Начиная характеристику правовой базы, принципов и задач деятельнοсти Совета Безопасности ООН, отметим, что данная характеристика будет невозможной без предварительного анализа деятельности и правовой базы ООН в целом.
ООН - это универсальная международная организация, созданная в момент завершения Второй мировой войны, в условиях разгрома фашизма, благодаря совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции при решающей роли Советского Союза для объединения всех государств с целью противодействия угрозам международному миру и стабильности.
При создании ООН был учтен отрицательный опыт Лиги Наций, существовавшей в период между двумя мировыми войнами, были отброшены те антидемократические черты, которые характеризовали структуру и деятельность Лиги Наций.
Основные положения Устава ООН[1] были выработаны на конференции представителей СССР, США, Великобритании, а также Китая, состоявшейся в августе-октябре 1944 г. в Вашингтоне, в старинной городской усадьбе Думбартон-Окс. Здесь были определены название Организации, структура ее Устава, цели и принципы, вопросы правового положения органов и т.д. Но некоторые важные вопросы (о первоначальных членах Организации, о процедуре голосования в Совете Безопасности) были урегулированы позднее, на Крымской конференции руководителей трех держав.
Окончательный текст Устава был согласован на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско (апрель-июнь 1945 г.) с участием представителей 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.
Церемония подписания Устава состоялась 26 июня 1945 г. Устав подлежал ратификации подписавшими его государствами в соответствии с их конституционной процедурой. Ратификационные грамоты сдавались на хранение Правительству США, выполнявшему функцию депозитария. Предусматривалось, - что Устав вступит в силу после сдачи на хранение ратификационных грамот СССР, США, Великобританией, Китаем и Францией, т.е. государствами, получившими статус постоянных членов Совета Безопасности, и большинством других государств, подписавших Устав. Таким днем явилось 24 октября 1945 г. Дата вступления в силу Устава ООН считается днем учреждения ООН и отмечается ежегодно как День Объединенных Наций.
10 января 1946 г. в Лондоне, в Вестминстерском дворце, открылась первая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, а спустя неделю там же собрался на первое заседание Совет Безопасности ООН. 1 февраля был избран первый Генеральный секретарь ООН, им стал Трюгве Ли (Норвегия). В последующем деятельность главных органов Организации (кроме Международного Суда) проводилась преимущественно в ее штаб-квартире в Нью-Йорке.
Устав ООН состоит из преамбулы и 19 глав, охватывающих 111 статей. Неотъемлемой частью Устава ООН считается Статут Международного Суда.
В преамбуле и гл. I провозглашаются цели и принципы ООН. Глава II регламентирует вопросы членства в Организации. Последующие главы определяют структуру, компетенцию и порядок функционирования главных органов ООН (так, в гл. IV-VII говорится о правовом положении и деятельности Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности, в гл. XV - о Секретариате ООН). В Уставе имеются также главы, посвященные региональным соглашениям, международному экономическому и социальному сотрудничеству, несамоуправляющимся территориям и системе опеки[2].
Предусмотрена возможность изменения Устава. Следует отметить, что различаются поправки к Уставу (ст.108) и пересмотр Устава (ст.109). Поправки, т.е. изменения отдельных положений Устава, имеющие частный характер, принимаются Генеральной Ассамблеей ООН двумя третями голосов членов и вступают в силу для всех членов Организации после их ратификации двумя третями членов Организации, включая всех постоянных членов Совета Безопасности. Без согласия любого из постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, КНР) никакая поправка к Уставу не приобретает юридической силы.
Вместе с тем вступившие в силу поправки обязательны и для тех государств, которые либо не голосовали за ту или иную поправку, либо, проголосовав за поправку, еще не ратифицировали соответствующий документ. Генеральная Ассамблея принимала поправки к отдельным статьям Устава на XVIII, XX и XXVI сессиях в 1963, 1965 и 1971 гг. Все эти поправки связаны с расширением состава двух органов ООН: Совета Безопасности и ЭКОСОС (ст.23, 27, 61 и 109, причем ст.61 изменялась дважды).
В качестве главных органов ООН в ее Уставе названы Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, ЭКОСОС, Международный Суд, Суд по опеке, Секретариат. При необходимости возможно создание вспомогательных органов (ст.7). Главные органы ООН характеризуются особым правовым статусом, их полномочия и взаимоотношения зафиксированы в Уставе ООН. Однако и по своему правовому положению, и по реальному значению названные в Уставе главные органы далеко не равнозначны. Центральное место в системе ООН занимают Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея.
