Исследование механизма функционирования государственного пенсионной системы и ее совершенствование предполагает изучение преимущественно прогрессивных форм пенсионного обеспечения. Именно поэтому в данной главе дипломной работы с целью улучшения отечественной практики функционирования пенсионной системы, целесообразно рассмотреть опыт деятельности пенсионных фондов в основном развитых стран.
Сразу следует отметить то, что абсолютное большинство пенсионных систем различных стран в настоящее время переживает процесс комплексного или локального реформирования.
В разных странах пенсионное обеспечение населения представляет собой совокупность форм, которые образуют чрезвычайно сложную социально-экономическую систему.
Причем почти во всех странах мира система пенсионного обеспечения образуется из различных подсистем, которые взаимно дополняют друг друга.
Каждая такая система имеет характерные особенности, свою историю и накопленный опыт реформирования, изучение которого просто необходимо для решения многочисленных проблем и прогнозирования развития системы пенсионного обеспечения России.
Существующие в мире пенсионные системы включают в себя следующие подсистемы:
подсистему государственного пенсионного обеспечения, которая гарантирует выплату государственных пенсий, удовлетворяющих при потере трудоспособности работника минимальные потребности;
подсистему государственного пенсионного страхования, обеспечивающую всем или большинству экономически активного населения доход, который после прекращения трудовой деятельности заменяет прежний заработок. При этом величина пенсии зависит от размера страховых взносов, которые были отчислены застрахованным лицом в трудоспособный период своей жизни;
подсистему добровольного, т.е. дополнительного пенсионного страхования, суть которой заключается в том, что путем индивидуального накопления средств и использования частного страхования человек сам берет на себя заботу об обеспечении себе дополнительного дохода по окончании своей трудовой деятельности.
Изучение развития сущности и функций пенсионного обеспечения, как элемента социальной защиты в современных рыночных условиях, позволяет сформулировать следующие цели, стоящие перед ним:
защита от бедности при утрате трудоспособности;
предоставление дохода, как правило, пропорционального сумме заработка, имеющегося непосредственно перед выходом на пенсию;
защита данного дохода от инфляции.
В организации пенсионного обеспечения выделяются:
по степени достаточности – уровни (их также называют укладами, ярусами);
по принципам финансирования – различные модели пенсионных систем.
По степени достаточности пенсионное обеспечение функционирует в рамках трех уровней, поэтому такую систему называют трехуровневой, трехъярусной или трехукладной [21, с. 232].
Главной задачей самого первого уровня является защита от бедности, предоставление гарантии прожиточного минимума, реализуемой, в большинстве случаев, в виде государственной системы, которая и гарантирует выплату той пенсии, которая в старости удовлетворит минимальные потребности.
Причем государственная система предполагает, что помимо пенсий по старости, должен существовать набор других выплат, связанных с определенными событиями (потерей кормильца, в связи с инвалидностью и пр.) [14, с. 44].
В некоторых странах (Великобритании, Ирландии, Дании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и ряде стран Северной Европы) главной целью государственных пенсионных систем ставится обеспечение прожиточного минимума для пенсионеров, там отсутствует обязанность платить взносы или осуществлять сбережения. По таким системам все граждане, прожившие в стране требуемое количество лет, имеют право на пенсию по старости (инвалидности и пр.). Однако, данные системы удовлетворяют самые минимальные потребности.
Данные системы называют универсальными. Основным инструментом борьбы с бедностью пенсионеров в странах, применяющих универсальную систему, являются пособия, которые финансируются из бюджета за счет общих налогов (так называемые, базовые пенсии). Главная цель такой модели – это перераспределение посредством налоговой системы доходов между богатыми и бедными, т.е. борьба с бедностью. Среди институтов, гарантирующих социальную защиту, основную роль играет государственное социальное обеспечение, которое финансируется из бюджета, остальные лишь дополняют ее. Основной плюс данной модели заключается в том, что пенсионеры имеют определенные социальные гарантии.
