относят по его целевому назначению к группе пособий, цель которых – компенсировать полностью или частично временно утраченный заработок[9].

Можно не согласиться с данной точкой зрения, так как пособие по безработице назначается как лицам, раннее работавшим, так и ищущим работу впервые, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва (более одного года). Цель пособия – не возместить временно утраченный заработок, а оказать материальную поддержку лицам, признанным безработными, на период поиска ими подходящей работы.

В соответствии с Конвенцией МОТ №168 (1988г.) пособие по безработице должно обеспечивать здоровые и достойные условия жизни, отвечающие национальным нормам[10]. Россия не ратифицировала эту Конвенцию, но как член МОТ не должна пренебрегать международными стандартами в области социального обеспечения.

Таким образом, пособие по безработице – это социальная выплата за счет федерального бюджета, назначаемая со дня принятия решения о признании лица, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным, выплачиваемая в течение срока безработицы, установленного в законе, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного, в размерах в процентном отношении к среднему заработку за последние три месяца работы по последнему месту работы, но не выше максимального размера пособия по безработице или в размере минимальной величины пособия по безработице, в целях материальной поддержки безработного.

Классификация видов проводится по категориям: безработных – получателей пособия; способу определения размера пособия; сроку выплаты.

Анализ текста Закона о занятости первых редакций с действующей позволяет прийти к выводу, что уровень обеспечения материальной поддержки безработных в виде пособия по безработице был значительно выше в период действия Фонда занятости.

 

[1] Маврин. С.П. Трудовое право России. - Екб, 2009. - С.10.

[2] Гусов К.Н. Право социального обеспечения России. - М., 2006. - С.9.

[3] Сторожук. Д.А. Правовое регулирование социальной защиты безработных в Российской Федерации: автореф. дис. канд. юр. наук.- Омск, 2005. - С.3.

[4] Гусов К.Н. Право социального обеспечения России. - М., 2006. - С.121.

[5] Макова А.П. Пособие по безработице – обманом? Себе дороже // Комсомольская правда. - 2010. - №79. - С.4.

[6] Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 №550-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Хорхординой Л.В. на нарушение ее конституционных прав положениями п.1 ст.30, п.1 ст.33 и п.1 ст. 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» //Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. - 2011. - №6.

[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 №1382«О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2015 год» // Российская газета. - .2015. - №236.

[8] Доклад Генерального директора МОТ. Международная конференция труда 82-я сессия. Женева: Международное бюро труда. - 1995. - С.69.

[9] Захаров М.Л. Право социального обеспечения в России.- М., 2001.- С.369.

[10] Конвенция МОТ №168. - 1988. - Ст.16.

Категория: Материалы из студенческих работ | Добавил: medline-rus (19.12.2017)
Просмотров: 274 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%