Положение Совета Безопасности определяется его функциями как органа, на который возложена "главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности" (п.1 ст.24 Устава), а потому ему приданы далеко идущие полномочия. Природа этих полномочий и вытекающие из них вопросы ответственности Совета требуют теоретического осмысления.
Международная организация как субъект международного права наделена собственной волей, отличной от воли создавших ее и входящих в нее государств, иначе организация не смогла бы принимать решения и совершать иные действия, направленные на осуществление ее функций[3].
Самым точным инструментом для исследования правовой природы Совета Безопасности, как и всей Организации Объединенных Наций, может быть теория согласования воль субъектов - как основа любого международно-правового соглашения.
Воля государств, создающих международную организацию, лежит в основе ее учредительных документов. Но с момента образования международной организации возникает ее собственная воля, которая не равнозначна воле государства. Как писала Е.А. Шибаева, необходимо различать самостоятельную волю международной организации и нельзя абсолютизировать независимость и самостоятельность ее воли, которая имеет относительно автономный характер[4].
Самостоятельная воля общей межгосударственной организации - это результат согласования (а не слияния) воль государств-членов, она существует параллельно с их волей (а не над ней) и проявляется в тех или иных действиях, осуществляемых органами организации, реализующими ее волю.
Наличие у международной организации своей воли, отличной от воли ее членов, не может противоречить юридической природе международной межгосударственной организации (в том числе природе ООН), ее качеству производного субъекта международного права, а наоборот, находится в полном соответствии с этой природой. Однако воля международной организации всегда обусловлена волеизъявлением государств-членов и в этом смысле является лишь относительно самостоятельной.
Каждое государство - член организации имеет собственные внешнеполитические цели. В процессе принятия решений в органах организации выявляется сфера соответствия интересов и целей государств и на началах компромисса происходит достижение общего согласия. Правила поведения (или норма), содержащиеся в принятом органом организации постановлении, будут содержать волю организации, однако она только относительно самостоятельна по отношению к волям государств-членов.
Относительность самостоятельности воли Совета Безопасности становится ясной при применении некоторых критериев[5]:
сохранение государствами, возложившими на Совет Безопасности обширные полномочия, контроля над осуществлением этих полномочий; каждое решение, принимаемое Советом для осуществления своих функций поддержания международного мира и безопасности, есть результат проявления воли входящих в него государств не только как членов Совета, но и каждым из них отдельно. Поименное перечисление в Уставе ООН государств, которые независимо ни от чего присутствуют в Совете всегда, лишает его состав безликости, которая ярко проявляется в органах многих международных организаций; в ООН такой безликостью наделен, например, Экономический и Социальный Совет, в котором решающее значение имеет число избранных государств, а не их персональный состав. Еще более ярко право контроля государств над решениями Совета проявляется в обязательности единогласного голосования постоянных членов. Эта тенденция усилилась в последние годы, когда постоянные члены Совета проводят неофициальные консультации, чтобы выяснить и даже согласовать взаимные позиции, прежде чем выносить тот или иной вопрос на открытое заседание и проводить по нему голосование;
сохранение за государствами полномочия на самостоятельное осуществление тех функций, которые возложены на Совет, наряду с Советом: государства обладают правом на индивидуальную или коллективную самооборону; при этом дозволения Совета на такие действия не требуется, Совет лишь должен быть поставлен в известность; решение Совета о коллективных действиях необходимо только тогда, когда потерпевшее государство не в состоянии осуществить самооборону самостоятельно, как это было с оккупированным Кувейтом в 1990 г., либо против государства, грубо нарушившего обязательство erga omnes[6], когда трудно либо невозможно обнаружить потерпевшее государство, как это было в случаях принятия Советом санкций вследствие грубого попрания прав человека или создания крупномасштабной террористической угрозы;
возможность абсолютного или частичного отозвания полномочий, возложенных на Совет; в принципе такая возможность у суверенного государства есть всегда, пока оно сохраняет свою независимость и не входит в другое государство. Такой вопрос встает всегда, когда государство решает, следует ли ему присоединиться к какой-либо международной организации или выйти из нее[7].
Таким образом, Совет Безопасности, в сущности, имеет характер инструмента, через который государства осуществляют свою волю. При этом следует подчеркнуть двойной процесс образования полномочий Совета Безопасности: государства - члены ООН сначала наделяют Совет полномочиями путем принятия Устава ООН, а затем уточняют эти полномочия каждый раз, когда встает вопрос о пресечении актов агрессии или нарушения мира.