Однако, большинство стран, применяющих универсальную систему, сталкивалось рано или поздно, с необходимостью введения бюджетных ограничений. В качестве примера тому можно назвать экономический спад в начале 1990-х гг. и мировой финансовый кризис 2008 г., когда из-за экономической глобализации уменьшились налоговые доходы большинства стран.
В других государствах (Франции, Германии, Греции, Австрии, Италии и Швейцарии) главной целью государственной пенсионной системы ставится сохранение при потере способности к труду утраченного дохода.
Суть такой модели – это институт обязательного социального страхования, имеющего своей целью – сберечь граждан от внезапного и резкого снижения уровня дохода в результате утраты трудоспособности. Такая модель строится на обязательной взаимопомощи работодателей и сотрудников по созданию страховых фондов, защищающих население от социальных рисков.
Второй уровень рассчитан на работающих граждан и имеет своей целью обеспечение достойной старости. Он стимулирует или обязывает работающих участвовать в формировании дополнительных пенсий. На данном уровне функционируют профессиональные системы пенсионного обеспечения, которые связаны с трудовой деятельностью. Право на трудовые пенсии на данном уровне возникает со вступлением человека в трудовые отношения, причем размер выплат связан со стажем и заработком работника. Государство на данном уровне выступает гарантом того, что пенсии будут выплачиваться вне зависимости от банкротства отдельных организаций и независимо от бюджета социального страхования. Такие системы финансируются за счет взносов работников и предпринимателей либо за счет одного предпринимателя.
Третий уровень пенсионных систем представляет собой уровень частной инициативы, на котором функционируют системы личных пенсионных сбережений, а также дополнительных производственных пенсий. Такая модель личного (коллективного) пенсионного страхования работником характерна для стран Латинской Америки и США и сочетает в себе черты индивидуальной защиты с интенсивной мотивацией зажиточных слоев населения к накоплению как можно больших средств «на старость» [23, с. 82].
В других странах данный уровень в меньшей степени стимулируется государством, поскольку он считается не таким значимым, как в США и странах Латинской Америки, где частные формы защиты имеют огромное значение в качестве дополнения или замены к государственным формам защиты с точки зрения сохранения человеком привычного уровня жизни в старости [18, с. 31].
Следует отметить, что частные пенсии предоставляются либо в рамках пенсионных систем компаний, либо в рамках частного страхования. Системы дополнительных производственных пенсий, применяющиеся в Германии и во Франции, означают, что предприятие страхует своих сотрудников в кассе социального страхования, и, одновременно, в частных страховых кассах. Те же добровольные системы, которые полностью основаны на личной инициативе и собственных средствах человека, называют системами личных пенсионных сбережении. Наличие личного капитала означает, что требуется более низкий уровень защиты со стороны обязательных государственных пенсионных систем.
На развитие частных пенсий влияют различные факторы, это действующий механизм экономики, коллективные соглашения, конкуренция, внутренние потребности организации. В некоторых странах стараются сделать акцент на добровольную основу – всем предпринимателям разрешается создание частной пенсионной системы. Одновременно с этим, те работники, которые не охвачены системой пенсий, поощряются налоговыми льготами к созданию на индивидуальной базе собственных уникальных программ дополнительной пенсионной защиты. Дополнительные пенсионные системы зачастую сосуществуют с системами обязательного государственного страхования.
При помощи дополнительных пенсионных систем различные страны удовлетворяют индивидуальные потребности людей в социальной защите. Причем роль таких дополнительных пенсионных систем во многом схожа с ролью базовых, поскольку они также выполняют и экономические, и социальные функции, т.е. поддерживают сложившиеся привычки, уровень жизни, а также предупреждают негативные последствия в виде сокращения дохода из-за прекращения профессиональной деятельности. Кроме того, они позволяют получателям пенсий играть важную роль потребителя на внутреннем рынке, т.е. располагать повышенной покупательной способностью.