Совет Безопасности занимает особое место в системе главных органов ООН. Государства - члены ООН для обеспечения быстрых и эффективных действий возложили на него главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и достигли согласия в том, что при исполнении обязанностей, вытекающих из этой ответственности, Совет Безопасности действует от их имени (ст.24 Устава).
В отличие от Генеральной Ассамблеи, включающей всех членов Организации, Совет Безопасности имеет ограниченный состав. Количество его членов фиксируется в Уставе ООН (ст.23), вследствие чего для изменения численного состава Совета необходимо внесение поправок в Устав.
Совет Безопасности состоит из 15 государств-членов (до 1965 г. было 11 членов), при этом имеются постоянные и непостоянные члены.
В соответствии со статьёй 23 Устава ООН постоянными членами Совета Безопасности ООН являются:
Китайская Республика (в 1971 году под давлением КНР и стран социалистического блока место Китайской Республики передано Китайской Народной Республике, фактически контролирующей большую часть территории Китая);
Франция;
Союз Советских Социалистических Республик (в 1991 году Российская Федерация приняла на себя права и обязательства бывшего Советского Союза и заняла его место в Совете Безопасности ООН);
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии;
Соединённые Штаты Америки
Решение Совета Безопасности ООН принимается только в случае, если совпадают голоса всех постоянных членов Совбеза (это положение трактуется как право вето постоянного члена Совбеза), за исключением случаев голосования по процедурным вопросам.
Непостоянные члены избираются по принципу равномерного регионального представительства. Государства-члены ООН поделены на пять групп, каждая из которых имеет определённое число мест в Совете Безопасности:
Африканская группа (54 государства) - 3 места
Азиатская группа (53 государства) - 2 места (+ 1 место постоянного члена - КНР)
Восточно-европейская группа (CEIT, 23 государства) - 1 место (+ 1 место постоянного члена - Россия)
Группа государств Латинской Америки и Карибских островов (GRULAC, 33 государства) - 2 места
Группа государств Западной Европы и прочих государств (WEOG, 28 государств) - 2 места (+ 3 места постоянных членов - США, Великобритания, Франция)
Одно место в группе государств Западной Европы и прочих государств обязательно должно предоставляться западноевропейскому государству. Представитель арабских государств поочерёдно выбирается от африканской и азиатской группы.
До 1966 года существовало другое деление на региональные группы: латиноамериканская группа (2 места), западноевропейская группа (1 место), группа Восточной Европы и Азии (1 место), ближневосточная группа (1 место), группа Содружества наций (1 место).
Непостоянные члены ООН избираются Генеральной Ассамблеей ООН сроком на два года, каждый год по одной пятёрке. Одно государство не может занимать место непостоянного члена более одного срока подряд.
Генеральная Ассамблея избирает десять других государств - членов ООН в качестве непостоянных членов Совета Безопасности (до расширения состава было шесть непостоянных членов). Эти члены избираются на двухгодичный срок, причем ежегодно подлежат переизбранию пять государств. При избрании непостоянных членов уделяется должное внимание степени участия членов Организации в поддержании международного мира и безопасности, а также справедливому географическому распределению.
Можно заметить, членство государств в Совете Безопасности ООН, в качестве непостоянных членов, весьма неравномерно. Такие государства как Бразилия и Япония были непостоянными членами Совета безопасности ООН в совокупности каждая по 20 лет, а такие государства, как например Афганистан или Науру - ни разу. Такая ситуация, вполне закономерно, вызывает серьезное недовольство "неохваченных" государств. Кроме того, крупные государства, не являющиеся постоянными членами Совета безопасности (например, Бразилия, Германия, Япония, Индия) постоянно выступают за реформирование членства в Совете безопасности. В совокупности, это свидетельствует о необходимости реформирования структуры Совета Безопасности ООН, с учетом новых политических и экономических реалий современного мира.
В соответствии со ст.43 Устава все члены ООН обязаны предоставлять по требованию Совета Безопасности на установленный период необходимые национальные вооруженные силы в его распоряжение, а также иную необходимую помощь. Предоставление вооруженных сил должно осуществляться на основании особых соглашений между Советом Безопасности и соответствующими государствами. Соглашения фиксируют численность и род войск, их дислокацию, характер предоставляемых средств обслуживания.
Важное место в деятельности Совета Безопасности в современных условиях занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Правовая конструкция представляет собой социальную надстройку, базис которой – правовое понимание характерное для конкретного общества.
Полномочия Совета Безопасности не затрагивают, согласно ст.51, неотъемлемого права государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер.
Совет Безопасности является постоянно действующим органом и организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя.
Каждый член Совета Безопасности имеет один голос. Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом (п.3 ст.27) для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса девяти членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается. Такое исключительное право постоянных членов Совета называется правом вето. Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное девятью членами, считается принятым.
Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности принимает три вида резолюций:
1) рекомендации или решения в адрес других органов ООН или в собственный адрес, например рекомендации Генеральной Ассамблее или решение о создании собственного вспомогательного органа по ст.29 Устава;
2) рекомендации государствам - членам ООН, например, по ст.40;
3) решения в адрес государств-членов, например, по ст.41, 42; сюда же следует отнести не предусмотренные Уставом, так называемые правотворческие резолюции, порождающие общие обязательства для государств-членов.
За время своей деятельности ООН приняла ряд важных и полезных резолюций, прежде всего в области разоружения и укрепления международной безопасности.
Среди них:
резолюции о принципах, определяющих общее регулирование и сокращение вооружений (1946);
о выдаче и наказании военных преступников (1946);
о мерах против пропаганды новой войны (1947);
о мерах по установлению и укреплению мирных и добрососедских отношений между государствами (1957 и 1958);
о всеобщем и полном разоружении (1959);
Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета (1965);
Декларация об укреплении международной безопасности (1970);
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970);
резолюции в пользу созыва Всемирной конференции по разоружению (1971-73);
резолюция о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия (1972);
и др.
Резолюции Совета Безопасности создают обязательства для всех государств, причем нужно напомнить, что не только для членов ООН в силу ст.25[8], но и для тех, кто не является членами, в силу п.6 ст.2[9]. Однако непосредственное участие в формировании обязательства принимают не все члены Организации, а только члены Совета, при этом решающее значение имеет воля постоянных членов. Значит, в отдельной норме, создаваемой Советом Безопасности, отражена согласованная или совпадающая воля членов Совета.
В литературе высказываются разные мнения относительно того, к какому источнику международного права можно приравнять обязывающие резолюции Совета Безопасности. В англоязычной литературе довольно популярно мнение о том, что эти резолюции правомерно приравнивать к договору - правоприменительному или правообразующему.
Есть также мнение о том, что такое приравнивание неправомерно, поскольку выражение согласия государств на те обязательства, которые будут созданы Советом, не прямое, а опосредованное полномочиями Совета Безопасности[10]. Такой путь формирования международных обязательств не является и обычно-правовым.
Как бы то ни было, обязательство, закрепленное в резолюции, ничем не отличается от любого другого международного обязательства, будь оно закреплено в договоре или в правовой норме. Последствия возникновения такого обязательства те же: обязательность исполнения и ответственность за неисполнение. Поэтому нельзя согласиться с теми авторами, которые считают, что резолюции Совета Безопасности должны подчиняться иному правовому режиму, нежели международные договоры или правовые нормы.
[1] Устав Организации Объединенных Наций. Подписан 26 июня 1945 года в Сан-Франциско. Вступил в силу 24 октября 1945 года.
[2] Снегина С.Н. Новое в деятельности ООН по поддержанию мира // Институт социально-экономических и правовых наук, Академия наук Республики Татарстан. Теоретико-методологическое обеспечение социально-экономического, правового и политического развития РТ. Научные труды сотрудников, аспирантов и соискателей.Т. ХХ. - Казань: Фэн, 2010. - С. 266
[3] См.: Лукашук И.И. Право международных организаций // Международное право. - М., 2009.С. 94-95;
[4] Шибаева Е.А. Право международных организаций. - М.: Наука, 2011. - С. 34.
[5] Sarooshi D. International Organizations and their Exercise of Sovereign Powers. Oxford, 2011.
[6] Относительно всех.
[7] См.: Jackson J. The Great 1994 Sovereignty Debate: United States Acceptance and Implementation of the Uruguay Round Results//36 Columbia Journal of Transnational Law, 1998. P. 172.
[8] «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их».
[9] «Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности».
[10] Papastavridis E. Interpretation of Security Council Resolutions under Chapter VII in the Aftermath of the Iraqi Crisis // ICLQ 56 1 (83),1 January 2007.
|