Взносы застрахованных работников и их работодателей, а также субсидии государства, являются основными источниками финансирования систем пенсионного обеспечения. Доля каждого из вышеозначенных источников сильно колеблется в зависимости от страны, что связано с влиянием национальных традиций, конкретной практики, а главное – с соотношением общественных сил [30].
Однако, в общем виде, выделяются следующие главные характерные черты пенсионных систем развитых государств:
развитие многоуровневой, в большинстве случаев, трехуровневой (трехъярусной, трехукладной) системы пенсионного обеспечения;
обязательное присутствие государственной системы пенсионного обеспечения, гарантирующей защиту гражданам при смене места работы, что создает возможность для перемещения трудовых прав;
наличие частных систем пенсионного обеспечения, которые позволяют капитализировать средства для инвестиций и осуществлять экономическое стимулирование труда;
зависимость размера пенсии от заработной платы и трудового стажа;
обязательный характер выплат страховых взносов;
узаконенная возможность получения (в определенных случаях) пенсий до наступления официально утвержденного пенсионного возраста.
Пенсионные системы развитых стран различаются долей, занимаемой различными организационно-правовыми формами пенсионного обеспечения в общей пенсионной системе.
Приведенные выше закономерности действительны для абсолютного большинства пенсионных систем развитых стран. Однако каждая система по-своему уникальна, поскольку имеет характерные особенности и свой собственный опыт реформирования [19, с. 18], [20, с. 24].
В целом, государственные и дополнительные пенсионные системы можно рассматривать, как единую систему достижения главной цели – максимально возможной социальной защиты нетрудоспособных лиц.
Приведенная выше оценка разных моделей построения пенсионных систем позволяет предположить, что в сегодняшних условиях хозяйствования наиболее эффективным является смешанный тип, т.к. он позволяет, опираясь в своей основе на распределительные принципы, оптимально использовать все имеющиеся достоинства накопительных механизмов.
Пенсионный системы различных государств не смотря на их общие черты существенно отличаются, и в том числе, возрастом выхода граждан (мужчин и женщин) на пенсию.
В таблице 3 представлен возраст выхода на пенсию в различных странах мира.
Таблица 3 – Возраст выхода на пенсию в различных странах [29]
Страна
«Нормальный»
Фактический
Разница
Среднее время жизни на пенсии
«Нормальный»
Фактический
Разница
Среднее время жизни на пенсии
Мужчины
Женщины
Франция
60,5
59,1
-1,4
21,7
60,5
59,7
-0,8
26,5
Германия
65
61,8
-3,2
17
65
60,5
-4,5
20,7
Италия
59
61,1
2,1
22,8
59
58,7
-0,3
27,4
Япония
65
69,7
4,7
19,8
65
67,3
2,3
26,7
Швеция
65
66
1
17,9
65
63,6
-1,4
21,1
Великобритания
65
64,3
-0,7
16,9
60
62,1
2,1
24,5
США
66
65,5
-0,5
16,8
66
64,8
-1,2
19,3
Россия
60
54,0
-6,0
14,6
55
52,4
-2,6
24,2
По данным таблицы видно, что возраст выхода на пенсию в России из представленных стран самый низкий.
Из зарубежного опыта для российской пенсионной системы можно вынести следующие уроки:
повышение пенсионного возраста. Выравнивание пенсионного возраста для мужчин и женщин. В более долгосрочной перспективе – проведение структурных реформ, т.е. определение пенсионного возраста и других параметров в зависимости от демографической картины;
более четкое регулирование индексаций пенсий. Особенно на период повышения пенсионного возраста;
ограничение возможности досрочного выхода на пенсию. Фактический средний возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 54, в то время как официальный – 60 лет;
создание стимулов отложенного выхода на пенсию сверх повышенного пенсионного возраста;
эволюцию эффективной накопительной системы с установленными взносами для развития альтернативы НПФ институтов, дающей работникам больше возможности для выбора накопительных стратегий. Тут же можно предусмотреть возможность для работника выбирать пенсионный план между распределительной и накопительной системами.
развитие консультирования населения по пенсионным вопросам.
|